Genetic Species

Genetic Species
Жанр: Action
Разработчик: Marble Eyes Development
Издатель: Vulcan Software
Год выхода: 1998
Платформа: Amiga
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.60 из 10
  • 3
  • 3
  • 25
Action, вышедший исключительно для компьютеров Amiga, причём в 1998 году, практически на самом закате развития коммерческих игр для данной платформы. Данная игра, называвшаяся некоторыми «амижным ответом Quake», вышла в то время, когда на PC уже существовали не только Quake 2 и Hexen II, но и Half-Life, Unreal, SiN, Blood II и многие другие игры жанра, признаваемые теперь нестареющей классикой. И, пусть описание с этого начинать и не хочется, необходимо сразу же предупредить, что то, что вы увидите здесь, по целому ряду объективных критериев сильно недотягивает даже до Quake 1996 года. Но также необходимо обязательно помнить одну вещь: это не PC, - это Amiga. Другой мир. Чем-то очень похожий, но всё-таки совсем другой, своего рода квазитождественный. И ЗДЕСЬ Genetic Species – это самое настоящее чудо. Во всех смыслах.

Есть ли сюжет? Есть, хотя, как и положено шутерам «старой школы», его завязка умещается в одном предложении: действие происходит в XXII веке, когда миром правит сеть жестоких корпораций, а единственной сопротивляющейся им силой является повстанческая организация CFA; игрок первоначально выступает в роли агента данной организации, задачей которого является выяснение причин странных нападений на лунные базы консорциума, участившихся в последнее время. Впоследствии, естественно, развитие сюжета будет, но какой-то выдающейся в этом плане драмы ожидать не стоит – как было справедливо сказано в одной из рецензий после выхода игры, для её прохождения вам вообще не нужно разбираться в сюжете.

Теперь можно перейти к описанию того, что здесь необычного и что, собственно говоря, вообще происходит в игре. На первый взгляд – просто action от первого лица, в котором мы ходим по коридорам и убиваем врагов, - таких игр на том же PC мы видели сотни до и после 1998 года. И даже первый необычный момент, который поджидает нас ещё в сюжетной составляющей, - то, что наш герой является не человеком, а так называемым Биошифтером, некой «генетической разновидностью», способной с помощью электронных имплантатов брать контроль как над живыми существами, так и над киборгами и дроидами, - тоже не очень-то удивляет, ибо за кого только не приходилось играть. Но вот первый именно вполне реальный сюрприз – наличие в игровом мире оранжевых мониторов, с помощью которых можно отследить своё местоположение на карте уровня, - уже действительно впечатляет. Не то чтобы это было чем-то совсем необычным, не то чтобы это раздражало как упрощение, - но что-то в этом есть. Тем более что уровни в Genetic Species зачастую чрезвычайно запутанные и при этом внешне однотипные, так что заблудиться здесь, как и в лучших старых PC-стрелялках, ничего не стоит, так что карта может здорово выручить.

Следующий приятный момент – секреты (сразу скажем, что на упомянутых выше картах их не увидеть). В игре не существует, в отличие от тех же Doom и Quake, какого-либо «счётчика» этих самых секретов, но зато сами они присутствуют в весьма большом количестве, причём в этом вопросе, в отличие от предыдущего (с картой местности), сделано очевидное усложнение – многие секреты не отмечены практически _никак_, поэтому догадаться об их существовании весьма проблематично (нередко возникает ситуация, когда такой секрет находишь случайно, выстрелив в абсолютно ничем не примечательное место на стене, что приведёт к открыванию чего-либо). В некоторых таких «тайниках» могут быть аптечки или амуниция, а где-то просто скрываются монстры (являющиеся единственной «сутью» найденного секрета). Причём в целом ряде случаев – и это ещё одна большая сложность в игре – такими «непримечательными» местами являются чуть ли не сюжетно важные проходы, замаскированные подчас весьма «плотно». Кстати говоря, здесь же стоит отметить сравнительную неоднородность распределения по уровням полезных предметов: к концу этапа их обычно становится настолько мало, что запросто может возникнуть ситуация, когда вам придётся в течение долгого времени плутать назад по извилистым коридорам за оставшейся где-то позади аптечкой, которая тогда вам не понадобилась, а теперь жизненно необходима, в конце же уровня её взять просто негде.

