Duke Nukem 3D

Duke Nukem 3D
Жанр: Action
Разработчик: 3D Realms Entertainment
Издатель: GT Interactive Software
Год выхода: 1996
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.18 из 10
  • 139
  • 147
  • 61
Для меня Duke Nukem 3D - знаковая игра, своеобразный символ всего компьютерно-игрового мира 90-х. Помню, как одноклассники "болели" Дюком, активно обсуждали готовящиеся к выходу адд-оны и приставочные сиквелы; журналы пестрели статьями о Дюке, а новая продукция в жанре неизбежно сравнивалась с этим эталоном. Игра была, что называется, на слуху, однако близко познакомился я с ней только где-то в начале 2000-х, когда откопал ее в недрах компьютера на уроке информатики. Впечатление было настолько сильным, что при первой же возможности я обзавелся собственной копией.

Во многих вещах Дюк, конечно, является действительно революционной игрой. Мне встречались комментарии людей, которые почему-то ругают движок Build за какие-то несовершенства, но на самом деле, конечно, это, наверное, самый продвинутый из 2.5D-движков, выжимающий максимум из возможностей компьютеров, не оснащенных технологиями "настоящего" 3D. Build дал Дюку те степени свободы, которые позволили - впервые в жанре - создавать более-менее реалистичные антуражи, и разработчики игры воспользовались этими возможностями, что называется, на всю катушку. По сравнению со многими современниками степень детализации и интерактивности окружающего мира в Duke Nukem 3D была по-настоящему беспрецедентной, а уровни представляли собой не абстрактные помещения, а вполне знакомые, реалистичные, узнаваемые локации (а в некоторых случаях даже реальные места: например, внешний вид здания почты из уровня в четвертом эпизоде воспроизводит почтовое отделение в Техасе, которое обслуживало официальный почтовый адрес 3D Realms).

Интересно, что обратной стороной реализма в изображении игрового мира стала тенденция создателей уровней всюду оставлять разнообразные отсылки к современной массовой культуре, цитаты из кинофильмов, телесериалов, популярных песен и просто злободневные комментарии (как, например, отсылки к суду над О. Джей Симпсоном), выполняющие роль "пасхалок" или просто разнообразящие антураж.

В значительной степени пародийный образ главного героя и его своеобразный юмор, зачастую балансирующий на грани фола, вряд ли можно назвать чем-то феерически-искрометным, но он, безусловно, создает неповторимую атмосферу, которая стала торговой маркой игры. Главное - не воспринимать всё чересчур всерьез. Игра радует глаз достаточно красочной цветовой гаммой, которая также добавляет игре атмосферности и не позволяет скатываться в чересчур мрачные тона, с избытком присутствующие в других представителях жанра того времени (правда, стоит сказать, что мрачные места есть и в Duke Nukem 3D, особенно во втором эпизоде, но там это оправдано многочисленными отсылками к научно-фантастическим фильмам ужасов, где дело происходит в космосе).

Нельзя не упомянуть разнообразие оружия и монстров. На первый взгляд может показаться, что арсенал и бестиарий Duke Nukem 3D ненавязчиво копируют архетип жанра, Doom, и в какой-то мере это действительно так. Но здесь у каждого монстра и каждого оружия есть своя изюминка: самые простые инопланетные пехотинцы оснащены ракетными ранцами и не стесняются ими пользоваться, капитаны телепортируются на небольшое расстояние, свинокопы прячутся в засаде за укрытиями и могут стрелять из положения лежа и т.д. То же и с оружием: так, пистолет не просто неторопливо выплевывает все 200 пуль, а требует регулярной перезарядки, причем не будь этого ограничения, скорострельность и меткость сделали бы его одним из самых эффективных способов противодействия врагу в игре. Уменьшитель своим внешним видом как бы шепчет: "А ведь я тоже немножко BFG", но при этом действует совсем необычным и впечатляющим - особенно для графики того времени - образом. Кстати, возможность уменьшать как противников, так и главного героя стала еще одной яркой инновацией в Duke Nukem 3D, позволившей разнообразить не только процесс борьбы с инопланетными захватчиками, но и прохождение уровней, поскольку в некоторые помещения на уровне бывает можно попасть только через проходы, слишком маленькие для Дюка в его обычном состоянии.

С точки зрения полезных предметов, которые может носить с собой главный герой, Duke Nukem 3D не слишком оригинален: переносные "аптечки" появились уже в Heretic, равно как и возможность летать. Однако практичным усовершенствованием в Duke Nukem 3D стала концепция разных типов использования предметов: одни можно включать и выключать по своему усмотрению, пока не иссякнет их заряд, другие активируются автоматически по необходимости, как акваланг и защитные сапоги. Куда как удобнее, чем действие в течение ограниченного времени сразу после того, как подобрал предмет, как в Doom.

Большую часть саундтрека к игре, включая заглавную тему, написал Ли Джексон (который вообще-то работал в отделе техподдержки, а музыку писал в качестве хобби), до этого дебютировавший в Rise of the Triad. Мелодия, звучащая в главном меню игры, родилась как попытка Джексона сообразить, какого стиля хотят от него добиться руководители проекта, и он никогда не рассматривал ее как законченный продукт. Однако мелодия так понравилась Грэгу Мэлоуну и Джорджу Бруссару, что заглавная тема была утверждена без рассмотрения других кандидатов. Часть треков написана легендарным Бобби Принсом в его фирменном стиле, и оба композитора уравновешивают друг друга: более напряженные, тревожные мелодии Джексона и более расслабляющие, создающие позитивный настрой композиции Принса.

В целом Duke Nukem 3D можно смело называть поворотным моментом в истории жанра. Конечно, технологически он представляет собой ветвь развития, которая практически исчерпала себя если не ко времени его выхода, то вскоре после того, но его вклад в развитие концепций дизайна FPS нельзя недооценить. Duke Nukem 3D - важная веха в развитии жанра, но и в то же время просто отличный FPS, затягивающий своей неповторимой атмосферой и увлекательным игровым процессом.
Автор обзора: MrFlibble
Duke Caribbean: Life's a Beach, Duke it out in D.C., Duke Nukem 3D: Atomic Edition, Duke Nukem 3D: Plutonium PAK, Duke Nukem: Manhattan Project, Duke Xtreme, Duke!ZONE II, Duke: Nuclear Winter
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
После игр sega mega drive я аж со стула упал, когда увидел дюка на 486. Уровень графики - как в кино. Оцифрованные взрывы, огонь, текстуры, интерактивность и внимание ко всяким мелочам типа куст на пальме начинал гореть после взрыва, или после выстрела в мусорку убегали мыши, разрушаемое окружение, стены постоянно рушились, бились бутылки, сползающая кровь на стенах, и еще куча всего. В том же quake нечего этого не было. Щас есть версия дюка доработанная умельцем, там движок сильно лучше: 3d скайбокс, поддержка высоких разрешений, 3д модели, нет искажений текстур при просмотре мышкой вверх, расчлененка и куча гильз на полу. eduke3d brutal кажется называется. Только ренер нужно включать классический. И высокие разрешения действительно дюку идут, в отличии от других игр тех лет, в которые лучше играть при низком.
Дум-киллер по всем показателям!
Игра-хулиган, игра-легенда!
Именно Дюк задал новые стандарты в жанре и подарил мощный и продвинутый "мотор"-основу для таких крепышей, как: Blood, Shadow Warrior, Redneck Rampage.
Да, Quake более технологичен, более революционен, более именит, НО, Дюк более безбашенный, сочный, юмористичный, драйвовый, ироничный, веселый, детальный и т.д. и т.п.
Дюк офигительно хорош! Играется чертовски весело и интересно, куча секреток и пасхалок, годная музыка, дизайн уровней, атмосфера; драйва немерено!
В то время как Quake устанавливал новые стандарты в плане технологий, Duke Nukem 3D устанавливал их в плане качества геймплея. Отличная игра с веселой атмосферой и разнообразными уровнями. Если вы еще не пробовали Duke Nukem 3D, хотите поиграть в классику и провести весело время, то советую поиграть в эту игру.
Возможно, благодаря узнаваемому дизайну уровней, приключения Дюка понравились и перевесили впечатления от Doom.

Декорации здорово передают стиль боевиков 90-х. Так что нравилось тогда за возможность изобразить крутых парней как в кино. Нравится теперь, уже как способ вспомнить те времена.