Вступление.

Русский экшен. Бессмысленный и беспощадный. Сколько раз мы ждали от отечественных (читай: постсоветских) разработчиков откровений, а потом горько плевали на пол, клеймя себя за то, что нас опять обманули. Вы помните, как рекламировали "Kreed" до выхода? Как все ждали отечественный ответ "Doom 3", а получили… А получили "Kreed"… Про печально известный "Бумер" не хочется даже вспоминать, особенно с учётом того, что в него мне довелось лично поиграть задолго до появления у меня Интернета и обзоров Мэддисона… Разработчики "Метро-2" и "You are EMPTY" обещали выпустить отличные шутеры и порадовать именно постсоветских геймеров, но и тут что-то пошло не так. Увы, игры потонули под гнётом сверх ожиданий и персональных проблем – плохой левел-дизайн, нестабильная оптимизация, однообразие геймплея. А потом грянул "S.T.A.L.K.E.R." Люди вновь поверили в игропром, разработчики воспрянули духом, с двойным энтузиазмом принявшись доделывать свои проекты. В частности, в 2008 году Orion Games, авторы уже упомянутого "Метро-2", выпустили свою новую игру "Чёрная метка". У неё была сдержанная рекламная кампания, литературная основа и… Ольга Бузова как один из двигателей сюжета в игре. Могло ли что-то осмысленное получиться из такого проекта? Давайте попробуем разобраться!

Еле бегущий человек.

Рассказывая про "Чёрную метку" принято сразу же вспоминать про "Manhunt" и "Condemned". И хоть я не люблю таких банальностей, увы, без сравнений никуда, ибо влияние обеих игр не скрывалось, кажется, даже разработчиками. От "Manhunt" игра взяла безумный дизайн охотников и идею реалити снафф-шоу, от "Condemned" – базовую механику и злых бомжей. В целом микс получился своеобразным, но жизнеспособным, несмотря на то что разработчики явно ленились.

Местами игра выглядит очень красивой и атмосферной, да и ассоциации с другими, более известными проектами мгновенно всплывают в памяти

За что мы любим жестокое детище Rockstar? Первое, что приходит в голову, – добивания жертв и зашкаливающий уровень насилия. Каждое оружие в руке даёт разный результат, сопровождаемый литрами кровищи и децибелами агонии жертвы! А что у нас в "Чёрной метке"? Предположим, у вас в руках труба. Вы подкрадываетесь к жертве, нажимаете кнопку атаки. Главный герой хватает вражину за горло трубой и сворачивает шею. Ок, допустим. Взяли вы топор. Подкрадываетесь, атакуете, – ГГ делает то же самое! И с ломом так, и с гвоздодёром! Даже с мачете атака похожая, только звук явно указывает, что фатальным стал не перелом шеи, а вскрытие горла. Где разнообразие? Где садистское удовольствие? Ну, ок, вы не всемирно известный разработчик-мультимиллионер, боитесь судебных исков от чувствительных персон и избегаете ультранасилия, но можно было бы хоть разные атаки для каждого оружия сделать? К тому же это было бы в разы логичней, если вспомнить, какая основная профессия у нашего протагониста.

Главный герой собственной персоной
Начнём с того, что за основу игры взято одноимённое произведение Андрея Дашкова. Про первоисточник я кратенько расскажу в конце, саму же игру буду рассматривать исключительно как самостоятельное произведение. Хотя литературная основа в игре просматривается, нам на пути встречается куча текстовых файлов, теле- и радиопередач, а комиксы между уровнями довольно интересны, объёмны и служат отличной связкой между локациями, но, парадоксально, это заслуга исключительно разработчиков игры, а не автора рассказа.

Время действия – недалёкое будущее. Совсем недалёкое, 2020 год. Но, как известно, если сюжет опережает реальность даже на один день, то ничего хорошего ждать не приходится. Главный герой – обычный веб-дизайнер, подрабатывающий фрилансом. Живёт в России, где после определённых терактов последовала серьёзная переоценка основ морали, гуманизма и общества. На радость многим интеллектуально одарённым гражданам "Дом-2" закрыт или не существовал вовсе, на горе им же открыто совсем другое реалити-шоу, чьим участником может стать абсолютно любой гражданин и из-за которого впору молить о возвращении шоу про глупых человечков, строящих то, что, по их мнению, является любовью. На смену высоким чувствам пришла обычная ненависть, и теперь в мире гуляет инфицированная, чтобы нельзя было просто так выбросить, "Чёрная метка", за обладателем которой по пятам следуют Охотники. Цель жертвы – найти, кому передать метку и её проклятье, или умереть самому.

Иногда авторы показывают довольно тонкое чувство юмора и самоиронии
Наш главный герой, Николай Камолов, похоже, родился под несчастливой звездой, ибо он – последняя жертва сезона, а это значит обречение на смерть, ведь передать метку не получится по правилам. Однако Коля перед лицом смерти открывает в себе латентного Шварценеггера и после звонка неизвестного доброжелателя, представившегося просто В, отправляется на улицу ломать шеи топорами противникам направо и налево, надеясь, что ему смогут помочь местные оппозиционеры – организация "Антиметка". Именно к ней неторопливой рысцой и начинает движение ГГ.

Here's Kolya
Наш классический "компьютерщик", как выясняется в игре, находится в весьма неплохой физической форме – бегает, конечно, весьма неторопливо, прыгать отказывается наотрез, присаживаться на корточки тоже считает ниже своего достоинства (если только пролезть куда не надо - тогда, так и быть, согнёт колени), но при этом в несколько ударов любым оружием способен убить человека, мастерски умеет ломать шеи, спокойно стреляет из огнестрельного оружия и абсолютно не чувствует моральных угрызений за отнятие жизни. Не, ну они же первые полезли, правильно? В общем, наш фрилансер вовсе не компьютерный заморыш: в таком мире без подготовки – никуда.

Уровень внимательности - Охотник "Чёрной метки"

Ты будешь страдать.

А что насчёт самой игры? Лучшая характеристика для неё – "на любителя". В ней есть неплохая атмосфера, сюжет вызывает интерес, есть вызов и минимальная, но всё же вариативность действий, отлично подходящий саундтрек, симпатичная графика. Плохо то, что во всех аспектах авторы умудрились напортачить. То есть вообще во всех.

Атмосфера немного рваная. Вспомните те же "Condemned" и "Manhunt" – игры от и до воспринималась единым целым произведением. Здесь же уровни радуют разнообразием, и они связаны между собой логически и сюжетно, но вот вместе они оставляют смешанные чувства. Плюс изредка бывают моменты, которые вызывают недоумение. Вот, например, вы по сюжету спускаетесь в туннель, но проваливаетесь в него и напарываетесь на банду людоедов. Видимо, разработчики решили, что одних Охотников мало, надо добавить ещё и каннибалов. И ладно, я готов поверить в кучку людей, ушедших под землю от внешнего мира и потерявших человеческий облик (хотя в этом мире человеческого облика в общепринятом понимании просто нет), но им пытались придумать мотивацию их действий, что вызвало больше вопросов, чем ответов. Если не бежать сломя голову по сюжету, то можно услышать монолог, мол есть нечего, так что едим людей, а чуть позже и диалог двух людоедов, где один жалуется другому, что крысу сырую съел с голодухи. И всё бы ничего, даже логично, если бы не одно "но" – разработчики по всему обиталищу людоедов расставили полные ящики картошки! Мгновенно рушится вся навязываемая драма их голодного существования – едят людей, потому что любят и могут это себе позволить, вот и всё. Хотя опять же - может, так и было задумано, чтобы показать всю гнилость людей в этой реальности.

Пятьдесят оттенков бомжей
Технологически игра звёзд с неба не хватает, но и плеваться особенно не хочется. Но проблемы с оптимизацией и здесь актуальны, даже сейчас в некоторых моментах FPS ощутимо проседает, благо это бывает крайне редко. А вот за что точно стоит поругать - так это за механику боя. Охотники вовсе не всегда реагируют на ваши атаки; не всегда понимаешь, нанесён удар или нет; единственная действенная тактика боя – классический hit & run. Особо заметных отличий между разным оружием ближнего боя нет, из-за этого процесс истребления врагов быстро приедается, а ведь именно ближний бой - основа геймплея! Тут разработчики откровенно схалтурили.

Стелс невнятен; сложно сходу сказать, где теневая зона, а где нет. Порой можно встать в двух шагах от свечки и наслаждаться индикатором невидимости, а иногда посреди тёмного коридора тебя видят без всяких приборов ночного видения и фонариков. Очень быстро приходишь к идее, что противников проще и быстрее забить в открытом бою, чем ныкаться по углам.

А сейчас будет назван главный недостаток. Знаете, есть такие игры, которые заставляют вас страдать в одном из своих элементов. Иногда случайно, иногда специально, - не суть важно. Не знаешь, куда пойти, – страдаешь. Умираешь каждые две минуты – страдаешь. Не решается головоломка – страдаешь. "Чёрная метка" заставляет страдать сильнее их всех вместе взятых только лишь одной... Озвучкой!

Да, именно пресловутая Ольга Бузова портит всё по максимуму. НИ ОДИН элемент игры не настолько плох, как это недоразумение. И она ведь не только голосом "почтила" игру, она почтила её всем телом! Включив телевизор на любом уровне, увидишь её с отчётом о том, что ты уже сделал, и иногда с краткими спойлерами уровня. Но насколько же это ужасно, вы не представляете… Помните озвучку "от профессиональных программистов"? Так вот, она просто восхитительна по сравнению с Бузовскими репликами! Я не шучу и не преувеличиваю – всё НАСТОЛЬКО плохо. Никогда, ни в одной игре я не встречал настолько плохо записанных реплик! НИ-КОГ-ДА! Она заикается, она шумно втягивает воздух перед фразой (как школьник, забывший перед учителем строчку стиха), она не может даже держать эмоции, хотя у её персонажа эмоция ВСЕГО ОДНА – тупая телевизионная радость, по типу той, что всегда присутствует в телевикторинах "составьте из букв "ЛХО" слово, позвоните нам и выиграйте 7 тысяч рублей"!

Я не знаю, как можно было запороть настолько простую задачу, я не понимаю, почему её вообще позвали (причём спорить готов – без кастинга), - неужели разработчики рассчитывали, что фанаты "Дома-2" побегут за игрой? Я просто надеюсь, что человека, который решил позвать в эту игру Бузову, навсегда отлучили от мирового геймдева. Такие "специалисты" даже "Три-в-ряд" для смартфонов делать не должны. Озвучка Охотников также иногда вызывает раздражение, в основном дикими визгами, но с Бузовой не сравнится ничто. Это настолько плохо и фальшиво, что даже в современных отечественных фильмах, существующих только для того, чтобы попасть в язвительные youtube-обзоры, редко встретишь настолько же ужасную актёрскую игру.

Страшно подумать, чем каннибалам в подземелье может быть полезен якорь
Что мертво – умереть не может?

Ну вот примерно такие эмоции у меня оставила "Чёрная метка". Но, подводя итоги, игра плохая или хорошая? Знаете, хоть и принято клеймить русские экшены позором от и до, ведь действительно есть за что, - но вот "Чёрную метку" я ругать хочу меньше всего. Я играл в неё раньше, примерно когда она только вышла, я купил её в составе сборника "Бука 20 лет", а потом даже нашёл её на отдельном диске (в сборнике была только цифровая версия) и купил её в коллекцию отдельно. Зачем? Да потому что мне она понравилась.

Внимательные игроки заметят кучу пасхалок, секретов и отсылок
Да, именно так – мне понравилась эта игра. "ЧМ" геймплейно однообразная, предсказуемая, с вечной проблемой наших игр в левел-дизайне, сюжете и иногда логике, но её хочется пройти. Теряя литры крови через уши, я слушаю комментарии Бузовой и мысленно посылаю лучи "любви" тому, кто додумался её позвать. Я снова и снова убиваю врагов со спины и в открытом бою, позёвывая от однообразия боёв и ругаясь на изъяны хитбоксов. Я смотрю загрузку уровней и гадаю – а не тот ли это художник, что рисовал комиксы в "Мести боксёра"? Но мне действительно было интересно узнать, какой уровень следующий, а садистское удовольствие от забития очередного Охотника нет-нет да и вызывало маньячью ухмылку на лице.

Игра "Найди Охотника"
Стоит ли играть в "Чёрную метку"? Оставлю этот вопрос без ответа. Игру есть за что ругать (Бузова, брррр), есть за что ненавидеть (Бузова, аргх), есть куча вещей, которая всеми силами отталкивает от неё (Ольга, чтоб она здорова была, Бузова), - но глянуть её стоит. Игра полностью раскрывается, по сути, за два первых уровня – дальше будет всё то же самое, но в других декорациях. Но - не знаю почему - в неё хочется играть, даже если знаешь, чем всё закончится. Более того – зная финал, играть становится ещё интересней, поскольку ты начинаешь подмечать маленькие нюансики, которые без этого знания остались бы незамеченными.

Хоть действие игры и происходит в альтернативной реальности, авторы оставляют кучу намёков, что она не так уж и сильно отличается от нашей. Если вообще отличается...
Незадолго до того как я прошёл игру, я ознакомился с самим рассказом Дашкова. И, знаете… Игра лучше. Честно. В ней интереснее сюжет, он в целом последовательнее и логичнее, выкинута вся пошлость, в которую периодически вляпывался автор рассказа, да и вообще игра вышла атмосфернее в разы, вызывает больше вопросов о морали, заставляет задуматься о человечности, в то время как книга в лоб заявляет: спойлер.

Игра оставила после себя весьма приятные впечатления, хоть и повторила ошибку того же "Manhunt", скатившись в конце в классический beat'em up, а потом и вовсе в неудачный шутер. Однако игра оказалась настолько короткой, что даже не успеваешь толком разозлиться на авторов за это. А вот уровень с офисами попортил немало крови своими тупиковыми локациями и чаще, чем на любом другом уровне, всплывающим вопросом "Куда мне идти?!" Впрочем, это спокойно можно списать на мою невнимательность.

А завершу я обзор небольшим креативом, подражанием Блоку собственного сочинения. По-моему, если игра вызывает хоть малейший всплеск творческой активности, она уже достойна внимания.

Ночь. Улица. Топор. Подъезды.
Мерцающий и тусклый свет.
Беги ещё хоть двое суток -
Исход один. Тебя уж нет.

Умрёшь – начнут опять, сначала.
Ведь любят люди сериал,
Где убивают их соседей
Пока самих рок не достал…

Коль вас пометят - то прощайтесь.
Нигде не скрыться от судьбы.
Ночь. Улица. Топор. Подъезды.
Сегодня - он, а завтра – ты…

Автор: Maniac99
Дата: 20.01.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей