Забугорье

Забугорье
Жанр: Quest
Разработчик: Явь
Издатель: Явь
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 5
Яркий представитель специфического жанра «русскийквест» – далеко не худший в этом модельном ряду (в частности, здесь нет абсолютно никакой пошлости, характерной для большинства прочих подобных вещей), но на фоне образцов мирового уровня выглядящий всё же максимум средне.

«Забугорье» – вторая и последняя попытка красноярской компании «Явь» (ранее известной как «Сибарт») поэксплуатировать тему русских (и не только) сказок – после «Царевны», бывшей в начале 1990-х самым первым отечественным опытом в области приключенческого жанра. Причём незадолго до этого в том же 2000 году авторы выпустили ещё и «двойной» проект другой адвенчуры, «Школа и приколы» (в чуть модифицированном виде – «Зигзаг»), и несколько небольших головоломок, – но на этом практически и завершили свою работу, сосредоточившись в дальнейшем на распространении уже созданного в формате Shareware. Представленная на данной страничке игра позиционировалась как первая часть куда более масштабной истории, – к счастью или к сожалению, но обещанное в финальных титрах продолжение так и не увидело свет.

На первый взгляд (да и на второй тоже) «Забугорье» вызывает несколько смешанные чувства, пусть и не настолько противоречивые, как та же «Школа и приколы»: складывается впечатление, что сюжетная канва, «мультяшные» видеовставки, изображения персонажей и квестовые задачки (не говоря уже о текстовом описании на задней обложке) создавались разными людьми, друг с другом даже не знакомыми. Предыстория приключения излагается в электронном руководстве пользователя и на официальном сайте, но также и во вступительном ролике, сопровождающемся «песней» (в кавычках – пожалуй, даже к лучшему, что на современных системах это видео демонстрируется, как правило, без звука: здешний вокалист представляет собой уникальный образец человека, начисто лишённого одновременно и слуха, и вкуса, и голоса). В общем, всё начинается с того, что двое инопланетян везут на космическом корабле сундук со счастьем (sic!), намереваясь доставить его на Землю, но по дороге случайно попадают на сказочную планету с вынесенным в заголовок названием, их тарелка сталкивается в воздушно-транспортном происшествии с летящей в ступе Бабой-Ягой и терпит крушение, – а ценный груз оказывается где-то далеко на дне морском. Соответственно, наша задача – найти и вернуть это имущество, причём те самые двое инопланетян в целях конспирации и для большего соответствия окружающей среде объединяются (!) и превращаются в одного сказочного же героя – Ивана-Царевича по фамилии Добрый Молодец.

Вот только в том самом ролике протагонист выглядит писаным красавцем в красном кафтане, тогда как после старта собственно адвенчуры под нашим управлением оказывается некий совсем на него не похожий упитанный веснушчатый детина в чёрных очках и в пёстром костюмчике, сшитом по последней моде XXII века (да, это его озорная физиономия ухмыляется нам с обложки)... В принципе, здешние трёхмерные персонажи, нарисованные российским художником-иллюстратором Виктором Егоровым, смотрятся вполне мило и отторжения не вызывают, а фоновые картинки того же авторства и вовсе напоминают акварельные рисунки и старые книжные иллюстрации, – но вот их сочетание между собой, а в особенности с сюжетом и логикой квестовых задачек, как уже было замечено выше, оказывается далеко не самым гармоничным. Кроме того, трёхмерность героев на двумерных пейзажах иногда оборачивается различными «глюками» в плане анимации вроде прохода протагониста по экрану без соблюдения масштаба. Озвучка также далеко не идеальна по качеству и по умеренному кривлянию актёров, а субтитров планом и вовсе не предусмотрено.

Управлять можно как при помощи мыши, так и зачем-то с клавиатуры, стрелками МЦК (включая «диагонали») и «вводом» с «Esc» (этот последний вариант удобным никак не назовёшь, но авторы и правда предполагали, что не все домашние ПК образца 2000 года оснащены экзотическим хвостатым манипулятором). Курсор умеет изменять свою форму сообразно различным функциям, – по идее, для этого предназначена панель в правой части экрана, но между четырьмя верхними представленными там пиктограммами проще всего переключаться нажатием правой кнопки мыши. Тем более что изображения в этих двух случаях почему-то не совпадают: если глаз и рука очевидным образом символизируют возможность что-либо осмотреть или позаимствовать, то разговор на самом деле обозначается не ртом, как на упомянутой панели, а значком трубы, тогда как для перемещения используется не двойная белая стрелочка, а одинарная, кривая и синяя. Впрочем, это всё мелочи: куда более печально то, что активные объекты на экране не то что не подсвечиваются, но даже и не подписываются при наведении на них курсора, так что – с учётом не самой высокой детализации картинки – без некоторого пиксельхантинга дело не обойдётся.

А вот уже значок вопроса на правой интерфейсной панели (пятый сверху или второй снизу) никак не дублируется и открывает крайне полезную вещь – карту игрового мира. Таковой состоит из двадцати семи дискретных локаций, причём на каждую из них можно в любой момент отправиться прямо отсюда, простым щелчком на соответствующем элементе плана-схемы (по основному экрану герой передвигается, по правде сказать, довольно-таки медленно, без каких бы то ни было ускорений по двойному нажатию). Причём никаких «спойлеров» от этого не предвидится: полноценное посещение предусмотрено лишь для уже известных нам локаций, в которые протагонист успел попасть «прямым ходом» по мере исследования Забугорья (на карте таковые обведены жёлтой рамкой). В ещё не изведанных местах можно будет только полюбоваться пейзажами, без возможности что-либо предпринять, – надо сказать, это одно из немногих весьма удачных решений авторов. Наконец, значок компьютера в правом нижнем углу вернёт нас в главное меню – с возможностью сохранить или загрузить свой прогресс, начать всё сначала, отрегулировать громкость звуковых эффектов, ознакомиться с перечнем имён разработчиков или выйти в систему.

Здешние загадки практически полностью сводятся к категории инвентарных. Пожитки героя занимают панель внизу и – в отличие от всего остального – снабжены подписями, которые появляются при наведении на них курсора. Никакого комбинирования предметов не предусмотрено – можно лишь взять что-то из уже найденного для использования на экране или для передачи другому персонажу, нажав на подходящее имущество курсором в виде руки. Изобилием содержимое нашего вещмешка при этом совсем не отличается – полезных вещей на локациях не так уж и много, хотя, как уже было сказано, отыскать их там не всегда просто. С другой стороны, трёхмерные активные объекты и персонажи и правда выделяются на двумерных фонах, – впрочем, выбора реплик в беседах тоже не будет: игру запросто можно пройти, так ни разу и не воспользовавшись кнопкой рта или иконкой трубы, ибо все ключевые разговоры начинаются автоматически. Даже «пароль», который потребуется сообщить стражникам поближе к финалу для прохода в нужное место, представляет собой самый что ни на есть обычный предмет из инвентаря, подобранный ранее в одной из предыдущих локаций.

Особо следует отметить неизменного спутника нашего Доброго Молодца – чёрного котика с «белыми носочками». К сожалению, смысл его существования остаётся загадкой: судя по всему, это животное было призвано играть роль хрестоматийного «компаньона-юмориста», забавляющего аудиторию различными остроумными комментариями к нашим всевозможным действиям, – вот только справляется он с этой задачей, скажем так, не самым лучшим образом. Приходится также отметить, что особой логики в мире «Забугорье» тоже не наблюдается – и даже не столько в загадках, сколько в разворачивающемся перед нами сюжете. Иначе говоря, путь к искомому сундуку оказывается на удивление окольным – включающим в себя и рандеву с русалкой на борту затонувшего пиратского судна, и охоту на Жар-птицу в далёкой Индии, и дружеское свидание с Бабой-Ягой, и встречу с гоблинами или джинном, не очень-то вписывающимися в общий антураж русских сказок. Пару раз действовать нужно будет весьма и весьма быстро; припасено авторами и несколько ситуаций гибели, причём не всегда очевидных и не сопровождающихся автосохранениями, – так что не забывайте делать это вручную! Ну и последний штрих – крайне невысокая продолжительность: да, в меру «открытый» мир добавляет игре немалую долю приятной нелинейности, но если знать, что делать, то от начала и до конца всё можно пройти где-то так за полчаса.

Пожалуй, порекомендовать сегодня «Забугорье» можно лишь коллекционерам творений отечественной игроиндустрии и самым ярым поклонникам квестового жанра. Справедливости ради стоит отметить, что как минимум часть отмеченных недостатков – в частности, некоторые графические «глюки» и отсутствие субтитров – была успешно ликвидирована в появившейся годом позднее англоязычной версии. Однако таковая распространялась в «эпизодическом» формате и исключительно в цифровом виде, так что, если не считать бесплатной первой главы из пяти, «Zabugorie: The Fairy Planet» оказывается на сегодня навсегда утраченной для безутешного человечества.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
А почему в файлы не выложили бесплатную первую главу: Zabugorie: The Fairy Planet
Ведь насколько я понял из описания, сохранилась только она.
И так ли навсегда потеряны остальные главы? Может стоит поискать самих разработчиков и поспрашивать у них, вдруг что то сохранилось.
Вендиго
"Школа и приколы" и "Зигзаг" планируются к выкладывнию?
Конечно, уже много лет планируются :) Как и эта вещь давно планировалась...
Но ту (те две) я описывать не буду, если что, - совсем не приглянулось.
Наконец-то эта легендарная игра появилась на сайте!

@Uka, огромное спасибо!
"Школа и приколы" и "Зигзаг" планируются к выкладывнию?