Детская головоломка на разгадывание криптограмм. Создана для школьников, которые хотят научиться взламывать шифры, но делать это не на скучном бумажном листочке, а играя на крутой и современной штуке под названием «компьютер» (и ничего, что Apple II уже лет пятнадцать как не был таковым).
Прежде всего стоит разобраться, какие тут бывают шифры, так как по очевидным причинам вобрать в себя все мировые криптограммы игра не может. Их три вида. Первый называется «substitution» (или шифр простой замены): он сводится к тому, что для каждой буквы незашифрованного текста имеется одна сопоставленная ей. Например, фразу «мама мыла раму» можно зашифровать как «овов оэнв твох». Как видно, все буквы «м» стали буквами «о», все «а» стали «в» и так далее. Наверное, это самый простой и древний способ создания криптограмм.
Второй шифр называется «concealment», что можно перевести как «сокрытие». Он представлен в двух вариантах, но подход к решению в них идентичен. В первом случае вам даётся таблица 3 на 5, в каждой ячейке которой написано слово. Среди них зашифрована связная фраза — от вас требуется понять, какие слова лишние, а какие нет. Во втором случае вам тоже даётся такая таблица, но теперь нужно искать зашифрованную фразу, составленную из первых, вторых, третьих или четвёртых букв каждого слова. Вам требуется понять, какой из рядов несёт в себе смысл, а остальные вычеркнуть.
Третий шифр — это «transposition», или «перестановка». В этом случае вам даётся предложение, но с неким дефектом, который нужно устранить. Задача — понять, в чём проблема, и, применив всего один определённый способ перестановки, получить исправленную фразу: зеркально побуквенно отразить всё предложение или каждое слово по отдельности, переставить буквы в словах или сами слова в другом порядке (в каком — игра решает сама), зеркально отразить буквы в каждом слове, но не менять их порядок и убрать лишние буквы (если они есть).
Разобравшись с шифрами, давайте посмотрим, что игра нам предлагает делать. В красивом (как минимум по меркам графики Apple II) главном меню есть несколько опций. Можно сразу заняться практикой в первом разделе, «Quest Training»: потестировать все игровые способы создания криптограмм и позашифровывать свои слова и фразы. Второй раздел, «Crypto Computer», предназначен для двух игроков: вы создаёте шифр, а ваш друг его разгадывает. Вообще, он очень похож на «Quest Training», в котором можно заняться тем же самым, только в чуть менее удобном формате.
Впрочем, такие мелкие нюансы не столь важны, потому что сейчас мы переходим к наиболее интересному разделу — «CryptoQuest». Это полноценная игровая секция с сюжетом. Вы выступаете в роли подручного или подчинённого некоего Полковника Криптограмм (Colonel Cryptogram) и должны помочь ему в решении восьми задач, причём за каждую вам будут начисляться деньги, по которым в конце подсчитываются финальные очки. Видите ли, некий таинственный вор украл важные мировые артефакты и спрятал их в случайных городах по всему миру. Кстати, набор награбленного довольно странный: если, допустим, к «Моне Лизе» или первому напечатанному тому Шекспира нет вопросов, то что среди них делают музыкальный автомат фирмы Wurlitzer или рубиновые туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» — история умалчивает.
Как вы будете проводить расследование? Для поиска каждого артефакта есть список из пяти городов, в которых вор мог потенциально спрятать нашу цель. Вы вольны выбирать любой для поиска, но важно следить за временем, так как каждый перелёт занимает 8 часов — и его трата влияет на итоговую выплату денег за задание. Кроме возможности полёта вы ещё можете почитать историческую справку о каждом городе, а также заглянуть в записную книжку, куда будут сохраняться все найденные улики.
Прилетев на место, вы устанавливаете контакт со связным, который сообщает «шпионскую» кодовую фразу, а вы должны с помощью решения шифра «concealment» подобрать на неё такой же «шпионский» ответ. Эти вопросы и ответы достаточно забавные и всегда являются шуткой-каламбуром, которую невозможно перевести на русский язык с сохранением смысла. Например, если связной говорит вам: «Sir Lancelot is in the dark» (можно перевести как «Сэр Ланселот находится в темноте», так и «Сэр Ланселот находится в неведении»), то правильный ответ на это будет: «You expect that from the knight» (переводится как «Вы ожидаете это от рыцаря», но на слух звучит и как «Вы ожидаете это от ночи»), который обыгрывает созвучие слов «knight» (рыцарь) и «night» (ночь). Подобрав правильный ответ, связной даёт вам, конечно же, очередной шифр (чаще всего вида «substitution», хотя таковой бывает всех трёх видов), но он может быть как подсказкой по поводу того, в каком городе спрятан артефакт, так и «вражеской» (по выражению Полковника Криптограмм) уликой, которая даст не информацию для расследования, а небольшой исторический факт о том предмете, что вы ищете.
Так или иначе после встречи со связным вы всегда будете оказываться перед закрытым сейфом, в котором может быть искомое сокровище, и вольны как попытаться вскрыть его, так и сразу отправиться в другой город (например, если по подсказке вы поняли, что артефакт явно не здесь). Количество ключей-попыток на этап ограничено: на первых порах вам выдают их по два, а после того, как перевалите через четыре задания, — и вовсе по одному. После нахождения всех восьми сокровищ игра заканчивается — похвалой от Полковника и, конечно, подведением финального счёта.
В меню остались ещё три пункта: «Crypto Club», в котором вы сможете увидеть список рекордов, «Information» с кратким описанием режимов и перечислением создателей и «Quit», нужный вам для выхода из этой приятной и качественно сделанной игры, которую я, хоть её уровень сложности и достаточно низок, с удовольствием рекомендую всем любителям головоломок.
Прежде всего стоит разобраться, какие тут бывают шифры, так как по очевидным причинам вобрать в себя все мировые криптограммы игра не может. Их три вида. Первый называется «substitution» (или шифр простой замены): он сводится к тому, что для каждой буквы незашифрованного текста имеется одна сопоставленная ей. Например, фразу «мама мыла раму» можно зашифровать как «овов оэнв твох». Как видно, все буквы «м» стали буквами «о», все «а» стали «в» и так далее. Наверное, это самый простой и древний способ создания криптограмм.
Второй шифр называется «concealment», что можно перевести как «сокрытие». Он представлен в двух вариантах, но подход к решению в них идентичен. В первом случае вам даётся таблица 3 на 5, в каждой ячейке которой написано слово. Среди них зашифрована связная фраза — от вас требуется понять, какие слова лишние, а какие нет. Во втором случае вам тоже даётся такая таблица, но теперь нужно искать зашифрованную фразу, составленную из первых, вторых, третьих или четвёртых букв каждого слова. Вам требуется понять, какой из рядов несёт в себе смысл, а остальные вычеркнуть.
Третий шифр — это «transposition», или «перестановка». В этом случае вам даётся предложение, но с неким дефектом, который нужно устранить. Задача — понять, в чём проблема, и, применив всего один определённый способ перестановки, получить исправленную фразу: зеркально побуквенно отразить всё предложение или каждое слово по отдельности, переставить буквы в словах или сами слова в другом порядке (в каком — игра решает сама), зеркально отразить буквы в каждом слове, но не менять их порядок и убрать лишние буквы (если они есть).
Разобравшись с шифрами, давайте посмотрим, что игра нам предлагает делать. В красивом (как минимум по меркам графики Apple II) главном меню есть несколько опций. Можно сразу заняться практикой в первом разделе, «Quest Training»: потестировать все игровые способы создания криптограмм и позашифровывать свои слова и фразы. Второй раздел, «Crypto Computer», предназначен для двух игроков: вы создаёте шифр, а ваш друг его разгадывает. Вообще, он очень похож на «Quest Training», в котором можно заняться тем же самым, только в чуть менее удобном формате.
Впрочем, такие мелкие нюансы не столь важны, потому что сейчас мы переходим к наиболее интересному разделу — «CryptoQuest». Это полноценная игровая секция с сюжетом. Вы выступаете в роли подручного или подчинённого некоего Полковника Криптограмм (Colonel Cryptogram) и должны помочь ему в решении восьми задач, причём за каждую вам будут начисляться деньги, по которым в конце подсчитываются финальные очки. Видите ли, некий таинственный вор украл важные мировые артефакты и спрятал их в случайных городах по всему миру. Кстати, набор награбленного довольно странный: если, допустим, к «Моне Лизе» или первому напечатанному тому Шекспира нет вопросов, то что среди них делают музыкальный автомат фирмы Wurlitzer или рубиновые туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» — история умалчивает.
Как вы будете проводить расследование? Для поиска каждого артефакта есть список из пяти городов, в которых вор мог потенциально спрятать нашу цель. Вы вольны выбирать любой для поиска, но важно следить за временем, так как каждый перелёт занимает 8 часов — и его трата влияет на итоговую выплату денег за задание. Кроме возможности полёта вы ещё можете почитать историческую справку о каждом городе, а также заглянуть в записную книжку, куда будут сохраняться все найденные улики.
Прилетев на место, вы устанавливаете контакт со связным, который сообщает «шпионскую» кодовую фразу, а вы должны с помощью решения шифра «concealment» подобрать на неё такой же «шпионский» ответ. Эти вопросы и ответы достаточно забавные и всегда являются шуткой-каламбуром, которую невозможно перевести на русский язык с сохранением смысла. Например, если связной говорит вам: «Sir Lancelot is in the dark» (можно перевести как «Сэр Ланселот находится в темноте», так и «Сэр Ланселот находится в неведении»), то правильный ответ на это будет: «You expect that from the knight» (переводится как «Вы ожидаете это от рыцаря», но на слух звучит и как «Вы ожидаете это от ночи»), который обыгрывает созвучие слов «knight» (рыцарь) и «night» (ночь). Подобрав правильный ответ, связной даёт вам, конечно же, очередной шифр (чаще всего вида «substitution», хотя таковой бывает всех трёх видов), но он может быть как подсказкой по поводу того, в каком городе спрятан артефакт, так и «вражеской» (по выражению Полковника Криптограмм) уликой, которая даст не информацию для расследования, а небольшой исторический факт о том предмете, что вы ищете.
Так или иначе после встречи со связным вы всегда будете оказываться перед закрытым сейфом, в котором может быть искомое сокровище, и вольны как попытаться вскрыть его, так и сразу отправиться в другой город (например, если по подсказке вы поняли, что артефакт явно не здесь). Количество ключей-попыток на этап ограничено: на первых порах вам выдают их по два, а после того, как перевалите через четыре задания, — и вовсе по одному. После нахождения всех восьми сокровищ игра заканчивается — похвалой от Полковника и, конечно, подведением финального счёта.
В меню остались ещё три пункта: «Crypto Club», в котором вы сможете увидеть список рекордов, «Information» с кратким описанием режимов и перечислением создателей и «Quit», нужный вам для выхода из этой приятной и качественно сделанной игры, которую я, хоть её уровень сложности и достаточно низок, с удовольствием рекомендую всем любителям головоломок.
- Аудитория:
Детская - Многопользовательская игра:
Поочерёдная игра за одним компьютером - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Шпионы - Язык:
English