Нужно сказать, что Genetic Species положительно побалует нас большим разнообразием вооружения и врагов, и посмотреть здесь совершенно точно будет на что. Начинаем с не очень-то мощным, но верным пистолетом, но уже в самом начале первого уровня – правда, только если постараемся – сможем найти милого вида пожарный топорик и мощную винтовку, а дальше будет ещё лучше, в том числе ракетница, гранаты, огнемёт, обычные и лазерные мины и даже крайне необычные виды оружия, которые наверняка вызовут у любителей «настоящих» старых стрелялок чувство уважения к разработчикам.

Типов врагов – более-менее порядочное количество (если быть точным – тринадцать), хотя нельзя сказать, чтобы они как-то впечатляли своим внешним видом или реальным разнообразием в плане поведения. В начале игры это будут в основном ополчившиеся на вас рабочие и учёные корпорации, охранники в броне, летающие дроиды, впоследствии же появятся, например, милого вида кибернетические пауки, существа, похожие на Хищников, зомби, разные типы мощных боевых роботов и даже совершенно удивительные супер-солдаты «гел-мены», чем-то напоминающие суперзлодея Глиноликого из комиксов о Бэтмене и (информация из игры) «изобретённые» не где-нибудь, а в Дании (!!!).

В игре нет выбора уровня сложности, он всегда одинаков, но вот оценить его однозначно трудно: в игре редко встречается большое количество врагов одновременно, а сами враги в массе своей не очень-то сильны, но расслабиться всё равно не получится, так как практически в каждом помещении, куда мы заходим, всегда есть хотя бы один противник. Что касается ИИ супостатов – то он не очень высок, но всё-таки любопытно наблюдать, когда сильно израненный враг вдруг начинает со всех ног бежать от нас, чтобы добраться до какого-нибудь тёмного угла и там готовиться к последнему бою насмерть (а в редких случаях даже попытаться убежать и затем подкрасться к вам сзади!). Здесь такое сплошь и рядом. Хотя сложные ситуации, действительно сильные противники и даже подобия ловушек (скажем, некоторые бонусы убьют вас, если вы их возьмёте, причём на опасность изначально ничто не указывает!) здесь есть, поэтому назвать игру простой нельзя ни в коем случае – напротив, погибнуть, причём зачастую неожиданно, здесь очень даже можно.

Каких-либо «настоящих загадок» в игре практически нет – словно копируя аналоги на PC, игровой процесс, помимо отстрела врагов, сводится к поиску или ключей определённого цвета для открывания дверей, или, реже, каких-либо кнопок или рычагов, чтобы опять-таки что-нибудь открыть. Зато совершенно необычным является сохранение игры: эта процедура возможна только в определённых местах, «помеченных» объектами в виде белых облачков, причём многие из таких мест в игре очень хитро спрятаны. Ещё одним важным моментом в игре является необходимость уничтожать взрывоопасные канистры с топливом (делая это, естественно, с безопасного расстояния), так как они часто скрывают за собой что-то крайне важное (ту же точку сохранения или даже сюжетно важный ключ).

Но всё, что описано выше, как достоинства, так и недостатки, меркнет по сравнению с главной «фишкой» Genetic Species – той самой упомянутой в самом начале обзора способностью вашего героя брать контроль над любыми живыми и искусственными существами. Здесь это – не просто пустой звук, а самая что ни на есть реальность. Здесь вы действительно _можете_ захватить тело своего врага и отправиться в дальнейшее путешествие уже в нём, с его оружием и запасом жизненных сил. Более того, иногда подобное просто необходимо, так как, например, от каких-то сюжетно важных, но закрытых дверей ключей и кнопок просто нет, но «обитатели» базы имеют доступ за их пределы, в отличие от вас. На PC нечто подобное было реализовано гораздо позже в игре Messiah, но в несколько ином ключе. И пусть привередливые амижные рецензенты тех времён досадовали по поводу того, почему после такого перевоплощения наши враги продолжают быть нашими врагами, как-то чувствуя, что их бывший «товарищ» теперь под нашим контролем, но спустя много лет подобное решение выглядит поистине феноменальным новаторством, которое, к сожалению, не получило никакого полноценного развития где бы то ни было.

Если завести разговор о графике – то для амижной стрелялки 1998 года она, наверное, великолепна. «Наверное» - потому что мы просто не знаем, что такое «амижная стрелялка 1998 года», ведь других игр этого жанра в том году на Амиге толком и не было, если не считать крайне малоизвестных польских поделок. Не будем себя обманывать – здесь нет полноценного 3D, как в Quake, здесь низкие, плоские, давящие потолки, не самые чёткие и порой расплывающиеся текстуры, кривоватые в плане внешнего вида модели врагов, а среди спецэффектов встречаются не только красивые, но и не очень радующие глаз. Но если снова заставить себя вспомнить, что это не PC, а Амига, причём Амига умирающая, а сама игра в те времена с более чем приемлемыми скоростью и графикой шла даже на слабых компьютерах с исключительно AGA, будучи и в этом смысле реальной альтернативой Quake (который, если вы не знали, был-таки официально портирован на Амигу, но таким образом, что поиграть в него тогда почти что никто не мог), то ощущения от созерцания игры будут уже совсем другими. Ну и атмосферу, надо сказать, эта графика создаёт более чем подходящую: играя, порой начинаешь действительно верить, что находишься в донельзя мрачных узких коридорах таинственной лунной станции, где всё буквально пропитано футуристическим отчаянием и ужасом. Замечательная и не менее мрачная, чем картинка, музыка лишь дополняет очарования этой атмосфере.

Genetic Species – это, как и многие амижные игры, в том числе поздние, своего рода «вещь в себе», неразгаданный шедевр, в который было вложено невероятное количество сил, старания и той самой «души», без которой ничего стоящего создать невозможно, но который, подобно большинству своих собратьев по несчастью, так и остался известен лишь очень узкому кругу людей даже сразу после выхода, так как просто не нашёл «своей» аудитории. Сейчас эта игра и вовсе забыта, но теперь и времена иные – нам ничто не мешает запустить игру на эмуляторе Амиги и в полной мере испытать восторг от осознания того, что мы играем во что-то действительно необычное и невероятное, что было создано вопреки даже не «тенденции», а едва ли не здравому смыслу, но, тем не менее, _было_ создано. И оно есть, оно перед нами, оно нам доступно. Если вы сядете за GS с именно таким настроением – то наверняка получите массу удовольствия. Потому что в настоящее время практически невозможно отыскать «полностью неизвестный старый шутер». Практически – но не абсолютно. Так что наслаждайтесь.

P.S.: В середине 2000-х годов игра сделана официально бесплатной.
Автор обзора: kreol
Breathless
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
На первом треке - пара. Послушайте следующие: вот там - тихий ужас.

Что касается помощи - я связывался с одним из разработчиков игры (см. посты "Sugekoppen" вот в этой теме) с просьбой снять и выложить нормальный образ игры. К сожалению, он ответил следующее: "I no longer have the original CD available (it's deeply buried in a storage box somewhere)", но при этом всё-таки выложил архив с музыкой в MP3-формате без щелчков (к сожалению, там всего 128kbps).

Выложил этот архив сюда. Качество - такое, какого и следует ожидать от 128kbps MP3. Последние два трека там отличаются от тех, которые на этом образе.

В принципе, вылечить эту версию (которая выложена и у вас, и во всех других местах по сети) можно просто корректированием ошибочных семплов вручную (чем я и собирался рано или поздно заняться) - но это требует просто гигантского (час работы на пару-тройку секунд? - запросто) объёма работы, поскольку количество щелчков на отдельных треках достигает нескольких тысяч, а алгоритма, который исправлял бы их автоматически (допустим, через тот же Nyquist Prompt в Audacity), вообще не трогая при этом "нормальные" участки треков, мне пока что, на данный момент, вывести не удалось.
iqzulk, я специально посмотрел, на первом треке пара еле заметных щелчков. Тут два варианта, либо оно так и выходило, тогда мы просто обязаны выложить именно так. Конечно, если будет второе издание - то его тоже можно и нужно выложить. Второй вариант - что это плохой дамп. Тогда нужно искать хороший. В любом случае, вместо критики лучше бы помогли.
Чёрт возьми, и здесь версия с побитой музыкой (сотни щелчков, слушать - невозможно), да что ж такое. Могли бы уж таки поискать нормальную версию перед тем как выкладывать.

И да, у этой игры было два издания: первое, с вот такой вот побитой музыкой - и второе, с нормальной музыкой, которого в сети нигде нет (и у него, вроде как, два последних трека отличаются от двух последних треков первого издания).