Разработчик: Paradox Entertainment
Жанр: Глобальная стратегия
Дата выхода: 1 марта 2000

Едва наша эра перевалила за второй миллениум, как достаточно малоизвестная в мире на тот момент шведская компания Paradox Entertainment свершила свою маленькую революцию, имя которой Europa Universalis. Стоит отметить, что революции на пустом месте не происходят, - и основой для данной стратегии послужила одноимённая настольная стратегическая игра, правила которой были заботливо перенесены в цифровой мир, конечно же с некоторыми доработками. Результат получился просто на загляденье, фактически раздвинув границы жанра глобальных стратегий, который на 2000 год имел не слишком-то много представителей, а уж такие, действие которых происходило бы в реальном времени, так и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Как известно, свято место пусто не бывает, - и "Парадоксы" взяли на себя смелость заполнить имеющуюся пустоту, занявшись разработкой Europa Universalis. Справедливости ради стоит сказать, что игры подобного жанра они уже разрабатывали, правда только для рынка родной Швеции, - ну а весь остальной мир если и слыхивал про их творения, то уж точно не видал. С Europa Universalis ситуация вышла совершенно другая, поскольку, заручившись поддержкой ряда издателей, игра была выпущена в США, Европе и России, а потому практически все любители жанра имели возможность с нею ознакомиться.


Карта мира. Некоторые области имеют белые пятна, поскольку в игровой период времени не были исследованы.

Так что же представляет собой один из первых представителей глобальных стратегий в реальном времени? Первое, что увидит игрок, запустив любой сценарий Europa Universalis, - это карта мира, разделённая на соответствующие провинции, которые подчинены различным странам. Последних в игре великое множество, однако поиграть мы сможем далеко не за все, а лишь за самые могущественные державы, существовавшие в период с 1492 по 1792 год, вынесенный в заголовок игры. Англия, Франция, Россия, Австрия, Турция, Польша, Испания и Португалия - вот те страны, за которые нам доступна основная игровая кампания Europa Universalis. Условия для победы можно выбирать на старте, но классический вариант - это набор наибольшего количества очков за 300 лет нашего фактического правления. Очки даются за грамотные дипломатические решения, исследование мира, захват и колонизацию новых провинций, а также за добросовестное выполнение поручений правителя (мы же, в свою очередь, выполняем роль некоего второго лица в державе). Если классический вариант не устраивает, то можно выбрать среди условий для победы набор максимального количества очков к определённому году, набор выбранного количества очков (условно, - кто первый наберёт, скажем, 500 очков) или захват определённого количества провинций. Если же основная кампания по какой-то причине не устраивает, то можно выбрать любой из десятка доступных сценариев, большая часть из которых освещает конкретные исторические события и позволяет победить, выполнив задание сценария (как правило, захват и удержание определённых провинций). Они интересны не только тем, что в отличие от основной кампании куда более скоротечны, но и возможностью сыграть за державы (к примеру, за США в Войне за независимость), не представленные в ней. Среди доступных сценариев парочка отличается от других. Это обучение, цель которого, думаю, ясна, а также "Фантазия". Последний даёт нам выбор из достаточно экзотических держав, под контролем которых находится только одна провинция и определённое количество ресурсов. Сценарий был создан в первую очередь для игры в мультиплеере, поскольку начальные условия для всех игроков примерно равны, однако это не исключает возможность одиночной игры против ИИ. Это единственный сценарий, совершенно не придерживающийся истории, в котором можно творить всё, что вздумается.


Пираты сейчас познают гнев нашей армии.

