“Едва ли кто мог поверить, что результат этой работы перевернет жанр ролевых игр с ног на голову”
© Gamemag


“Disco Elysium - The Final Cut — революция в жанре РПГ.”
(с) Официальный пресс-релиз


“It ranks up there with the likes of The Witcher 3’s colourful Continent or Red Dead Redemption 2’s rugged West, despite taking place over a much smaller area.”
(с) IGN


“Мы постараемся объяснить, как именно Disco Elysium совершила диско-революцию в жанре”
(с) Мир Фантастики


“Не рассказывайте об играх, о которых знаете только название и краткую аннотацию с оборотной стороны коробки.”
(с) Правила раздела “Обзоры” на Old-Games.ru




О современном игрожуре

К сожалению, жанровые и производственные особенности любой игры порождают огромное количество клише и штампов, которые непременно ассоциируются с этими самыми особенностями. Подсмотрев жанр и разработчика, можно наперед приклеить удобные, всеми узнаваемые ярлыки, сделав тем самым обзор интересным и увлекательным для массового зрителя.

Ну вот выйдет инди-игра. И, чтобы ваш опус под эгидой “Обзор на новую инди-игру” стал просматриваемым и читаемым, достаточно написать, как эта свеженькая игра, оставаясь верной ТЕМ САМЫМ старым традициям игростроя из 1990-х, совершает революцию, прорыв и вовсе является новой путеводной звездой жанра. Особо вкусным, аппетитным, а значит, хайповым обзор сделает сравнение объекта с AAA-тайтлами, причем не в пользу последних. Ведь инди-индустрия опять создала что-то высокодуховное в противовес бездушным корпоративным машинам, храня традиции, заложенные родоначальниками жанра. Разумеется, эти самые традиции создавались в 1990-е забесплатно и ради мира во всём мире.



Под такой обзор можно пихать любую инди-игру - его стабильнячком примут на ура, а еще, глядишь, и описываемый продукт купят. Ну а качество игры, авторский взгляд…. В таком обзоре можно оставить их в стороне.

Но, к сожалению, под такой конвейер обзоров попадают и действительно хорошие игры. Их достоинства не всегда обширно освещаются, а у потенциальных игроков заранее складываются ожидания, не имеющие никакого отношения к реальным преимуществам. И, естественно, сыграв в такой продукт, читатель вполне логично будет недоумевать от увиденного, потому что всё смотрел не в ту сторону. Обещали в прессе одно, по факту другое.

Под такую гребенку попал и Disco Elysium, о котором солидная часть прессы сформировала ложные ожидания и посему вызвала противоречивые отзывы у игроков.

Что же не так? Давайте разбираться.


Про что всё-таки игра? Ведьмак-то плачет? А Baldur’s Gate?
Я думаю, вы и так знаете, о чём игра. РПГ в изометрии про мента, который спьяну потерял память (и тут дежурная фраза, “этот ход вдохновлен Planescape: Torment”), прямо как в Knights of the Old Republic (сломаем систему) и многих других медиумах.
Фух… дежурную фразу сказали, теперь поговорим о реальных плюсах.

Чтобы сформировать верные ожидания, надо сказать, что игра создана арт-тусовкой из Эстонии. Не буду кричать, что вот именно эта игра - это “искусство”. Зато уверенно скажу, что построена она на отсылках к поп-культуре и искусству. Мало того, сами авторы признаются, что DE - это не то чтобы игра, а просто выражение их взглядов на живопись, драматургию, творчество и наборы креативных ходов. Просто самовыразиться авторы решили через игру. Вместо нее они могли и стену расписать. Или книжку написать. И с тем же успехом приправить ее своими источниками вдохновения и отсылками.

Кстати, упомянутые отсылки к поп-культуре тут начинаются с вывески. Disco Elysium - игра слов с названием знаменитой песни Disco Inferno. Гик 1990-х мог слышать этот трек в этой сцене.



