Bannercatch

Bannercatch
Жанр: Action, Educational, Strategy
Разработчик: Tom Snyder Productions
Издатель: Scholastic
Год выхода: 1984
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 0
Необычная многопользовательская игра, уникальная как по задумке, так и по исполнению, которая, подобно другим такого же рода самобытным вещам, могла появиться на свет только в начале-середине 1980-х, когда фантазия авторов не была ещё стеснена ни устоявшимися жанровыми рамками, ни авторитарными отделами маркетинга. Том Снайдер и его компания сегодня, вероятно, знакомы широкому кругу любителей старых игр скорее по четырём невразумительным «инфокомиксам», созданным ими для знаменитой Infocom, – однако ещё раньше из-под их пера вышло несколько забытых шедевров – таких как «Sub Mission», «In Search of the Most Amazing Thing» или «Bannercatch».

Последний проект, как раз и представленный на данной страничке, можно условно определить как «образовательно-тактический боевик для двух человек»: пользователи играют за одним компьютером одновременно, но не друг против друга, а в тесном сотрудничестве – и в противостоянии общему ИИ-противнику. В качестве такового выступает крайне загадочная личность по имени Макс, предводительствующая целой командой из четырёх роботов. Каждая из двух враждующих сторон занимает одну из баз на здешнем обширном поле, а задача заключается в том, чтобы проникнуть на территорию неприятеля, захватить там его боевое знамя – и, стараясь улизнуть от преследования, доставить ценную добычу в свой командный пункт (при этом, разумеется, не дав проделать то же самое сопернику).

С учётом времени своего появления на свет версия «Bannercatch» для IBM PC не способна с точки зрения внешности похвастаться чем-либо отличным от CGA-графики, да ещё и в одной только скучноватой красно-зелёной палитре, – впрочем, и вышедшие одновременно варианты для Atari, Apple II и Commodore 64 выглядели практически столь же скромно. К счастью, помимо обычного PC та же самая инкарнация игры поддерживает ещё и братскую платформу PCjr, – картинка в последнем случае ничуть не изменяется, но зато вместо монотонных «бипов» PC Speaker можно насладиться гораздо более приятным трёхголосным звучанием музыки и эффектов (при желании аудиосопровождение выключается сочетанием клавиш «Ctrl-S»).

Ну а недостаток по визуальной части сполна компенсируется комплектными материалами, по количеству которых творение Тома Снайдера может запросто поспорить и с иными изданиями упоминавшейся уже Infocom! Так, помимо руководства пользователя со справочной карточкой и таких чисто косметических добавок, как большой красочный плакат (изображающий забавного бегущего робота с боевым знаменем, причём в двух экземплярах – по одному для каждого пользователя) или набор наклеек, в коробочке с игрой счастливые покупатели могли обнаружить запечатанное конфиденциальное послание Макса своим роботам, целый разрезной декодер для расшифровки сообщений противника, пару настольных карт-схем игрового поля для более удобной ориентации на местности и даже расчерченный в виде сетки лист для рисования. Наличие последнего документа обуславливается тем, что противостоящего нам врага никто в глаза не видел, но за каждую из побед мы удостоимся чести лицезреть крохотную часть его физиономии (которая станет ещё и уменьшаться в случае поражений), – её-то нам и нужно будет, фрагмент за фрагментом, наносить на это самое пустое поле – дабы в итоге прочитать там ещё и какое-то скрытое сообщение...

Сразу после запуска и просмотра вступительных титров потребуется определиться со своим способом управления: оба игрока могут использовать либо джойстики, либо клавиатуру, а также разделить эти два устройства между собой (например, если джойстик, которым тут оперировать всё-таки чуть удобнее, в хозяйстве только один). Далее – уже на экране заставки – предстоит выбрать режим игры: выставленный по умолчанию «Demonstration» представляет собой неинтерактивное введение в курс дела – своего рода наглядно анимированную инструкцию в дополнение к печатному руководству пользователя; при помощи клавиши «F1» этот вариант можно (и нужно) сменить на один из пяти собственно игровых уровней со степенью сложности, постепенно возрастающей благодаря введению в действие новых разновидностей роботов, которые отличаются умом и сообразительностью, а заодно и скоростью передвижения.

Определившись с уровнем, запускаем собственно игру нажатием «F2» – и оказываемся на основном экране, разделённом на две части, по одной для каждого из одушевлённых участников. В окошках вверху отображаются фрагменты поля, в центре которых находятся стилизованные фигурки персонажей в стратегической перспективе «вида сверху», а ниже приводятся номера соответствующих секторов – от 00 до 63 включительно. Как можно видеть, всего здесь имеется 64 участка карты, выстроенных сеткой о 8 клетках по горизонтали и по вертикали – и сгруппированных в несколько зон. Во-первых, это две базы – наша и вражеская, по девять секторов в каждой: на одном из этих последних в случайном порядке водружено то самое боевое знамя. Вместе с ещё двумя зонами того же размера участок поля в 6×6 ячеек обнесён стеной с несколькими «воротами», за которой находятся внешние сектора, а далее за ними – неразведанные дикие земли, где можно запросто заблудиться; кроме того, прямо посередине строго по горизонтали протекает река с весьма сильным течением, выступающая естественной границей между двумя станами. Обратите внимание, что увеличить обзор никак нельзя, так что без обращения к комплектным картам, предназначенным в том числе и для нанесения на них разнообразных пометок фломастерами, как позднее у «Fooblitzky», обойтись будет сложновато.

У каждого из игроков в подчинении состоят по два человечка, но управлять (и видеть тот участок карты, на котором находится наш текущий протагонист) во всякий момент времени можно лишь одним из них. В случае если предпочтение было отдано клавиатуре, «левый» из участников оперирует клавишами «Q», «W», «E», «A», «D», «Z», «X», «C» для перемещения фигурки своего подчинённого в разные стороны и по диагонали – плюс «S» для остановки (ибо иначе тот продолжит двигаться до первого препятствия и запросто может упасть и споткнуться!) и «Esc» для переключения на второго персонажа. «Правый» игрок за тем же PC при этом оперирует малой цифровой клавиатурой, где «5» отвечает за команду «стоп», а «+» – за смену человечков; аналогичному же пользователю PCjr приходится довольствоваться клавишами «J», «O», «P», «K», «;», «,» «.» и «/» для направлений движения и «L» с «Backspace» для двух упомянутых выше действий. Общая динамичность процесса (ибо всё тут происходит в реальном времени) немного смягчается возможностью в любой момент поставить игру на паузу при помощи «пробела»; если/когда кому-нибудь из вражеских роботов удастся захватить наш флаг, это произойдёт автоматически, дабы игрок смог пораскинуть мозгами и определиться со своим дальнейшим поведением.

В частности, здешняя тактика обусловлена тем, что любых роботов, вошедших в нашу «домашнюю» зону, можно (и нужно) «ловить», – после этого они оказываются в тюрьме, расположенной в одной из групп «нейтральных» секторов в том же обнесённом стеной центре карты. Разумеется, то же самое будет стремиться проделать и противник с каждым из наших персонажей, зашедшим на его территорию и попавшим на глаза кому-то из подопечных Макса! Чтобы вызволить товарища из темницы, напарник должен сначала отыскать место его заключения, – дверь клетки при приближении друга-спасителя откроется сама по себе. Конечно же, робота (или человечка), несущего украденное (или своё собственное) знамя, догоняют и захватывают в плен в первую очередь; в отличие от случаев со всеми остальными, это допускается проделывать в любом месте карты, за исключением только его домашней базы. Флаг при этом снова появляется где-то на поле, но уже в том самом секторе, где был пойман его последний гордый обладатель.

Нетрудно заметить, что по умолчанию соотношение сил складывается совсем не в нашу пользу: двоим задействованным в каждый момент времени игрокам-людям противостоят сразу четыре робота! К счастью, авторы предусмотрели ещё одну весьма любопытную особенность здешнего игрового процесса, как раз и добавляющую к «кооперативному тактическому боевику» элемент «edutainment». Дело в том, что на поле наряду с отдельно стоящими ёлочками, стенами, рекой и др. достопримечательностями можно часто встретить ещё и одинокие розовые точки. Это – сеть «сенсоров», при помощи которых Макс переговаривается со своими роботами! Если подвести человечка к одному из таких пунктов, можно будет... выдать его за представителя противоположной фракции – и ненавязчиво выведать у вражеского главаря различного рода секретную информацию, вплоть до местонахождения его знамени. Проблема заключается лишь в том, что неприятельский предводитель общается со своими подопечными на особом языке, который называется «двоичным кодом», – иными словами, исключительно при помощи нулей и единиц. Так что для перевода таковых в понятные человеку команды и в нумерацию секторов по десятичной системе потребуется внимательно изучить приложенную документацию – и активно заниматься дешифровкой!

Как уже было сказано, общая цель игры заключается в захвате вражеского флага и в доставке его на свою базу, – это и приравнивается к победе в партии. Всякий раз, когда в общем зачёте мы превышаем показатель Макса на три единицы, происходит автоматический переход на следующий уровень сложности. Кроме того, стоит следить и за количеством набираемых нами и неприятелем очков: этот показатель также постоянно красуется на экране – в самом низу, под номерами секторов двоих наших протагонистов. Как раз от него зависит, какой именно по величине фрагмент лица главного врага мы увидим после победы. Захват флага оценивается здесь в 150 баллов, взятие в плен человечка или робота – в 50 или даже 100 (ибо в случае захвата знаменосца показатель удваивается), ну а собственно победа в раунде приносит 1000 очков.

Итоговый вердикт ожидаемо будет весьма благоприятным для «Bannercatch»: даже скромная CGA-графика отходит тут на второй план перед оригинальностью замысла и богатством тактических возможностей. Единственная причина, по которой данная игра может не привлечь внимание любителей такого рода оригинальных развлечений, – это наличие одного лишь многопользовательского режима. Для достижения победы двое игроков должны очень даже тесно сотрудничать между собой, а на более высоких уровнях сложности ещё и тщательно планировать свои совместные действия. Исполнять на клавиатуре сольную партию в две руки оказывается не только довольно сложно, но и, по сути, не очень-то интересно, – ну а подыскать себе напарника для освоения старой игры на том же самом компьютере в современных условиях возможно далеко не всегда.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.