Конечно же, в исторических сценариях творить всё, что вздумается, никто не позволит. Во-первых, против зарвавшегося правителя объединятся все соседние и не очень страны, после чего объявят войну, - а воевать с большим количеством держав пагубно даже для самых мощных и развитых империй. Так что делать, если нельзя слишком активно вести завоевательскую экспансию? Ответ прост - нужно договариваться, а для этого у нас есть интересная механика действительно полезной и важной дипломатии. Количество дипломатов строго ограничено, но польза от них крайне высока. С их помощью можно создавать союзы, заключать мирные договоры и династические браки, улучшать и ухудшать отношения между странами, объявлять войны и даже присоединять целые государства мирным путём. Важную роль в дипломатических отношениях играет религия, и очевидно, что страны, исповедующие, скажем, суннизм, быстрее договорятся друг с другом, нежели с европейскими католиками или православными. А союзы необходимы любому государству, даже самому мощному, не говоря уж о беззащитных державах, состоящих из одной провинции. Союзники мало того что будут помогать в войнах, но и сквозь пальцы смотрят на наши имперские амбиции. Вдобавок если вдруг довелось стать членом мощного альянса, то редкий противник, как бы ему ни была противна нация, рискнёт объявить войну, опасаясь гнева всего альянса. Только вот оные не бесконечны - и срок договора рано или поздно истекает, а многие "идеологические противники" не преминут воспользоваться затруднительным положением государства. Подобный подход подогревает интерес к игре, заставляет думать, кого считать не только противником, но и союзником, с кем строить планы по делёжке мира, а кого определить в кандидаты на полное завоевание. На мой взгляд, на момент выхода Europa Universalis её модель дипломатии воистину можно назвать эталоном жанра, однако стоит отметить, что все её прелести с наскоку не освоить, и для того, чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно как минимум пройти кампанию, возможно - даже не один раз.


Историчности в игре не так уж и много. Как видим, мне удалось, играя за Польшу, к 1789 году захватить пол-Европы. В действительности же уже произошёл первый раздел Речи Посполитой, и территория страны оказалась значительно подрезана.

Там, где не в силах помочь дипломатия, в ход вступает война. Оная во времена с 1492 по 1792 год могла вестись только на суше или на воде. Имеется по три вида наземных войск и кораблей, которые помогут демонстрировать всему миру наше военное превосходство. Сила армии заключается не только в её количестве, но и в умениях командира, а также уровне технологического развития. Война тесно связана с дипломатией, так как её нужно сперва объявить, а по её окончании подписать мирный договор. Если мы захватили все провинции какого-то государства, то вправе требовать его присоединения к своей державе, - только вот другие страны, как правило, относятся к этому резко отрицательно, особенно если присоединённая страна была той же религии. Если же все провинции захвачены не были, то в качестве условий перемирия можно требовать максимум 3 провинции, золото или принятие религии победившей стороны. Необычно? А как вам тот факт, что для объявления войны нам нужна причина? Так называемый Casus Belli, не имея которого мы фактически не можем объявить войну! Впрочем, поступить так мы формально можем, но тогда стабильность нашего государства серьёзно упадёт, а это чревато проблемами с доходами и восстаниями, так что нужно трижды подумать, стоит ли это делать. Играя в "Европу", к таким нюансам очень быстро привыкаешь, и кажется, что всё это очень просто, логично, - и непонятно, почему ранее не было введено в обиход. Само по себе сражение представлено в виде анимации боя нескольких солдатиков или кораблей, по результатам которого один из отрядов либо уничтожается полностью, либо капитулирует. Влиять как-то на сам бой мы не можем, имея лишь возможность в любой момент приказать отступить. Тем не менее военная часть игры, несмотря на кажущуюся простоту, имеет свои прелести и нюансы и также очень интересна.


Осада провинции.

Чтобы позволить себе мощную армию и флот, необходимо развивать экономику, а это не так-то просто, как того хотелось бы. Экономика в Europa Universalis очень необычна, и ядро её - провинции, каждая из которых приносит доход её владельцу. В провинциях производятся товары, ведётся торговля, назначаются чиновники, возводятся сооружения, мобилизуются войска и строятся корабли. Важность провинций трудно переоценить, а если в ней много населения и производится какой-то ценный продукт, то она с течением времени станет гарантом устойчивого развития государства. Однако если вы проводите жёсткую налоговую политику, ведёте длительные изнурительные войны или обладаете малой терпимостью к религии отдельной провинции, то в ней вполне способно вспыхнуть восстание, а ресурсы оттуда после этого тут же перестанут поступать в бюджет. Более того, риск беспорядков в соседних провинциях тут же возрастёт, а это и вовсе чревато провозглашением независимости отдельными провинциями и отделением их от нашей державы. Подобного допускать, конечно же, нельзя, а потому провинции нужно холить и лелеять, следить за стабильностью в стране, не вести длительных войн, быть терпимее по отношению к религиозным меньшинствам, - и такие провинции будут верой и правдой подчинены государству, денно и нощно пополняя столь ценный бюджет. Оный, кстати говоря, мы вправе распределять на исследование различных новых технологий либо же тратить на текущие нужды державы.


Успешные войны крайне полезны для державы.

Стать владельцем новых провинций можно несколькими способами, и самый очевидный из них - завоевание. Метод действенный, но не единственный, так как в те далёкие времена, в которые игра предлагает нам погрузиться, ещё не весь мир был известен, а карта была наполнена "мёртвыми зонами", где никто и никогда не бывал. Многие земли были либо неизвестны, либо слабо изучены и не принадлежали ни одной державе. Их можно присоединить к стране, просто колонизировав. Звучит просто, но на деле это едва ли легче, нежели завоевание, поскольку на нейтральных землях живут туземцы, как правило настроенные не слишком дружелюбно по отношению к колонистам и периодически пытающиеся уничтожить нашу колонию. При этом едва образованное поселение несопоставимо по доходам с уже развитой провинцией, и, чтобы оно стало значимой частью экономической системы государства, придётся приложить также достаточно усилий. Ещё один способ получения новых провинций - это присоединение их мирным путём. Способ самый редкий, самый сложный, но наиболее интересный по своему результату, поскольку к нам переходят и сами провинции страны вместе с их армией и флотом.


Как видим, местные аборигены не слишком-то рады колонистам.

Пожалуй, стоит немного рассказать о технической стороне игры. Почему-то многие ругают графику, но лично мне картинка Europa Universalis очень нравится: цветовая палитра не режет глаз, карта мира достаточно детализирована, анимация присутствует, так что всё, на мой взгляд, выглядит достойно. А вот за что хочется поругать, так это за звук, в частности звук сражений. Сказать, что он для многих может стать по эффекту хуже, чем скрежет металла по стеклу, - значит ничего не сказать. Другие звуки также не очень хороши, но, по крайней мере, не так раздражают. С музыкой в игре получилась интересная ситуация. Во всех виденных мной версиях она полностью отсутствует, за исключением мелодии во вступительном ролике. Зато в GoG-издании игры мелодия есть, причём достаточно неплохо вписывающаяся в происходящее! Впрочем, несмотря на это, всё равно быстро надоедающая.Есть ещё некоторые нарекания в стабильности работы. На поздних этапах кампании игра периодически стабильно вылетает, поэтому обязательно ставьте ежегодное автосохранение, дабы потом не пришлось очень сильно ругать разработчиков. Переводом Europa Universalis на русский язык занимались "1С" и "Snowball.ru", выпустив 8 августа 2001 года локализованную версию под названием "Европа: 1492-1792. Время перемен". Перевод в целом получился достойный, отдельное спасибо за 70-страничный мануал, который вполне может помочь начинающим глобальным стратегам. Единственное, что мне не понравилось, - это перевод "Polen-Litauen" как "Польша", а также неверные переводы в названиях некоторых городов.


Поручения государя. Если не выбирать самому, то они будут назначены случайным образом. А там такие попадаются, что государя хочется отправить на обследование у медиков.

Пора заканчивать сей скромный опус и подводить известные итоги. Europa Universalis получилась действительно выдающейся игрой, "маленькой революцией", которую не должен пропустить ни один ценитель жанра стратегий. Единственным препятствием может стать достаточно высокий порог вхождения, но я не думаю, что, преодолев этот барьер, кто-то уйдёт неудовлетворённым от знакомства с этим творением.

Оценка игры: 9.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 19.06.2019

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей