Разработчик: Paradox Entertainment
Жанр: Глобальная стратегия
Europa Universalis 3 оказалась весьма успешной и популярной игрой, и разработчики не преминули воспользоваться возможностью дополнительного заработка, попутно порадовав её поклонников выпуском соответствующих дополнений. К третьей Европе вышло всего 4 более-менее крупных DLC (не будем же, в самом деле, считать наборы спрайтов для солдат чем-то серьёзным), и о каждом из них мне бы хотелось рассказать, однако ввиду небольшого количества нововведений отдельных DLC, мне кажется, будет уместнее поведать обо всех сразу в одной статье. Рассказывать о них буду в порядке их релиза. И первой ласточкой стала
Europa Universalis 3: Napoleon’s Ambition (релиз состоялся в августе 2007 года).
Революционная Франция и громкое имя великого полководца Наполеона Бонапарта стали лицом DLC и его визитной карточкой, но что же оно в итоге привнесло? На самом деле такие дополнения в былые времена вполне себе умещались в масштабных патчах. Все нововведения, по сути, лишь улучшают интерфейс, чуть расширяют настройки, временные границы игры и добавляют несколько других незначительных новшеств. Но, как видим, уже в 2007 году разработчики не гнушались продавать такие вот дополнения. Не то чтобы оно плохое, но… В общем, нововведение номер 1 у «Наполеона» – это расширение временного периода до 1821 года (раньше игра завершалась в 1789 году). С учетом того, что вольны мы играть аж с 1453 года, 30 новых лет особенно роли не играют и добавлены только для того, чтобы мы имели возможность насладиться той самой революционной Францией.
Кстати говоря, игра за неё особо не отличается от Франции обыкновенной, а точнее – совсем не отличается, так что и тут в какой-то степени получился пшик. Перед началом партии появилась возможность настраивать смену правителей и полководцев на существовавших в действительности. Возвращение такой возможности, к слову имевшейся в оригинальной Europa Universalis и её сиквеле, особой роли не сыграло. Ну получаем мы у генералов/адмиралов и правителей исторические имена – и что с того? Стратегическая часть геймплея-то, по сути, ухудшается в этом случае, поскольку сии военачальники нам выдаются строго в определённое время, а сами их приобретать мы не можем.
Также игра обогатилась целым ворохом «полезных» настроек наподобие бесплатных шпионов/купцов/миссионеров и иже с ними. Кому-то, возможно, данные ухищрения и придутся по вкусу, но, на мой извращённый взгляд, необходимость их внедрения столь же уместна, как и пятая лапа у собаки. К таким же почти бестолковым ноу-хау относится и возможность смены столиц, а также уничтожения/постройки торговых центров.
Зато подлатали интерфейс. Автоматическая отправка купцов, расширенные окна строительства, заключения мирных соглашений, а также результатов боев очень радуют, и к ним привыкаешь моментально. При этом за кнопку добавления очереди на мобилизацию армии, избавляющую от необходимости щёлкать по каждой провинции, закупая по тыще бойцов, как говорится, снимаю шляпу. Как без этого играли раньше – решительно непонятно. В целом с учётом малого количества нововведений, но реальной пользы отдельных из них Napoleon’s Ambition оцениваю в 7.0 из 10 баллов. Следующим дополнением суждено было стать
Europa Universalis 3: In Nomine (релиз в мае 2008 года).
Несмотря на дословный перевод дополнения как «Во имя», на русский язык его название переведено как «Византия». Не бог весть какое упущение (тем более сразу становится понятно, за кого нужно играть), но как-то уж совсем неаутентично, что ли. Впрочем, не за этим, очевидно, пришли. Сам по себе аддон построен по принципу «добавим всего понемногу, авось где-то и придётся ко двору». И надо сказать, многие новшества действительно оказались очень нужными и важными.
Так, исторические рамки вновь расширились, причем на целых 53 года и «назад во времени» аж до 1399 года. Прирост вполне существенный, но задел для последующих аддонов ещё есть, так что не расстраиваемся понапрасну. Помимо самой Византии в игре добавился ещё десяток городов-государств (ладно, есть и настоящие княжества вроде Полоцка), о существовании большей части из которых знали всего 3,5 историка. Но всё-таки приятно, что Парадоксы не дремлют и стабильно снабжают игроков новыми державами. Правда, с учетом уже имеющегося количества более 200 таких стран ценность наличия ещё нескольких теряется. Да и игра за них как две капли воды похожа на геймплей за таких же «знаменитых» соседей.
Но есть и более важные новшества. К примеру, миссионеры больше не бесполезны (чего, к сожалению, не скажешь о шпионах). Во-первых, цена на них существенно снизилась. А во-вторых, принцип работы полностью поменялся и любую захваченную провинцию путём их кропотливой работы через какое-то время можно перекрестить в нашу религию (да будут прокляты прежние миссионеры с их бестолковыми шансами!). Это, само собой, приносит дивиденды в виде повышенного дохода и снижения риска восстания. Последний фактор, кстати говоря, в «Византии» повысил свою значимость, и периодически восстания будут очень докучать, особенно во время более-менее длительных войн.
Ползунки настроек внутренней политики также перестали быть бесполезными, поскольку теперь они не бьют по стабильности (впрочем, иногда бьют, но это всё зависит от воли случая). Так что смело подстраиваем всё под себя, не гнушаясь экспериментировать. Но моя любимая «фишечка» именно «Византии» - это отображение возможности заключения мирного договора с нашими противниками при определённых условиях ещё до направления дипломата. То есть мы заранее видим, согласится ли на перемирие держава, скажем, с условием ее вассализации или передачи какого-то количества провинций. Это прямо очень хорошо, и наконец-то не нужно тратить ценных дипломатов, что называется, «в никуда».
Ещё одно из достаточно важных нововведений – это возвращение так называемых «квестов», существовавших в Europa Universalis 2. Теперь, правда, мы их не выбираем, а получаем автоматически. Представляют они собой задания в духе «вассализировать страну» или «захватить провинцию» и подталкивают к более «историческому» пути развития державы, поскольку, как правило, предлагают совершить то действие, которое имело место в реальной истории. Выполняя эти самые «квесты», мы получаем некие бонусы. Собственно, если провалим какие-то «миссии», «награда» ждать не заставит и какие-то преференции у игрока, напротив, заберут.
Ещё появились так называемые «решения». Опять-таки – что-то подобное было в Europa Universalis 2, но там это реализовано куда серьёзнее – и каждое решение существенно перекраивало дальнейшее развитие державы. Здесь же это так – можно сказать, незначительный элемент в геймплее. Решения бывают национальные, провинциальные и религиозные. Возможность выбора определенных из них зависит от того, достигнуты ли их условия (к примеру, должны быть соответствующие настройки внутренней политики), увидеть которые мы можем в специально отведенных для этого окошках. Ну и сами решения, как правило, не приносят одни только бонусы, как, собственно, и изменения внутренней политики, и почти всегда несут за собой в том числе какую-то негативную черту. Грамотно комбинируя решения вкупе с внутренней политикой, национальными идеями, формой правления и религией, мы получили более тонкий инструмент для работы со стратегической частью игры.
Изменений в «Византии» действительно получилось много, но большую часть из них я бы отнес к не очень существенным. Я ещё не рассказал про такие вещи, как разделение повстанцев на различные категории (для некоторых держав относительно важное нововведение), ряд интерфейсных правок, пяток новых национальных идей, изменения в принципах работы колонистов, отдельных тонкостях управления Папской курией и Священной Римской империей, новшествах в торговле и т.д. Пусть количество новых возможностей не пугает, ибо по факту играется всё практически точно так же, как и раньше, но несколько с большим комфортом и даже с интересом. За тот самый комфорт оцениваю In Nomine в 7,5 балла. Третьим по счету дополнением стала
Europa Universalis III: Heir to the Throne (релиз в декабре 2009 года).
Несмотря на утверждения разработчиков о том, что два предыдущих дополнения полностью раскрыли весь потенциал игры, наличие масштабных популярных модов и желание заработать побольше вечнозеленых купюр, судя по всему, так и не дали им спокойно спать. Результатом бессонных ночей стала Heir to the Throne, которая с легкой руки отечественных локализаторов получила название «Великие династии» (точный перевод – наследник престола).
