Halo: Combat Evolved

Halo: Combat Evolved
Жанр: Action
Разработчик: Bungie Studios, Gearbox Software
Издатель: Microsoft Game Studios
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.66 из 10
  • 44
  • 81
  • 55
Halo – игра, которая признана «культовой» очень многими людьми, которые, в свою очередь, очень многими признаны «авторитетными». Она стала «культовой» ещё в 2001 году, когда явила миру своё лицо в качестве «первого action’а для Xbox», и сохранила этот почётный статус в 2003 году, будучи портированной на PC. И достоинств у этой игры и правда достаточно. Но автор данного обзора вынужден сразу предупредить: никаких «дифирамбов» на этот раз не будет. Потому что, несмотря на всё хорошее, что здесь есть, петь их просто не за что.

Сюжет Halo за эти годы стал уже своего рода «притчей во языцех», по его мотивам пишут книги и даже графические новеллы, поэтому подробно рассматривать его не будем. Очень кратко: не очень далёкое, но всё-таки сравнительно отдалённое будущее (2500-е годы, если точнее), человечество колонизирует космос, как вдруг сталкивается с Ковенантом – сообществом инопланетных разумных рас, которые объявляют человечество еретиками и начинают с ним войну на уничтожение (так как считают своей целью именно искоренение людей как биологического вида). Играть предстоит за единственного оставшегося в живых суперсолдата-«спартанца» по имени Мастер Шеф, который, пробудившись в криогенной камере гибнущего от орудий войск Ковенанта корабля, высаживается на таинственной кольцеподобной структуре искусственного происхождения под названием Хало, которая, как выяснится позже, скрывает в себе вещь куда более страшную, чем Ковенант, - Поток (Flood)… Одним словом, сюжет и правда хорош, и книжки по нему писать действительно можно.

Сама игра, увы, впечатляет совсем не так. Точнее, она впечатляет и радует, но оказывается совсем не тем, чего от неё ожидаешь, прочитав кучу рекламных материалов начала прошлого десятилетия. Главная (а возможно – даже единственная, если говорить обобщённо) претензия к ней заключается в том, что здесь нет ничего такого, что по-настоящему могло бы удивить человека, имеющего хотя бы средний опыт игры в action’ы на PC, вышедшие до 2003 или даже до 2001 года. В крайнем случае – почти ничего.

Рассмотрим, к примеру, набор доступного оружия. Пистолет, автомат, дробовик, снайперская винтовка, ракетница (все эти виды оружия требуют перезарядки), плазменные пистолет и винтовка, гвоздемёт (условное название), обычные и плазменные гранаты и два вида оружия, которые мы подержим в руках только в мультиплеере: огнемёт и топливная пушка. Увы, но всё это в том или ином виде мы уже где-то видели, а если быть честными – то видели и много чего, что куда покруче всего перечисленного. Правда, как раз оружие – одна из главных «фишек» игры, за которые её можно похвалить: дело в том, что в Halo нельзя нести больше двух видов оружия, не считая гранаты, одновременно, а к видам оружия пришельцев (плазменное и гвоздемёт) ещё и нельзя найти боеприпасы (то есть как только все закончились – придётся выбросить и взять новое). Это не только усложняет игру (иногда подбирать оружие нужно прямо во время боя), но и привносит в неё, как бы это ни прозвучало, какое-то подобие стратегии: например, могут быть ситуации, когда вы оставляете в конкретном месте одно оружие, ибо того сейчас требует ситуация, а потом делаете долгий путь назад, чтобы снова взять оставленное оружие, ибо ситуация вновь изменилась. Кроме того, в этой игре возможно прийти к ситуации, когда боеприпасов к обоим имеющимся видам оружия у вас в данный момент нет, и тогда можно воспользоваться ещё одной её удивительной особенностью – возможностью наносить удары вблизи его стволом (но, к сожалению, победить так получится мало кого).

Предметов в Halo не так много: это боеприпасы к некоторым видам оружия (гранаты, ракеты, обоймы для снайперки, автомата и дробовика…), аптечки и кубы, позволяющие ставить защитное силовое поле. По какой-то причине можно брать боеприпасы только для того вида оружия, который у вас сейчас с собой. Аптечки исключительно редки - и встречаются, как и «человеческое» оружие, только в нечасто обнаруживаемых местах гибели земных солдат (во второй части игры ситуация немного изменится). Плазменное оружие пришельцев можно подбирать прямо с тел убитых вами врагов, – это единственный способ его добычи. Кроме того, как только в игре начинается новая миссия, имеющееся у вас оружие отбирают и дают два каких-то его вида «по умолчанию» (почти всегда один из них – это малополезный пистолет).

Дополнительное силовое поле встречается тоже редко, но особой нужды в нём и нет – по той простой причине, что у героя есть «своё» силовое поле, которое будет с ним всегда и везде, - его костюм, восполняющий свои защитные функции автоматически. Этот защитный костюм, надо сказать, - один из самых раздражающих моментов игры: упрощение, которое он вносит в игру, с лихвой перекрывает усложнение от ограничения на переносимое вооружение, потому что даже на высшем уровне сложности убийство вас для целого ряда противников будет тяжёлым делом.

Следующий «как бы» интересный и удивительный момент – возможность управлять в игре различной боевой техникой. На деле, естественно, всё снова не так радужно. Во-первых, не так уж часто эта техника встречается. Во-вторых, от неё просто нет особого толка. Техника представлена бронированным джипом, танком и двумя видами инопланетных летательных аппаратов. В джипе есть место для трёх солдат: водителя (его роль всегда выполняете вы), «пассажира» (сидит справа от водителя и ведёт огонь из того оружия, что у него с собой) и стрелка (стоит на заднем сиденье и ведёт огонь из мощного стационарного пулемёта). Игрок теоретически может быть не только водителем, но и стрелком, только ехать так не получится. Уничтожить джип нельзя никакими средствами: даже если его подобьют, а ваших напарников (о них ниже) при этом убьют, вам нужно будет всего лишь «перевернуть» машину, чтобы снова в неё сесть. Танк встречается в игре всего один раз и, если честно, для её прохождения вообще не нужен. Есть возможность посадить на него четырёх солдат, самому выступая в качестве водителя и стрелка. Уничтожить танк у врагов тоже не выйдет. С помощью обоих данных видов техники можно также давить врагов.

Вражеские истребители более интересны, но, к сожалению, тоже не особенно радуют. «Призраки» представляют собой даже не истребители, а нечто вроде антигравитационных мотоциклов, управляемых пришельцами. Добыть такую штуку можно либо угнав её, либо сбив с помощью какого-либо оружия (при условии, что пилот погиб, а сама она сохранила хоть какой-то запас здоровья). Подняться на нём можно лишь на небольшую высоту, быть сбитым или взорванным, управляя им, - запросто. Расстрелять с помощью установленной на нём пушки или просто «сбить» (со смертельным исходом) крыльями врагов можно, но не всегда просто. «Банши» - уже куда более серьёзные штуки, полноценные истребители с мощными скорострельными пушками, но, во-первых, возможность управлять ими у вас появится лишь ближе ко второй части игры, во-вторых – управление ими реализовано в игре, мягко говоря, неважно. Возможности поездить на подлинно мощных видах вражеской техники – дискообразных аппаратах, стреляющих плазменными гранатами, - нам не дадут. Зато дадут поуправлять неуничтожимыми (но отнюдь не дающими полную безопасность) стационарными турелями пришельцев, – радости, впрочем, от этого тоже будет не очень много.

Следующий чрезвычайно (даже, наверное, больше всего) рекламируемый игровой элемент – это присутствие напарников с «продвинутым искусственным интеллектом». Да, напарники здесь есть. Но, как вы уже поняли, и это на самом деле далеко от реальной действительности. Во-первых, напарники встречаются не так уж часто (и слава Богу!). Во-вторых, они, хоть и действительно порой бывают довольно ловкими, очень слабые и слишком быстро умирают, то есть реальной пользы в тех боях, где они есть, от них или немного, или нет вообще. В-третьих, и это самое главное, напарники здесь НЕ умные. Совсем нет. Сопоставим два свойства: напарники умеют летать на ковенантских «призраках», как и мы, и напарники всегда следуют за нами. К чему это приводит? К тому, что стоит одному тупому солдату оказаться на сиденье «призрака», как вы с высокой долей вероятности можете считать себя покойником: он будет летать за вами, когда вы будете перемещаться по уровню, и рано или поздно (обычно рано) просто разрежет вас надвое его крылом. Автору этого описания однажды пришлось расстрелять всё переданное ему под командование отделение дорвавшихся до техники идиотов, чтобы иметь возможность продолжать игру. Если интересно, то солдаты становятся врагами, когда убито два или более из них, но убиваются крайне легко.

Переходим к более интересной части – врагам. Последних можно разделить на две группы: солдаты Ковенанта и Поток (представители которых являются врагами как людей, так и Ковенанта). Всего в игре представлено четыре расы Ковенанта: хрюки, шакалы, элитники и охотники (названия взяты из статьи об игре в «ЛКИ»). Хрюки слабы и забавны – иногда их даже жалко убивать (с другой стороны, когда их очень много, они, как ни странно, могут вас убить). Можно сказать даже больше: возможность увидеть и, что не менее важно, услышать хрюков – это то, ради чего точно стоит сыграть в Halo. Таких существ вы на самом деле нигде не видели и не увидите: периодически они с ужасом убегают от вас, размахивая руками, разговаривают друг с другом, обсуждая текущие события (в том числе внезапный бросок вами гранаты в их укрытие), а иногда – просто спят на посту… Шакалы и элитники не так интересны, а вот охотники – напротив. Тайну их происхождения раскрывать не будем, а скажем лишь, что это огромные и сильные монстры, которые вблизи могут убить вас с одного удара, а издали стреляют из страшных топливных пушек; перемещаются медленно, но когда здоровья у них осталось мало – вдруг обретают страшную скорость и бегут прямо на вас; а самое любопытное – они всегда держатся парами, и если даже в конкретном месте вы видите лишь одного, то знайте, что неподалёку бродит и второй.

Каждый вид врагов, кроме охотников, делится на несколько «иерархических уровней», которые отличаются силой, здоровьем и так далее, а внешне - цветом. Например, хрюков есть три вида, а элитников – целых пять. Как уже было сказано выше, после убийства врагов с их тел можно и нужно подбирать оружие, которым они пользовались (любопытно, что боеприпасов в нём будет ровно настолько меньше максимума, насколько они успели «опустошить» «магазин», сражаясь с вами). Исключением являются топливные пушки охотников и энергетические мечи элитников, которые взрываются после убийства. Последнее оружие, пусть и исключительно ближнего боя, - самое страшное в игре: им вас убивают с одного удара независимо ни от чего. К сожалению, самому стать его обладателем не получится. Также добавим, что хрюки умеют управлять турелями, а элитники – летательными аппаратами. Шакалы и охотники таких способностей не имеют.

Вторая группа врагов – это Поток, ужасная раса паразитов, захватывающая тела как людей, так и ковенантов, и уродующая их до безобразия. Всего их присутствует четыре вида. Паразиты – маленькие существа, похожие на ходячих медуз. Они обычно нападают огромными толпами, но убиваются с одного выстрела. Если у вас есть защита – то они подбегают к вам и взрываются, ударяясь о ваше тело; это снимает небольшое количество защиты, но не более того. Но если защиты нет – то они могут впиться в вас и начать высасывать здоровье, что чревато самыми печальными последствиями. Следующий вид – непосредственно «зомби»: по всей видимости, это бывшие земные солдаты, сейчас выглядящие как тощие хромающие мужчины. Третий вид – условно назовём его «потрошителями» - вероятно, бывшие ковенантские элитники, которые ныне превращены в совершенно жутких созданий, чем-то напоминающих Пирамидоголового из Silent Hill.

