Один залп - и стройные ряды шведов несколько проредились. Карл заводит своих стрелков с флангов – похоже, что медведю с его жалкими двумя сотнями казацких стрелков не устоять. Залп – сотни уже не две, а полторы. Стрельцы рвутся в бой, натыкаются на штыки шведов, и каждый десятый падает замертво. Что – уже?! Так и знал, что не надо было доверять рукопашникам. Бегут. Всё пропало? В этот самый момент правое крыло шведской армии буквально разрывается изнутри: потаенный полк сделал свое дело. Впереди всех – Петр. Его глаза. Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Рубит одного, другого, третьего. Еще минута - и шведы бегут. Санкт-Петербург – столица шведской провинции на берегу Финского залива - наконец-то становится российским городом.

Empire: Total War.

Подковерные интриги.

[​IMG]
На глобальной карте теперь постоянно что-то копошится, дергается, двигается.
Жизнь будто бьет ключом.

Условности игрового движка не позволяют отстроить город в положенном 1703-м году, поэтому всем поклонникам Total War придется смириться с тем, что в основной кампании, которая начинается в 1700-м году, Санкт-Петербург есть изначально, причем принадлежит он шведам. Вообще, на мой взгляд, Россию ущемили более других: карта мира обрывается задолго до Сибири, войска изначально выдаются, мягко говоря, слабые, а представители ближнего и дальнего зарубежья неохотно идут на контакт. Возьмите для примера Великобританию или Францию – каждый второй мечтает подружиться с этими агрессорами, раздирающими на части Америку и Индию. С Россией же связываться особенно не хотят. Кругом одни враги: у кого-то накопились древние обиды, кто-то не терпит одного вида православного креста, кому-то подавай на блюдечке Архангельск, Петрозаводск, еще чего-нибудь. Никакого уважения.

Заставить себя уважать проще всего силой оружия: в Empire сильный всегда прав. Заведите себе два десятка союзников и радуйтесь мнимой мощи вашей псевдо«антант кордиаль»: накинется на вас мощнейшая империя - и никто даже не подумает придти на помощь. Хотя воевать против Курляндии все горазды. Согласия не наблюдается и в делах союзнических: ИИ воротит нос от предложений по обмену технологиями, не соглашается даже на обмен «3 к 1». Вот 4 или даже 5 – совсем другое дело. Оно и понятно: деревце технологий недостаточно ветвистое для того, чтобы выменивать научные знания в соотношении 1 к 1: слишком быстро всё откроется. Но как же тогда союз? Верно и обратное - «чужие» государства вполне себе не против махнуться не глядя: за ненужные, на первый взгляд, технологии приходится отдавать ценнейшие агрегаты, двигатели сельского хозяйства и военной машины. Таковы издержки международных отношений XVIII века.

Впрочем, политика в Empire играет действительно важную роль: не обязательно всех закатывать в одну бочку и сбрасывать в море – перепуганные аборигены вполне могут сдать очередной город без боя. Устроить резню и предать иноверцев огню почему-то не дают, поэтому еще несколько лет после завоевания приходится терпеть ноты протеста местного дворянства, погромы в исполнении холопов, а то и вооруженное восстание местного населения. Повстанцы, естественно, подлежат скорейшему изничтожению, но лучший способ предотвращения крупных проблем вроде откола провинции или, упаси бог, революции – строительство борделей, церквей (да-да, в таком порядке) и освобождение области от налогов. Времена меняются, люди остаются прежними.

Расцвет русского медведя.

[​IMG]
Правительство. Вверху - правитель (кстати - не игрок). Ниже - министры.
Еще ниже - ребята, подсиживающие министров.

В Empire: Total War нам выделяют всего сто (в короткой кампании – пятьдесят) лет на то, чтобы так или иначе покорить мир. Игра делает гигантский скачок от методичного подчинения варварских городов из Rome до геополитических интриг и торгового доминирования Empire. Побеждает тот, кто лучше остальных сумеет отстоять собственные интересы, но последнее не означает, что для строительства процветающей империи необходима миллионная армия, способная в пять ходов оказаться в любой точке мира. Главное – организовать торговлю таким образом, чтобы за тебя всё делали другие. Пираты паразитируют на торговых путях – это плохо, еще хуже будет потерять свой флот, что неизбежно приведет к падению авторитета власти внутри страны, а также значительно поумерит пыл воинственных славянофилов. Выход - союзы. Уж коли у испанцев есть город на берегу пролива, так пусть сами и гоняются за варварскими кораблями.

Со временем даже неразумные турки понимают, что Россия, оттяпавшая за двадцать лет у Европы Швецию, Данию, Польшу и Австрию, заслуживает какого-никакого уважения. Турки шлют предложения о союзе в обмен на Архангельск (медом им этот Архангельск помазан, что ли?) и получают уверенный отказ: еще раз такое услышим - и мы без вашего содействия лет через десять будем мыть сапоги в Красном море. В этом смысле особенно интересно играть за Пруссию – пожалуй, самую маленькую «великую» фракцию. Две провинции, разделенные вражескими территориями, в те же двадцать-тридцать лет ставят на колени всю центральную и западную Европу: умело лавируя в политическом потоке и ловко манипулируя религиозными чувствами неоднородных в своем христианстве соседей, несложно сначала замять одних, затем – других и в конце объявить себя главным победителем. Вчерашние союзники-датчане в злобном бессилии шлют лучи ненависти с далекой Исландии, окончательно вытесненные в Америку французы обустраивают свою новую столицу на островах в Карибском море, а англичане безуспешно предлагают какую-то область на берегу Великих Озер в обмен на свой любимый Лондон.

Нет уж. Крепкая власть зиждется не только на жесткости с врагами внешними, но и на умении разрулить все возможные «ситуации» внутри государства. Если во главе флота стоит министр, который корабли видел только на картинах, то не удивляйтесь, что содержание флотилий и исследования новых типов обшивок и пушек обходятся вам дороже, чем соседям. Может быть, стоит дать пинка такому «специалисту» и отдать *портфель* какому-нибудь более смышленому человеку, даром что в кандидатах в министры дефицита не наблюдается.

От Волги до края карты.

[​IMG]
Пейзажи Empire *очень* сильно отличаются от своих коллег из предыдущих игр серии.

Хотя в Empire теперь целых три больших карты (Европа с небольшим кусочком Африки и Азии, Индия и Америка), провинций тут намного меньше, чем в играх серии Europa Universalis. Где-то разработчики мельчат, наделяя столицей каждый второй остров, где-то, как, например, догадайтесь-сами-где, - наоборот, объединяют в одну область не просто несколько городов – несколько народов. Правда теперь развитие области заметно отличается от банального «зашел в столицу и создал очередь строительства на десять лет вперед», нет, теперь в столице строятся военные сооружения, ну, возможно, резиденции губернаторов, всё остальное тонким слоем размазано по областным городам и селам. Рост населения ведет к образованию новых населенных пунктов – читай «ячеек» для строительства. Тут у нас будет порт, там – ферма, рядом - бордель, здесь – университет. Исследование новых технологий не идет само по себе: для изучения чего-нибудь новенького в трех доступных категориях – промышленность, сухопутные войска, флот - надо построить (в прямом смысле) мощную научную базу и посадить в каждый ВУЗ по дворянину. Чем больше университетов, тем больше разных технологий можно изучать одновременно – чем не повод рвануть из центра России на Запад, где ВУЗы натыканы через две области на третью?

Несмотря на то, что Creative Assembly всё сильнее кренит в сторону Civilization и Europa Universalis, в режиме глобальной карты можно сделать еще очень многое. Генерал Мороз по-прежнему не таит особой угрозы для врага, пробравшегося в глубь государства, флот может автономно существовать столько, сколько ему захочется, разрыв линий снабжения – это что вообще такое? Зато видимость бурной деятельности на глобальной карте создается здорово: если в Rome казалось, что кроме тебя и соседних римских кланов никого (здравомыслящего) на карте мира нет, то в Empire ожидать помощи или подвоха можно от кого угодно. Но вы ведь прекрасно понимаете: стратегия – это всего лишь надстройка, разогрев перед главным событием сегодняшнего вечера…

В пороховом дыму.

[​IMG]
Морские сражения - самые зрелищные. Факт.
Компьютер, однако, нужен...
Издержки ПК-эксклюзива.

Empire: Total War – самая совершенная в графическом плане стратегия на данный момент времени. В любой Total War было интересно наблюдать за тем, как *именно* твой солдатик бьет вражеского, но никогда еще этот процесс не выглядел настолько убедительно. Я не принижаю графических достоинств потрясающего Rome и великолепного Medieval 2, я просто констатирую факты. Хотя до выхода нескольких патчей играть в Empire было весьма затруднительно ввиду диких тормозов: ходы противников растягивались на несколько минут, сражения грузились не меньше, при этом на минимальных настройках и с графикой худшего уровня, нежели в Shogun.

Теперь всё это подлатали, и игра быстро бежит и здорово смотрится на приличных настройках. Можно заглянуть в глаза каждого солдата и убедиться, что он правильно прочищает ствол своего мушкета. Кавалерийский отряд, налетевший на индейцев, – это событие, ядро, попавшее в конницу, – это шоу, перестрелка двух многотысячных армий – это оживший «Патриот» и монитор наполовину в дыму. Крики, вопли – к визуализации нет вопросов, в принципе, никаких.

Зато сама тактика боя, как и ожидалось, серьезно изменилась, и не факт, что в лучшую сторону. Если раньше всё в большинстве случаев решалось по-мужски, с мечами в руках, то теперь две линии солдат выстраиваются друг напротив друга и начинают бессмысленно сокращать народонаселение Старого Света. Нет, вполне естественно, со временем битвы преображаются, появляются штыки-молодцы, новые пушки, острые сабли, построения. Тактика, наконец, усложняется. Но победы в стиле Суворова при соотношении сил 1 к 10 – это скорее заслуга искусственного идиота, нежели каких-то новомодных ружей или тактических ухищрений. Противник любит перестраивать собственные армии прямо перед носом наших стрелков, обожает пробежать мимо здания, в котором засели казаки, и любит бегать за заведомо более скоростной кавалерией.

Прибавив в смысле развития государства, политики, торговли, Empire откровенно сдал в битвах: стало заметно скучнее. Ни возможность поглядеть на то, как стрелки линиями ведут непрерывный огонь по врагу, ни новая песня о старом – штурм «крепостей» (убогий до невозможности) - не отменяют, на мой взгляд, того факта, что в Shogun, Rome, Medieval 1-2 была тактика, в Empire появилось мясо.

***

[​IMG]
То мы их, то они нас, а потом пришел лесник и всех разогнал.

Другим важным нововведением серии являются морские баталии, до сих пор виденные в играх такого масштаба разве что в Centurion. Причем там сражения условных корабликов, по-аркадному забрасывавших друг друга стрелами и плевавшихся греческим огнем, с высоты Empire кажутся более… тактическими. В последнем выпуске Total War главная мысль, которая должна крепко-накрепко угнездиться в головах будущих Нельсонов и Ушаковых, – не плыть против ветра. Вторая мысль – не подставляться под огонь. Всё. Вообще, можно тупо кликнуть по противнику и смотреть, как на палубе бегают матросы, «говорят» орудия, а ядра, попадая в пороховые погреба, разносят противников в клочья. Экипаж в полном составе прыгает с палубы в воду – лучше до этого не доводить, а взять неплохой сорокапушечный корабль на абордаж и присоединить его к своей флотилии. Морские сражения – услада глаз, настоящее шоу, причина покупки лучших процессоров и видеокарт. Но – не более того.

Вперед в прошлое.

[​IMG]
Морские сражения становятся сложны тогда,
когда под управлением игрока находится более пяти кораблей.

Скажу за себя: очень хочется вернуться на зеленые альпийские луга и встать во главе легиона квиритов, воинственно размахивающих мечами. Total War (опять же – на мой взгляд) не к лицу концепция дистанционной войны – грядущего «Наполеона», мы, вероятно, переживем, а вот дальше углубляться в век пороха и динамита всё-таки не стоит: относительно недавний Stormrise доказал, что Creative Assembly может делать, мягко говоря, *не только* хиты. Поймите меня правильно: Empire – глубокая, красивая, интересная игра. Серия Total War постоянно движется вперед, появляются и пропадают игровые возможности, улучшается графика, усложняется управление государством. Но меняются времена, страны: несчастные поклонники Shogun до сих пор мечтают о сиквеле своей любимой серии. Помечтаю, что ли, и я. О Rome 2.


Автор: katarn
Дата: 02.12.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей