Formula 1

Formula 1
Жанр: Racing
Разработчик: Bizarre Creations
Издатель: Psygnosis
Год выхода: 1996
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.67 из 10
  • 2
  • 1
  • 5
Королева автоспорта никогда не была обделена вниманием. Тем более в середине 1990-х годов ХХ века, когда скачкообразный рост возможностей персональных ЭВМ рисовал всё новые и новые горизонты виртуальной реальности. В тот период жанр автомобильных гонок был в самом расцвете сил, а симуляторы Формулы 1, похоже, делал каждый, кто был способен заполучить в руки лицензию на это. Просто посмотрите на имена издателей: Accolade, Eidos, Electronic Arts, MicroProse, Ubi Soft. Вот и ливерпульская Psygnosis не смогла устоять перед таким искушением.

В качестве рукодельников, ответственных за мероприятие по созданию мультимедийного развлечения, была привлечена студия из того же населённого пункта Bizarre Creations, впоследствии увековечившая своё имя гоночной серией игр Project Gotham Racing. Но всё это случится потом, а тогда, в 1996-м, ребята выпекали свой первый автоспортивный блин, который, как и положено, получился далёким от идеала, но вполне себе съедобным.

Перво-наперво следует уяснить, что Formula 1 далека от звания не только серьёзного, но даже просто симулятора. В то же время управляемость болидов здесь разумно достаточна, чтобы не вызывать явного отторжения даже у тех, кто почему-то стал искать здесь реализм. На мокрой трассе машину, идущую на пределе, даже заносит на дуге; то же самое происходит, если зацепить обочину, да и полосатые поребрики в пасмурную погоду представляют серьёзную опасность. Но проблема здесь в том, что разворот болида, судя по всему, заскриптован и отловить его собственными усилиями гонщика не получится ни при каких условиях. Хотя внимательные пилоты быстро найдут причину – просто на высоких скоростях угол поворота управляемых колёс сильно ограничивается самой игрой. Всё это справедливо, правда, если отключить помощь в управлении и торможении в дебрях меню, потому что с активированными ассистентами машина едет чуть ли не сама по себе, а мы всё-так на соревнования пришли, а не со стороны любоваться.

Соперники, как ни странно, даже на лёгком уровне сложности (а их здесь три) в поддавки играть не собираются: если хотите выиграть, придётся запоминать трассу и учиться ездить. Но к ИИ тоже есть уйма нареканий. Между собой они, в общем-то, умудряются взаимодействовать без серьёзных эксцессов, но стоит появиться игроку – пиши пропало. Основная беда в том, что ребята монополизируют идеальную траекторию, которая, кстати, тёмной прерывистой линией прочерчена по асфальтовому полотну гоночной трассы. И уступать место кому-либо, тем более какому-то игроку, они не собираются. Если борьба идёт в пелотоне, то соперники, пытаясь обогнать друг друга, легко могут вытолкнуть вашу машину на газон или в отбойник. Всё это вызывает праведный гнев и естественное желание совершить возмездие. К несчастью, месть здесь бессмысленна, так как соперники часто могут даже не потерять скорость, зато болид игрока будет весело вальсировать по траве или песку. Вообще, оппонентов следует объезжать за версту, так как эти дуболомы даже не обучены отруливать от вставшей поперёк трассы машины, пытаясь наивно её протаранить. И ведь не боятся потерять переднее антикрыло!

Да, в игре есть отключаемая система повреждений, но применяется она лишь к двум деталям кузова автомобиля – переднему и заднему аэродинамическим элементам. В отличие от реальных соревнований, где одного несильного удара достаточно, чтобы расколоть хлипкое пластиковое оперение, здешние запчасти сделаны, видимо, из какого-то очень крепкого материала, поэтому выдерживают несколько боевых таранов на скорости, близкой к максимальной. Но даже они не вечны и после потери прочности отправляются в свободный полёт, отделившись от кузова болида; последний же резко ухудшит свои ходовые качества, а игроку придётся, как раненой утке, ковылять до боксов. И ладно, если пит-лейн недалеко.

На пит-стопе, плановом или вынужденном, можно не только подремонтировать машину, но и дозаправить топливо, сменить изношенные шины и настроить прижимную силу. Последний параметр – единственный не поддающийся деактивации, остальные же разрешается отключить, и, на самом деле, есть резон поступить именно так. Износ шин, как ни удивительно, влияет на управляемость, но только на мокрой трассе, делая продолжение гонки практически невозможным, тогда как посуху эффект нулевой. Полного бака хватает до самого конца гонки, а скорость болида со снижением объёма топлива никак, судя по всему, не увеличивается. Главная же странность в том, что соперники в боксы практически не заезжают – только чтобы подлатать машину (и то только при включённом повреждении ТС). Топлива им всегда хватает, шины не теряют сцепление с дорогой. Так что перед нами, похоже, не до конца реализованный функционал. А при таком раскладе пользоваться им себе дороже.

Игра предлагает два режима – Arcade и Grand Prix. Но отличия между ними при кажущейся очевидности не соответствуют ожиданиям. В плане ездовых особенностей разница нулевая, то есть физика одинакова, поведение ИИ идентично. Но в «аркадном» режиме недоступны кое-какие настройки: например, в нём проводятся только короткие гонки, в которых обычно всего три круга. Здесь почти нет никакой информации о гоночной ситуации – игра выводит только статистику игрока за гонку по каждому кругу и лучшее время заезда. Зато есть тахометр, который не показывают в Гран-при. Но есть и одна противная особенность – пережиток прошлого, из-за чего режим и носит такое название. Как в древних аркадах, здесь запускается таймер между чекпоинтами, по истечении которого игрока тупо дисквалифицируют, не считаясь с его текущим гоночным результатом. В Гран-При эта «радость» убрана, а ещё можно проехать полноценный по продолжительности этап Королевских гонок длительностью два часа реального времени, и всё это великолепие будет снабжено стандартной для чемпионата графической информацией, где можно узнать места пилотов, а также отрывы между ними.

Оба вышеназванных режима подразделяются на три варианта гоночных соревнований: одиночный заезд, чемпионат и так называемая «лестница». Первые два не нуждаются в объяснении сути, а вот третий – это фактически испытание, в котором стоит задача опередить в гонке конкретного участника, в остальном результат неважен, хотя подсчёт очков всё же ведётся. В том же меню настраиваются параметры сложности и заезда. Можно, например, сделать гонку дуэлью, что может быть нелишним, если вспомнить чудеса сообразительности и неуступчивости ИИ.

В конце перед самым этапом Гран-при осуществляется выбор гонщика, который жёстко привязан к конкретной команде. Авторы лицензировали сезон 1995 года: 17 этапов, 13 команд, 35 пилотов, засветившихся в течение чемпионата. Заезды комментирует британский голос Формулы 1 Мюррей Уокер, трибуны ревут, моторы голосят на высоких нотах. Визуал игры, которая была портирована с консоли Sony Playstation через год, не блещет красивостями и наворотами, но прекрасно справляется со своей задачей.

Вообще, несмотря на очевидные огрехи и оплошности, Formula 1 неплохо передаёт ощущение от соревнований в гонках класса, давшего ей название. Здесь есть азарт и ощущение скорости, и для неискушённых людей это неплохая возможность приоткрыть дверь в мир большого автоспорта. А на большее эта игра и не претендует.
Автор обзора: A National Acrobat
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Отмечу на всякий случай, что представленная у нас на сайте полная версия игры является довольно-таки раритетной и труднодоступной.