- Игра основана на реальных событиях?
- Нет, но описанные события реально происходили в игре.


Рядовой Геннадий Чукарин не умирал седьмую миссию подряд. Пули вежливо обходили его стороной, лазеры прилежно огибали, а гранаты отлетали, как от стенки горох. Но и рядовой Чукарин не мог никого убить. В какой-то мере это можно было назвать невезением. Даже при особо счастливом стечении обстоятельств, максимум на что его хватало - это на уполовинивание лайфбара какого-нибудь яйцеголового доходяги. А следующим ходом из-за его широкой русской спины недобитка приканчивала сержант Сара Эванс, прирожденный снайпер, или капрал Клод Лефевр, специалист по тяжелому вооружению от Бога, разносил инопланетное тельце в клочья. Бесталанный Геннадий изощренно матерился на уникальной смеси французского с нижегородским, но сделать ничего не мог, поэтому уже больше двух месяцев в его послужном списке в строке KILLS горело стыдом унизительное 0, а сам он навечно остановился в позорном звании всего лишь рядового. И портил, сволочь, нам статистику взвода.
- Э ... - сказал я.
- Э? - сказал Петр Иванович.
- Э! - сказали мы с Петром Ивановичем.
И решили Убить рядового Чукарина

Кому, кому, точит червь сомнений, нужен обзор игры 12-летней давности? Тем более такой, о которой написаны сотни review, мегабайты faq, десятки strategy guide, и о которой не слышали разве что новорожденные сезона 2001-2006. И я отвечу ему. Да, ты прав, и поэтому обзора не будет, но не сказать об одной из лучших Игр прошедшего тысячелетия я не мог. Поэтому слушайте или умрите, колебания.

Братья Голлопы, как оказалось, вовсе не похожи друг на друга. Один - склонный к полноте, немного рыхловатый светлый шатен, другой - поджарый жгучий брюнет. Джулиан предпочитает отдыхать неспешными горными прогулками и чтением, Ник же увлекается футболом и энергичной музыкой. Джулиан живет в Болгарии, Ник в северном Йоркшире. У них даже жены по темпераменту; одному - уроженка Болгарии, другому - ммм, знойная бразильская женщина, мечта поэта. Впрочем, я соврал, есть кое-что, что их объединяет. Во-первых, это легендарная игра X-COM (или UFO), а во-вторых, улыбка. Сродни джокондовской. Присмотритесь внимательно! Что-то таится за ней?

- Хотите знать секрет успеха X-COM? - саркастически, с высоты своих лет, улыбается Джулиан. - Ну хорошо....... вы никогда его не узнаете!
- Не сечете, в чем фишка? - задорно хохмит Ник, - Чуваки, не парьте мозг. Сделайте папе ручкой, лузеры!

Вот уже миллион лет, (хм, а разве меньше?) как все разумное человечество пытается повторить успех мифической игры, но, увы, то ли за годы эволюции мозги утряслись и слегка атрофировались, то ли и в самом деле разработчики просто-напросто не секут фишку, - ничего толкового на sci-fi ниве так и не взошло. Где-то переусердствовали с экономическим менеджером, где-то с тактической частью, а где-то не усердствовали вообще. Более того, повторить успех не получилось и у самих братьев. Долгожданный и возведенный в культ задолго до своего рождения X-COM: Apocalypse, получился не то, что бы уродом, но хромал на обе ноги, страдал куриной слепотой и был от рождения глух, да впридачу и нем. Но все это было после.

А в 1994 году игровой мир тряхнуло. Это не было банальное землетрясение - это надвигалось цунами, снося на своем пути все и вся. Сметая и перемешивая жанры, несся неистовый поток. Мало, мало кто тогда устоял на ногах. Еще меньше тех, кто не пропал тогда без вести. И совсем не было тех, кто не поиграл бы несколько десятков минут в эту игру, а кто поиграл хотя бы двадцать минут, вы знаете, рисковал остаться там навсегда. Стоит только построить первую базу и все, ты покатился по наклонной. Закупил оружие, вооружил питомцев, сбил первую тарелку, убил первого сектоида, захватил в плен мутона, встретил жуткого этерила и т.д. А потом, когда кажется, что уже все - дальше не будет ничего нового, - ты обнаруживаешь вражескую базу и признаки скуки улетучиваются. Затем первые атаки на твою базу, где ты можешь оценить свои строительно-архитектурные способности. Через некоторое время снова легкий симптом скуки, но ты уже на Марсе, а там скучать некогда. Самое странное, когда приходишь в себя после трех - четырех недель отсутствия в реальном мире, кажется, что ничего подобного еще не было. Не было увлекательнейшей тактической части. Никто до этого момента не делал этого чудесного в своей простоте и никогданенадоедливого микро-менеджмента, не росло развесистое дерево технологий. Никогда ты не чесал голову в попытках назвать приглянувшегося солдата, чтобы обозначить его профессию, а потом минут через 15, когда голова начинала уже болеть, наконец-то стирал Egor Ligachov и писал Wesley Sniper. Никогда не сводил дебет с кредитом, отчаянно матерясь в конце месяца и думая, кого бы продать в рабство в следующем. И никогда ты не был так близко к тому, чтобы разрыдаться, как тогда, когда прошедшую огонь и воду и четырнадцать миссий, Galina Ivanov, подстрелил злодей-мутон. На самом деле, - все это было. Но после UFO забылось, устарело, пришло в негодность. Там было слишком запутанное дерево, там - много ненужной статистики, там - умений, а там тактический режим был просто убожеством, и только сейчас это ясно. Ясно и теперь, 12 лет спустя. Я обгоревшая плоть Джека. Я препарированный мозг Энзо. Я выжженные глаза Хиросио. Я переломанные ноги Ивана. Я знаю наверняка. Это нельзя ни клонировать, ни тем более повторить, даже старый-добрый плагиат здесь бессилен. Просто наслаждайтесь тем, что есть. Просто:
> cd games
> cd ufo
> small.bat


Было бы неправдой сказать, что UFO: Enemy Unknown со снайперской точностью поразил нас с первого взгляда и в самое сердце. Нет. В самом деле, воображение людей, уже видевших к тому времени полу-SVGA режим Syndicat-а и наблюдавших честную картинку этого чудесного стандарта в демо-версии LBA, трудно поразить мутноватым изображением тактического экрана с пикселастыми пляшущими человечками. Да еще если картина эта закрашена в серое марево от дымовых гранат. Да, в тот раз, первый раз, пуля прошла в метрах двадцати от цели. Но свист ее, мы, кажется, расслышали. И переглянулись:
- Ну, - сказали мы с Петром Ивановичем, - если больше у вас ничего нет.... мы берем. Но, знаете, без особого желания. Так, знаете, время убить.

И ведь убили, верите? Пару лет спустя, кажется, ОМХ, автор обзора Х-СОМ: Apocalypse в дорогом и безвременно ушедшем от нас журнале, упоминал о семидесяти двух бессонных часах возле одноглазого идола, на кефире и хлебе. Мы тогда, признаться, сильно обиделись на такое бесцеремонное похищение столичным петиметром НАШЕГО провинциального предания. И даже какое-то время не разговаривали с Олегом Михайловичем. Шутка ли, украсть интили... интели... интеле ... интеллектуальную (черт!?) собственность, да еще безбожно приукрасить! Друзья, я просто обязан сообщить вам правду. Страшную в своей искренности. Никакого кефира не было! Поход за продуктами отнимал слишком много времени. Драгоценного времени. Поэтому, когда кончился чай, мы просто перешли на воду. Бог знает, что было бы, если бы кончился хлеб, но, к счастью, к этому времени Марс был уже наш. Вот как все было на самом деле. И лишь потом я понял - Х-СОМ ОДИН - один на всех. И действие его - одинаково, а детали несущественны. Эта легенда, - она общая. Она наша, друзья!

***
Миссия, которая должна была стать для хронического неудачника последней, проходила в заштатном городишке под Новосибирском. Через пятнадцать недолгих минут после начала, четыре пришельческие тушки уже лежали во вместительном грузовом отсеке Скайрейнджера, ожидая аутопсии и изъятия донорских органов. Найденная бережно сбитая тарелка среднего размера приткнулась аккурат перед единственным двухэтажным зданием в поселке, по виду напоминающем то ли горком, то ли райком. Сканер красноречиво убеждал о присутствии во вражеском корабле живого организма. Пока еще живого. Вопрос о том, кто будет открывать двери, как вы понимаете, не стоял. Взвод, который в предвкушении аттракциона построился перед входом, в случае необходимости должен был исправить ошибку инопланетного недруга, если вдруг Чукарину опять повезет. А рокит лончер в мощных руках лейтенанта Лефевра служил окончательным корректором, в подходящий момент расставившим бы все точки над И. Всего один заряд H.E. и взятки гладки. Извините, Геннадий, вышло случайно. Как там на вашем нижегородском? А ля гер ком а ля гер? И вот вечный рядовой Чукарин на все свои 29 A.P. уверенно двинулся в свой последний путь к отливающей металлом двери. Что было потом, могло присниться только в страшных кошмарах... если бы в течение ближайших трех суток мы спали. Из распахнувшейся автоматической двери выполз вовсе не ожидаемый мутон или сектоид, оттуда выплыло существо, всем своим видом внушающее дикий страх. Несколько пассов руками в сторону любимой женщины французского лейтенанта, и капитан Сара Эванс укладывает на вечный покой половину взвода. Еще пара, а вот и сам потомок рошфоров и д'артаньянов разворачивает свое грозное оружие против своей возлюбленной. Бах! Вторая половина взвода разлетается в кровавые ошметки, включая и самого французика. Существу не хватила каких-то жалких крох A.P., чтобы третьим пассом докончить начатое. Ошалевший от страха и кастовой ненависти Чукарин вместо тактического бегства в сторону десантного корабля кинулся врукопашную (я не упоминал, что по странному стечению обстоятельств в руках у рядового кроме саперной лопатки ничего не было?) Когда озверевшего русского оттащили от пришельца, останки последнего к препарированию были явно не пригодны. Так, с гибелью нашего элитного взвода и произошло первое знакомство с этерилами. По окончанию миссии, окончившейся воистину пирровой победой, единственный выживший когда-то знаменитого взвода рядовой Геннадий Чукарин получил свои заветные лычки. Первые заветные. Он прожил долгую и, можно сказать, счастливую жизнь и не дожил до победы на Марсе каких-то пару месяцев. Покойтесь с миром, полковник Чукарин. Чирз!

Автор: zer
Дата: 19.01.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей