Gadget: Invention, Travel & Adventure

Gadget: Invention, Travel & Adventure
Жанр: Quest
Разработчик: Synergy
Издатель: Synergy Interactive
Год выхода: 1994
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.20 из 10
  • 4
  • 2
  • 18
Вы никогда не задумывались над тем, почему фактически не существует масштабных стимпанковых квестов? Вот киберпанка - полно, причём не всегда должного качества, а стимпанка - толком нет. Между Space 1889 и O.D.T. и между последней и Arcanum вообще, наверное, не вышло ни одной игры, могущей претендовать на реальное соответствие канонам атмосферы этого направления в фантастике. И данная игра им тоже не соответствует. Причина - она превзошла стимпанк. Причём в данном случае это не восхваление и даже не скупая похвала, - просто каким бы необычным ни был стимпанк, но Gadget - ещё необычнее. И в хорошем, и в плохом смысле. Рискнуть прикоснуться к миру, созданному смешением традиций японского (да-да) "неанимешного" игростроения и французской фантастики, стоит людям только с очень сильной психикой, которых другие игры уже научили воздерживаться (даже в одиночестве) от раздражённых возгласов "Да какого же?.." Хотя данная вещь может стать своего рода вызовом даже для таких корифеев.

Описать сюжет или хотя бы просто то, что происходит в мире Gadget, очень сложно - даже, наверное, практически невозможно. Нельзя понять того, явь это, сон или и то и другое вместе, а если оно - то где первое, а где последнее. То, как что-то делать, понятно, то, что делать, - сначала непонятно, потом - более-менее, но вот глобальная суть всего так и остаётся неясной. Мир, в котором разворачивается действие игры, - это мир даже не стимпанка, а, скорее сказать, мир ретрофутуризма 1920-х годов, в котором паровозы и весьма нетривиальные летательные аппараты из дерева соседствуют с космическими перелётами и оружием массового поражения разрушительной силы. К моменту начала игры, однако, этот причудливый мир оказался на грани гибели - к нему на большой скорости приближается огромная комета. Шанс её уничтожить есть: это может сделать Гаджет - космический корабль, создаваемый группой талантливых учёных, одним из которых является профессор со странной фамилией Конелюб (англ. Horselover), если на его борту будет установлен и правильно направлен сверхмощный лазер. А может быть, всё немного и не так (в общих-то деталях точно так), и уж совершено точно - это не весь сюжет и не вся суть происходящего. Но, открыто прибегая к так называемому "спойлеру", скажем, что ответов на все вопросы игра даже по завершении отнюдь не даст.

Ваш герой - это некий учёный, который когда-то работал с Хорславером. В отеле, где протагонист остановился в номере 306 (это число ещё сыграет свою роль), ему передают записку от таинственного мистера Слоуслопа, после беседы с которым им будет получена команда взять билет до Ист-Энда и на огромном поезде отправиться навстречу своей судьбе на помощь учёным. Значительная часть игры (но отнюдь не вся она) будет как раз проходить в салоне этого колоссальных размеров поезда, везущего множество странных пассажиров, а также в ряде локаций, в которых поезд на время будет делать остановки. То, что одна из станций находится прямо в здании эпических размеров обсерватории, смущать не должно - для данного мира это совершенно нормальное явление. Тут будет ещё и не такое, далеко не такое...

От игры с таким миром и с таким сюжетом невольно ждёшь эпического, столь же шокирующего игрового процесса. Его, увы, здесь не будет. Вид от первого лица, дискретное перемещение (в том числе щелчками по краям экрана), управление с помощью курсора мыши, изменяющего форму, наличие инвентаря... В общем, стандарт в стиле сами-понимаете-чего. Загадки поначалу кажутся очень сложными - даже просто покинуть комнату №306 не так-то просто, - но потом, когда привыкаешь к стилю, начинают казаться более логичными и даже простыми (другое дело, что последовательность развития сюжета таковой казаться так и не начинает). Присутствует множество диалогов, но интерактивности в них нет; загадки основаны в первую очередь на различных действиях, предполагающих, например, поиски того, что можно нажать или передвинуть, и осуществление этого; полноценных задачек на использование предметов или каких-то запутанных паззлов тут толком нет. Реального action-элемента нет, хотя несколько раз по ходу прохождения придётся поуправлять необычными средствами передвижения (по сути - только задавать их направление и затем менять его).

Графика хороша - может быть, к каким-то элементам и можно предъявить претензии, но, по крайней мере, визуальный стиль - на первый взгляд являющийся как раз полным отсутствием этого понятия - един и строго выдержан: несочетаемые, казалось бы, элементы вроде проводников в форме конца XIX века или лабиринты космической станции ближе к концу игры в этом мире смотрятся не чуждо, а органично. По ходу прохождения будет очень много роликов - причём персонажи в них почти не двигаются, а при разговоре с вами никогда не открывают рты: такова авторская задумка, и вот это выглядит действительно интересно, не говоря уже о том, что среди героев, с которыми вы взаимодействуете, встречаются, мягко говоря, *очень* странные субъекты. Пройти эту игру можно часа за два, если хорошо запомнить, что и где надо делать.

Наконец, интересны и сторонние оценки Gadget. Взглянем на заднюю обложку первого издания - сплошь восторженные цитаты из рецензий, где игру называют шедевром и прочат неувядающую славу. Стало ли так? Ответим вопросом на вопрос, хоть это и не очень вежливо: а кто сейчас вообще помнит, что такая игра была? Единицы. Да, в плане необычности и даже парадоксальности мира это действительно не имеющий аналогов шедевр. Но вот в плане именно игры - увы, вряд ли. Здесь интересно наблюдать за происходящим, ломать голову над тем, что вообще происходит, а также над тем, кто же всё-таки такой этот грустный мальчик, который столько раз за игру нам встретится... но наблюдать, а не играть, если только не учитывать отдельные действительно берущие за душу и оживляющие душевное состояние эпизоды. Может быть, мы чего-то не поняли. И взглянуть - однозначно - стоит всем до единого любителям квестов. А вот полюбить, понять и принять - только если сможете. Ибо, как говорится, "вещь в себе как она есть", - в играх, оказывается, это тоже бывает.
Автор обзора: kreol
Gadget: Past as Future, L-Zone
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
В интернете видела мнение, что фамилия Horselover - это отсылка к главному герою романа "ВАЛИС" Филипа К. Дика.
Легендарное детище Haruhiko Shono. обладающее эстетикой сомнамбулизма и выдержанная в стиле ретрофутуризма. В какой-то степени - произведение, близкое к творчеству писателя Ф. Кафки и режиссера Д. Кроненберга. Также хочется отметить звуковое сопровождение - саундтрек, написанный музыкантом Koji Ueno (известным когда-то по своей музыкальной группе Guernica), отдает эмбиентным индастриалом и европейским авангардом 20го века (Э. Варез, Л. Феррари и т.д.

"Гаджет" - проект редкий, ручной работы. Но время к нему неласково. Начиная от проблем с запуском на современных системах и заканчивая ситуацией с попыткой переиздания. Несколько лет назад была создана версия для смартфонов и планшетов, для которой были заново отрендерены в высоком разрешении CG ролики, и даже был добавлен какой-то новый контент. Увы, жизнь мобильных приложений до неприличия коротка. Компания, которая была издателем обновленной версии, сменила курс и удалила iGadget из магазина приложений, так что купить "High Defenition" версию теперь невозможно. И другим путем достать невозможно, потому что совершенно отсутствовало пересечение потенциальной аудитории и аудитории мобильного рынка, а "просто так попробовать" никто не решался, или попросту не знал, да и приложение весом в несколько гигабайт "бэкапить" никто не хотел.