Вот и всё. Последний экран с изображением сидящего на колене ангела, преданного Господу, резко сменился главным меню игры The War in Heaven. Внутри осталось ощущение, будто за мгновение пролетел сквозь кроличью нору и Страну Чудес. Игра оставила спорные впечатления. Настолько спорные, что пора в них разобраться!



Во имя Света!
«Там не смотрят на графику, сюжет, звук и прочие мирские радости.
Высшее предназначение игры — нести в народ учение Христа и/или придавать сил верующим.
Христиане-разработчики занимаются компьютерными проектами, которые покупают христиане-игроки,
а христиане-журналисты пишут рецензии и берут у христиан-разработчиков интервью».

— из AG.ru, рецензия на «Eternal War: Shadow of Light»​

Пока в России проблему «игровой культуры насилия» пытаются решать путём запретов, на «загнивающем Западе» к этому делу отнеслись более гуманно. Как итог, перед нами появился новый тип игр, которые активно используют библейские мотивы и стараются донести до игрока христианские заповеди. Получалось, правда, не всегда хорошо и успешно. Ведь большинство разработчиков просто делали игры на христианскую тематику, и далеко не все из них делали это по заказу Ватикана. В результате всё сводилось к ереси и противоречиям, которые в итоге нарушали главную заповедь: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня». То есть если христиане утверждают, что помимо Бога есть равный ему по силе Сатана, то они уже не христиане. Отчего у игроков складывается впечатление, будто перед ними не столько христианские игры, сколько пропаганда сатанизма. Ведь дьявол настолько силен, что с ним борются все, кому не лень. Он даже сильнее Господа!
Есть исключения вроде Captain Bible in the Dome of Darkness и Ominous Horizons: A Paladin's Calling. Но в некоторых играх дуализм превалирует: Eternal War: Shadow of Light, Knight of the Temple 1-2, Requiem: Avenging Angel и, собственно, The War in Heaven. Что с последней-то не так?
Перечисление проблем и особенностей следует начать с запуска. Дело в том, что во время или после прохождения первого уровня игре становится плохо, и она вылетает на рабочий стол. Не важно, за кого вы станете играть — за дьяволицу или за ангела женского пола. Да и как долго игра протянет, зависит от компьютера. Но результат все равно один — ошибка, затем рабочий стол. Решается такая беда патчем. После обновления игры возникает мысль, что игра могла быть неплохой, если бы не одно но.

Немного истории

Была на свете контора Fenris Wolf Ltd, которая создала серию Rebel Moon по мотивам книги Брюса Бетке (он ещё придумал слово «киберпанк»). За время существования издательства GT Interactive (легендарное издательство, существовавшее в 90-е годы) она разработала две игры про лунный бунт: собственно Rebel Moon и Rebel Moon Rising. Во время разработки движка третьей части серии, Rebel Moon Revolution, издательство обанкротилось, а Fenris Wolf Ltd исчезла с лица земли. На её месте появилась новая студия, Eternal Warriors LLC. И она первым делом начала создавать христианскую игру, которая должна была стать рекламой одноименной книги Теодора Била (Theodore Beale). Сам Бил является ещё и дизайнером игры.


Но вот беда: если в книге рассказывается о том, как за душу подростка воевали ангелы и демоны, то в игре сюжета просто нет. Вся так называется «сюжетная» часть игры построена следующим образом. Есть два пути: путь бога и путь дьявола. Каждый из этих путей состоит из шести уроков-миссий. Уроки отличаются друг от друга, хотя используют одинаковые локации. Притом эти локации в каждом пути имеют свои различия. При дьяволице рай будет опустошён, при ангеле — цел и невредим. Каждый урок посвящён той или иной вещи: познанию, страху пред господом, предательству, состраданию и тому подобному. И каждая такая миссия предлагает выполнить то или иное условие. Например, второй урок ангела запрещает брать булаву, нужно просто подойти к книге перед ней и дойти до конца уровня, не обращая внимания на парящее демоническое оружие. В то время как второй урок демона просто предлагает поискать часть доспехов.


Доспехи, по сути, не столько уменьшают наносимый игроку урон (полностью защищённый, но раненый ангел может легко умереть от падения с большой высоты), сколько символизируют степень продвижения по игре. Ведь если вы эти доспехи не взяли, то уровень пройти не удастся. Вас заставят снова пройти заваленный урок!

Не убивай
«Мы желаем всем только добра.
Вы не умрёте, вы отправитесь в рай. Ну или в ад.
И это не убийство — это путёвка».

— с форума Old-games.ru​

Очень странно, что разработчики пытаются нести учение Христа посредством шутеров от первого или третьего лица, где как-никак надо проявлять насилие над живыми и не очень существами. Объясняется это тем, что, дескать, надо создать альтернативу сатанинским и нечестивым Quake, Doom, Manhunt и прочим проектам. Притом, что сам жанр, мягко говоря, не годится для такой цели. Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий». А чем мы в подобных играх занимаемся?!


Формальности в игре соблюдены: ангелы с демонами не умирают. Они лишь телепортируются на свой план, будь то рай или ад. Конечно, можно возразить, что ангелы и демоны — это тоже люди (при этом игра заставляет нас их «убивать»). Однако прикол в том, что убийство дьяволиц и ангелов необязательно, за исключением некоторых миссий. То есть если задача заключается в том, чтобы просто достичь конца уровня, то, пожалуйста, бегайте от врагов. Но если надо убить верховного демона и повернуть вентиль, чтобы освободить другого ангела, то уж извините, насилие необходимо.
Также есть несколько видов оружия, каждое из которых действует по-своему. Причём оружие у ангела и дьяволицы отличается. Ангел воюет мечом, дьяволица — когтистой булавой. У ангела — копье, у дьяволицы — двузубец. Ангел вооружён пращей, а служительница дьявола мечет дротики. Правда, функционал у половины арсенала одинаков: булава и меч — это обычное оружие ближнего боя. Копьём и двузубцем (вилами) можно как биться вблизи, так и метать их во врага. Дротики, праща, заклинания и трубы — это чистые оружия дистанционного боя.
Но зло тут выигрывает: на одном уроке дьяволице дают заклинание порчи, с помощью которого можно совращать ангелов. Ангелы женского пола не только начинают воевать на стороне ада, но и превращаются в дьяволиц. И вся эта свистопляска с совращением выглядит даже здорово! Помните, как пытали и искушали таким образом добрых героев в Dungeon Keeper? Тут вас ждут такие же эмоции.


Но арсенал арсеналом, а сами бои — не чета слэшерам. Можно просто подбежать к врагу и зажать кнопку атаки, правда, потеряв немного здоровья. Разрешается отойти, чтобы стукнуть по врагу. Но всё же складывается впечатление, что движок от Rebel Moon Revolution не подходит для того, чтобы хорошо показывать ближний бой. А если залезть на возвышенность, враг будет просто бродить под вами. И вы сможете просто нашпиговать супостата снарядами! Нередко я наблюдал случаи, когда противник на какое-то время впадал в ступор и пропускал без ответа несколько ударов по телу. А ведь некоторые утверждают, что в RMR хотели поднять на новый уровень искусственный интеллект врагов. Что ж, не получилось!

Все хорошо, прекрасная Маркиза

После прохождения игра вызывает смешанные чувства. С одной стороны, она учит христианским заповедям (несмотря на свой дуализм) и показывает, что будет, если грешить всю жизнь. Ведь играть дьяволицей сложнее, чем ангелом. А в конце дьяволицу просто кидают в топку. В прямом смысле этого выражения. Ангел же отправляется спасать свою подругу. И для неё боеприпасы и здоровье не будут проблемой. В игре можно спокойно поднять своё здоровье до 200, и оно не будет уменьшаться, как в Quake 3 Arena или Unreal Tournament. Да и в начальных уровнях, в раю, валяется столько боеприпасов, что хватит на десяток кругов ада! Притом, что для того, чтобы проникнуться игрой и, таким образом, вызвать в себе интерес к христианству, нужно не просто знать английский, но ещё и нажимать в начале каждого уровня клавишу F1 и читать справочный файл.


Но с другой стороны, КАК игра подаёт духовную войну… Угловатые модели, проблемы с освещением, странные «глюки» при открытии той или иной двери. Бывали случаи, когда враг умудрялся бить мечом и попадать даже на приличном расстоянии. Нередко игрок может и вовсе прилипнуть к стене. А уж чего стоит баллада с современными компьютерами… на одной машине игра тормозит, когда ей требуется проиграть тот или иной звук (с музыкой у неё проблем нет). На другой музыка не работает. Хотя это всего лишь одна мелодия, которая проигрывается единожды после запуска игры.
Большинство подобных странностей связаны с Windows XP. На Windows 98 проблем особо не возникало, кроме тормозов и тех фатальных багов, которые лечатся только патчем.



Итог

Игра объективно плоха. Из-за своих глюков, багов и просто по сравнению с Half-Life. Однако, несмотря на все эти беды, она уникальна. Чуть ли не единственный шутер от первого лица, знакомящий игрока с основами христианства. Вот только кто рискнёт пройтись по угловатому раю из воздушных островов? Кто вздумает залезть на тележку, что в аду стоит на рельсах? Кому придёт в голову воевать с угловатыми дьяволицами и выслушивать цитаты из посланий апостолов? Явно не тот, кто играл в другие игры, в которых можно творить бесчинства и разрешается быть плохим.


Совершать грехи, но понарошку. Грешить в грёзах, в мечтах, но не в реальной жизни, где за этим последует суровое и справедливое наказание.


Автор: Terronezov
Дата: 19.02.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей