«Да я ее одним махом» - думал я, наивно полагая, что ничего сложнее «марио» в природе не существует. За отведенные «первоклассные» каникулы можно было бы пройти очень много игр – хороших и разных. Но всю неделю мне пришлось пробиваться сквозь толпу летучих мышей и «водяных», причем два раза – сначала, собственно, чтобы пройти игру, затем – показательно, для демонстрации друзьям финального босса. Может быть, они бы подсказали, как надо лупить его вторую форму?..

Castlevania.

Кто я?

[​IMG] [​IMG]

Причудливое наименование этой игры сложилось благодаря логичному соединению двух слов, неизменно ассоциирующихся с вампирами: Castle – стало быть, замок – и Transylvania – в переводе, думаю, не нуждается. Оригинальная японская версия, правда, называется менее понятно - Akumajo Dracula, что в переводе означает Demon Castle Dracula. Маркетологи, должно быть, сознательно пошли на «упрощение» названия, дабы не отпугивать игроков, погруженных в лаконичные «зельды» и «метроиды», громоздким названием. Вообще, *чего-нибудь* поменять в названии игры или имени какого-нибудь персонажа – любимое занятие японцев (вспомните хотя бы названия Final Fantasy, выходивших в Европе, и сравните их с оригинальными). Апогея такой подход достиг, на мой взгляд, относительно недавно: с выходом Lament of Innocence на PS2, европейская коробка с которым подписана исключительно лаконичным «Castlevania». Ну, не суть.

Темные силы в конце XVII века объединили свои усилия и стараются воспрепятствовать силам добра уничтожить князя тьмы, легендарного вампира Дракулу, который в очередной раз, по расписанию, восстал из мертвых. Прознав об этом, представитель великого клана вампироборцев Симон Бельмонт берет свой верный… нет, не меч, не осиновый кол и даже не авоську с чесноком – хлыст! – и отправляется рубить нежить. «Это откуда ты всё это узнал?» - спросит меня недоверчивый читатель, просматривая незатейливое «интро», демонстрирующее Симона, входящего во владения тьмы. Верно, мой проницательный друг, ты всё правильно понял: игра не утруждает себя какими-либо пояснениями. То, в каком году происходит дело, что, собственно, случилось и почему именно Бельмонт должен был грохнуть Дракулу, лично я узнал много позже середины 90-х, когда я безуспешно штурмовал финального игрового босса. Бедные игроки середины 80-х, – а именно тогда вышла игра, – им было еще тяжелее, ведь на тот момент в природе не существовало многочисленных сиквелов, приквелов и неканонических частей знаменитого сериала от Konami. Хотя кто его знает, может, на Западе или в Японии, откуда родом эта игра, в ходу и были какие-нибудь буклеты или хотя бы упаковки для картриджей с краткими аннотациями, но отечественные денди-пираты, естественно, ничем подобным во времена нашего с вами счастливого детства себя не утруждали, а Castlevania была всего лишь *очередным* платформером с «многоигровки» – весьма ценного товара среди молодежи младшего дошкольного возраста.

Где я?

[​IMG] [​IMG]

Внешне игра весьма выгодно отличается от своих товарищей по жанру. Располагая, прямо скажем, не самыми обширными возможностями не самой продвинутой приставки под названием NES, Konami умудрилась создать замок, который выглядит как замок, а не как, скажем, набор квадратиков, из которых выпадают палочки. Секретов в этом замке – навалом. Помимо того, что за любым канделябром может быть припрятан мощный цеп – замена хлысту, так опрометчиво выбранному Бельмонтом, – или определенная сумма денег, которая в этом замке, на первый взгляд, никому не нужна, потому как в вампирской лавке выходной день, там еще можно найти «второстепенное» оружие – весьма веский довод в борьбе не только с боссами уровней, но и с самим Дракулой. Нет, вот интересно, зачем упырь спрятал у себя в замке крест?..

Есть и менее очевидные вещи вроде курицы, извлеченной из разбитой стены (интерактивность!), которая подлатает весьма пораненного Симона. Особенно порадовали местные секреты из разряда «постой на этой платформе сколько-нибудь секунд, и, может быть, справа вылезет сундук с золотом». Или корона. Или еще что. «Да зачем нужно это золото?» - спросит раздраженный читатель. Правильно, в первой Castlevania на NES покупать нечего и не у кого: золото обменивается на очки, а десятки тысяч очков конвертируются в «жизни» - попытки пройти очередной этап с *его* начала, а не с начала уровня, куда нас дружелюбно отправляет выбор варианта «continue» после исчерпания последней попытки.

А жизни нам ой как пригодятся: пьет кровушку тут не только и даже не столько сам Дракула – проблем хватает без него. Примитивные привидения или «живые» доспехи (а может, это рыцари такие?) особых проблем не доставляют. Неприятности начинаются, честно говоря, с самого начала: летучие мыши, кошки, головы медуз и водяные, выпрыгивающие из лужи неизвестной глубины в подвале замка, – все эти твари двигаются по неприятным траекториям, а последние так еще и стреляют всяческой гадостью. Страшно сказать, какие препятствия чинят товарищи ближе к финальному - шестому - игровому уровню.

Как так?

[​IMG] [​IMG]

Проблемы у Castlevania есть, причем даже у изначального - «нинтендовского» - варианта. Бельмонт, задетый противником, как правило, отлетает на какое-то расстояние в сторону – как следствие, прыжки по платформам над пропастью, вокруг которых летают головы медуз, превращаются в настоящее испытание нервов и координации движения. Пусть вас не вводит в заблуждение кажущаяся легкость, с которой фанаты с отечественного фан-сайта расправляются со всеми боссами за считанные секунды, – до такого мастерства среднестатистическому игроку придется не раз и не два попытаться забить хотя бы первого босса – гигантскую летучую мышь. Со сложностью, которая растет с пугающей скоростью, тут все *в порядке*. С управлением есть проблемы: Симон, как всякий нормальный человек, прыгнув, уже не может лавировать между толпами врагов и платформ, будто он не на метр вверх подпрыгнул, а вывалился из самолета с высоты в километр, а потому весьма прямолинейно падает туда, куда положено, и никакие вопли, удары по крестовине или клавиатуре не свернут его с предначертанного пути. Чтобы не было мучительно больно, надо продумывать каждый прыжок заранее, потому что один неверный шаг почти наверняка приведет вас к началу этапа, если не уровня.

Почему же всё же версия для NES (и скриншоты, кстати, также из нее)? Ну, во-первых, потому, что на этой платформе игра вышла раньше всех. А во-вторых - ее многочисленные порты по той или иной причине особого внимания не заслуживают. Амижная версия, правда, отличается приятной графикой, но, судя по отзывам тех, кто в нее играл, на лицо определенные проблемы с управлением. PC в ряду портов занимает далеко не первое и даже не второе место: странные железно-звуковые предпочтения авторов порта оставляют большинству обладателей PC исключительно PC-speaker в качестве главного вещателя идей Castlevania в эфир (что вряд ли является главной проблемой ПК-версии). Идеи эти мелким злодеем извращаются до такой степени, что некоторые фанаты оригинала едва ли могут узнать знаменитые мелодии, которые стали визитной карточкой серии и не раз встречались в дальнейших играх, посвященных похождениям Бельмонтов.

Запаситесь терпением и запасной парой рук: после того, как вы в кровь разобьете свои основные кулаки, в бешенстве отмечая очередное падение в пропасть, они вам очень пригодятся. Я не могу сказать с уверенностью, что именно поражало игроков тогда, в 80-е, но точно могу сказать, что первая Castlevania отличается от своих многочисленных собратьев по жанру мрачной атмосферой, великолепной музыкой и увлекательным игровым процессом. Игра не затянута, но едва ли вы ее одолеете с наскока. А если и одолеете, то вас впереди ждет еще огромное количество игр серии, которая переживала множество взлетов и падений, но об этом как-нибудь в другой раз, ведь приключения самого Симона после смерти Дракулы еще только начинаются.


Автор: katarn
Дата: 17.06.2009