Это интересно
Писатель-фантаст Хэрлан Эллисон написал большинство диалогов для квеста I Have No Mouth, and I Must Scream на своей механической печатной машинке "Олимпия", поскольку на тот момент (а вероятно - и сейчас) не имел навыка обращения с компьютером. Кроме того, его рисунки к новелле были использованы на коврике для мышки, поставлявшемся с игрой, а также он озвучил "Adaptive Manipulator" - главного злодея игры.
Каталог игр
Нашел опечатку? Выдели её, и нажми Ctrl + Enter!

Орда. Северный ветер

Horde: Northern Wind
Орда. Северный ветер
Жанр: Strategy
Разработчик: 7th Bit Labs
Издатель: Бука
Год выхода: 1999
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.43 из 10
  • 1
  • 2
  • 10
Рассказывая о старых отечественных стратегиях в реальном времени, обычно принято (вполне обоснованно) недоумевать по поводу их малого количества, вспоминать о жанровых заслугах “Противостояния” и “Сварога”, сетовать на тяжкую судьбу “Вьюги в пустыне”, “Евразии” и прочих невышедших игр и… напрочь забывать о существовании “Орды”. К счастью, в нескольких следующих абзацах историческая справедливость будет восстановлена!

Действие нижнетагильской RTS разворачивается в сеттинге Древней Руси, разбавленном рядом условностей, допущений и фантазий, а сюжет является вариацией на тему золотой лихорадки, разыгранной на славянский лад: прослышав о неведомых богатствах, сокрытых где-то в глубине таинственных и неприветливых северных земель, многие князья устремляются в дальние походы, чтобы обрести богатство и славу. Как и полагается в стратегиях, перед стартом необходимо выбрать одно из трёх славянских племён, олицетворённых своими предводителями: Олегом, Игорем и Эйриком (в качестве имени игрока нужно обязательно ввести одно из трёх вышеупомянутых - это является критичным условием для запуска!). К сожалению, представленные в доступном ассортименте народы отличаются друг от друга только портретами князей да стартовыми локациями – даже кампания на всех одна. Особенность в том, что географически все миссии ограничены сегментами единой карты, на которой каждому из трёх подконтрольных племён выделен свой стартовый участок. Чтобы пробиться в самое сердце таинственного Семиречья, придётся посетить все уголки этого выдуманного древнерусского мира.

Освоение северных земель начинается с основания временного поселения, состоящего из построек военно-хозяйственного назначения и обязательного замка. Он является уникальным сооружением, которое определяет первичные границы княжества – доступную для возведения других зданий область. Больше одного замка на карте построить нельзя, но при необходимости главное здание можно разрушить и возвести заново на более выгодном с экономической или тактической точки зрения участке карты. Впрочем, снос градообразующей постройки имеет свои последствия: поселение начинает быстро деградировать, хирея и разрушаясь буквально на глазах. Всего построек и сооружений в игре около десятка, при этом помимо стандартных казарм и шахт встречаются и такие на удивление редкие для RTS гости, как ограждения, ворота и даже мосты, при помощи которых можно строить полноценные переправы через водные преграды. К сожалению, с поддержанием технического прогресса в поселении дела обстоят менее радужно. Для исследований отведено специальное здание - лаборатория, однако сам процесс открытия новых технологий грешит возмутительной непрозрачностью. Игроку предлагается определить размер инвестиций, которые с неопределённой периодичностью будут направляться на деятельность “лаборантов”, а затем просто ждать результатов их труда. Сколько ждать? Неизвестно. Чего ждать? Непонятно. Хватает ли средств? А кто его знает... Исследовательское направление напрочь лишено каких-либо индикаторов или ориентиров, из-за чего управлять интенсификацией развития поселения попросту невозможно.

