Beethoven Lives Upstairs

Beethoven Lives Upstairs
Жанр: Educational
Разработчик: Music Pen
Издатель: BMG Interactive Entertainment
Год выхода: 1995
Платформа: Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 1
  • 2
Любопытный и до обидного малоизвестный детский мультимедийный проект, созданный по мотивам одноимённого канадского телефильма 1992 года, который, в свою очередь, выступил экранизацией аудиоспектакля под всё тем же названием (впервые выпущенного на кассетах и дисках в серии «Classical Kids» в 1989 г., а затем воплотившегося в виде концертной программы и даже книги). Сюжет первоисточника, призванного приобщить юное поколение к бессмертной музыке творца «Лунной» сонаты и Девятой симфонии, касается событий, якобы начинающих разворачиваться в Вене осенью 1823 года: главный герой, десятилетний мальчик по имени Кристоф, недавно лишился отца, и его семья, дабы свести концы с концами, вынуждена сдавать верхний этаж своего дома постояльцу. Именно таковым и оказывается великий композитор, как раз работающий над завершением своего последнего эпического сочинения; не самое тихое поведение и не самые приятные манеры, а равно и глухота Бетховена поначалу служат преградой налаживанию отношений с соседями-домовладельцами, но постепенно они с Кристофом становятся настоящими друзьями (историческую достоверность такой постановки вопроса, пожалуй, лучше не комментировать).

Главное меню компьютерного воплощения «Beethoven Lives Upstairs» встречает нас фрагментом комнаты мальчика. Местная графика практически не оставляет желать ничего лучшего: яркая и красочная, как то и подобает внешности детских проектов, она даже несколько напоминает старые мультфильмы или книжные иллюстрации. Это и неудивительно, ибо разработка была поручена канадцами нью-йоркской компании Music Pen, известной своими многочисленными образовательными играми о приключениях школьного автобуса, – так что здешний визуальный стиль наверняка покажется знакомым знатокам упомянутой серии. О музыке нечего и говорить, хотя основная заслуга в данном деле принадлежит, естественно, персонажу этой истории, а не её авторам; заметим только, что реализовано сопровождение в форматах сразу и MIDI, и WAV, и CD Audio (на диске насчитывается аж 97 звуковых дорожек, пусть по большей части и весьма кратких). А вот немногочисленная озвучка, к сожалению, исключительно англоязычная и субтитрами не сопровождается; «мультяшный» Бетховен, в совсем не свойственной своему прототипу комической манере временами «выпрыгивающий» из-за нижней грани экрана и поясняющий пользователю особенности местного интерфейса, производит несколько странное впечатление.

Кроме того, внушительную долю здешней мультимедийной компоненты составляют видеофрагменты из одноимённого телефильма. Таковых начитывается всего пять: длятся они по полторы-три минуты и отображаются в окне со скромным разрешением 240х180, а потому неизбежно страдают от чрезмерной пикселизации, – но всё же как получить представление о сюжете, так и погрузиться в более-менее историческую атмосферу с их помощью вполне можно (если не огорчаться от опять-таки отсутствия субтитров). Кстати сказать, в роли Бетховена выступает выходец из Шотландии Нил Мунро (1947–2009), а Кристофа играет юный канадец украинского происхождения Илья Волошин; назвать их исполнение шедевральным вряд ли получится, но, во всяком случае, со своими функциями они справляются куда успешнее, нежели снимавшаяся вместе с ними Прага – с попыткой изобразить собой Вену эпохи бидермайера.

Однако вернёмся к упомянутому главному меню. Назначение кнопки «Exit» в левом нижнем углу понятно и без бетховенских подсказок, а вот смысл значка в виде палитры художника, красующегося справа вверху, менее очевиден: при его нажатии изображение текущего экрана копируется – сопровождаясь анимацией мольберта в правом нижнем углу – в галерею пользовательских рисунков. Для взаимодействия с этими последними предусмотрены пять пронумерованных альбомов, стоящих на полке справа по центру. Здесь картинки можно размещать на изначально пустые страницы в любом порядке, заодно сопровождая их собственноручными записями, комментариями и просто сочинениями на вольную тему, – правда, зачем это всё может понадобиться, не очень-то понятно. Подобные же сомнения вызывает и вторая из трёх активных точек того же заглавного экрана – видимая из окна церковная башня. По щелчку на ней нашему взору предстают пять колоколов один другого больше, издающие при их активации звуки различных тонов; внизу при этом присутствуют аж десять кнопок для воспроизведения предустановленных мелодий. При помощи «Play» их можно прослушать, а нажатием на «Rec.» – заменить на композицию своего собственного сочинения, тут же и сымпровизированную; «Undo» удаляет эту последнюю, восстанавливая оригинал, а «Exit» позволяет вернуться к главному меню программы.

Оба упомянутых интерактивных элемента играют здесь скорее роль бонусов, ибо всё внимание привлекает к себе огромный фолиант на конторке: за ним-то и скрывается основной здешний режим – «Дневник Кристофа». Каждый экран такового представляет собой книжный разворот – с записями, посвящёнными странному постояльцу с верхнего этажа и развитию нашего с ним знакомства (в первоисточнике сюжет излагался в форме писем главного героя своему дяде-музыканту), соответствующими фрагментами телефильма и «мультяшными» иллюстрациями. Таких двойных страничек с текстами всего-навсего пять, как и видеовставок, а вот картинок и вовсе лишь четыре. Но если первые можно только читать, а вторые – просматривать, то в третьих как раз и содержится собственно игра. По щелчку на книжную иллюстрацию таковая разворачивается на весь экран – и открывает нам богатые возможности по части взаимодействия с представленными на ней разнообразными предметами и персонажами (для возврата отсюда назад в книгу следует воспользоваться её значком в левом нижнем углу).

Начальная страничка – комната Кристофа, уже отчасти знакомая нам по главному меню. Как и везде, по щелчку на большинстве здешних объектов всего лишь запускаются в меру забавные анимации в духе традиционных «детских активностей», однако за двумя из них скрываются настоящие и весьма увлекательные мини-игры. Первая называется «Name That Musical Square» и активируется кукольным театром в центре экрана, – это целая музыкальная викторина, стилизованная под телешоу. Слева находится весьма болтливый ведущий, а прямо перед нами оказываются шесть ячеек – и помещённые в них различные животные: лягушка по имени Стаккато, змея Легато, заяц Аллегро, черепаха Адажио, огромный медведь Форте и маленькая мышка, которую зовут Пьяно. В первом раунде игры необходимо угадать, кому из них может понравиться звучащий в данный момент фрагмент мелодии, – при этом ориентироваться всякий раз приходится не на всех шестерых любителей музыки того или иного стиля, а лишь на троих подсвеченных (что, разумеется, немало упрощает задачу). Сделать это потребуется семь раз подряд; за правильный ответ с первой попытки нам начисляют сто баллов (счётчик красуется слева вверху), а со второй – только пятьдесят.

Если набрать более-менее пристойное количество очков, то последует переход на второй этап. Здесь задача всего лишь одна, но более сложная, – зато и приносит она в копилку целую тысячу (или же в два раза меньше, если ответить лишь со второго раза). Мелодий теперь сразу шесть: прослушать их можно щелчками на появившиеся внизу пронумерованные синие ромбики, которые затем следует расставить по «квадратам» подходящих им животных; для подтверждения своего выбора необходимо нажать на красный столик справа. Третий уровень напоминает первый, но задача несколько усложняется: каждая звучащая мелодия соответствует предпочтениям не одного, а двух меломанов, однако угадать необходимо уже того из них, кому текущая композиция по вкусу определённо не придётся. Ну и последний, четвёртый уровень аналогичен второму, только с чуть менее однозначными музыкальными примерами. Игроки, набравшие в итоге достаточное количество очков, удостаиваются права внести своё имя в табличку рекордов. Надо заметить, что данное развлечение не только полезно в плане тренировки слуха и чувства стиля, но и просто забавно смотрится: скажем, Стаккато и Адажио наряжены в костюмы XVIII века, а, например, мышка Пьяно уморительно затыкает уши, когда звучит чрезмерно громкая «медвежья» мелодия.

Вторая мини-игра активируется во всё той же первой комнате щелчком по металлическому тазику на колёсиках справа внизу. Именно этим предметом нам и предстоит орудовать, стараясь ловить падающие с протекающего потолка капли воды (конечно, Кристоф живёт на первом этаже, но возможные причины подобного потопа примерно поясняются в приложенном на соседней страничке видеоролике). Проблема в том, что все такие объекты представляют собой ноты; падают они изначально целыми, но при попадании на пол (т. е. если мы не успели поймать их тазиком) распадаются на половинки и отскакивают, – последние в свою очередь при вторичном падении разделяются на четверти, затем на восьмушки, ну а далее уже просто формируют собой лужу. Если позволить таковой растечься по всей комнате, то дыра в потолке увеличится настолько, что в неё в итоге провалится уже сам Людвиг наш ван Бетховен... Рано или поздно это событие, пожалуй, всё равно произойдёт, – но задача заключается в наборе как можно большего количества очков за успешную ловлю нот (и в попадании в табличку рекордов).

Хитрость тут – ещё и в ограниченной вместимости нашего тазика: всего лишь один такт за раз! На первом уровне собрать нужно пять таких элементов – с размером в четыре четверти; иначе говоря, для каждого случая достаточно одной целой ноты, непосредственно падающей с потолка. На втором этапе подобные задачки временами сменяются тактами на две четверти, а заполнить необходимо уже десять тазиков; соответственно, поимка исходной капли уже может не засчитаться – и приходится ждать и ловить момент, когда она превратится в половинку (при этом вторую такую же, естественно, придётся отпустить «размножаться»). Третий уровень требует для своего завершения уже пятнадцать полных ёмкостей с нотами, а помимо двух упомянутых размеров тут встречается ещё и такт на три четверти, – ну и так далее. Увы, общее приятное впечатление от данной забавы портит управление: за передвижение тазика отвечают левая и правая стрелки клавиатуры, и делают они это, мягко говоря, не самым отзывчивым образом. В частности, очень не хватает какой-нибудь команды для остановки сосуда, так что меткое попадание под нужные ноты оказывается задачей не из лёгких, особенно на более высоких уровнях сложности.

Рисованная картинка на втором развороте «Дневника» представляет улицу перед домом Кристофа; этот самый вид уже открывался нам на экране заставки, но тогда стояла ночь и город был пуст, а теперь на дворе день – и целая толпа прохожих. Первая мини-игра запускается по нажатию на вывеску «Музыкального магазина» слева и представляет собой подобие «Columns». Дело в том, что Бетховен пребывает в дурном расположении духа (не иначе как из-за падения сквозь проломившийся потолок в огромную лужу в предыдущей забаве, – впрочем, видеоролик и дневниковые записи мальчика привычно помогут следовать за местным сюжетом) – и начинает выбрасывать из окна на улицу один за другим различные музыкальные инструменты. Которые нам необходимо аккуратно складировать: каждый вылетающий предмет представляет собой блок из двух квадратных ячеек с изображением упомянутых объектов той или иной группы, насчитывающей всегда по четыре наименования, выбранные случайным образом из общего доступного ассортимента. Например, на первом уровне это деревянные духовые, среди которых могут попасться флейта, фагот, гобой, волынка или саксофон (интересно, откуда он у Бетховена за двадцать лет до своего изобретения?..); на втором этапе – медные; ну и так далее.

Здешняя задача заключается в том, чтобы составлять по горизонтали или по вертикали линии из четырёх разных инструментов той же самой категории, управляя падающими блоками при помощи стрелок «влево» и «вправо» для перемещения и «вверх» для смены порядка квадратиков. Впрочем, в меньшем количестве очки начисляются и просто за упавшие предметы – счётчик баллов и состав текущей группы отображаются под часами на здании справа; нотный лист на вывеске слева разворачивается по мере сбора нами линий и намекает на близость перехода на следующий уровень; ну а при достижении каким-либо из столбиков верхней грани экрана игра заканчивается. Стоит также отметить, что квадратики, лишившиеся опоры, почему-то не смещаются дальше вниз, как в «Тетрисе», а продолжают висеть в воздухе, что несколько добавляет сложности местному игровому процессу.

Вторая здешняя забава менее интересна, – это подобие раскраски, которое запускается щелчком по мольберту уличного художника. Правда, живописуем мы здесь весьма оригинальным образом – по большей части просто проявляя скрытое на холсте изображение при помощи кисточки, смочённой водой. Внизу можно выбрать желаемую картинку (верхний ряд: портрет Бетховена, пейзаж, уличная сцена, откуда мы только что пришли, и т.д.) и/или оттенок палитры (одноцветные квадратики в нижнем ряду); кисточка слева регулирует размер нашего мазка, а стакан воды под ней и повторное нажатие на нижнюю миниатюру – его интенсивность. При максимальном значении этого последнего показателя наше произведение искусства окажется тождественным выбранному ранее оригиналу, а если немного разбавить краску, то оно будет зачем-то отличаться присутствием на изображении того или иного количества точек или штрихов белого цвета – ну или какого-нибудь другого, если воспользоваться нижним рядом квадратиков. При помощи кнопок слева внизу можно не только запросить инструкцию или выйти назад на улицу Вены, но также включить опциональное музыкальное сопровождение за авторством Бетховена и сохранить результат своего творчества для дальнейшего использования в одном из пяти «альбомов» главного меню.

Иллюстрация на третьем развороте «Дневника Кристофа» представляет собой комнату великого композитора, оформленную в аутентичном стиле «творческого беспорядка». Чернильница в правом нижнем углу запустит наиболее сложную мини-игру изо всех, на этот раз вполне соответствующую очередному повороту сюжета первоисточника, продемонстрированному также и в видеофрагменте: Кристофу поручают сбегать за гусиными перьями, которые у Бетховена неожиданно закончились в самый разгар репетиции на дому. В электронном варианте «Beethoven Lives Upstairs» эта миссия реализована в виде подобия «Pac-Man»: перед нами предстаёт целый городок с видом сверху, где, перемещаясь по улицам между зданиями, необходимо собрать искомые предметы (появляющиеся то тут, то там в случайном порядке) – и отнести их в свой домик слева (последний после взятия хотя бы одного пера призывно подсвечивается).

Достижение указанной цели крайне осложняется различного рода препятствиями: во-первых, это периодически разводящиеся мосты через реку, которая делит город пополам примерно по центру экрана; во-вторых – значки музыкальных пауз (!), попадание на которые заставляет героя застыть на месте на определённое время (зависящее от длительности соответствующего символа). Ну а в-третьих – самое неприятное: два малолетних хулигана, целенаправленно преследующих Кристофа – и при поимке просто-напросто бросающих его в упомянутую реку. Защищаться наш мальчик не умеет, только убегать, – так что каждая такая встреча означает гибель протагониста. На момент старта у нас имеются четыре жизни; оставшиеся отображаются на нижней панели, правее кнопок для постановки игры на паузу и возвращения обратно в комнату. Далее там же расположен индикатор количества перьев, которые требуется найти на текущем уровне (как нетрудно догадаться, этапов тут – как и везде – несколько, и по мере их смены этот показатель неуклонно возрастает), счётчик набранных очков и даже целый «инвентарь». В последний помимо собственно искомых инструментов для записи музыки могут попадать ещё и другие предметы, изредка встречающиеся на экране и служащие для увеличения счёта (например, шарманщику можно отнести пропавшую у него обезьянку и т. д.). Разумеется, при потере очередной жизни содержимое такого вещмешка будет утрачено; общий темп происходящего весьма высок, так что вряд ли многие юные пользователи смогут продвинуться далеко в миссии по добыче перьев.

Зато следующая забава вполне себе мирная и медитативная: если щёлкнуть по свече на рояле Бетховена, можно будет поупражняться в игре на этом музыкальном инструменте. Упомянутый восковой светильник при этом оборачивается одушевлённым и весьма разговорчивым (если не сказать – назойливым) помощником в деле освоения нами нотной грамоты. Первым делом следует – посредством стрелок на стоящем на пюпитре листе – выбрать желаемое музыкальное произведение. В ассортименте имеются несколько мелодий – пусть и состоящие всего лишь из четырёх тактов каждая: фрагмент Пятой симфонии нашего дорогого постояльца, «Ода к радости», откуда-то «Русская народная песня» и др. Нажатие кнопки «Play» слева приведёт к необходимости указать ещё и один из двух доступных уровней сложности: для «начинающих» или для «продвинутых» юных музыкантов. После этого Свечка заставит нас с той или иной степенью дотошности разучить выбранное произведение и сыграть его сразу несколько раз: пользуясь цветовой подсветкой нот и клавиш рояля, буквенными их обозначениям и т. д.

Наконец, на предпоследнем развороте «Дневника Кристофа» мы сможем лично поруководить репетицией одного из бетховенских произведений! Реализовано это дело весьма интересным образом: первым делом следует указать желаемый фрагмент нажатием на пюпитр в центре внизу (на выбор имеются различные крохотные части Девятой симфонии, миниатюрный кусочек Третьей «Героической» и др.). «Оркестр» у нас, правда, весьма скромный: всего три музыканта! Зато для каждого из них можно выбрать один из двух инструментов, – в зависимости от предпочтённого ранее сочинения это могут быть скрипка, виолончель, гобой, кларнет, флейта, ксилофон, туба... Распределив роли, щёлкаем на самого Бетховена, сидящего за роялем, – и слушаем результат своей авторской аранжировки! Которую, конечно, всегда можно модифицировать, изменив состав трио – и собственными ушами оценив критическое влияние выбора исполнителей на звучание одного и того же фрагмента. После нескольких таких упражнений композитор ещё и предложит нам «угадать мелодию», а точнее – те инструменты, которые в ней задействованы: хороший повод предварительно потренировать свой музыкальный слух и научиться отличать гобой от кларнета, а виолончель от контрабаса!

В общем, «Beethoven Lives Upstairs» оставляет по себе самые лучшие впечатления и может быть смело рекомендована всем детям и взрослым, интересующимся музыкой, – а в особенности, конечно же, поклонникам творчества Бетховена.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.