Итак, изменение №1 – теперь по нажатию клавиши «Esc» во время игры открывается меню. Браво! Остальное, по сути, уже неважно. Если что – я шучу, но в руководстве это действительно значится в качестве самого первого (а значит – главного) нововведения. А если серьезно – пожалуй, одним из реально значимых новшеств я бы назвал появление такого параметра, как бесчестье. Оный работает несколько схоже с имевшейся ранее репутацией, но есть отличия. В частности, если мы не ведем захватнических войн – репутация не падает. Но бесчестье, к примеру, будет расти, если мы захватили хотя бы одну провинцию, входящую в состав Священной Римской империи. Чтобы нейтрализовать вредное влияние, приходится тратиться на соответствующие модификаторы вроде необходимых советников. А если таких провинций несколько, то нивелировать действие отрицательного модификатора становится сложнее – и в конце концов видится логичным не захватывать территорию Священной Римской империи, а в случае побед просто вассализировать захваченные государства.
Напрямую с бесчестьем связана переработанная система поводов для войны, или так называемых «Casus belli». Теперь при объявлении войны мы выбираем ее причины. К примеру, возвращение нашей национальной провинции или религиозная нетерпимость. Затем, если следуем согласно изначально обозначенным требованиям, бесчестье не растет или же повышается незначительно. Если же вместо завоевания одной провинции мы захватываем три, то бесчестье существенно повысится. А параметр этот весьма важный, и рекомендуется сдерживать его в разумных пределах.
Еще появился новый вид чиновников – магистраты. Эти ребята тратятся на принятие различных решений (к примеру, если решили провести в провинции старое доброе огораживание или закатить какой-нибудь фестиваль), т.е., по сути, с их помощью можно более тонко настроить микроменджмент в державе. Если в небольших государствах это разумно и даже интересно, то, имея хотя бы 15 провинций в запасе, проводить в каждой из них тонкие реформы очень быстро наскучивает. Еще магистратов можно использовать для роста культурных традиций. Это явление также новое: их рост схож с армейскими или морскими традициями, а выгода заключается в возможности приобретать любых советников (чем выше культурные традиции – тем выше их уровень), которые более необходимы державе в тот или иной момент.
Ну и последним из более-менее значимых новшеств является введение более прозрачной системы престолонаследия. Несмотря на то что данная система фактически вынесена в заглавие дополнения, в целом влияет на геймплей она несильно. Да, появился новый параметр так называемой легитимности, которая у нового правителя сначала, как правило, очень низка. Растет она за счет заключенных династических браков и удачных дипломатических и не очень действий. Если правитель имеет неубедительные права на трон, то кто-то из иных претендентов вполне может объявить войну. По сути – это всё было и раньше, просто параметры все эти были скрыты, а сейчас мы вольны самостоятельно любоваться уровнем легитимности нашего правителя.
Конечно же, это не все новшества дополнения: я не упомянул еще небольшую доработку в управлении Священной Римской империей и Папской курией, незначительное изменение в действиях пиратов, введение торговых лиг и несколько других мелких изменений. Но, чтобы это всё заметить, нужно наиграть много часов за определённые страны – и, думается мне, оно не столь значимо в общей оценке дополнения. Которая для меня составляет 7.0 из 10 баллов. Последней ласточкой для третьей «Европы» стала
Europa Universalis III: Divine Wind (релиз в декабре 2010 года).
Лично для меня самым главным и интересным нововведением последнего официального дополнения для Europa Universalis III стала механика войн и мирных переговоров кочевых держав. Что это значит? А вот соседствуете, значит, вы с Золотой Ордой, к примеру, и тут бамс – они тут же объявляют войну. На старте эти ребята «дадут прикурить» едва ли не любому противнику, так что с огорчением приходится наблюдать, как наши драгоценные провинции постепенно перекрашиваются в цвета противника. Только мы задумали погрустить, как тот предлагает мир, и в качестве условий перемирия нам нужно лишь признать поражение. С учетом того, что почти всё наше государство оказалось захвачено супостатом, кажется, что выгоднее условий и быть не может, так что лихорадочно соглашаемся и радуемся неразумности противника. Но, как только заканчивается перемирие (т.е. через пять лет), кочевые державы опять объявляют войну всем странам, границы которых примыкают к ним, не считаясь с собственными силами и союзами противника.
Через какое-то время мы таки сможем одолеть этих варваров, но выяснится, что предложить даже полностью захваченной державе мы можем либо признать поражение, либо назначить мизерные контрибуции. А если хочется провинций кочевников, то нужно… направлять туда колонистов! Именно так, провинции таких держав захватываются не иначе как путем доведения количества «нашего» населения до 1000 человек, что, как известно, недешево и не очень быстро. Но интересно же!
Вторым по значимости нововведением для меня стала полная переработка механики строительства. Новые окна строительства, новые постройки, новые принципы постройки зданий. Эти изменения важны и интересны, но, как и прежде, при владении более чем десятком провинций от микроменеджмента в виде контроля построек начинаешь уставать.
Конечно же, нельзя не отметить существенные изменения при игре за азиатские страны. В особенности за Японию и Китай. Появилась система сёгуната в Японии и фракций в Китае. Я, признаться, не очень люблю играть за азиатские страны, так что очень много за Японию и Китай не играл, но суть этих нововведений – это возможность получения определённых бонусов и преференций за поддержку нужных фракций в Китае или в случае становления сёгуном в Японии. Получилось нечто схожее с механиками Папской курии и Священной Римской империи, только для азиатских стран.
И последнее, что хочется отметить в Divine World, – это очередные изменения интерфейса. Появилось много мелких новшеств, но лично мне особенно понравилась таблица, из которой стало понятно, что нужно сделать для получения определённого бонуса. К примеру, захватив определённые провинции (Рим, Мекка и масса других), можно получать бонусы от торговли, в религиозной или производственных сферах. Многие из этих бонусов можно было получать и ранее, вот только условия получения были неочевидны. Теперь же всё как на ладони.
Divine Wind привнесла ещё много мелких правок, но опять-таки – чтобы столкнуться с ними, нужно наиграть немало часов, и значимыми для игрового процесса я бы их не назвал. Оценка дополнения для меня составляет 7.0 из 10.
Таким образом, обобщая, хочется отметить, что Europa Universalis 3 обросла четырьмя неплохими, хоть и небольшими, если расценивать каждое по отдельности, дополнениями. Играть в максимально обновлённую версию с последним дополнением, пожалуй, наиболее интересно. Однако если хочется немного уменьшить порог вхождения, то целесообразно «пропускать через себя» все дополнения поочерёдно, поскольку в каждое последующее включалось всё больше возможностей – и функционал Divine Wind может запросто «выбить из колеи» неподготовленного новичка.
Жанр: Глобальная стратегия
Europa Universalis 3 оказалась весьма успешной и популярной игрой, и разработчики не преминули воспользоваться возможностью дополнительного заработка, попутно порадовав её поклонников выпуском соответствующих дополнений. К третьей Европе вышло всего 4 более-менее крупных DLC (не будем же, в самом деле, считать наборы спрайтов для солдат чем-то серьёзным), и о каждом из них мне бы хотелось рассказать, однако ввиду небольшого количества нововведений отдельных DLC, мне кажется, будет уместнее поведать обо всех сразу в одной статье. Рассказывать о них буду в порядке их релиза. И первой ласточкой стала
Europa Universalis 3: Napoleon’s Ambition (релиз состоялся в августе 2007 года).
Революционная Франция и громкое имя великого полководца Наполеона Бонапарта стали лицом DLC и его визитной карточкой, но что же оно в итоге привнесло? На самом деле такие дополнения в былые времена вполне себе умещались в масштабных патчах. Все нововведения, по сути, лишь улучшают интерфейс, чуть расширяют настройки, временные границы игры и добавляют несколько других незначительных новшеств. Но, как видим, уже в 2007 году разработчики не гнушались продавать такие вот дополнения. Не то чтобы оно плохое, но… В общем, нововведение номер 1 у «Наполеона» – это расширение временного периода до 1821 года (раньше игра завершалась в 1789 году). С учетом того, что вольны мы играть аж с 1453 года, 30 новых лет особенно роли не играют и добавлены только для того, чтобы мы имели возможность насладиться той самой революционной Францией.
Кстати говоря, игра за неё особо не отличается от Франции обыкновенной, а точнее – совсем не отличается, так что и тут в какой-то степени получился пшик. Перед началом партии появилась возможность настраивать смену правителей и полководцев на существовавших в действительности. Возвращение такой возможности, к слову имевшейся в оригинальной Europa Universalis и её сиквеле, особой роли не сыграло. Ну получаем мы у генералов/адмиралов и правителей исторические имена – и что с того? Стратегическая часть геймплея-то, по сути, ухудшается в этом случае, поскольку сии военачальники нам выдаются строго в определённое время, а сами их приобретать мы не можем.
Также игра обогатилась целым ворохом «полезных» настроек наподобие бесплатных шпионов/купцов/миссионеров и иже с ними. Кому-то, возможно, данные ухищрения и придутся по вкусу, но, на мой извращённый взгляд, необходимость их внедрения столь же уместна, как и пятая лапа у собаки. К таким же почти бестолковым ноу-хау относится и возможность смены столиц, а также уничтожения/постройки торговых центров.
Зато подлатали интерфейс. Автоматическая отправка купцов, расширенные окна строительства, заключения мирных соглашений, а также результатов боев очень радуют, и к ним привыкаешь моментально. При этом за кнопку добавления очереди на мобилизацию армии, избавляющую от необходимости щёлкать по каждой провинции, закупая по тыще бойцов, как говорится, снимаю шляпу. Как без этого играли раньше – решительно непонятно. В целом с учётом малого количества нововведений, но реальной пользы отдельных из них Napoleon’s Ambition оцениваю в 7.0 из 10 баллов. Следующим дополнением суждено было стать
Europa Universalis 3: In Nomine (релиз в мае 2008 года).
Несмотря на дословный перевод дополнения как «Во имя», на русский язык его название переведено как «Византия». Не бог весть какое упущение (тем более сразу становится понятно, за кого нужно играть), но как-то уж совсем неаутентично, что ли. Впрочем, не за этим, очевидно, пришли. Сам по себе аддон построен по принципу «добавим всего понемногу, авось где-то и придётся ко двору». И надо сказать, многие новшества действительно оказались очень нужными и важными.
Так, исторические рамки вновь расширились, причем на целых 53 года и «назад во времени» аж до 1399 года. Прирост вполне существенный, но задел для последующих аддонов ещё есть, так что не расстраиваемся понапрасну. Помимо самой Византии в игре добавился ещё десяток городов-государств (ладно, есть и настоящие княжества вроде Полоцка), о существовании большей части из которых знали всего 3,5 историка. Но всё-таки приятно, что Парадоксы не дремлют и стабильно снабжают игроков новыми державами. Правда, с учетом уже имеющегося количества более 200 таких стран ценность наличия ещё нескольких теряется. Да и игра за них как две капли воды похожа на геймплей за таких же «знаменитых» соседей.
Но есть и более важные новшества. К примеру, миссионеры больше не бесполезны (чего, к сожалению, не скажешь о шпионах). Во-первых, цена на них существенно снизилась. А во-вторых, принцип работы полностью поменялся и любую захваченную провинцию путём их кропотливой работы через какое-то время можно перекрестить в нашу религию (да будут прокляты прежние миссионеры с их бестолковыми шансами!). Это, само собой, приносит дивиденды в виде повышенного дохода и снижения риска восстания. Последний фактор, кстати говоря, в «Византии» повысил свою значимость, и периодически восстания будут очень докучать, особенно во время более-менее длительных войн.
Ползунки настроек внутренней политики также перестали быть бесполезными, поскольку теперь они не бьют по стабильности (впрочем, иногда бьют, но это всё зависит от воли случая). Так что смело подстраиваем всё под себя, не гнушаясь экспериментировать. Но моя любимая «фишечка» именно «Византии» - это отображение возможности заключения мирного договора с нашими противниками при определённых условиях ещё до направления дипломата. То есть мы заранее видим, согласится ли на перемирие держава, скажем, с условием ее вассализации или передачи какого-то количества провинций. Это прямо очень хорошо, и наконец-то не нужно тратить ценных дипломатов, что называется, «в никуда».
Ещё одно из достаточно важных нововведений – это возвращение так называемых «квестов», существовавших в Europa Universalis 2. Теперь, правда, мы их не выбираем, а получаем автоматически. Представляют они собой задания в духе «вассализировать страну» или «захватить провинцию» и подталкивают к более «историческому» пути развития державы, поскольку, как правило, предлагают совершить то действие, которое имело место в реальной истории. Выполняя эти самые «квесты», мы получаем некие бонусы. Собственно, если провалим какие-то «миссии», «награда» ждать не заставит и какие-то преференции у игрока, напротив, заберут.
Ещё появились так называемые «решения». Опять-таки – что-то подобное было в Europa Universalis 2, но там это реализовано куда серьёзнее – и каждое решение существенно перекраивало дальнейшее развитие державы. Здесь же это так – можно сказать, незначительный элемент в геймплее. Решения бывают национальные, провинциальные и религиозные. Возможность выбора определенных из них зависит от того, достигнуты ли их условия (к примеру, должны быть соответствующие настройки внутренней политики), увидеть которые мы можем в специально отведенных для этого окошках. Ну и сами решения, как правило, не приносят одни только бонусы, как, собственно, и изменения внутренней политики, и почти всегда несут за собой в том числе какую-то негативную черту. Грамотно комбинируя решения вкупе с внутренней политикой, национальными идеями, формой правления и религией, мы получили более тонкий инструмент для работы со стратегической частью игры.
Изменений в «Византии» действительно получилось много, но большую часть из них я бы отнес к не очень существенным. Я ещё не рассказал про такие вещи, как разделение повстанцев на различные категории (для некоторых держав относительно важное нововведение), ряд интерфейсных правок, пяток новых национальных идей, изменения в принципах работы колонистов, отдельных тонкостях управления Папской курией и Священной Римской империей, новшествах в торговле и т.д. Пусть количество новых возможностей не пугает, ибо по факту играется всё практически точно так же, как и раньше, но несколько с большим комфортом и даже с интересом. За тот самый комфорт оцениваю In Nomine в 7,5 балла. Третьим по счету дополнением стала
Europa Universalis III: Heir to the Throne (релиз в декабре 2009 года).
Несмотря на утверждения разработчиков о том, что два предыдущих дополнения полностью раскрыли весь потенциал игры, наличие масштабных популярных модов и желание заработать побольше вечнозеленых купюр, судя по всему, так и не дали им спокойно спать. Результатом бессонных ночей стала Heir to the Throne, которая с легкой руки отечественных локализаторов получила название «Великие династии» (точный перевод – наследник престола).
Итак, изменение №1 – теперь по нажатию клавиши «Esc» во время игры открывается меню. Браво! Остальное, по сути, уже неважно. Если что – я шучу, но в руководстве это действительно значится в качестве самого первого (а значит – главного) нововведения. А если серьезно – пожалуй, одним из реально значимых новшеств я бы назвал появление такого параметра, как бесчестье. Оный работает несколько схоже с имевшейся ранее репутацией, но есть отличия. В частности, если мы не ведем захватнических войн – репутация не падает. Но бесчестье, к примеру, будет расти, если мы захватили хотя бы одну провинцию, входящую в состав Священной Римской империи. Чтобы нейтрализовать вредное влияние, приходится тратиться на соответствующие модификаторы вроде необходимых советников. А если таких провинций несколько, то нивелировать действие отрицательного модификатора становится сложнее – и в конце концов видится логичным не захватывать территорию Священной Римской империи, а в случае побед просто вассализировать захваченные государства.
Напрямую с бесчестьем связана переработанная система поводов для войны, или так называемых «Casus belli». Теперь при объявлении войны мы выбираем ее причины. К примеру, возвращение нашей национальной провинции или религиозная нетерпимость. Затем, если следуем согласно изначально обозначенным требованиям, бесчестье не растет или же повышается незначительно. Если же вместо завоевания одной провинции мы захватываем три, то бесчестье существенно повысится. А параметр этот весьма важный, и рекомендуется сдерживать его в разумных пределах.
Еще появился новый вид чиновников – магистраты. Эти ребята тратятся на принятие различных решений (к примеру, если решили провести в провинции старое доброе огораживание или закатить какой-нибудь фестиваль), т.е., по сути, с их помощью можно более тонко настроить микроменджмент в державе. Если в небольших государствах это разумно и даже интересно, то, имея хотя бы 15 провинций в запасе, проводить в каждой из них тонкие реформы очень быстро наскучивает. Еще магистратов можно использовать для роста культурных традиций. Это явление также новое: их рост схож с армейскими или морскими традициями, а выгода заключается в возможности приобретать любых советников (чем выше культурные традиции – тем выше их уровень), которые более необходимы державе в тот или иной момент.
Ну и последним из более-менее значимых новшеств является введение более прозрачной системы престолонаследия. Несмотря на то что данная система фактически вынесена в заглавие дополнения, в целом влияет на геймплей она несильно. Да, появился новый параметр так называемой легитимности, которая у нового правителя сначала, как правило, очень низка. Растет она за счет заключенных династических браков и удачных дипломатических и не очень действий. Если правитель имеет неубедительные права на трон, то кто-то из иных претендентов вполне может объявить войну. По сути – это всё было и раньше, просто параметры все эти были скрыты, а сейчас мы вольны самостоятельно любоваться уровнем легитимности нашего правителя.