Все здания и сооружения за исключением замка возводятся в “Орде” без участия каких-либо юнитов, поэтому расширяются границы княжеских владений с приятной быстротой – хватало бы ресурсов. В качестве сырья для строительства здесь выступают древесина, железо и, разумеется, золото, ради которого и был затеян изнурительный поход в Семиречье. Также для возведения большинства зданий требуется некоторое количество свободного населения, которое прирастает за счёт домовладений (на заморский лад именуемых "фермами") и выступает в качестве четвёртого ресурса – наиболее важного для экономической системы княжеского удела в целом. Во-первых, поселенцы регулярно уплачивают налоги, что является хорошим подспорьем для казны (особенно при дефиците золота). Во-вторых, они по первому зову вступают в ряды ратных сподвижников князя, формирующих военные силы поселения, а также несут нелёгкое бремя тружеников тыла, отвечающих за добычу остальных ресурсов. В-третьих, именно они покрывают все расходы на содержание своих соседей и родственников, призванных на военную службу.

Ассортимент доступных боевых единиц не поражает ни шириной, ни оригинальностью, однако в сочетании с особенностями игровой механики даёт достаточный простор для тактических манёвров. Пешие воины, к примеру, способны преодолевать лесные массивы, попутно зарабатывая опыт в стычках с дикими зверями, или прятаться под развесистыми кронами, укрываясь не только от вражеских взглядов, но и от ядер и стрел. На открытой местности они куда более уязвимы, так что могут быть запросто раздавлены конницей или осадными машинами. В свою очередь катапульты и баллисты при всей своей огневой мощи становятся абсолютно безвредными, потеряв рулевого, и могут быть захвачены вражеской пехотой. Вооружённые огненными стрелами лучники не отличаются ни крепким здоровьем, ни большим уроном, зато способны поджигать здания и врагов, обращая последних в бегство. Особого упоминания заслуживает фигура князя – самого сильного бойца в армии и единственного, кто способен собирать и использовать артефакты. Также игрок может пополнить ряды своего войска уникальными существами, которые время от времени встречаются на просторах северных земель.

Каждый воин имеет шкалу прогресса, которая пополняется с ростом боевого опыта и положительно сказывается на характеристиках юнита. Закалённый в сражениях пехотинец, к примеру, будет наносить больше повреждений врагам, а ветеран-стрелок не допустит ни единого промаха. Идею с развитием отдельных солдат, конечно, нельзя назвать прорывной, но этот ролевой элемент способен придать классической игровой механике приятную огранку. И в какой-нибудь другой стратегии он, вероятно, придаёт её, но не в “Орде”, увы. Корень зла в том, что ни у одного юнита в игре нет визуализированных параметров. Это означает, что силу и жизнестойкость боевой единицы каждого типа приходится определять бесславным методом проб и ошибок. За несколько игровых сессий к этому можно было бы приспособиться, но именно здесь система опыта показывает свою тёмную сторону, предлагая гадать, состоит приближающийся вражеский отряд из зелёных новобранцев или из матёрых головорезов. Несёт потери от местной системы опыта и неплохой в целом игровой баланс. Если на начальных этапах игры князь просто является мощным воином, то при заполненной шкале прогресса превращается в настоящего славянского терминатора, пачками расшвыривающего бойцов ближнего боя и использующего вражеские стрелы в качестве зубочисток. Уверенности в своих силах бойцам придает не только опыт, но и боевой дух. Если армия долгое время будет бить баклуши или пару раз недополучит жалованье, её мораль снизится, что создаст благоприятные условия для подкупа и последующего восстания. Погасить вспыхнувший бунт красноречивыми воззваниями к совести, увы, не выйдет, поэтому наставлять на путь истинный изменников придётся грубой физической силой.

Кто же противостоит народам Игоря, Эйрика и Олега? На каждом фрагменте карты игрока поджидает встреча с другими князьями, отправившимися на север в поисках сокровищ. На старте миссии оппоненты-русичи уже располагают внушительными владениями и солидным войском, но, как правило, к появлению нового соседа до поры до времени относятся терпимо и вражды не проявляют. К сожалению, все встречающиеся князья укомплектованы ровно тем же набором войск и строений, что и игрок, поэтому схватки с ними почти всегда протекают предсказуемо и даже буднично. Куда больше хлопот доставляют набеги чужеземных войск, подчиняющихся могущественному Теймуру. В отличие от разобщённых славян северный владыка не озабочен устроением хозяйства и градостроительством, поэтому все его действия носят исключительно военный характер. На случайных точках карты Теймур возводит шатры, откуда непрерывным потоком начинают выходить полчища врагов. Шатёр подлежит уничтожению, но подвох в том, что через некоторое время аналогичная постройка может возникнуть уже на другом участке карты. И им может оказаться как глухой лес где-нибудь в отдалённом углу, так и… самое сердце княжеской ставки. Подобный расклад диктует необходимость постоянного наблюдения за собственным поселением и внимательных поисков местоположения шатра.

Впрочем, стоит помнить, что каждая отдельно взятая карта в “Орде” служит для вас лишь временным пристанищем, поэтому особого смысла в её методичной зачистке и возведении фундаментальных оборонительных редутов нет. Перейти на соседний сегмент игрового мира относительно просто: достаточно лишь подвести подконтрольного князя с верной дружиной к не занятому водой, скалами или лесом краю карты. Закавыка в том, что очень часто эти переходы охраняются могущественными колдунами – потомками первых южан, изгнанных на север за разнообразные проступки. Волхвы своенравны и задаром никого пропускать не хотят, однако ни в золоте, ни в дровах они не нуждаются – их потребности носят особый характер: кому-то нужна помощь в поиске редкой вещицы, а кто-то хочет насолить заклятому врагу. В ходе выполнения чародейских поручений слегка приоткрывается и завеса тайны, окутывающая Семиречье, но если особого желания быть на побегушках у чудаковатых магов нет, то можно попробовать одолеть их силой. Стоит только иметь в виду, что хилые на первый взгляд отшельники обладают внушительным набором козырей в рукавах: они способны разить молниями, воспламенять нападающих, призывать помощников и даже становиться невидимыми. Иначе говоря, со старожилами севера куда безопаснее ладить, чем конфликтовать.

Кстати, о взаимоотношениях. Секретным ингредиентом, добавляющим стратегическим действиям в “Орде” непривычной для RTS вариативности и интриги, является дипломатия. С каждой из сторон - обитателей карты игрок может находиться в трёх отношениях: мирных, конфликтных или колониально-захватнических. По умолчанию все встречные народы будут относиться к гостю мирно, однако с течением времени или под влиянием определённых факторов могут резко изменить свои взгляды на жизнь. К счастью, любую воинствующую сторону можно урезонить, уничтожив значительную часть её поселения или отправив к праотцам несколько десятков воинов. Если не останавливаться на этом, то противник может попросить пощады и при вашем снисхождении стать вассалом. Разумеется, возможна и обратная ситуация, когда уже вам придётся выбрасывать белый флаг под напором атакующего. Впрочем, сдаться – ещё не значит проиграть. Уступивший более мощному сопернику народ обязуется регулярно выплачивать дань и не наращивать численность своего войска, однако накопленные за время пребывания под гнетом захватчика ресурсы можно в считанные минуты преобразовать в повстанческую армию и вновь объявить наглецу войну. Впрочем, не стоит считать дипломатические манипуляции палочкой-выручалочкой из любой неприятной ситуации: если оппонент уже ранее становился жертвой притворного повиновения или просто обладает скверным характером, то он попросту может игнорировать все призывы к миру или просьбы о пощаде.

Технический прогресс, в авангарде которого держались все выдающиеся стратегии последнего десятилетия XX века, обошёл “Орду” стороной. Графическая составляющая игры годится в конкуренты разве что Warcraft: Orcs and Humans и Polanie, хотя с художественной точки зрения её вполне можно счесть милой и даже симпатичной. Да, спрайты юнитов и построек не способны похвастаться ни разнообразием, ни высокой детализацией, а золотоносные жилы и железные рудники очень сложно разглядеть без помощи мини-карты, однако стилистически картинка выдержана хорошо и в целом создаёт приятное впечатление. С музыкальным сопровождением в игре тоже совсем не гладко: треки из меню сами по себе неплохи, но в старославянский антураж вписываются с большим натягом; что же касается миссий, то в них аудиокомпозиций попросту нет. Зато мир “Орды” наполнен множеством качественных и эффектных звуков! Чего только стоят умиротворяющие шумы бурно развивающегося поселения, среди которых легко различаются деловитое кудахтанье кур на задних дворах фермерских хозяйств, и доносящиеся из казармы звонкие удары молота о наковальню, и мерное уханье мельничных лопастей. Тот редкий случай, когда даже при отсутствии музыки игра звучит достойно.

Как это часто бывает с отечественными играми, “Орда” вызывает бурю антагонистичных друг другу эмоций. На одной чаше весов - технологическая отсталость и отсутствие целого ряда банальных удобств, ставших жанровым стандартом ещё за несколько лет до выхода старославянской стратегии. На другой – россыпь объективно необычных и интересных решений в игровом процессе, которые действительно работают. Каждому предстоит решить для себя лично, в какую же сторону склоняются весы, но одно можно сказать совершенно однозначно: без знакомства с этой RTS ваше представление о жанре не будет полным. А это ли не лучшая рекомендация для любой игры?
Автор обзора: Fabricator
Рекомендуемые
игры:
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Комментарии к игре
19.07.2019 00:07
Оценка пользователя - 10 из 10
Это - одна из тех игр, с которых я начал знакомство с ПК. Она не сохранялась, по неизвестной причине, но это не мешало пытаться пройти её снова и снова! Сюжет прост, но не прост в выполнении, я так и не смог пройти её, но сама возня на локации и переходы между ними меня очень впечатлили на тот момент. Понравилась дипломатия, понравились задумки с жилами из медведя... Мало таких игр, до сих пор периодически играю в неё.
29.04.2019 20:04
Оценка пользователя - 2 из 10
Как-то давно, воодушевлённый тёплыми отзывами о ней других людей, скачал, предвкушая множество часов в мире, вдохновлённом историей/культурой Руси, Золотой Орды и Скандинавии. А получил нечто настолько глючное, кривое и непонятное, что в отвращении удалил после часа мучений.
29.04.2019 10:04
Оценка пользователя - 8 из 10
Возможно, что у игры и есть какие-то технические несоответстия своему времени. Но можно отметить ряд интересных деталей, они обращают на себя внимание пл ходу изучения возможностей игры.
Тут и ветер есть, который влияет на стрельбу лучников или на распространение огня при поджоге зданий. Ветер может оказаться ценным помощником в тактике, а порой и испортить план стратегии.
Катапульты и баллисты захватывать возможно, так как сначала убивают их "водителя", не стоит после этого ломать саму технику - пригодится ещё. К тому же осадные машины и всадники могут давить пехоту!
Есть факторы, которые приходится держать в уме. Например, для производства баллисты нужно убить в лесах медведя (получить жилы для машины). Когда это получится - неизвестно, ведь такой предмет не отображается в интерфейсе игры. Остаётся только прочесывать леса и проверять фабрику на предмет появления возможности заказывать новый вид техники.

Многими своими деталями игра очаровывает. Только формат открытого мира и отсутствие чётких условий для достижения победы затрудняет её прохождение.
скрыть

Ой! Произошел сбой отображения рекламного баннера! Видимо, у вас AdBlock?

Дело в том, что реклама помогает развивать наш сайт. Пожалуйста, поддержите нас, добавьте наш сайт в «Исключения‎» в вашем блокировщике рекламы.

А если хотите, вы можете помочь нам как-то иначе.
Случайная игра
Новинки
Последние статьи
Последние файлы
Популярные
Half-Life
Популярность: 687282
Diablo II
Популярность: 684420
Command & Conquer: Red Alert 2
Популярность: 467444
Diablo II: Lord of Destruction
Популярность: 459934
Diablo
Популярность: 441032

Разделы

Информация

RSS

© Old-Games.RU, 2000—2019

Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель.
При использовании материалов сайта Old-Games.RU, ссылка на сайт обязательна.
Old-Games.RU не несет ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даются гиперссылки.
Все права на опубликованные на сайте Old-Games.RU материалы принадлежат их законным владельцам.

Switch to English