World War Zero

World War Zero: Iron Storm
World War Zero
Жанр: Action
Разработчик: Rebellion Developments
Издатель: Reef Entertainment
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.50 из 10
  • 5
  • 6
  • 29
Появление в 2005 году на персональных компьютерах World War Zero вызвало во многом неоднозначную реакцию геймерского сообщества и породило немало вопросов о целесообразности такого шага. Ведь данный проект был не чем иным, как обратным «портом» довольно известного среди фанатов экшенов от первого лица шутера Iron Storm (2002, Windows), - игра была «перенесена» на PlayStation 2, после чего консольная версия была выпущена на PC. Казалось бы, перед нами обычный пример жадности издателя, пытающегося повторно заработать на одном и том же продукте. Однако стоит начать разбираться в данном вопросе и «копнуть» чуть поглубже, как становится ясно, что ситуация не столь однозначна, как могло показаться на первый взгляд. Ведь разработчики не просто добавили пару-тройку новых уровней/врагов/видов оружия, а существенно переработали оригинал, в результате чего World War Zero во многом отличается от своего «прародителя».

Тут я позволю себе маленькое лирическое отступление. Дело в том, что мне всегда не нравилось, когда обзор игры строился на ее сравнении с первой частью (если речь идет о сиквеле) или предшественником (в случае с ремейком). Нет, если различия между ними минимальны, то это нормально. Но когда речь идет о существенно отличающемся от оригинала продукте, я предпочитаю относиться к нему как к «самостоятельной единице». Поэтому сравнений с Iron Storm в настоящем описании будет минимум.

Впрочем, полностью избежать параллелей с оригиналом всё же не удастся. И в первую очередь это касается сюжета, который остался практически неизменным. Да, World War Zero вновь предлагает игрокам погрузиться в мир альтернативной истории, в котором Первая мировая война бушует на протяжении уже 50 лет и не думает заканчиваться. В первую очередь «поблагодарить» за это стоит барона Угенберга (Ugenberg), - между прочим, имеющего реальный исторический прототип, - безжалостно расправившегося с движением большевиков, а затем создавшего Русско-Монгольскую Империю, уже покорившую значительную часть Европы и Азии. Ценой невероятных усилий «остальному миру» удалось остановить продвижение «русских монгольцев» на западе Германии, но речи о победе над противником и возврате потерянных территорий даже не идет. Вот и протагонисту игры лейтенанту Джеймсу Андерсону (James Anderson) предстоит вовсе не сокрушить империю Угенберга, а всего лишь сорвать проект по разработке новейшего оружия, способного окончательно склонить «чашу весов» в сторону войск барона.

Заниматься сим благородным делом протагонисту предстоит на протяжении 16 уровней, временами отличающихся довольно оригинальным антуражем. В частности, World War Zero позволяет игроку повоевать в настоящей «паутине» траншей, бункеров и блиндажей на линии фронта; вдоволь пострелять в оппонентов на улочках и площадях небольшого города, а также в коридорах секретной базы. Но наиболее любопытными локациями можно назвать огромный бронепоезд, на всех парах мчащийся к Берлину, и Рейхстаг, являющийся резиденцией Угенберга. Правда, интерес те или иные этапы игры вызывают лишь за счет своего визуального оформления, - повсюду грязь, ржавчина и военный минимализм. Попадающиеся изредка «островки» роскоши вроде апартаментов высокопоставленных имперских офицеров лишь подчеркивают те ужасные условия, в которых находится большинство обычных солдат.

А вот в плане построения уровни игры крайне примитивны, представляя собой набившие многим оскомину «коридоры». Протагонист движется всегда по одному четко определенному маршруту, передвигаясь от точки «А» к точке «Б». Да, иногда встречаются небольшие ответвления, - но их посещение связано лишь с пополнением запасов здоровья/боеприпасов главного героя либо с выполнением дополнительного задания: помимо основной цели, многие (но не все) этапы игры содержат второстепенные задачи, выполнение которых является необязательным. К ним, в частности, относится ликвидация определенного противника вроде вражеского командира или пыточных дел мастера, уничтожение бронетехники и прочие «добрые дела». Вот только ничего, кроме морального удовлетворения и соответствующей отметки на подводящем итоги миссии экране, геймер за их выполнение не получит. В результате большинство свернувших с «главного маршрута» больше обрадуется найденной в тупичке аптечке, нежели встрече с палачом по кличке «Сибирский Мясник».

Впрочем, тщательное исследование уровней временами становится реальной необходимостью, ибо разработчики нет-нет да и разнообразят процесс прохождения головоломками, связанными с поисками возможности продвинуться дальше. К сожалению, встречаться такие задачи будут крайне редко, а их решение всегда будет строиться на нахождении обходного пути (например, через вентиляцию), некой кнопки (рычага), открывающей запертые двери, или же предмета, который потребуется уничтожить. Будет даже ставшее чуть ли не обязательным для экшенов попадание в плен и лишение (весьма кратковременное) всего собранного арсенала. Кроме того, скрупулёзное «обшаривание» локаций иногда позволяет обнаружить и альтернативные возможности уничтожения противников. Приятно, знаете ли, обнаружить в ничем не примечательной комнатке терминал управления потолочной турелью и с ее помощью «положить» отряд тяжеловооруженных врагов. Жаль только, что такие моменты крайне редки и разбросаны по всей кампании очень неравномерно.

В общем, как вы уже наверняка поняли, основным занятием игрока на протяжении всего прохождения World War Zero станет отстрел врагов. Правда, на первый взгляд данная часть геймплея авторам также не слишком удалась. Ведь даже на максимальной сложности проект спокойно проходится за 4-5 часов. А бои в большинстве своем сводятся к отстрелу небольших групп противников, включающих в себя по 2-3 бойца. Да, временами будут попадаться более крупные отряды, но «стандарт» именно такой. При этом все оппоненты обладают интеллектом, близким к нулю, - супостаты просто бегут в сторону Андерсона либо сидят на месте (выглядывают из-за угла) и стреляют. Наиболее же «умные» вражины характеризуются тем, что иногда швыряют в героя гранаты! В результате если Iron Storm приобрела известность в том числе благодаря высокой сложности прохождения, то ее «наследница» пошла ровно в обратном направлении… Но самое интересное заключается в том, что играть в World War Zero всё-таки можно, причем получая от этого процесса удовольствие. Правда, это утверждение верно лишь с одной оговоркой, о которой я расскажу чуть ниже. А пока что предлагаю взглянуть на те особенности шутерной части геймплея, что должны вызвать наибольший интерес у игроков. Хотя фанатов оригинала они, возможно, наоборот, разочаруют.

Прежде всего, разработчики серьезно переработали уровни и избавились практически от всех сложных эпизодов, доставлявших геймерам столько проблем в Iron Storm. Например, когда в World War Zero протагонисту поручат уничтожить танки в районе центральной площади небольшого городка, это вполне можно будет сделать по стандартной схеме: «выстрелил из гранатомета, спрятался, и так до победного». В оригинале же это задание можно было выполнить лишь по особому алгоритму и никак иначе. Более того, любую проблему в порте совершенно спокойно можно решить «грубой силой», не прибегая к различным ухищрениям типа стелса. Конечно, это лишило проект своего рода изюминки, выделявшей его предшественника на фоне прочих представителей жанра, но зато добавило процессу прохождения динамики и скорости.

Вторым важным моментом следует назвать постоянное сохранение «правильного» соотношения между арсеналом игрока и живучестью/оснащенностью врагов. Выражается это в том, что по мере того, как в распоряжение протагониста начнут поступать мощные и смертоносные «пушки», его оппоненты будут обзаводиться аналогичными «стволами» и всё более тяжелой броней. Такого рода баланс хотя и не создает игроку излишних проблем, но вынуждает его придерживаться хотя бы самой элементарной тактики и не идти напролом, - кому хочется получить ракету в лоб? Впрочем, верно и обратное: даже присутствующие на последних уровнях тяжелобронированные враги не станут не то что непреодолимой, а и просто серьезной преградой, но потребуют для своего уничтожения определенной доли осторожности и мастерства. Также следует отметить наличие на этапах достаточного (возможно, даже слегка избыточного) числа аптечек и терминалов. На последних остановлюсь чуть поподробнее: данные устройства позволяют не только освежить в памяти цели миссии и почитать мировые новости, но и дают возможность сохранить игру.

