Bus Driver.

Может быть, кто-нибудь на этом форуме помнит мою рецензию на Ship Simulator 2006 в прошлом году. В этом нам обещают новую серию "симулятора баржи", и я точно её попробую, когда она выйдет. Тем временем, команда SCS Software, ранее известная парой охотничьих симов, аркадой Duke Nukem: Manhattan Project и серией 18 Wheels Of Steel, решила порадовать нас, дав исполнить очередную мечту детства.

Те, кто в детстве не играл в водителя, используя подручные средства для, могут покинуть зал. Оставшиеся - радуйтесь, ваша детская мечта нашла, наконец, своё отражение в виртуальной реальности. Короче, как и предполагает название, в игре Bus Driver игрок может попробовать себя в роли водителя общественного транспорта.

Жизнь водителя автобуса, как и жизнь капитана сухогруза, отнюдь не наполнена приключениями. Ездишь ты, значит, по одному и тому же маршруту каждый день, примерно на одном и том же автобусе, и всё. Такой подход, конечно, в основу игры лечь не мог, ибо смертельно скучно. Вместо этого, создатели игры предлагают нам 30 заданий, разбитых на 5 категорий сложности (соответственно, по 6 заданий в каждой). К заданию имеется короткое текстовое описание вида "Маршрут автобуса 32 пролегает по центральной части Старого Города. Он начинается и заканчивается на автобусной остановке Вестминстер и соединяет одной петлёй все важные места города". Кроме "просто" маршрутов, есть и специальные задания - например, перевезти несколько преступников из тюрьмы в госпиталь, доставить несколько VIPов из аэропорта до конференц-зала, или поработать школьным автобусом.

Среднестатистическое задание начинается на автовокзале. Подъезжаем, забираем пассажиров, выруливаем на улицу и далее по указанному маршруту.

Для каждого задания, кроме перевозки преступников, предусмотрено расписание. Если в него укладываешься - хорошо, за это начисляют дополнительные очки. Если нет - ну, значит не судьба, штрафовать за это никто не будет. Зато, что интересно, штрафовать - и не хило! - будут за отбытие с остановки ранее намеченного времени. Я при игре обычно в расписание не укладывался, поэтому был очень удивлён, обнаружив эту особенность игры в одной из последних миссий.

Поговорим вообще о системе подсчёта очков в игре. Итак, очки дают за: количество перевезённых пассажиров, соблюдение расписания и правил дорожного движения. За несоблюдение правил, столкновения и резкое торможение - снимают, причём при резком торможении ещё и портиться настроение у едущих в вашем салоне людей, и если от вашего вождения им станет совсем плохо, то они могу поспешить покинуть автобус, не дожидаясь своей остановки. Ещё очки дают за "точность остановки": у каждого места, где надо высадить/подобрать пассажиров есть отмеченная "коробочка", и чем точнее в неё заведёшь автобус, тем больше очков дадут. Если проехать милю, соблюдая все правила и не беспокоя пассажиров плохим вождением, дают бонус. Немного поподробнее о ПДД: в игре надо не забывать мигать поворотниками при смене полос и на перекрёстках, не выезжать не встречную полосу и, самое главное, не проезжать на красный свет светофора - за это штрафуют более всего. Лично меня немого удивил маленький штраф за выезд на встречку... Не учитываются: пересечение сплошной полосы, повороты из ряда, из которого поворачивать нельзя, и заезд на тротуар.

Чтобы нам не скучно было ездить, на дорогах имеются другие машины. Это и автобусы, и грузовики, и легковушки и машины пожарных. Ведут они себя достаточно адекватно - при перестроении мигают подворотниками, пропускают нас, если мы хоти повернуть или перестроиться и т.п. Правда, иногда очень резко тормозят на светофорах, так что лучше соблюдать дистанцию. Ещё одна странная черта - почти все машины едут с одной и той же скоростью.

К сожалению, на этом реалистичность трафика заканчивается. А было бы приятно, если бы "чужие" автобусы тоже бы иногда останавливались на остановках...

Помимо едущих, встречаются и стоящие машины - иногда они очень мешают, например, встав сразу после вашей остановки, или перед ней. Как в реальной жизни, в общем-то.

В миссиях по перевозке преступников игроку выдаётся специальный автобус и разрешается глубоко плевать на все правила уличного движения. Конечно же, промежуточных остановок в этом режиме нет, зато есть полицейские блокпосты, проезжая мимо которых, получаешь всё те же 100 очков, что и за обычную остановку. Кстати, преступники всегда начинают поездку в отвратительном настроении, но если вести автобус осторожно, то оно у них улучшается, как у обычных пассажиров!

О физике. Я, конечно, автобус никогда не водил, но физическая модель в игре мне кажется довольном неплохой. Чувствуется, что вверенная вам машина тяжела и обладает хорошей инерцией. На зимних дорогах (есть и пара таких заданий) легко можно сорваться в занос на повороте, если ехать не высокой (для автобуса, конечно же!) скорости. Со столкновениями хуже - модель повреждений отсутствует, как класс. Если вы врезались в стену, или в другую машину - смело давайте задний ход, выправляйте курс, и езжайте дальше. Можно даже аварийку не включать, хотя подсказка, показываемая перед уровнем и рекомендует это сделать. Заметим: за столкновения отбирают меньше очков, чем за проезд на красный свет.

Графика. Лично мне графика в игре весьма понравилась. Она, конечно, сделана не по последней технологии, но всё равно выглядит приятно. Особенно удались художникам игры листопад и снежная буря в четвёртой миссии последней категории сложности. Главная претензия с моей стороны - трагическая нехватка анимации. Во-первых, улицы города словно вымерли: ни единого пешехода. Насколько было бы лучше, если бы их ещё надо было бы на переходах пропускать! Ну, не лучше, но, по крайней мере, реалистичнее... Ну, да ладно, пешеходы. А вот люди на остановке, пассажиры... Увы и ах, анимации на них тоже не хватило. По мере того, как счётчик забитости салона тикает, болванчики, ожидавшие вашего автобуса просто исчезают с остановки и появляются в салоне, уже в сидячем положении. Выходящих пассажиров не видно вообще. Кроме того, сцена у остановки вообще делается отдельно от игры - даже если подъехать к месту стоянки наискосок, в заставке автобус всё равно будет стоять прямо.

В игре есть 12 моделей автобусов, включая тюремный, школьный и знаменитый лондонский double-decker, управлять которым - отдельное искусство. Особой разницы в поведении моделей я не заметил, но её, по идее, может и не быть. Ездящих рядом машин тоже достаточно много - порядка полутора десятков. Из ландшафтов, в игре представлен один единственный город, склеенный из нескольких настоящих. Тут вам и мост Золотые Ворота, и Лондон, и Сиэтл, кажется. Смоделировано всё достаточно приятно - жалко, не Москва. Иногда, в моменты, когда дорога не требует вашего пристального внимания, или автобус стоит на остановке, можно даже полюбоваться окрестностями. Однако этому будет мешать одно неприятное обстоятельство: камера. Она, увы, одна, и расположена сзади-сверху за автобусом. Иногда это очень плохо, так как то, что находится непосредственно перед вашим бампером, вы не видите (а это может быть машина на светофоре). Чтобы как-то исправить ситуацию, автобус иногда становится полупрозрачным, но работает этот механизм плохо, и почти не помогает. Всё-таки, игре не помешали бы переключаемые виды, например вид из кабины, а лучше вообще свободная камера, как в том же Ship Simulator.

Звук. Звук в игре решительно не впечатляет. Работа мотора похожа на белый шум, а кроме неё и треньканья бонусов, почти больше ничего и не слышно. Ситуация немного меняется в дождь, но это редкое явление, в основном мы ездим в хорошую погоду. Музыка присутствует только в меню, и про неё я ничего особенного сказать не могу - не рэп, и то слава богу.

Водя автобус, придётся поднабраться терпения. Некоторые задания длятся по 15 минут, и большая их часть отнюдь не является чем-то захватывающим. Конечно, Bus Driver выгодно отличается от Ship Simulator - в том продолжительность некоторых миссий была намного больше, но всё-равно всё же это не боевик, где один напряжённый эпизод тут же сменяется другим.

Ещё одним свойством этой игры (отрицательным, или нет - решать вам) является её всепрощение. Провалить задание практически невозможно, так как и за столкновения, и за опоздания нас наказывают очень мягко. С одной стороны, это немного уменьшает интерес. Да и водительские навыки совершенствовать не заставляет - "ну, врезался я в этот столб, и что? Ну, получу на 100 очков меньше...". С другой стороны, игра не настолько захватывающая, чтобы перепроходить уровень несколько раз из-за дурацкой ошибки. Наверное, разработчики всё-таки поступили правильно, иначе у многих игроков их детище отправилось бы в мусорную корзину после первой-второй проигранной миссии.

В заключение. Итак, играть или не играть? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам, потому что, определённо, Bus Driver игра не для всех. Здесь нет адреналина, экшена и напряжения, здесь нет героических поступков, здесь даже нет сюжета и, в общем-то, нет какой-нибудь глобальной цели. Зато можно покататься на разных автобусах, открывая пассажирам двери и мигая в нужных местах поворотниками. Для меня эта игра, несомненно, явилась одним из важнейших открытий этой весны и я надеюсь, что, несмотря на некоторые свои недостатки, она найдёт своих почитателей и среди прочитавших эту рецензию.

Приложение 1:
Сравнения Bus Driver и Ship Simulator 2006.

Я решил добавить этот раздел в рецензию, так как эти проекты очень похожи. Они ориентированы примерно на один и тот же тип игроков, страдают почти одинаковыми недостатками... Итак, коротко, но по делу:

Графика: восхитительна вода в SS2006 покорила моё сердце. Такая натуральная рябь, что в первый момент я подумал, что обрёл свою мечту - идеальный корабельный симулятор. В Bus Driver нет столь выдающейся детали, но зато лучше обстоят дела с освещением и моделями. Оба проекта страдают от недостатка (читай - отсутствия) анимации.

Звук: и там и там, фактически, добавлен "для галочки". Можно и с отключёнными колонками играть, ничего сильно не изменится.

Геймплей: Bus Driver всё-таки поживее. Однообразные длительные плавания по прямой в SS2006 способны даже меня вогнать в сон, а Bus Driver не даёт вниманию уплыть, потому что на дороге хотя бы повороты есть. С другой стороны, задания в SS2006 были, пожалуй, поразнообразнее. Но не сильно. Главное преимущество Bus Driver - в том, что он легче. SS2006 я до конца так и не прошёл...

Что же, ждём Ship Simulator 2007 (уже анонсированный) и Bus Driver 2 (который, я надеюсь, когда-нибудь будет).

Приложение 2:
Бесплатный аналог.
У продукта чешской студии есть чешский же бесплатный аналог - Virtual Bus. Найти его в Интернете достаточно сложно, т.к. первый сайт, выдаваемый Гуглом, не работает. Нужная ссылка: http://vbus.hostuju.cz/ Сайт на чешском и не имеет перевода на русский (где-то, правда, есть немецкий, не помню где). Раздел скачиваний тут: http://vbus.hostuju.cz/dload.php?action=category&cat_id=4 Что качать - ни фига непонятно, разбирайтесь сами, или возьмите полную, но уже устаревшую версию игры с сайта http://tfr.3dn.ru/index/0-2. Там же можно прочитать про игру подробнее. Вкратце, по моим впечатлениям и сравнивая с Bus Driver: гораздо более кривая графика, всего один маршрут и одна модель автобуса в базовом комплекте (а где качать дополнительные - поди ты разберись!), тотальное отсутствие физики, тотальное отсутствие "прохождения" игры, т.е. можно только просто поездить. Зато есть свободная (и тоже очень кривая) камера, и та самая единственная модель автобуса - всем нам знакомый Икарус! Кроме того, в VB больше управления - тут и скорости можно попереключать, да и двигатель в начале надо завести (эта нетривиальная задача, кстати, неверно описана в английском мануале - одной кнопки не хватит).

В России Bus Driver будет издавать Акелла, ну, а пока, можно поиграть в часовую демку (по ней легко можно понять, понравится ли вам игра, или нет), или идти в торренты.

Ну, вот, собственно, и всё, что я имел сказать. Жду вопросов и комментариев.

Автор: MaxEd
Дата: 07.04.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей