В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли под Windows.

- Я покажу тебе Warlords! -

Сказала мне сестра.


Какие самые частые претензии встречаются к сиквелам компьютерных игр? Их обычно две: разработчики не добавили ничего нового с прошлой части/разработчики погнались за новациями — и от старой привычной игрушки ничего не осталось. За примерами далеко ходить не надо, потому что сразу можно вспомнить Heroes of Might and Magic, которых не первый десяток лет лихорадит в разные стороны. Впрочем, у них не осталось конкурентов, и новые разработчики, создавая очередную часть, опасаются только гнева Ubi Soft, а не потери аудитории.

Сейчас уже мало кто помнит, но раньше существовала такая пошаговая стратегия, как Warlords. И была она популярна не меньше, чем «Герои», а то и больше. К сожалению, в первые две части я не играла. Но зато как раз попала на выход Warlords 3 в 1997 году, совпавший с появлением Heroes 2.

Сразу скажу, что Warlords 3, после стратегии по вселенной Джона Ван Каненгема, смотрелись бледно, а местами просто кошмарно. Однако через несколько лет, когда вышел ещё и add-on Darklords Rising», я вернулась к этой игре.

Restoration of Etheria

Мир Warlords называется Этерия (причины созвучности «геройской» Эрафии с Этерией остаются неизвестными), который был придуман ещё для первой части и представляет собой стереотипные фентезийные земли. Повелитель нежити Лорд Бэйн и повелитель монстров Лорд Сатек пошли войной на другие народы, ну а люди и эльфы должны дать им отпор. Банально? Ещё как! Но в 1990-е годы это было нормально, — борьба добра со злом воспринималась как нестареющая классика.


В Warlords 3: Reign of Heroes доступна только кампания за «хороших парней» — рыцарей королевства Сирия (нет, не та Сирия, где Ассад). Которые по ходу кампании собирают союзников, отражают вторжение и побеждают темных лордов. А в дополнении Darklords Rising появляется кампания за злодеев, которые собирают новые силы, чтобы отомстить за поражение. Ещё Darklords Rising поправляет баланс, добавляет немного юнитов и героев, внедряет редактор карт. И вообще без него играть в наши дни как-то неразумно — уж сильно улучшает игру.


Мне всегда было тяжело оценивать объективно в старых играх такие вещи, как графика и звук. Насчёт Warlords 3 рискну сказать, что в плане графики выглядят они бедно даже с учётом года выпуска. Вот вода, вот суша, вот сплошной лес, а это горы в виде больших зигзагов, а вот холмы в виде маленьких. У нас в Этерии суровые пейзажи! Города выглядят как квадраты каменные или деревянные, щедро разбросанные по карте. Из других объектов можно встретить кузницы, фермы, шахты. Их захватывать в понимании Героев не нужно - каждый такой объект приписан к ближайшему городу и отходит к новому владельцу вместе с поселением. Они предназначены приносить дополнительный доход, ускорять производство, давать бонусы армии и т.п. А ещё на картах всегда есть руины, но о них, если позволите, расскажу ниже.


Экономика в Warlords 3 проста, как и их пейзаж Этерии. Все юниты нанимаются за золото, все улучшения в городах производятся за него же. Генерируется этот драгоценный ресурс в тех же в городах; это означает, что чем больше поселений вам удалось захватить, тем крепче будет ваша экономика и больше армия. Однако следует предостеречь от типичной ошибки новых игроков — ваша армия также получает жалование каждый ход. И если не следить за уровнем доходов и расходов, то можно оказаться в ситуации, когда бойцы неожиданно провозгласят массовую демобилизацию. Впрочем, не могу сказать, что проблема снабжения возникает тут очень часто.

Юниты непривычному игроку будут казаться странными большеголовыми челмедведосвинами, семенящими ножками из пары пикселей. Драконы выглядят как жабы-мутанты с карликовыми крыльями, а элементали — как голые женщины внутри магических сфер. А вот некоторые юниты, наоборот, прорисованы более-менее детально — и, например, пегаса нетрудно отличить от грифона. Если зайти в детальное описание бойца, то у каждого из них там можно видеть художественное описание и рисунок. Это весьма приятная мелочь, хотя картинки порой поражают психоделичностью и пафосом. Ещё иногда игра хочет продемонстрировать, что тоже идёт в ногу со временем, и проигрывает нам короткие ролики, где актёр в резиновой маске, изображающий Лорда Бэйна, грозиться показать игроку минотаврову мать. А живые видео в компьютерных играх того времени были вещью популярной. Также коротенькие видеоролики нам показывают по ходу кампании.


К чему я сразу выкладываю всю эту информацию? К тому, что за приятной картинкой и сказочной атмосферой — явно не к Warlords 3, хотя приятные моменты, конечно же, есть. Пожалуй, это игра для людей с богатой фантазией или, наоборот, для людей, которые видят лишь цифры и мыслят «шахматными» понятиями.

Челубей и Пересвет 1997

Боевая система, даже по оценкам 1997 года, примитивна до ужаса. Каждый юнит имеет параметр атаки, параметр хитпоинтов и какие-нибудь специальные способности. Бой происходит следующим образом: отряды по очереди, аки былинные богатыри, выходят на поединок и случайным образом пытаются отнять у противника число жизней, равное максимальному параметру их атаки. Игрок не может вмешиваться в ход боя никак. Я серьёзно! Иногда бойцам хронически не везёт, и есть небольшие шансы слить дракона какому-нибудь гоблину. Но обычно сильные воины валят всех одной левой, пока не истратят здоровье и не помрут, тем не менее забрав с собой по ту сторону Стикса с дюжину вражеских солдат.

Зато по карте ваши армии могут бегать в любом составе и количестве. Герои тут — ребята важные, но не обязательные. Когда вышли «Герои 4», то мне было немного странно видеть визжащих от восторга и завороженно наблюдающих за бродящими без героя крестьянами игроков. Но тут я себе напомнила, что не все эти игроки видели Warlords. Да, армия может бродить в любом составе, но имеет ограничение на максимальное количество юнитов, которых можно объединить, — не более восьми штук. Но в случае боя стоящие рядом друг с другом армии приходят на помощь.

Однако есть у Warlords 3 и ряд достоинств, опередивших своё время. Например, каждому игроку доступны несколько классов героев. Один герой даётся всегда в начале игры. В Warlords 3 существует уйма классов, а Darklords Rising увеличивает их ещё на полдюжины. У героев есть уйма навыков и перков, открывающихся по мере получения уровней.



А ещё в кампании герои переносятся между сценариями! Милостивый Лорд Бэйн, пожри наши грешные души! Когда в 1999 году это было воспринято как невероятное новшество для «Героев 3», то эта фича уже была давно знакома фанатам Warlords.



Ну а ещё герои могут носить артефакты, добывать их из руин, пользоваться «магией» (увы, тут она ещё один бонус в бою), получать КВЕСТЫ! Вот ещё один плевок в сторону конкурентов: в городе герой может взять квест и получить некислый бонус за его выполнение. Кстати, самые мощные войска — типа драконов или ангелов — можно получить, только выполняя их. Обычно для этого надо захватить вражеский город или изучить руины. Последние представляют собой важный источник артефактов, золота и прочих приятных вещей. У низкоуровневых героев есть небольшой шанс преставиться, занимаясь археологическими раскопками, но обычно всё заканчивается благополучно.

Сам себе Warlord

Ещё одна довольно занятная особенность Warlords 3 — тут нет «готовых» фракций рыцарей, нежити, орков и т. п. «Как так?» - спросите вы. Вместе с Darklords Rising в игру добавляется редактор карт, где становится понятно, что каждую фракцию составляет игрок сам, выбирая стиль городов, доступных героев и юнитов. Можно ограничиться и заранее готовыми наборами от разработчиков, но куда приятнее дать волю фантазии. Таким образом, можно воссоздать почти любой понравившийся фентезийный мир или реализовать свой. Хотите увидеть лавовых эльфов или серых гномов, конфедерацию орков с людьми? Добро пожаловать в редактор карт!


Увы, дальнейшая участь серии Warlords незавидна. О четвёртой части слышали только фанаты серии, а в восторге от неё остались лишь реальные фанатики. Ветка Warlords Battlecry, так любимая мною, была совсем другого жанра, достигла своего расцвета лишь к третьей части, но канула в Лету без следа. Сильно маловероятно, что Warlords получат новое рождение, но я настоятельно рекомендую с ней ознакомиться всем ценителям стратегий.

Автор: Мугайс
Дата: 22.08.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей