Chinese Chess World

Chinese Chess World
Жанр: Tabletop
Разработчик: Pham Hồng Nguyên
Издатель: -
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка отсутствует
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.67 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Рано или поздно, перепробовав все шахматные дебюты, варианты правил и расстановок фигур, шахматы Фишера, Капабланки или даже шашматы (!), различные «конструкции» досок вплоть до пространственных, неизлечимый фанат самой мудрой логической игры обязательно захочет попробовать что-нибудь экзотическое, так сказать, – с национальным колоритом. Одной из таких игр шахматного типа являются сянци (象棋), они же – китайские шахматы. Обучающих приложений по данной тематике в мире существует достаточно много, однако их разнообразие, к сожалению, количественно уступает обычным классическим шахматным программам. С одной из таких игр читатель и познакомится в этом описании…

Программа Chinese Chess World (а игрой её называть как-то неловко) предлагает пользователю сыграть с компьютером в сянци. Интерфейс и функции весьма удобны: запись ходов, сохранение игры, возможность сразу распечатать положение фигур на доске, несколько уровней сложности алгоритмов анализа ходов и прочее.

Так что же это такое - Китайские Шахматы™? Играют вдвоём на прямоугольной доске 9х10. Клеток тут нет, а фигуры расставляют на пересечении линий. Посредине доски есть белая полоса - это пограничная река (楚河漢界). Через неё некоторые фигуры не могут переходить на «берег» противника. Фигуры – это круглые фишки с нанесённым на них иероглифом. Антагонистически настроенные друг против друга стороны чаще всего представлены красным и чёрным (иногда вместо него – синий) цветами. Красные ходят первыми. У красных и чёрных по традиции названия фигур на фишках подписываются немного разными по начертанию, но зачастую одинаково звучащими иероглифами.

Итак, самое интересное: фигуры и их ходы. Начинать, пожалуй, нужно с самого главного – с корол… отставить – с генерала! Фигура «Генерал» (красные – 帥 [шуай], чёрные – 將 [цзян]) может ходить только в пределах квадрата 3х3 («дворец») в центре у края доски каждой из сторон. Генерал ходит и сбивает вражеские фигуры только на одну клетку по вертикали или горизонтали. Это, собственно, и есть аналог короля из классических шахмат. А почему называется не король или император? Так для Поднебесной это прямой намёк на чистой воды сепаратизм – аж два императора на доске! И поэтому, учитывая весьма суровый многотысячелетний путь исторического развития Китая, к сепаратизму там всегда относились и будут относиться, мягко говоря, неприязненно. Отсюда и «политкорректное» название самой главной фигуры – генерал. Кстати, если совсем уж быть точным в терминах и воинских званиях, то только иероглиф 將 [цзян] означает «генерал», а 帥 [шуай] - всё-таки «маршал», хотя… какая тут разница? Ну а что же у нас с ферзём или его аналогом в сянци? Тут роль самой могущественной фигуры сильно девальвирована. Этот «персонаж» называется «воин» (красные – 仕 [ши], чёрные – 士 [ши]). Другие альтернативные названия: «адъютант», «советник», «мандарин». Однако, говоря простыми словами, боевая специализация этой фигуры – телохранитель. Воины одного цвета расположены по двое на доске (при начальной расстановке – сразу сбоку от генерала), оба они также не имеют права выходить за пределы «дворца», что выглядит очень естественно и логично для охраны военачальника. Ходит и «рубит» воин только на одну клетку по диагоналям. Далее – «слон» (красные – 相 [сян], чёрные – 象 [сян]). Собственно, от обозначения этой фигуры и произошло китайское название игры. Однако здесь наш классический слон – «уже не тот». В сянци слон ходит по диагонали только на две клетки, и самое главное – он единственная фигура, которая не может перебираться через «реку». Все эти ограничения делают его весьма слабой, если не сказать почти бесполезной фигурой на доске. Затем у нас идёт фигура «конь» (красные – 傌 [ма], чёрные – 馬 [ма]). Аналогично конь в сянци оказывается слабоват по сравнению с классическим, хотя и ходит так же – буквой «Г». Во-первых, конь не может перепрыгивать фигуры, а во-вторых, первый этап хода коня должен быть сделан обязательно по вертикали или горизонтали, а уж потом – загиб по диагонали в любую сторону на свободное пересечение. Из-за этих специфических особенностей запереть в сянци коня на доске – легче простого. И последняя из основных фигур – «повозка» (красные – 俥 [цзюй], чёрные – 車 [чэ]). Это самая, что ни на есть классическая наша ладья. Альтернативный, военный вариант названия – «колесница». Переходим к пешкам (красные – 兵 [бин], чёрные – 卒 [цзу]). Пешки ходят на одну клетку по вертикали только вперёд. Таким же образом они снимают фигуры противника. Перейдя (а по-военному – форсировав) реку, пешки обретают дополнительную способность ходить и «рубить» на одну клетку по горизонтали. Дойдя до последней горизонтали, пешка не превращается ни в какую фигуру, а может ходить только на одну клетку вбок. Пожалуй, в сянци это один из самых демотивирующих моментов для начинающего игрока. И напоследок – экзотика. Если вы думали, что конь в классических шахматах – самая подлая фигура, то вы ошибались. В сянци есть ещё одна… Самая странная и чрезвычайно коварная фигура – «пушка» (красные – 炮 [пао], чёрные – 砲 [пао]). Пушка ходит как обычная ладья, но «рубит» только в случае, если между ней и сбиваемой фигурой есть строго одна другая фигура, причём любого цвета. Именно пушка доставляет новичкам больше всего умственных мук во время партии. Ещё одно экзотическое требование: между генералами, находящимися на одной вертикали, обязательно должна стоять какая-либо фигура. Иначе они запросто могут «убить друг друга взглядом» – это прямо в лучших традициях культуры китайских боевых искусств!

Правила игры просты – поставить мат генералу. Пат считается также за мат. Вечный шах запрещён. По статистике ничьих тут получается мало – всего три процента. Математически возможных вариантов игры (десять в сто пятидесятой степени) даже немного больше, чем в классических шахматах. Сразу хочется предупредить уважаемых знатоков - теоретиков открытых и полуоткрытых дебютов, любителей шотландского гамбита, итальянской партии и проверенной веками защиты Филидора, – в сянци всё это вам никак не поможет. Китайские шахматы – это другая планета: здесь совсем иные правила и дебюты. Буквально сразу, с 3–4-го хода, возле вашего генерала может оказаться фигура противника. Это происходит из-за особенностей начальной расстановки: пешечный ряд тут изначально прорежен через одну фигуру, а пушки могут с первого хода сразу брать коней по вертикали напротив. В общем, сянци – это безумно интересные, увлекательные и ещё более непредсказуемые шахматы, чем их классический вариант.

В наш безумный век развития цифровых технологий кажется, что логические настольные игры безнадёжно загнаны в какой-то далёкий и тёмный угол. Однако это не так - есть компьютерные программы, есть светлые головы и, в конце концов, пока ещё можно купить в магазине классическую раскладную доску с набором фигур внутри. Считается, что классические шахматы абсолютно доминируют по популярности в мире среди логических игр. Так-то оно так. Однако если вспомнить глобальные масштабы историко-культурного влияния Поднебесной, а также учесть абсолютную величину населения всего «Китайскаго Мiра», то вполне вероятно может получаться, что сянци – самый популярный вид шахмат на планете! Это, кстати, и доказывает сам автор Chinese Chess World: он даже не китаец, а вьетнамец по имени Фам Хонг Нгуен. Но не стоит пугаться: интерфейс по умолчанию установлен на английский язык, и только полезные советы (Tip of the Day) оставлены без перевода, на вьетнамском. Да, и ещё: над китайскими шахматами любители также проводят дерзкие эксперименты. Например, как и в классических шахматах, есть доска для игры в сянци на троих (!). А фигуры генералов там подписаны знакомыми до боли иероглифами: У, Шу и Вэй. Конечно же – это легендарное Троецарствие, которому посвящено много компьютерных игр на китайском языке. К сожалению, в настоящий момент «сянци на троих» во всемирной Сети не обнаружены. Будем искать. Ну а теперь, уважаемый читатель, запасайтесь терпением, изучайте правила, настойчиво «ройте» в Интернете учебники и справочники по дебютам в сянци. Приятной игры, и да пребудет с нами великая мудрость Поднебесной!
Автор обзора: WERTA
VSCCP
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.