«Война – это не игра» - лозунг, который совершенно не волнует ни EA, ни Activision. А потому они, с пеной у рта постоянно переманивая игроков друг у друга (пока первая клепает адд-оны, вторая одаривает общественность сиквелами), вряд ли скоро забросят свою любимую тему для видеоигр – Вторую Мировую.

Call of Duty 2.

Мутант.

[​IMG]
Такого *добра*, как проносящиеся над головой танки или падающие самолеты, в игре полным-полно.

Из удачного клона Medal of Honor Infinity Ward удалось сделать самобытную и одновременно похожую на десятки других шутеров, вышедших несколько лет назад, игру. Call of Duty постепенно стал расселяться по другим платформам, и хотя для самых слабых из них были придуманы собственные наименования (сюжетные линии, герои…), конкретно Call of Duty 2 не очень повезло: версия для ПК абсолютно аналогична версии для Xbox360 (за вычетом мультиплеера: на ПК в одной битве может сойтись гораздо больше игроков), а это означает, что некие условности, которые были необходимы шутеру на приставке, перебрались и на персональные компьютеры. Кстати, забавно: сами разработчики четко разделяют все части сериала, однако отечественные локализаторы по неведомой мне причине воткнули в окно autorun’а наименование PS2-версии CoD2: Big Red One. Стоит ли особо отмечать, что BRO с «оригинальной» CoD2 на ПК не имеет практически ничего общего?

В первую очередь стоит отметить отсутствие аптечек и зарастающие раны у подбитых бойцов. Прием, использованный в Halo (что позволительно порту изначально приставочной игры), кажется абсолютно чуждым и неприятным, зато очевидно добавляет игре динамики: выскочив из-за угла, быстро-быстро крошим десяток немцев, кто-то, конечно, попадает в нас раза три, падаем на землю, в заранее приготовленную дизайнерами траншею, – всё, отдышались, кровь отливает от глаз, можно идти дальше. И так минимум десять часов подряд.

Артист.

[​IMG]
Если враг не сдается, то его следует взорвать.

Главное в Call of Duty 2 – постоянное движение. Зазеваешься на пустой улочке - и вот уже на глаза попадаются некрасивые текстуры (запрятаны в тех местах, куда увлеченный боем игрок заглядывать не должен), неоткрываемые двери и неразбиваемые окна. Из деревянных объектов при попадании в них пули исправно вылетают какие-то опилки, но можно до посинения стрелять в хлипкий на вид ящик – он в жизни не развалится на части. Вообще, разваливаться на мелкие куски позволено только тому, что особо отметили дизайнеры. Гаубица не может пробить стену соседних домов, капитан Прайс не может выбить ногой любую дверь. Да и фашисты всего раз за игру (затем еще раз – но уже союзники и в титрах) «порадуют» нас зрелищным расстрелом «сквозь дверь» - выглядит впечатляюще.

Тотальная заскриптованность абсолютно не мешает Call of Duty 2 быть приличной игрой, вовсе нет. Кого-то наверняка раздражает мнимая свобода передвижений, кого-то наверняка рассмешит узенькая дорожка в минном поле, которое немцы расположили вокруг высоты 400, – приходите, гости дорогие. Еще не очень понятно, почему враги могут таскать стационарные пулеметы, а мы – нет. Но ведь всё это - мелочи: достаточно вскочить в туториале на рельсы *экшена* и катиться по ним, не сворачивая до самой развязки. Зрелищные сражения, сумасшедшие атаки «наскоком» и до мозга костей аркадные танковые сражения (цитата с официального сайта локализатора: «Возможность использования в битвах военной техники — вплоть до танков, смоделированных с высокой степенью исторической достоверности»). Ах да, еще сцена, без которой Call of Duty – не Call of Duty. Называется «как англичанин с зениткой тридцать немецких самолетов положил». Впрочем, советский солдат, бегающий по развалинам и прилепляющий взрывчатку к танкам, немногим лучше.

Сценарист.

[​IMG]
Бессмысленно уничтожать пулеметчиков в окнах.
Они будут нарождаться до тех пор, пока мы туда не явимся лично.

Infinity Ward исправно отдает должное советским войскам. В этот раз игра начинается именно на Восточном фронте: мы закидываем картошкой (гранаты на тренировках расходовать не дают) развалины дома, хватаем винтовку и бежим воевать. Вообще, всё происходящее на экране в течение всей игры напоминает рассказ Джа-Джа Бинкса о том, как «он мало кушай, потом – бум! Бах! И я тута», поэтому туториал учит именно этому – быть готовым ко всему. А не приемам ближнего боя, как мог кто-нибудь неверно подумать. Далее нам полагается бродить по полуразрушенным заводам и домам, выбивая немецко-фашистские войска с советских территорий. В минуту финального триумфа кампания заканчивается и начинается битва за Северную Африку, в ходе которой нам дадут порулить почти всамделишным танком. Но это всё - лишь эпизод: большую часть времени мы будем бегать от одного пулемета до другого, выкашивая толпы фашистов, выныривающих из песка. Затем мы возьмем какой-то город, из которого в следующей миссии придется быстро делать ноги. Вообще, английская и американская кампании напоминают анекдот про то, как лес переходил то в руки немцев, то союзников, а потом пришел лесник и всех разогнал.

Победив коричневую чуму в Африке, отправляемся в шкуру капрала Тейлора и участвуем в *том самом* «дне Д». Еще одна история про то, как рейнджеры забрались слишком далеко в глубь территории врага, а потом понеслись чуть ли не обратно к десантным лодкам, дабы спрятаться от выкатившего из кустов «тигра». Кстати, в ходе кампании за американцев нам несколько раз придется сменить «Томпсон» на «Стэн» и поучаствовать в парочке диверсионных операций. Ближе к концу будет совсем скучно: «капрал (рядовой), зачистьте вон тот дом!» - на радаре загорается домик, которые подлежит тотальной обструкции, мы бежим к нему, выкашивая десятки противников (кажется, это уже было…), откуда-то слева выныривают союзники (и как они там оказались?), и всё начинается по новой: дом, свежие союзники, дом… Впрочем, иногда союзников подбросить *ну прям совсем неоткуда*, поэтому немногочисленные NPC наделяются даром бессмертия. Показательна оборона высоты 400: 3-4 американских рейнджера не умрут даже при прямом попадании артиллерийского снаряда, а это значит, что отведенные на «героическую» оборону пять минут можно переждать где-нибудь в относительно безопасном месте.

Шутки шутками, но местами война по версии Infinity Ward выглядит то ли нелепо, то ли примитивно, но ощущение того, что некоторых бойцов союзников и всех – немцев выставляют полными идиотами, не пропадает ни на минуту. Ведомые предательскими скриптами, бойцы десятками гибнут перед пулеметом, который было видно за километр, выбегают из здания, куда кинули гранату, дабы попасть под обстрел противника с улицы, и чуть ли не нарочно прыгают под выстрелы и накрывают бомбы. Убил одного такого союзника – начинаем с ближайшей точки сохранения, убил «непреднамеренно» - ничего страшного, скоро новый прибежит. Впрочем, некоторые NPC, которые в определенном смысле можно назвать «сюжетными» (тот же Прайс), не всегда наделяются бессмертием: вместо этого дизайнеры могут их просто… спрятать. Дабы в конце миссии он поздравил игрока с зачисткой очередного города.

Игрок.

[​IMG]
В этой миссии нам предоставят возможность разглядеть корабли союзников получше.
По-моему, это даже не спрайты, а некое подобие эскадры, нарисованное непосредственно на горизонте.

Мультиплеер не поражает воображение обилием каких-либо уникальных режимов, более того, тут даже не дают порулить танком. Для тех, кто знаком с PS2-версией CoD2, – настоящее издевательство со стороны разработчиков, ведь даже в приставочной сетевой игре была техника! Карты, часть из которых перебралась прямиком из Call of Duty, по большей части увлекательны, если не считать «советские» поля битв. Редкий раунд на такой карте заканчивается в пользу игроков, примеревших немецкую форму: уж слишком сильный дисбаланс вносит в игру пусть и неточный, но безумно скорострельный ППШ.

К прочим радостям жизни, доступным любому, кто купит DVD-диск с CoD2, отсносятся: великолепная озвучка (солдаты в кампании всегда реагируют адекватно происходящему на экране и точно извещают игрока о том, из какого окна по ним стреляют), неплохой ИИ (в сравнении с PS2-версией – гениальный), отличная графика (эффект дыма – возможно, один из лучших в то время). То есть в целом получается, что разработчикам в техническом плане краснеть не за что: был бы сам игровой процесс… более продуманным, что ли.

Но тогда мы бы лишились одного из лучших шутеров 2005 года. Шутера, безусловно, весьма специфического: линейность, чекпоинты, указатели (на гранату, упавшую поблизости, и на врага, чей выстрел достиг цели) и регенерация жизни наверняка не понравятся… в общем, много кому. С другой стороны, это одна из лучших игр среди тех, что абсолютно не напрягают игрока. Конечно, если забыть на несколько часиков о том, что война – это не игра.


Автор: katarn
Дата: 30.04.2009