Благодаря непрестанным усилиям работников инди-сцены и щедрым вливаниям со стороны Kickstarter’а, метроидвании на PC представлены нынче довольно богато. Пытаясь превзойти друг друга в оригинальности и сказать новое слово в немолодом уже поджанре, разработчики отважно исследуют разнообразные сеттинги и темы, так что к сегодняшнему дню корифеи бродилок-платформеров успели побывать на летающих островах в Cave Story, посетить параллельные миры в Axiom Verge, заглянуть в глубины океана в Aquaria, повоевать с классическими фэнтезийными монстрами в UnEpic, сказать веское «Нет!» армиям инопланетного вторжения в Iji, примерить на себя личину киборга в Ghost 1.0 и переделать много других полезных дел. Оценив ситуацию, команда Team Cherry подумала-подумала, да и решила обойтись темой гораздо более «приземлённой» и под микроскопом рассмотреть... жизнь насекомых. А собранные краудфандингом средства ей в этом помогли. И следует признать, что результат искренне обрадует не только закоренелых энтомологов. А почему? Давайте разберёмся.

Надо сказать, тема жуков в компьютерных играх не то чтобы уж совсем не исследована, но и обилием оказанного внимания похвастаться не может. Да, была восхитительная Evolva, создатели которой, замышляя своих инопланетян, явно вдохновлялись членистоногими. Да, был Excalibug, упоминание которого вызывает сейчас у многих игроков разве что удивлённое «А что это?» Но по большей части всевозможным жучкам-паучкам отводится всё-таки обидная роль антагонистов и «страшилок из-за угла», причём даже не самых выдающихся. А что, если попробовать всё же пойти от обратного? «Фи, но я не люблю насекомых! Мерзкие они», – может подумать неискушённый читатель. Где-то, наверное, это утверждение и будет верным, но только не в Hollow Knight! Достаточно бегло взглянуть на скриншоты, а ещё лучше – посмотреть на всё действо в динамике, и мигом понимаешь, насколько героические усилия приложили художники Team Cherry, чтобы произвести приятное впечатление. Выбранный стиль исполнения немного «мультяшный», но исключительно в хорошем смысле, так что даже самый распоследний второстепенный персонаж обрёл неповторимость и мгновенно узнаётся по внешнему облику. А уж не проникнуться симпатией к главному герою просто невозможно – только посмотрите на эти милые торчащие рожки, на слегка развевающийся плащ-накидку, плавную анимацию движений... Да что там говорить – каждая мельчайшая деталь игры буквально дышит качеством, и заметно это с первых же минут после запуска. Мерно колыхающиеся на ветру травинки сначала трепещут при нашем приближении, затем разлетаются в стороны в ярко-белой крестообразной вспышке, оставленной молниеносным лезвием. Каменные выступы – испокон веков неизменные участники любого платформера – оставляют вокруг себя эфемерные облачка пыли, реагируя на приземление нашего безымянного персонажа. Яростно сопит, оглядываясь по сторонам, один из более крупных представителей царства насекомых, прежде чем поведать свою историю. А вдали, покрытые лёгкой размытой дымкой, летают по законам parallax scrolling’а новые, пока ещё неизвестные твари, похожие то ли на гигантских стрекоз, то ли на воздухоплавающих скатов...


Эта восхитительная картина, на которую явно не пожалели ни усилий, ни бюджета, – первое, что захватывает внимание игрока в Hollow Knight. Даже сейчас, проведя в мире игры немало времени, я не перестаю ей удивляться. Да, есть игры красивые, есть игры технологичные... Но таких, как Hollow Knight, где каждая мельчайшая частичка нарисована заботливой рукой опытного художника, – единицы, и все они – на вес золота. Местные красоты на ура справляются со своей главной задачей – возбудить интерес, заставить играть дальше, и за это им огромное спасибо – потому что поиграть тоже есть во что. Об этом и поговорим.

Под стать Cave Story начинаем мы в глухой пещере недалеко от почти столь же пустынного поселения. Немного освоившись с управлением и как следует напрыгавшись по уступам, видим и первые приметы вездесущего «лора» – камни, исписанные посланиями к новоприбывшим. А выбравшись наружу, встречаем и первого нейтрального NPC – старца неизвестной породы, поясняющего, что поселение Dirtmouth, в котором мы оказались, расположено над безразмерными подземными руинами древнего королевства Hallownest, давно уже ставшего целью приключенцев со всех концов света, желающих разбогатеть на захороненных внутри богатствах. Естественно, за годы после падения королевства оно успело наполниться и древними проклятьями, и просто голодными и злыми существами, которые с радостью полакомятся проходящей мимо «жучатиной». Благо под рукой у нас верный гвоздь-заточка, которым немой протагонист размахивает не хуже настоящей рапиры. Наслушавшись советов деревенского старика, прыгаем вниз и принимаемся за дело...


Мир Hollow Knight построен по принципу классических метроидваний: есть несколько огромных локаций, исследовать которые можно почти в произвольном порядке, помня лишь о том, что далеко не все их комнаты и закоулки доступны прямо сразу. Чтобы попасть в наиболее потаённые уголки, придётся для начала разыскать апгрейды для собственного движения. Hollow Knight порадует ветеранов стандартным джентльменским набором: двойной прыжок, близкий и дальний рывок-dash, возможность плавать и проходить кое-какие недоступные сначала барьеры. Особо оригинальных новинок, как, например, радиоуправляемого дрона из Axiom Verge, на этот раз не завезли, но и без них есть чем заняться, потому как игра сразу берёт крутой оборот и заставляет работать даже над такой банальной вещью, как получение карты местности. Рисовать самостоятельно наш герой не умеет, поэтому, чтобы видеть собственное расположение, придётся сперва отыскать на каждой локации любознательного картографа, а затем до кучи купить в его же магазине и компас, иначе искать себя на уже приобретённой карте придётся исключительно по памяти.

А карты в игре ой как нужны, потому что локации легко дадут фору большинству других соратников по жанру. На первоначальное ознакомление с каждой легко уйдёт до нескольких часов, а общее количество «районов» и окрестностей Hallownest’а – добрых полтора десятка. И это без учёта того, что во многие из них придётся возвращаться не раз и не два, находя очередной жизненно важный апгрейд и проникая во всё новые и новые местечки. В общем, готовьтесь к тому, что бродить придётся долго, и под конец приключения вы наверняка будете ощущать себя в подземном царстве как у себя дома.


Впрочем, чувство это, если и возникнет, длиться будет недолго, потому что на пути отважного исследователя становится без малого полторы сотни видов противников – само собой, тоже насекомых. И буду откровенным, изучать их повадки – сущее удовольствие. Hollow Knight не использует дешёвых трюков вроде случайных атак, хаотичного поведения и непредсказуемых ловушек. Каждый встреченный враг, от несчастной мошки до хитроумной помеси богомола со слизнем, обладает собственными узнаваемыми привычками и нападает на вас, руководствуясь своим строгим сводом правил. И это далеко не значит, что расправляться с монстрами будет легко, – совсем наоборот. Чтобы преуспеть в Hollow Knight, от вас потребуются выдержка, спокойствие и скорость реакции. Потому что атака в лоб, скорее всего, приведёт лишь к преждевременной кончине, и драться нужно грамотно, выжидая, когда враг допустит ошибку и на долю секунды раскроется. Да и вообще - Hollow Knight хоть и начинается вполне безобидно, но тяготеет скорее к высокой сложности, особенно когда дело доходит до боссов, так что запасайтесь терпением заранее. Это, конечно, не уровень Rabi-Ribi, где каждый поединок напоминает лютый bullet hell, но и не прогулка по парку – взять очередного гада нахрапом просто не получится.

Впрочем, и мы не лыком шиты, и совсем скоро в руках игрока появляются первые Charms – значки, найдя и экипировав которые герой приобретает новые способности, зачастую в корне меняющие стиль игры. Начинается всё довольно просто: бонусные жизни, более высокая дистанция атаки, неуязвимость после пропущенного удара; но стоит поиграть чуть подольше, как и значки становятся изощрённее – например, создание маленьких летающих копий героя, которые самостоятельно атакуют противников, оказавшихся в их поле зрения. Или усиление мощности атаки при условии, что вы находитесь «на последнем издыхании», то есть всего за один удар до гибели. Присутствует и своеобразная система магии – каждый удар по противнику пополняет запас «духа» протагониста. Сей ресурс можно направить на собственное исцеление либо потратить на одно из боевых заклинаний различной степени полезности. И предусмотрен даже ряд значков, помогающих извлекать из супостатов больше ценной энергии и различным образом усиливающих её свойства, что не может не порадовать тех, кто всегда мечтал отыграть боевого жука-чародея.


Впрочем, как умело ни играй, а умирать, скорее всего, всё равно придётся. И если только вы не находитесь в режиме «необратимой смерти» (который в игре, на радость хардкорщикам, тоже есть), то воскреснете на ближайшей скамейке – местной точке сохранения - и обнаружите, что накопленные за время путешествия богатства, а также треть максимального запаса духа куда-то исчезли. Чтобы восстановить потерю, придётся разыскать место собственного упокоения и одолеть оставшуюся от вашего трупа тень. Если спасательная экспедиция обернётся провалом и ещё одной преждевременной гибелью – прощайте, денежки. Этакий реверанс в сторону Dark Souls.

Несмотря на то что при должном умении добраться до финала можно очень быстро, игра под завязку забита контентом. Среднее время на «полное» прохождение, если верить отчётам Steam’а, составляет 35-40 часов. А причина тому – наличие нескольких концовок с различной степенью сложности достижения. Видимо, следуя по стопам всё тех же Dark Souls, Hollow Knight не балует игрока информацией о мире и не торопится пояснять происходящее – а тайн вокруг, что уж там, хватает. Первая же локация встречает нас громадным храмом с запертым входом, разгадать предназначение которого ой как непросто. А разбросанные повсюду отсылки к истории Hallownest не только не разъясняют ситуацию, но лишь усиливают атмосферу тайны. Чтобы во всём этом разобраться, придётся подойти к исследованию катакомб со всей ответственностью. И здесь игра себя уже не сдерживает – если начальные локации под силу одолеть и человеку, впервые взявшему в руки джойстик, то конец способен вызвать прямые ассоциации с платформингом Super Meat Boy и N+. Не отстают и боссы – часть из них имеет повторные бои (обусловленные сюжетом, что делает их ещё интереснее), и, чтобы преодолеть такие матчи-реванши, порой приходится два-три часа перебирать комбинации значков и запоминать всё более мудрёные алгоритмы действий противников. Неравномерная сложность – один из главных поводов для жалоб игроков, многие из которых, плюнув, так и не прошли игру до конца. Им остаётся только посочувствовать, потому что полная драматизма развязка того стоит. Впрочем, мы уже и так вплотную приблизились к зоне спойлеров, так что лучше на этом и закончить.


Если попытаться провести ближайшую параллель с какой-то другой игрой жанра, то наиболее живую ассоциацию Hollow Knight вызывает с мистическим морским приключением Aquaria, где акцент тоже ставился на исследование неведомых глубин, сражения с сюрреалистичными существами и атмосферу одиночества, если не сказать отчуждённости. И там, и там одинокий герой потихоньку подбирается к сути давней катастрофы, произошедшей с родными пенатами. Добиться нужного эффекта Hollow Knight помогает и музыка – недаром в Steam её продают в качестве отдельной позиции. Ненавязчиво играя в фоне, она без труда задаёт нужный тон вашим похождениям, и грустный мотив музыкального сопровождения приходится так кстати к тускловатым серо-белым пейзажам Hallownest’а.

Что же в итоге? Hollow Knight – без ложной скромности одна из самых удачных метроидваний, в которые мне доводилось играть, и здорово совмещает в себе как артистическое совершенство, так и техническое исполнение. Необычный сеттинг, интригующая история и большой простор для приключений способны соблазнить даже самого искушённого любителя поджанра, а присущее игре разнообразие помогает сохранять интерес до самого конца. Team Cherry постаралась на славу, и, просмотрев конечные титры, остаётся лишь восхищённо вздохнуть и прошептать про себя: «Побольше бы таких игр!»

Скриншоты взяты с сайта pressakey.com.

Автор: Dark Savant
Дата: 11.03.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей