Quarterstaff: The Tomb of Setmoth

Quarterstaff: The Tomb of Setmoth
Жанр: RPG
Разработчик: Simulated Environmental Systems
Издатель: Infocom
Год выхода: 1988
Платформа: Macintosh
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 7
Самобытная ролевая игра, волею судьбы ставшая эксклюзивом для платформы Macintosh и потому снискавшая в кругах её поклонников славу чуть ли не культовой, «Quarterstaff» была разработана калифорнийской студией Simulated Environmental Systems, ни до, ни после ничем более на ниве электронных развлечений не отметившейся, и выпущена ею самостоятельно в предельно бюджетном варианте в 1987 году. Оригинальный проект обратил на себя внимание знаменитой Infocom, которая не просто взяла его в свои опытные издательские руки и добавила подзаголовок, но и внесла значительные изменения в саму игру, исправив программные ошибки, чуть скорректировав сюжетную линию, раскрасив некоторые чёрно-белые картинки в 256 цветов и др., – а также, разумеется, щедро снабдив её комплектацию дополнительными материалами, фирменными своими «feelies». Вместе с вышедшей практически одновременно «BattleTech: The Crescent Hawk’s Inception» усовершенствованная «Quarterstaff: The Tomb of Setmoth» стала первой пробой пера Infocom в жанре RPG – и, увы, одним из последних её самостоятельных изданий перед превращением во всего лишь подразделение и торговую марку Activision/Mediagenic. На весну 1989 года был намечен выход версий для IBM PC и Apple IIGS, и компания даже вовсю принимала предзаказы, – однако дни её были уже сочтены: в мае того же года знаменитая студия в массачусетском Кембридже была закрыта, а почти все сотрудники уволены, – тем самым навсегда оставив англоязычный вариант этой игры Мак-эксклюзивом (справедливости ради следует отметить, что спустя несколько лет появились издания для пары чисто японских компьютеров).

Впрочем, одного взгляда на «Quarterstaff: The Tomb of Setmoth» достаточно, чтобы понять всю сложность задачи по её переносу на другие платформы: управление заточено под графический интерфейс пользователя с его многооконностью и верхним меню, а преимущественно чёрно-белая графика – под высокое разрешение 640×480, а потому вряд ли игра смотрелась бы достаточно органично в DOS (в отличие от позднейшей Windows 3.1). Кстати сказать, музыкального оформления в игре нет, а звуковые эффекты пусть и редко, но встречаются. Однако сперва по традиции обратим внимание на сюжетную составляющую. Действие разворачивается в «фантазийном» мире «меча и магии» под названием Rhea; пять расположенных в нём королевств многие годы процветали под мудрым руководством Совета из представителей различных друидических сект, но за несколько месяцев до начала игровых событий одни из наиболее уважаемых членов этой организации, Древесные Друиды, стали вести себя крайне странно, а затем и вовсе бесследно исчезли. Трое храбрых воинов отправились на расследование данного происшествия, однако и они в итоге пропали без вести, – и тогда Совет призвал четвёртого добровольца по имени Титус разобраться с этой загадкой и проникнуть в обитель той самой секты, скрытую под корнями могучего дуба... Как нетрудно догадаться, роль этого смельчака нам и предстоит исполнять, – хотя особо интересной и оригинальной такую завязку не назовёшь.

Игровой экран по умолчанию разделён на две половины по вертикали на традиционном белом фоне (окна эти можно при желании передвигать и изменять в размерах, а по ходу нашего продвижения по сюжету и по локациям будут выводиться ещё и цветные или чёрно-белые иллюстрации комнат, персонажей и прочих объектов, которые, один раз на них полюбовавшись, лучше всё-таки закрыть для экономии полезного пространства). В исходном варианте интерфейса слева отображается карта местности, проявляющаяся исключительно по мере освоения её героем, а справа – подробное текстовое описание текущего помещения вкупе с парсером. Да-да, «Quarterstaff» – игра текстовая, где команды по идее отдаются вручную, способом, хорошо знакомым пользователям классических игр от Infocom в жанре Interactive Fiction, от N, S, E и др. до BRIEF с VERBOSE и SAVE с RESTORE (с той, разумеется, особенностью, что в ролевой игре отдавать боевые распоряжения типа ATTACK, THROW, SHOOT и т. д. потребуется куда чаще, нежели в мирной адвенчуре).

Игровой процесс состоит из отдельных ходов, совершаемых по нажатию клавиши «ввод» после прописывания нужного действия для героя, чьё имя вкупе со знаком вопроса красуется в начале всех предложений. Словарь у обновлённого издания весьма обширен; программа успешно распознаёт целые сложные обороты с союзами и знаками препинания; корректорам и знатокам грамоты наверняка понравится фирменное инфокомовское OOPS, позволяющее исправить опечатку в предыдущей фразе; ну а из особых команд стоит упомянуть, в частности, PASS (ждать один ход) и GUARD (ждать до последующего события или изменения ситуации – вроде появления поблизости противника), а также несколько особых глаголов для управления «партией». Ибо пусть Титус и начинает игру в одиночку, в самом скором времени он непременно обзаводится компаньонами, которые могут – по нашему желанию – как примкнуть к возглавляемой им группе, так и действовать полностью самостоятельно (в строке парсера статус персонажей обозначается буковками «L» или «F» перед их именами, – отдавать им распоряжения понадобится поочерёдно для каждого хода). Для первой упомянутой операции требуется набрать команду JOIN с присоединением имени того персонажа, который выступит в роли «лидера» партии (хотя по сценарию это чаще всего происходит автоматически); ROSTER при этом выведет список «последователей» героя (или же его «руководителей», если сам он никем не предводительствует); MIMIC будет означать повторение подопечным всех действий вождя (таким образом, дублировать их не потребуется), а SPLIT расформирует группу и переведёт всех персонажей в статус «сам себе начальник».

К счастью, мы всё-таки имеем дело с Macintosh, а потому одним только парсером дело отнюдь не ограничивается: практически все команды удобнейшим образом дублируются из различных пунктов в строке меню в верхней части экрана (кстати говоря, в «мультиплатформенном» по идее руководстве пользователя об этом ничего не сказано: за подробной информацией обращайтесь к справочной карточке!). С «Apple» и «File» всё понятно: первое выводит информацию об игре и кое-какую помощь (включая подсказки по процессу), а второе позволяет начать новую игру или сохранить/загрузить старую. Меню «Edit» может помочь в аранжировке окон, а равно и способно открывать или закрывать любые из них (карту, картинку или текстовое окно, которое обозначается тут именем активного персонажа), тогда как команда «Undo» отменит все наши распоряжения, отданные со времени предыдущего хода. Пункт с фирменным символом ⌘ предоставит любителям программирования возможность создавать, сохранять и воспроизводить целые наборы действий – так называемые «макросы», – а заодно и, например, изменять шрифт местного текста.

Куда более полезно и очевидно меню «Verb»: здесь перечисляется множество воспринимаемых игрой глаголов-команд (пусть и не все), – причём те, которые в текущей ситуации, по мнению искусственного интеллекта, не очень-то уместны, будут отображаться серым цветом (хотя выбрать их при большом желании всё равно дозволяется). Если же вы уже начали вводить фразу, данный пункт сменится вариантом «Prep» со списком разнообразных предлогов и союзов («at», «from», «through» и т.д.). Следующий раздел верхней строки называется более необычно, «Door», и содержит в себе как особые глаголы для манипуляции означенным типом объектов («Break», «Knock», «Unlock» и др.), так и перечень доступных выходов из данной локации. Левее располагаются два ещё более достойных внимания меню, чьи заголовки соответствуют наименованию текущего персонажа и места, в котором он находится (а следовательно, постоянно меняются). В обоих случаях здесь приводятся иллюстрированные списки ценных вещей, находящихся либо у нас в инвентаре, либо в данной комнате: нажатие на объект из первого перечня по умолчанию означает команду его бросить, а на строку из второго – наоборот, взять. Обратите внимание, что наряду с неодушевлёнными предметами среди «содержимого» локации приводятся и находящиеся в ней персонажи – как дружественные, в том числе входящие в нашу «партию», так и враждебные, – причём по нажатию на их имена можно получить сведения и об их движимом имуществе (а если речь идёт, например, о трупе поверженного противника, то и позаимствовать таковое в качестве боевых трофеев).

Наконец, крайнее меню справа, обозначаемое двумя числами, – это наша ролевая статистика: первый набор цифр в верхней строке отображает текущий показатель очков здоровья, а следом за ним в скобках приводится максимально возможное количество таковых (т.е., например, «60(150)» символизирует героя, немало пострадавшего в прошедшей ранее битве). Помимо этой важнейшей характеристики из списка можно почерпнуть также сведения о переносимом героем весе и объёме, набранном опыте и порядковом номере текущего хода, а также о состоянии четырёх наиболее развитых его навыков и о наличии сопротивления к тем или иным вредным воздействиям. Здесь же внизу будут появляться сообщения об особом статусе персонажа (например, «голоден», «хочет спать» или даже «стоит на таком-то объекте»). Ролевую систему «Quarterstaff: The Tomb of Setmoth», мягко говоря, сложно назвать сколько-нибудь развитой: из упомянутых умений, как уже было сказано, для каждого персонажа отображаются лишь четыре, да и особого влияния таковых на ход игрового процесса не наблюдается.

Зато по части управления мы в итоге имеем весьма богатые возможности. К примеру, отдать своему герою команду «идти в южном направлении» (если, конечно, из текущей локации имеется соответствующий выход) допустимо сразу несколькими способами: 1) воспользовавшись стрелкой «вниз» на клавиатуре своего ПК; 2) прописав в парсере «S» или «South» с последующим «вводом»; 3) выбрав пункт «South» в меню «Door» на верхней строке; 4) нажав сочетание клавиш ⌘S; 5) щёлкнув мышкой на соответствующем месте карты в окне слева... Тем не менее признать местный интерфейс удобным и интуитивным тоже вряд ли получится – по крайней мере для пользователей IBM PC, привыкших видеть на экранах своих мониторов несколько иные ролевые игры, – да и местный сюжет увлекательностью особо не отличается. А потому порекомендовать «Quarterstaff: The Tomb of Setmoth» сегодня можно разве что ностальгирующим ветеранам Macintosh, далеко не избалованным представителями изысканного жанра RPG, или же любителям всяческой экзотики, перепрошедшим уже всю известную им классику для DOS.
Автор обзора: Uka
PC-98 (Quarterstaff: The Tomb of Setmoth)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.