Два упомянутых типа очень похожи по своим характеристикам, разве что «потрошители» сильнее и быстрее. Оба вида умеют очень быстро бегать и совершать прыжки на колоссальные расстояния в длину и высоту. Они тяжело убиваются и очень яростно атакуют. Некоторые из них не имеют земного или плазменного оружия, поэтому атакуют своим телом: «потрошители» - огромными руками-клешнями, «зомби» - подобием кишок, вылезающих у них из области шеи (большинство же чем-то вооружено, что не мешает им использовать свои тела вблизи). Самым страшным сюрпризом от тех и других является то, что после вроде бы убийства и падения на землю некоторые из них секунд через десять встают и продолжают атаковать (но затем убиваются очень быстро и уже навсегда). Есть и четвёртый тип Потока – одновременно страшные и невероятно смешные существа, являющиеся «матками» маленьких паразитов. Это толстые лысые уроды с коротенькими ножками и огромными головами, которые семенят к вам, чтобы взорваться рядом. Помимо того, что взрыв отнимает много здоровья, при нём всегда рождается какое-то количество маленьких паразитов (иногда – довольно много).

Наконец, в игре есть и третий тип врагов, «четвёртая сторона конфликта»: летающие роботы-самолётики. Их появление обусловлено развитием сюжета, поэтому подробно о них говорить не будем. Сначала они будут вашими союзниками (отдать должное – в разы полезнее, чем напарники-люди), но затем станут страшными врагами. Они бывают двух видов (различаются по цвету) и вооружены лазерными испепеляющими лучами. Справиться с ними в некоторых моментах довольно тяжело, но вполне реально.

Теперь, когда все основные моменты игры рассмотрены, можно наконец поговорить о ней в целом. И, к сожалению, здесь вновь будут описываться в основном её недостатки. Да, в Halo есть атмосфера – она чувствуется, она зачастую радует. Здесь есть красивые места: ведь действие происходит не только в коридорах кораблей или зданий, но и на открытых пространствах, среди которых лесистые поляны, заснеженные равнины, мрачные болота… Да, игра в некоторых моментах действительно сложна, и в ней есть как минимум одно место, где для прохождения нужно применить конкретную стратегию, иначе будет просто не выжить. Но всё-таки это простая игра. А что ещё хуже – она зачастую просто скучная. Очень многие «коридорные» уровни практически дублируют друг друга по архитектуре. А на полу то и дело нарисованы «стрелочки», которые показывают, куда надо идти. А если при этом ещё вспомнить тот самый вечно присутствующий щит, из-за которого нас нелегко убить, то становится совсем грустно.

Если подойти к делу цинично, то Halo можно смело объявить «учебным пособием по деградации игр жанра 3D Action», - вероятно, в ней в одной из первых стали появляться элементы того, что сегодня называется «новыми» стрелялками (хорошо хоть ролики не на каждом углу, хотя есть). На самом деле всё, конечно, не совсем так: здесь есть на что посмотреть, есть над чем подумать, есть что запомнить и вспоминать потом. Это игра ни в коем случае не плохая – за многое её можно вполне назвать хорошей и интересной. Но, хорошо это или нет, Halo – это всё-таки самый что ни на есть обычный, заурядный и ничем особенно не выделяющийся action от первого лица. Во всяком случае – на PC. Если вы будете относиться к нему таким образом – то наверняка получите массу удовольствия от этой игры. Если же будете ожидать шедевра – то приготовьтесь, что вместо этого можете получить лишь разочарование.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Сейчас проверил: это на пк игра вышла в 2003. А на Xbox в 2001 т.е. раньше Battlefield 1942 вышедшем в 2002. Поэтому как бы нам это не нравилось но хало это круто
Играл когда вышла и уже тогда не показалась выдающейся. Ажиотаж как я понимал был в основном от всякого транспорта в этой игре ведь фишка была довольно новой в то время. До этого транспорт в похожем масштабе я испытал наверно только в Battlefield 1942 но батла не выходила на консолях да и соло кампании как таковой в ней не было. А в хало было. И конечно ориентир хало это меинстрим в отличии от той же Battlefield 1942 или Operation Flashpoint например где упор был больше на симулятор, исторические сведения и хардкор.

Соло кампания в хало довольно унылая. Если пейзажи с кольцом еще как то доставляют то flood это долгий и монотонный отстой.

Вот мультиплеер помню был пушка. Пробраться на респаун команды противника и угнать у них транспорт было весело. Транспорт им не респаунился пока ты в нем катаешься и он не уничтожен. Народ в мультиплеере был также не такой конкурентноспособный как сейчас что тоже немало доставляло
Долго-долго делали и так и не доделали... На мой вкус как-то мало Bungie насочиняли. Ничего революционно-нового в геймплее для 2003. Просто неплохой шутерок на пару-тройку вечеров и не более того. Может показаться, что я не необъективен и крепкий середнячок - это тоже неплохо. Но ведь как рекламировали, как щёки надували! Вот поэтому-то и максимум - тройка с плюсом, да и то с натяжечкой...
В целом неплохой шутанчик, однако бывало и лучше. Почему же? Ну, во-первых, по моему мнению, самое ужасное в этой игре - это враги. Дело в том, что их очень мало видов, а сражаться с ними приходится долго и упорно (на легендарной сложности, как минимум). Ситуация меняется в тот момент, когда появляется flood, однако на него уйдет тоже много времени и банально он тоже наскучит. В итоге получается, что сначала нам наскучивают ковенанты, потом - flood, а в конце тебе уже просто тошно от их вида (лично я сделал перерыв на несколько дней в середине игры, потому что тупо не хотелось в нее возвращаться и видеть опять эти толпы наскучивших врагов).

Вторым разочаровавшим моментом стало то, что ближе к концу игры приходится идти по тем местам, где ты уже был, только в обратную сторону. Не то чтобы локации были очень плохи, но это реально скучно. По поводу однообразия здешних локаций могу лишь сказать то, что ПО-НАСТОЯЩЕМУ однообразное место - library. Несколько часов подряд проходить локацию из четырех абсолютно одинаковых этажей, где в одинаковых местах стоят одни и те же враги - по-моему самая идиотская идея с точки зрения игрового дизайна.

Оружия в игре немного, однако у каждого вида есть свои преимущества и недостатки. Лично я чаще всего пользовался плазменным пистолетом, однако игра устроена так, что в разных ситуациях и с разными врагами удобнее использовать разные виды оружия, и это определенный плюс. В игре также есть транспорт, что довольно неплохо и даже временами весело полетать на Банши или поездить на танке, но таких моментов игра предоставляет немного. Сюжет в игре по моему мнению не особо интересный, но по крайней мере понятно, куда и зачем персонаж идет.
Игра в целом не сильно сложная, даже на легендарном, однако к концу игры появляются бесконечные враги, которые тупо давят числом. По-моему это тоже бред - делать бесконечных врагов, хотя до этого они ВСЕГДА были конечные.

Итогом могу сказать, что игра достаточно средняя, но за свои некоторые оригинальные моменты заслуживает оценку чуть выше среднего.
@Project, мой комментарий можно считать недействительным. Пройдя игру на Легендарной сложности, я изменил свое мнение об игре в положительную сторону. Очень понравилась боевка.