Кстати, арсенал довольно неплох и включает в себя пистолет с глушителем, дробовик, автомат, огнемет, миниган, гранатомет, а также пару видов снайперских и автоматических винтовок, а также ракетниц. Плюс четыре вида гранат, включая «кластерные» и галлюциногенные заряды.

Но главным достижением разработчиков является то, что бои с небольшими группами врагов, описанные выше, они смогли «разбавить» различными «мелочами»: снайперами, стрелками за стационарными пулеметами, потолочными турелями, активирующимися при поднятии тревоги, вражескими танками и вертолетами. Встретятся и обвешанные взрывчаткой собаки, а также вражеские офицеры, выступающие в роли мини-боссов. Причем поуправлять потолочными турелями (всего пару-тройку раз) и пострелять из стационарных пулеметов (а один раз и из миномета) сможет и главный герой. Меня, например, впечатлила сцена, когда забравшийся в неприятельский дот Андерсон оказался за спиной десятка неприятельских солдат. А рядом совершенно случайно оказался «бесхозный» пулемет. Разумеется, всё это встречалось во множестве шутеров и раньше. Но в World War Zero все эти противники и ситуации смотрятся довольно «органично» и отлично вписываются в игровой процесс. Единственным же откровенным «фэйлом» разработчиков я бы назвал финального (и единственного «настоящего») босса, который оказывается долго убивающейся и скучной «губкой для пуль».

Вообще, если перечитать все вышеизложенное, то можно заметить, что ничего даже не выдающегося, а хотя бы относительно «свежего» и оригинального в проекте нет, кроме относительно оригинального сеттинга. Но это как раз одна из тех ситуаций, когда из «стандартного набора» геймплейных элементов разработчики «собирают» неожиданно затягивающий процесс. В результате World War Zero проходится довольно бодро и буквально на одном дыхании, - игрок толпами выносит «сибирских стрелков» и «монгольский спецназ», неумолимо приближаясь к развязке сюжета, в конце которого, разумеется, его ждет «неожиданный поворот», одновременно являющийся заделом под сиквел.

Впрочем, ранее по тексту я уже говорил о том, что данный проект вполне неплох, но с учетом одной оговорки. Заключается она в следующем: любители «глубокого» игрового процесса и интересных гемплейных механик, а также поклонники хардкора оригинала вполне могут не проникнуться простотой и минимализмом World War Zero. И их легко можно будет понять, ибо на момент выхода игры среди шутеров от первого лица уже появился целый ряд проектов, установивших довольно высокие стандарты жанра. Да что там говорить: появившийся в том же 2005 году «духовный наследник» Iron Storm под названием Bet on Soldier: Blood Sport (2005, Windows) мог предложить не только необычные (и весьма похожие) сеттинг и сюжет, но и весьма любопытный геймплей, обладающий рядом интересных находок.

Тем более что помимо своеобразного геймплея World War Zero также отличается противоречивым техническим исполнением. Впрочем, учитывая «тяжелое приставочное прошлое», это было вполне ожидаемо, даже несмотря на применение авторами различных технологий вроде анизотропной фильтрации, сглаживания (anti-aliasing) и «блума». В результате если в целом картинка выглядит вполне симпатично, хотя и несколько «размыто», то многочисленные неприятные детали так и норовят броситься в глаза, стоит только начать приглядываться чуть повнимательнее. Примитивные задники уровней, проходящих на «свежем воздухе», плоские ненатуральные приборные панели, окна и двери зданий, многоугольные колеса и бочки, - эти и другие графические недоработки вполне могут испортить впечатление от визуальной составляющей игры. Впрочем, в первую очередь это скорее всего сделает встречающаяся практически на каждом уровне жесткая «копипаста» интерьеров и окружающих объектов. Хотя можно предположить, что это является умышленным ходом разработчиков, направленным на создание упомянутой выше атмосферы мрачной, тоскливой безысходности. Ведь когда после обшарпанных, похожих, словно близнецы, коридоров лаборатории, оказываешься в заставленной красивой мебелью и застеленной коврами комнате офицера, то контраст ощущается неслабый.

Аналогичные чувства, по всей видимости, должны вызывать и используемые главным героем «стволы», - покрытые ржавчиной и царапинами «пушки» явно намекают на жестокие реалии бушующей вокруг бесконечной войны. Вот только чуть лучшая (подробная) с большим количеством деталей прорисовка оружию явно бы не помешала. Как и некоторым единицам техники, - в то время как одни из них (бронепоезд, танки) выполнены довольно качественно и отличаются интересным дизайном, другие (броневики, джипы) поражают своим убогим исполнением.

Зато весьма удачными следует назвать модели персонажей: и союзники, и противники Андерсона хорошо нарисованы и обладают довольно своеобразным интересным внешним видом, описать который я не стану даже пробовать. Скажу только, что по мере прохождения кампании оппоненты будут обзаводиться всё более грозно выглядящей броней, некоторые варианты которой можно также наблюдать в Bet on Soldier. Правда, собаки с взрывчаткой авторам явно не удались…

Не всё хорошо и с анимацией, которая в игре в целом неплохая, однако «радует» отдельными движениями ботов, которые можно назвать, мягко говоря, неудачными. Мне, например, показалось совершенно нелепым падение раненых солдат врага на «пятую точку», - очень странно, когда половина вражеского отряда лежит мертвой, а вторая сидит среди трупов слегка покачиваясь или задрав руки вверх. Кстати, трупы врагов - в лучших традициях жанра - со временем бесследно растворяются в воздухе.

В заключение разговора о графической части проекта скажу пару слов и о спецэффектах. Выполнены они вполне сносно и довольно разнообразны: тут и различные погодные осадки, и вспышки выстрелов, и последствия применения галлюциногенного газа. Но вот уничтожение некоторых объектов, в первую очередь танков, выглядит довольно блекло. Вообще, разрушаемость объектов игрового мира по большей части заскриптована, в результате чего в окопах и блиндажах крушить, за исключением взрывоопасных бочек, практически нечего, в Рейхстаге можно разбивать небольшие мраморные колонны, а на центральной площади немецкого городка получится разнести статую и серьезно повредить целое здание. Правда, лично мне больше всего понравились постепенно сгорающие имперские знамена.

Не столь однозначно и звуковое сопровождение World War Zero. Так, «курирующая» главного героя штабистка и барон Угенберг озвучены довольно неплохо, в то время как некоторые второстепенные персонажи обладают не слишком впечатляющими голосами. Главный герой, кстати говоря, вообще немой. В то же время «обычные» враги разговаривают нечасто, но зато на чистейшем русском языке и с эффектом грубого «механического» звучания вследствие надетых на лицо специальных дыхательных масок.

В общем, всё было бы довольно неплохо, кабы разработчики не допустили несколько явных ляпов, в числе которых: придурковатые крики сражающихся вместе с протагонистом союзников-ботов «мы все умрем!»; идиотское уханье подожженных противников; монотонный неправдоподобный лай псов; и финальный босс. Последнего я буквально возненавидел, - мало того, что убивался он долго и нудно, так еще и как заведенный повторял: «Ха-ха-ха, умри, Андерсон! Это война не закончится никогда!». Как было здорово, когда он наконец умер и затих…

В общем, World War Zero получился довольно своеобразным, не лишенным огрехов, но всё же заслуживающим внимания проектом. Правда, как и его прародитель, понравится он далеко не каждому игроку. Тут уже всё будет зависеть от того, «зацепят» вас его специфичный сеттинг и своеобразный упрощенный геймплей или же нет. А проверить это лучше всего старым «дедовским» методом - скачать игру и начать прохождение кампании. Главное - помните, что «Консорциум» хочет, чтобы эта война продолжалась бесконечно…
Автор обзора: Warmaster
Iron Storm
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Очень даже неплохой шутер! Звезд с неба не хватает конечно, но проходится быстро и бодро не успевая надоесть.
Узнав про корни игры (портирование с PS2) отпали вопросы по поводу странной системы сохранений и выбора оружия.
После прохождения сел попробовать Iron Storm - не понравилась. Хоть там вернули F5/F9 но играть в ремейк всё же мне было приятнее.