Диско, в принципе, такой музыкальный жанр, который “умер” на пике и, в отличие от многих других направлений, хоть и возрождается в форме Disco House, Nu Disco, Italo Disco, в первозданном виде давно не мелькает. Поэтому диско в игре не зря остается неким символом старости и “отставания” от жизни.

Как раз такой фанат диско-эпохи среднего возраста, а по совместительству пьющий мент, просыпается в крайне интересном месте. Локацией его возвращения в сознание служит серый портовый город, некогда блистательный, а теперь разрушенный революцией, куда стянулись маргиналы, бомжи, дальнобойщики, проститутки, творческая богема и рейверы. Город этот - Санкт-Пете.... э.... то есть выдуманный. В другом мире, короче. Все совпадения, видимо, случайны. )

Что знаменательно - мир игры самобытен, оригинален, и его сложно привязать к какому-либо из жанров. Тут есть элементы стимпанка, дизельпанка, но назвать его каким-то из двух этих слов было бы глупым и лицемерным.



Вообще, мир здесь можно смело называть аллюзией на нашу реальность, где есть легкий налет фантастики и городского фентези.

Визуал же выполнен в стиле, напоминающем живопись акриловой краской. Есть в картинке что-то от модернизма, что-то от жанровой живописи. Вообще, продюсер проекта - художник с соответствующим образованием, поэтому с креативной частью тут круто. И не только круто, а еще и очень точно.

Разумеется, атмосферу некогда блистательного города с разными подозрительными личностями отлично дополняет нью-вейв, постпанк, эмбиент, психоделический рок и еще всякие невеселые жанры.



И вот в этой разрухе и депрессии наш загулявший герой и расследует убийство. По ходу дознания он столкнется с коллегами, с забастовками, с политическими и социальными взглядами. И вообще со всем, с чем мы сталкиваемся в реальном мире. Да и вообще будет активно взаимодействовать с этим странным окружающим миром.


Сюжет и повествование. “Если мы в не самом необычном мире, то как в Фоллаче будет-то? А как в Вейстленд?”
Как я и говорил, мир здесь оригинален, поскольку является аллюзией на наш. Такой вот оксюморон. Тут не будет никакого пафоса, свойственного фэнтезийным РПГ. Заранее прошу прощения у любителей фэнтези за мой сарказм, но это всего лишь творческий ход, а не мое отношение к безусловно великому жанру.

В Disco Elysium мы не встретим сеттинга в стиле “100500 веков назад 26 Демонов и 15 Сэнсэев в Великом Ничто устроили оргию. Детищем оргии стал великий гремучий меч. Ты потомок этого меча в 96-м колене, и только от тебя зависит судьба мира. Потянешь ли ты всех в хаос, вызвав в наш мир 27-го Демона Мишутку, или станешь светом в конце тоннеля?!”

Нет. Тут всё куда приземленнее. Мы имеем дело с бытовыми проблемами. И именно это круто впечатывается мне в память.

[​IMG]

При всей приземленности отыгрыш роли тут очень сильный и разнообразный. И это одна из причин, почему я не люблю, когда игру зовут депрессивной. Да, ты просыпаешься не самым ярким примером для подражания в не самом лучшем городе. В руках игрока оказывается алкоголик с кривой ухмылкой без гроша в кармане, который известен всем пьяными выходками, который слушает давно устаревшую музыку и носит старые шмотки.

Но что будет дальше - зависит от тебя, дорогой игрок. Ты можешь продолжить депрессовать и гнобить себя. Можешь, наоборот, упиваться состоянием. Можешь удариться в искусство, богему. Да, арт-коп-художник - это вполне себе один из реальных исходов.

Я и вовсе закончил хардкор-копом-рейвером, в дорогих брендовых шмотках, передовой броне и косухе “Fuck the World”, отжатой у двух панков-позеров. При этом я раскрыл все аспекты дела, восстановил репутацию, собрал под собой лучших ментов города и знатно угорел. Какая нахрен депрессия? Это мегавеселая игра! Самое интересное, что в жизни я поступил бы так же с вероятностью 90%.




Что еще связывает игру с реальным миром, так это ярчайшие типажи. Гей, приехавший в город якобы изучать искусство, а на самом деле за оргиями и беспорядочными половыми связями, поехавшие организаторы мероприятий с психическими отклонениями, художница, которая боится денег. ОХ, сколько таких я видел в реальной жизни. Мало того, их фразы будто списаны с уст моих знакомых.

Ну и, конечно, моя любимая ветка - организация рейва в заброшенной церкви. Да, именно в таких местах и делаются тру-рейвы. Еще один плюс в карму разработчиков - они явно шарят за музыку и такие мероприятия. Вам надо собрать трек из разных отдельных мелодий, - и именно так в этом жанре музыка и пишется. Вся эта сюжетная ветка наполнена отсылками к Полу Ван Дайку, группе KLF и группе Scooter.

Вообще, творчество последней, в принципе, активно просматривается в игре. Рабочий назван именем Call Me Manana. А один из персонажей рейв-ветки, который и пишет музыку, очень похож на фронтмена Скутера, да и общается фразами из их песен и песен KLF.



"В общем, вот я и состарился, раз Скутер начинает попадать в отсылки", - подумал я и не смог оторваться от этой ветки про рейв. По итогу у меня в церкви плясали все, включая моего сдержанного, интеллигентного напарника.

Конечно, рейв-направление не единственный слепок реального мира: тут есть еще изобразительное искусство, малый бизнес, разработка игр, много всего, - но особняком стоит, конечно, политика. Мало того, в процессе игроку надо развивать свои политические взгляды. Да и вообще сюжет на ней плотно завязан. Драматургия и повествование, в принципе, тут сильные. Недаром же над сценарием работал профессиональный писатель.

И правда, хоть у нас и детектив, но история раскрывает столкновение двух главных политических идей. Коммунистическая, которая была разрушена революцией, и пришедшая ей на смену капиталистическая. Знакомая ситуация для игроков из бывшего СССР, не так ли?



При этом игра явно не дает понять, какая из них правильная. Игрок самостоятельно выбирает из противоборствующих идеологий. А может, и вовсе выберет что-то еще из политических взглядов. В любом случае сюжет отлично раскроет разочарование людей от каждой из политических идей - будь то неолиберализм, фашизм или социализм.

Да и вообще, крутите повествование и сеттинг как хотите. Находите интересные для себя вещи, прогибайте изменчивый мир под себя. Тут даже с одеждой всё круто. Редкая игра, где я собирал одежду просто “чтоб было”. Просто потому, что шмотка крутая. У наркош даже выкупал. У панков отжимал, с трупов снимал! И это весело и круто!

Мало того, как я и говорил - сюжет и мир делали профессионалы. Поэтому он вовсе не эстетский. Вам не нужно узнавать в игре отсылки к творчеству Хоппера, Гогена или Сезана. Не нужно знать тексты песен Scooter, KLF и что такое сайдчейн-компрессия. Не надо знакомиться с трудами Энгельса. От игры можно кайфовать самому по себе, не въезжая в ее источники вдохновения.

И вот на этом месте читатели уже, наверное, орут: “Да хватит про рейвы, моду и политоту! Признавайся, похоже на Icewind Dale? Доказала ли игра, что Ведьмак 3 надо называть, исключительно заменив первую букву на “Д”, а третью на “Р”? Не томи!”


Геймплей. “Ну! Ну! Ну! Смотри! Не видишь, что ли, тут до Пленскейпа и Фоллача как до Китая пешком?!”

Ну, первое что вам бросится в глаза, - это полное отсутствие боев. Драка тут по факту одна, да и перестрелка тоже.

Всё взаимодействие с миром строится на диалогах, а ваши умственные, творческие, психологические или физические способности помогают по-разному разрешать ситуации и взаимодействовать с персонажами и предметами. Именно развитие тех или иных способностей и формирует вашу личность.

[​IMG]

Но фишка, мимо которой невозможно пройти, - это, конечно, внутренние диалоги со своими аспектами психики - со своим багажом знаний, со своей грубой силой и т.д. Да, внутренние голоса типа “интуиции” или “концептуализации” с вами тут активно болтают.

Прокачивая с ними общение, ты можешь не только получать уйму веселья и удовольствия, но и открывать разные решения и реплики в диалогах.

Да и вообще, помимо визуала, тексты, которые безусловно гениальны и проработаны, - это основа данной игрульки!

Жирный плюс я поставлю разрабам за то, что игра работает с темами диско и 1970-х, психоделики и подсознания, но не зацикливается на наркоте. В такой теме очень легко выстроить всю историю на запрещенных препаратах и психоделиках. Но и тут разработчики не свалились, хотя тема вредных веществ затрагивается, но не является центральной.

Много читать, много смотреть, много слушать, много болтать, много рыться в себе, много исследовать и много творить - вот что предстоит делать в игре. Ну и, конечно, развивать черты своего характера и благодаря им решать задачи. И решений тут, естественно, несколько. По локации вы тут носитесь на небольшой карте, и логика передвижения больше напоминает смесь визуальной новеллы и квеста, нежели привычную РПГ!

И в этом всём и заключается сила Disco Elysium.



Всё это круто, но вот с точки зрения именно голого геймплея игра в жанр RPG не приносит практически ничего нового. Это и вызывает непонимание у тех, кто пришел за “революцией в жанре”.

Нет, ролевая система тут хорошая, добротная, ругать ее не за что. Но до того, чтобы назвать ее революцией в жанре, она явно не дотягивает.

Конечно, меня спросят “а как же внутренние диалоги, общение с вольными художниками, способности писать картины, где такое было?”.

К сожалению, все эти аспекты не геймплейные, а художественные! Замени внутренние диалоги и выстраивание взаимоотношений со своей башкой на диалог с условным тиммейтом Черепом или красным агрессивным роботом - ничего не изменится. Внешний персонаж будет тебе подсказывать, так же как твой внутренний голос!

Выламывать двери, хитрить в диалогах, влиять на людей, воровать мы в РПГ можем уже 30 лет. Просто Disco Elysium это подал под другим, безусловно оригинальным и великим соусом!



Итог

Все инновации игры тут не геймплейные, а художественные. И многие обзорщики неправы не в том, что называют ее революцией в жанре РПГ. Правильно будет “революция в повествовании”.

И если я еще могу понять, когда революцией в жанре называют Divinity, - там и правда много всякого “РПГ-шного”, - то вот DE так называть смешно!

По факту эти мир, сюжет, атмосферу можно было открутить от РПГ и приделать или к шутану, или к квесту, или к стелсу. На 80% суть игры не поменялась бы. Просто в жанре РПГ Disco Elysium работает лучше всего.

Даже пресловутый шкафчик мыслей и политические взгляды тут мало где геймплейно пригодятся. Но их интересно просто использовать. Да. Просто. Ради. Интереса.



Понимаю, кому-то взорвет голову такой подход! Но, отвечая на вопрос “Что тут крутого, это же не тру-Фоллач 3 от Черного Острова?”, можно смело сказать: “А Disco Elysium и не должен им быть!”.

Суть в том, что игра хоть и вдохновляется Tornment'ом и Балдурами, но идет своим путем. Она делает всё по-своему, и разрабы это и не скрывают!

А если еще остались вопросы, почему ее сравнивают с Торнментом, - просто вдохновение бывает разное.

Disco Elysium вовсе не собирается играть на одной поляне с вашими Фолаутами, Скайримами, Киберпанками 2077, Дэус Эксами. И именно самобытность и сделала ее игрой на 10/10. Именно из-за художественного подхода, именно из-за решения местечковых задач меня и нельзя было оторвать от нее.

