Lock On: Современная боевая авиация

Lock On: Modern Air Combat
Lock On: Современная боевая авиация
Жанр: Simulation
Разработчик: Eagle Dynamics
Издатель:
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.50 из 10
  • 14
  • 3
  • 25
У любой жанровой категории компьютерных игр есть своя история развития, а если говорить сугубо научным языком – своя эволюция. Сейчас можно найти достаточно статей, посвящённых изучению основных вех в развитии жанров 3D-shooter, fighting и др. А вот история совершенствования наших отечественных авиасимуляторов (кстати, лучших в мире) имеет своё, не менее интересное повествование, которое разумнее будет начать с небольшого экскурса в прошлое…

Вначале было слово, то есть, технически грамотно выражаясь, программный код, из которого получился Su-27 Flanker. Произошло это в далёком 1996 году. Нет, до этого, уже со второй половины 1980-х годов, были программы, которые с натяжкой можно было бы называть авиасимом, где чисто по техническим причинам сильно доминировала только лишь игровая составляющая, без сложных аспектов моделирования аэродинамики, управления самолётом и работы с вооружением. И вот, Фланкер стал, по сути, первым, где совместно были реализованы очень многие серьёзные, именно симуляторные «фишки»: несимметричная тяга, сваливание в плоский штопор, триммирование, задание и учёт метеоусловий, а также другие элементы.

Затем в 1999 году появился Flanker 2.0. Это был мощный шаг к полной идентичности внутренностей кабины по отношению к реальным прототипам (хотя небольшие различия всё же оставались). Ещё очень сильно подтянули 3D-графику и звуковые эффекты, поскольку на дворе уже стояла эпоха графических ускорителей DirectX. Работать с вооружением стало сложнее, серьёзнее и реалистичнее. А через четыре года появился симулятор, который надолго утёр всем нос…

Lock On: Modern Air Combat – это современный авиасимулятор, посвящённый сразу шести различным моделям боевых самолётов. Да, это ещё одна «фишка» развития игрового жанра. Постепенно в создании таких игр разработчики стали стремиться к «многосамолётности», чтобы игрок мог на выбор посидеть в кабине того или иного летального аппарата с соответствующими лётными характеристиками. Здесь будет излишне говорить, что подобный шаг мог отразиться на популярности игрового продукта только самым положительным образом. Кстати, эта самая «многосамолётность» в неявном виде присутствовала уже во Flanker 2.0. Там путём грамотного изменения настроек в редакторе миссии можно было оказаться в кабине Су-33 или МиГ-29. Ещё один сюрприз в Lock On – тут под одной крышей уживаются образцы советской и западной авиационной техники. Для Су-27 имеется его достойнейший оппонент – F15 Eagle. Но разработчики уделили внимание не только тяжёлым истребителям. В Lock On’е можно полетать на штурмовиках А10 и Су-25. Пусть они тяжелы и немного неповоротливы, но эти летающие боевые машины также заслуживают своих аплодисментов. А ведь многие фанаты той самой предельно простой игры Su-25 Stormovik (1992), которая как симулятор была «никакой», но неплохо позабавила атмосферой с ожившими стереотипами «холодной войны» и «железного занавеса», уж и мечтать боялись вновь увидеть Су-25 в новой графике. То же можно сказать и про его аналог – А10 Thunderbolt, который был «засвечен» в играх на РС всего-то пару раз в первой половине 1990-х. Не был обойдён вниманием и советский лёгкий истребитель МиГ-29. Первая реализация этой модели самолёта в начале 1990-х оставляла желать лучшего. Его вторая весьма удачная игровая реализация (MiG-29 Fulkrum, NovaLogic), состоявшаяся в 1998 году, предполагала индикацию на HUD по американским лётным стандартам, что немного не соответствовало прототипу. И вот, в Lock On на МиГ-29 имеется долгожданная советская ИЛС-индикация, но с небольшими коррективами… Дело в том, что это МиГ-29, переданные ВВС ФРГ вследствие известных геополитических процессов. И поэтому мы имеем столь дивную «экзотику»: сама модель самолёта – советская, но опознавательные знаки – кресты на крыльях, индикация – в футах и узлах, а все речевые сообщения – на немецком языке. Ну и, конечно же, в нашу неспокойную эпоху безвозмездного экспорта демократических ценностей роль боевой палубной авиации становится всё более значимой. В Lock On’е самолёт корабельного базирования представлен единственной отечественной моделью – суперсовременным Су-33, уже знакомым нам по Flanker 2.0. Да уж, игра Lock On: Modern Air Combat демонстрирует в действии успешный пример реализации принципа «многосамолётности», когда были учтены интересы сразу большого числа любителей различных моделей авиатехники…

А что же у нас с политической подоплёкой, которая является важной сюжетной частью почти любого авиасимулятора? По-прежнему нас радушно встречает солнечный полуостров Крым, и в Lock On’e к нему ещё добавился не менее солнечный Кавказский регион. В свете всем известных совсем недавних политических событий по двум этим регионам, произошедших в 2014 и 2008 годах соответственно, не нужно косо смотреть на авторов всей симуляторной линейки - дескать, «накаркали», или что похуже. Сама эта географическая задумка ещё со времён Su-27 Flanker подразумевала главное – моделирование крупномасштабных военных действий с участием авиационной, наземной и морской боевой техники разных стран где-то в пределах СНГ. И единственной такой удобной точкой на постсоветском пространстве являлся полуостров Крым, окружённый со всех сторон морем, где пересекаются геополитические интересы различных глобальных игроков. Это даёт возможность участия множества воюющих сторон, которые могли быть задействованы в моделируемом конфликте; конкретно в игре Su-27 Flanker это были Украина, Россия, Турция, США. Ну и само по себе многообразие природных условий и ландшафтов Крыма делало миссии в Su-27 Flanker максимально интересными. Поэтому другой альтернативы просто и быть не могло. То же можно сказать и по соседнему Кавказскому региону. Рядом море, разнообразнейший рельеф, несколько небольших государств и сложная геополитическая ситуация. Так что если вы ещё помните яркие и известные в лётных кругах крымские топонимы, такие как Саки, Гвардейское, Ленинское, Раздольное, то уж легко сможете заучить новые: Сухум, Гудаута, Вазиани…

Теперь о наиболее важной составляющей симулятора – управлении. Вообще, играя без джойстика в некоторые авиасимы с, мягко говоря, несовершенным клавиатурным управлением, геймер нередко впадал в ужас и никогда уже не хотел стать военным лётчиком. Тут клавиатурное управление основательно привели в порядок по сравнению с неудобствами предыдущей версии игры Flanker 2.0. В Lock On аэродинамика окончательно была доведена до идеала, и называется это всё модной ныне аббревиатурой AFM – advanced flight model. Кабина стала совсем «настоящей», даже трудно сказать – в прямом или же в переносном смысле. Для линий HUD, указателей, циферблатов и стрелок использована прорисовка тонкими линиями, которая не размывается при любом увеличении. Высокая, почти фотографическая детализации текстур приборной панели в Lock On порою даже немного пугает своей реалистичностью – чем сильнее увеличиваешь вид в кабине, тем резче становятся приборы и указатели. Кстати, в ранних симуляторах летать по приборам банально не позволяло разрешение экрана, даже на режимах 800х600. Приборы в кабине зачастую добавлялись из принципа «поскольку-постольку», чисто для антуража. За 1990-е годы все привыкли к HUD настолько, что уже и не мыслили себя без него в полёте. Но жизненные реалии настолько суровы… В Lock On штурмовик Су-25 не имеет, в принципе, полноценного HUD, он используется только для боевой работы. Поэтому тут в игровом Су-25 полёт по маршруту выполняется только по приборам, а заход на посадку - по большей части визуально. Короче, любителям «удобств» придётся учить приборную матчасть: КПП, ПНП, вариометр…

Про геймплей тут говорить как-то не совсем уместно. Это действо трудно уже назвать игровым процессом. Контроль систем, сложное маневрирование и боевая работа в этом авиасиме не доставят столько радости или азарта, как это бывало в более ранних симуляторах. Но всё равно это безумно интересно с технической точки зрения. Например, если в старом добром Su-27 Flanker легко можно было уходить от ракетных атак просто путём непрерывной серии волнообразных движений в бреющем полёте на предельно малых высотах, то в Lock On это не позволит сделать реалистичное управление с заметной инерционностью. Придётся тут «пилоту» осваивать классические противоракетные манёвры. Ведь попадание одной ракеты часто «выносит» сразу больше половины систем самолёта, и он в любом случае становится вообще непригоден для дальнейшего пилотирования. В Su-27 Flanker системы «отваливались» примерно по одной от каждого попадания. Хотелось бы тут посоветовать даже опытным фанатам старичка-Фланкера – прежде чем садиться за Lock On, лучше не поленитесь почитать кратенький мануал, где на очень понятном языке с иллюстрациями описаны все принципы пилотирования, работа с приборами, противоракетные манёвры и ТТХ боевой техники. Хотя ленивым можно особо и не вчитываться, поскольку темы мануала раскрыты в различных учебно-тренировочных миссиях, с подробными речевыми пояснениями от обучающего инструктора.

Ещё не может не вызывать уважения сохранённая и расширенная впоследствии концепция клавиатурного управления. Функциональных сочетаний клавиш стало раза в три больше, чем это было у родоначальника серии – Su-27 Flanker. Все они систематизированы и логически обоснованы, поэтому легко запоминаются. Даже принципиально отличные в плане управления, боевых систем и авионики натовские А-10 и F15 легко уложились в эту концепцию организации раскладки клавиатуры.

В трёхмерной графике Lock On’a сочных спецэффектов появилось очень много. Это неудивительно, ведь на дворе стоял 2003 год. Немного грубоватые попытки реализации этих спецэффектов были заметны ещё во Flanker 2.0. Лучше начать перечисление с наиболее красивых «плюшек». Например, при прохождении определённой высоты на фонаре кабины образуются капли росы. Также начиная с определённой высоты в зависимости от температуры при работе двигателей образуется инверсионный (конденсационный) след. Кстати, в Lock On их траектории выполнены почему-то немного грубовато – ломаными линиями. Изнутри на поверхности фонаря кабины всегда можно увидеть блики и собственно искажённое отражение самого пилота. На высотах свыше 12 тысяч м вы сможете наблюдать звёзды даже в ясный день. На карту поверхности земли наложены детальные космоснимки. Во множестве присутствуют 3D-модели зданий и сооружений на аэродромах или в населённых пунктах. Звуки все аутентичны и соответствуют реальным эффектам в авиации. Например, не стоит пугаться, когда без форсажа на скорости примерно 1170 км/час вдруг резко пропадёт звук двигателей - это просто ваш самолёт преодолел звуковой барьер. Также все аэродромы оборудованы техническими системами обеспечения посадки. При пролёте по глиссаде над приводными радиомаяками (ДПРМ и БПРМ) в кабине будут резко «пиликать» соответствующие звуковые сигналы – поэтому не стоит впадать в панику. Ещё один плюс симулятора – развитая система речевых сообщений от ведомых, диспетчерского центра, самолётов ДЛРО или дозаправщиков. Реплики от ведомых или разрешений диспетчеров на руление, взлёт, посадку, в принципе, абсолютно не влияют на процесс управления самолётом, но зато добавляют мощный градус атмосферности и иллюзию того, что вы далеко не одни в игре. Из всех этих наборов сообщений самые запоминающиеся моменты – дозаправка в воздухе, которая в Lock On выглядит особо захватывающе. В принципе, простота правил формирования команд или докладов в авиации не требовала особых усилий в плане компьютерного ИИ, и такие «фишки» можно было бы массово организовать давно, ещё в ранних симуляторах 1990-х годов.

Начиная с некоторого момента своего развития, рано или поздно, хороший авиасимулятор перестаёт быть только лишь игрой. К таким программным продуктам обращаются уже не из праздного интереса, случайные «посетители» тут быстро отсекаются. Кому-то уже достаточно «подкованному» такой программный продукт покажет, что не всё так уж сложно в лётной работе, а кому-то самоуверенному – наоборот, что управлять самолётом - это не так-то просто без определённого набора теоретических знаний. В любом случае, такие программы – это, прежде всего, популяризации профессии боевого лётчика, которая во все времена будет вызывать глубокое уважение. Ведь такая трудная рискованная работа постоянно требует от человека поддерживать самодисциплину, совершенствовать свои навыки и уважительно относиться к сложной технике. Возможно, для кого-то такие серьёзные авиасимуляторы станут основной ступенькой на пути в лётное училище, а затем – в Небо. Линейка от Eagle Dynamics, начиная ещё с Su-27 Flanker, доказала всему миру, что наши программисты способны делать самые лучше авиасимуляторы. Но на Lock On’е эволюция не заканчивается. Потом выходили ещё дополнения, наподобие Lock On: Горячие Скалы, а венцом этого творческого процесса стал ошеломляющий своей реалистичностью DCS (Digital Combat Simulator), о котором когда-нибудь обязательно будет создано уже другое повествование на страницах нашего сайта…
Автор обзора: WERTA
Flanker 2.0, Su-27 Flanker
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Хотелось бы поправить, в 1998 году Mig-29 Fulcrum вышел от Novalogic. Либо аффтар пишет об аддоне Mig-29 для Falcon 3.0..
+ еще пару дополнений - Миг-29 в Lock On не только немецкий, но и русский, тем более их там 2 - 9-12 и 9-13, плюс еще несущестенная поправочка, в второй части Фланкера Миг-29К появился с названием Flanker 2.5.
+ AFM в Лок Оне, появилась только с выходом Су-25Т. Все остальные самолеты имеют SFM. Миг-29, до сих пор в DCS летает по рельсовой SFM. F-15 и Су-27 только в 2014 летную модель заменили..