Конечно же, это не все новшества дополнения: я не упомянул еще небольшую доработку в управлении Священной Римской империей и Папской курией, незначительное изменение в действиях пиратов, введение торговых лиг и несколько других мелких изменений. Но, чтобы это всё заметить, нужно наиграть много часов за определённые страны – и, думается мне, оно не столь значимо в общей оценке дополнения. Которая для меня составляет 7.0 из 10 баллов. Последней ласточкой для третьей «Европы» стала
Europa Universalis III: Divine Wind (релиз в декабре 2010 года).
Лично для меня самым главным и интересным нововведением последнего официального дополнения для Europa Universalis III стала механика войн и мирных переговоров кочевых держав. Что это значит? А вот соседствуете, значит, вы с Золотой Ордой, к примеру, и тут бамс – они тут же объявляют войну. На старте эти ребята «дадут прикурить» едва ли не любому противнику, так что с огорчением приходится наблюдать, как наши драгоценные провинции постепенно перекрашиваются в цвета противника. Только мы задумали погрустить, как тот предлагает мир, и в качестве условий перемирия нам нужно лишь признать поражение. С учетом того, что почти всё наше государство оказалось захвачено супостатом, кажется, что выгоднее условий и быть не может, так что лихорадочно соглашаемся и радуемся неразумности противника. Но, как только заканчивается перемирие (т.е. через пять лет), кочевые державы опять объявляют войну всем странам, границы которых примыкают к ним, не считаясь с собственными силами и союзами противника.
Через какое-то время мы таки сможем одолеть этих варваров, но выяснится, что предложить даже полностью захваченной державе мы можем либо признать поражение, либо назначить мизерные контрибуции. А если хочется провинций кочевников, то нужно… направлять туда колонистов! Именно так, провинции таких держав захватываются не иначе как путем доведения количества «нашего» населения до 1000 человек, что, как известно, недешево и не очень быстро. Но интересно же!
Вторым по значимости нововведением для меня стала полная переработка механики строительства. Новые окна строительства, новые постройки, новые принципы постройки зданий. Эти изменения важны и интересны, но, как и прежде, при владении более чем десятком провинций от микроменеджмента в виде контроля построек начинаешь уставать.
Конечно же, нельзя не отметить существенные изменения при игре за азиатские страны. В особенности за Японию и Китай. Появилась система сёгуната в Японии и фракций в Китае. Я, признаться, не очень люблю играть за азиатские страны, так что очень много за Японию и Китай не играл, но суть этих нововведений – это возможность получения определённых бонусов и преференций за поддержку нужных фракций в Китае или в случае становления сёгуном в Японии. Получилось нечто схожее с механиками Папской курии и Священной Римской империи, только для азиатских стран.
И последнее, что хочется отметить в Divine World, – это очередные изменения интерфейса. Появилось много мелких новшеств, но лично мне особенно понравилась таблица, из которой стало понятно, что нужно сделать для получения определённого бонуса. К примеру, захватив определённые провинции (Рим, Мекка и масса других), можно получать бонусы от торговли, в религиозной или производственных сферах. Многие из этих бонусов можно было получать и ранее, вот только условия получения были неочевидны. Теперь же всё как на ладони.
Divine Wind привнесла ещё много мелких правок, но опять-таки – чтобы столкнуться с ними, нужно наиграть немало часов, и значимыми для игрового процесса я бы их не назвал. Оценка дополнения для меня составляет 7.0 из 10.
Таким образом, обобщая, хочется отметить, что Europa Universalis 3 обросла четырьмя неплохими, хоть и небольшими, если расценивать каждое по отдельности, дополнениями. Играть в максимально обновлённую версию с последним дополнением, пожалуй, наиболее интересно. Однако если хочется немного уменьшить порог вхождения, то целесообразно «пропускать через себя» все дополнения поочерёдно, поскольку в каждое последующее включалось всё больше возможностей – и функционал Divine Wind может запросто «выбить из колеи» неподготовленного новичка.
Автор: LEKA
Дата: 08.06.2025