Это может нравиться, может не нравиться, может показаться непривычным, нудным, но с классическими РПГ в любом случае несравнимым.

Ну и теперь при чем тут игрожур и обзоры?


Современные обзоры игр

Увы и ах: мы живем в технологичном и информационном мире. Скорость потребления информации тут высокая. Поэтому в инфополе должно попадать всё самое новое, всё хайповое, трендовое.

Просто чтобы реально разобраться с Disco Elysium, как, впрочем, и с 90% РПГ, надо поиграть в нее минимум часов 20. Просто поиграть. А еще надо делать заметки, выносить мысли на бумагу. Потом еще часов 8 всё это превращать в красивый, интересный текст. При 8-часовом рабочем дне на это уйдет неделя. То есть один журналист сможет сделать максимум четыре хороших текста за месяц. Будет ли кто-то оплачивать такой труд? Наверно, нет, потому что… Да потому что читатели такие. Массовая аудитория не будет читать про игру недельной давности. Не написал на следующий день после выхода? Всё. Хайп упущен.

Да, инфомир сформировал новую модель поведения, когда читателям важнее получать самый свежий контент, нежели самый качественный. Мы можем потрясать кулаками в сторону этого мира, но стоит это принять как данность.

Часик потыкать игру вечерком, еще за полтора часа накатать обзор. Можно информацию на коробке прочитать для полноты картины. А в случае видеоблога снять и смонтировать за пару часов. Вот и готово. А чтобы оно воспринималось основным сегментом ЦА, надо напичкать трендовыми словечками и клише! Тяп-ляп - и в тираж! Главное - быстрее.

Именно поэтому, например, мне нравилась идея журналов "Великий Дракон" или "Rolling Stone". Пусть первый был трешовый и наивный, но в обоих изданиях писали не только о новых, но и интересных явлениях. Пусть ты, может, и не согласен с мнением автора, но его точку зрения интересно узнать! Его стиль привлекателен.

К сожалению, с появлением ютьюб-обзоров, где знаменитый обзорщик признается: “Я не знаю, что значит X в названии игры Мортал Комбат X” (номер части игры), но при этом собирает миллионы просмотров, интересная и полезная информация ушла на второй план.

Ну и по факту игрожур и обзорщики в большинстве своем наобещали достойного продолжателя дела олдовых РПГ. Прорыв в этом плане. Помахали и кулачком "Ведьмаку". Хотя сама игра этого делать даже и не собиралась, а мирно ехала совсем в другую сторону.

Я не могу сказать, что нет таких обзоров, которые хвалили бы DE не за РПГ-систему, а за повествование и художественные особенности. Просто они в той же поисковой выдаче гораздо ниже. Что значит - читаются реже. Мало того, есть классные обзоры, разбирающие отсылки к искусству, музыке, событиям, реальным личностям в игре. Но их найти еще сложнее.

Поэтому еще раз итог. Игра на 10/10, совершившая безоговорочную революцию в художественном и повествовательном плане, но никак не в жанре РПГ.


ЗЫ: Альтернативное мнение и риторический вопрос.
Иногда чтобы совершить революцию в жанре, нужно не собрать всё лучшее из прошлого и усовершенствовать его, а, наоборот, максимально разорвать связь с прошлым. Поэтому решение с полным уничтожением геймплейного наследия классики изометрических RPG, с уходом в художественную сторону может быть само по себе прорывом.

И, может, выйди сейчас достойный наследник Фоллачей и Балдуров, приумноживший их достижения, он будет как “советские кооперативные джинсы - сшили вчера, а уже пять лет как вышли из моды!” (с) какая-то знакомая Цоя

Так это или нет - вопрос риторический, правильный ответ покажет время. А чтобы его скоротать, рекомендую посмотреть видосик с мнением на тему революции в искусстве.



Автор: Topser
Дата: 17.06.2022

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей