The Elder Scrolls: Arena

The Elder Scrolls Chapter One: Arena
The Elder Scrolls: Arena
Жанр: RPG
Разработчик: Bethesda Softworks
Издатель: Bethesda Softworks
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.95 из 10
  • 40
  • 23
  • 60
The Elder Scrolls... Почти наверняка Вы хотя бы косвенно знакомы с этой серией - независимо от того, любите Вы её или люто ненавидите. Практически каждый современный геймер, хотя бы немного интересующийся ролевой отраслью индустрии, знаком с TES IV - Oblivion. Но вряд ли кто-то из начинающих "ролевиков", прошедших по пустошам Забвения, хотя бы на минуту задумывался, почему любимая игра имеет цифру 4 в названии и с чего вообще началась эта серия...

В теперь уже далёком 94 году на свет появилась Arena. Игра, задумывавшаяся как Action о гладиаторских боях, в какой-то момент переросла в самую масштабную фэнтезийную рпг того времени. От первоначальной концепции осталось лишь название да пара отсылок к информации из ранних диздоков ("Go Blades!", например) в последующих играх. Но теперь всё это неважно - важно то, что мы получили "на выходе", уже после всех перипетий разработки.

А получили мы более чем просто неоднозначную игру. С одной стороны, мы видели огромный мир, один взгляд на карту которого вызывал уважение к нему, более чем четыре сотни различных городов и деревень, бесчисленных NPC, невероятное многообразие предметов, несколько непривычную, но интересную и проработанную ролевую систему... С другой стороны, при ближайшем рассмотрении почти всё это оказывалось штамповкой. Мир был составлен из кусочков, словно сошедших с конвейера, и после нескольких часов игры приедался до крайности, города оказывались однообразными, а их жители - будто клонированными, а всё разнообразие предметов достигалось вариациями на тему зачарования и материала, из которого предмет был изготовлен. Что же тогда могло быть привлекательно в этой игре?.. Вот тут-то и стоит обратить особое внимание на ролевую систему.

Она великолепна. Да не закидают меня камнями фанаты D&D - это система другого полёта. Конечно, 18 доступных игроку классов, по большому счёту, - также лишь вариации трёх архетипов - воин, вор и маг - с разницей в начальных значениях характеристик и навыков. Но это неважно - какой бы класс вы ни выбрали, персонаж будет именно таким, как вам хочется. А возможно это благодаря системе улучшения навыков, на мой взгляд, наиболее соответствующей действительности, - "что используешь, то и качается". Простейший пример: чтобы поднять навык боя на мечах, вам придётся.... Правильно, драться на мечах. Логично, не правда ли? А ведь кроме навыков есть и характеристики - сила, выносливость, скорость, ловкость, интеллект, сила воли (мудрость), удача, и все они тесно переплетены с навыками. Получив подобную систему в свои руки, Вы фактически постепенно "лепите" своего персонажа из пластилина опыта, придавая ему нужную форму. Маг, машущий двуручной секирой, - ваша мечта? Добро пожаловать.

Классы, навыки, характеристики... Картину дополняет и список рас - вы можете стать зеленокожим аргонианином или высокомерным данмером (тёмным эльфом). А ведь есть ещё бретоны, редгарды, норды, босмеры (лесные эльфы), альтмеры (высшие эльфы) и даже кошкоподобные хаджиты. Почти через десять лет этот список дополнят и орки - но здесь они лишь монстры, и ничего больше.

Кстати, о монстрах. Каждый из видов, представленных в довольно обширном бестиарии игры, имеет свои уникальные особенности. Кто-то иммунен к магии, кого-то можно изрубить лишь серебряным или эбеновым оружием... Зачастую знание слабых и сильных сторон противника позволяет завершить бой, толком не позволив ему начаться. А драться в Арене приходится много - агрессивно настроенные существа будут встречаться как в огромных подземельях, разбросанных по всему миру, так и на поверхности земли и даже в воде. Здесь нельзя не упомянуть ещё один недостаток игры - все подземелья в игре, кроме сюжетных, генерируются случайным образом. Казалось бы, это может устранить какую-то долю единообразия всего происходящего, но... Эффект достигается абсолютно противоположный.

И раз уж речь зашла о сюжетных подземельях, пора перейти к тому, что делает их таковыми. Сюжет, окинутый поверхностным взглядом, может показаться незатейливым и простым, однако...
В 389 году третьей эры Ягар Тарн, советник императора Уриэля Септима VII, боевой маг и дальний потомок первой правящей династии кимеров, предаёт своего владыку и отправляет того в другое измерение (вместе с предводителем имперской стражи, Талином), используя силу великого артефакта - Посоха Хаоса. Единственная свидетельница предательства - Рия Силман, ученица Тарна - была убита на месте. Предусмотрительный Тарн к тому же лишил посох его силы и разбил артефакт на восемь частей, спрятав их по всему Тамриэлю. Приняв с помощью магии облик императора, он правит Тамриэлем в течение десяти лет, постепенно сводя на нет все достижения истинного правителя. Беспорядки, мелкие восстания и даже гражданские войны вспыхивают по всей Империи. Мало кто обращает внимание на перемены в поведении и политике императора, ведь куда более насущные проблемы занимают умы жителей Тамриэля. Казалось бы, ничто не могло спасти Империю от анархии... Если бы не магия - Рия перед смертью успела сотворить заклинание, позволившее ей вернуться в мир живых в виде бестелесного духа. Она является во сне к сыну Талина, брошенному в темницу глубоко под Имперским Городом, и рассказывает ему о сути всего происходящего... Открыв дверь камеры и выпустив узника на свободу, Рия дарит Империи шанс... А вам - возможность этот шанс реализовать в полной мере. Собрать Посох Хаоса и вернуть трон законному владельцу не так-то просто - множество испытаний ждёт вас на пути к победе, и их сюжетная подоплёка наверняка не оставит вас равнодушным. Что-что, а литературная составляющая серии была на высоте с самого начала: диалоги, записки, книги, сюжетные вставки - всё это просто приятно и интересно читать, а я, например, многое готов за такое отдать.

Итак, каков же итог? Я не описал очень многих возможностей игры, делающих её гораздо более интересной (поразительное количество фракций, в которые можно вступить, алхимия и так далее... вплоть до возможности поплавать в некоторых подземельях на лодке...), - и сделал это осознанно. Те, кто уже решил попытать счастья в Арене, сами всё увидят и исследуют. Что касается сомневающихся... Если вас не отпугнёт страшноватая по нынешним меркам графика и некоторое однообразие игрового процесса, всё же стоит скачать и попробовать. Как минимум - для ознакомления с "корнями" современных free-play рпг.
Автор обзора: Evil Snake
The Elder Scrolls: Arena (Deluxe Edition), The Elder Scrolls: Daggerfall
WinArena
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Uka
Или, например, почти в самом конце почему-то вырезан важный ролик с Рией, которая давала подсказку насчёт финального боя... Печально.
Про этот глюк на вики написано так: "In the latest version of the game there is a bug that causes Ria's message to not appear however Jagar Tharn's taunt message will allow the quest to start."

Но кого ни спрошу, у всех, видимо, эта "лэйтест вёшн".

Это что, а у меня в одном из прохождений после выхода из Дагот Ура даже Тарн в видениях не явился! Испугался, видать:shok:
Очень впечатлило и порадовало! Несмотря на все недоработки и недостатки, которых тут хватает.

Баги остались даже в последних патчах 1.06/1.07 - от зависаний при приветствии кого-то из многочисленных уличных встречных до исчезновения надписей на карте и графических артефактов в меню персонажа. Или, например, почти в самом конце почему-то вырезан важный ролик с Рией, которая давала подсказку насчёт финального боя... Печально.

Интерфейс не совсем удобный. Махать мышкой с зажатой правой кнопкой быстро привыкаешь, но вот к тому, что для банального доступа к инвентарю нужно щёлкать дважды, привыкнуть сложно. На панели практически постоянно пропадает и пустует правая нижняя часть: тут только выводятся активные предметы при попытке что-то использовать, - а ведь в скриншотах на обложке тут выводились сообщения! И мини-карта здесь бы не помешала, и тот же постоянный перечень инвентаря... Кроме того, мне как воину-рыцарю ни разу не приходилось использовать целые две кнопки на панели интерфейса, а ведь они тоже места сколько занимают.

"Случайные" городские квесты совершенно бесполезны (если не считать "артефактных"): попроважал я раз пять персонажей туда-сюда за 60 золотых - и плюнул, ушёл проходить сюжетную линию. В этой последней всего-то 18 подземелий, зато - и разнообразных, и тщательно продуманных! Одно удовольствие. К сожалению, загадки все сводятся к буквальным словесным загадкам в духе эдипова сфинкса. Изредка дают пособирать ключики - ну и на том спасибо. А ведь сколько тут всего можно было бы провернуть - с поиском, например, улик в тех или иных городах империи!.. Собирать вещички экипировки мне тоже не очень-то удалось: ничего эбонитового так и не попалось, и до самого конца я ходил с тем же мифриловым мечом и почти в тех же доспехах, которыми обзавёлся в самом первом подземелье! Странно. Ну хоть разные магические амулеты-пояса попадаются часто и в большом ассортименте.

Об огромном мире уже всё хорошо и подробно сказано выше, - однако, несмотря на всю его "штамповочность", он всё равно поражает! Так приятно, приехав в новую провинцию, в незнакомый город, просто гулять по улицам - любоваться архитектурой, редкими зелёными насаждениями, вглядываться в лица многочисленных встречных... Ну, хотя бы какое-то время. И уж точно не ночью! Почему, почему в городах нет указателей?! Ну или хотя бы стражников: приезжаешь в незнакомый столичный город - а тут в 8 часов вечера никого нет на улицах! И бегаешь туда-сюда с разинутым ртом, ищешь гостиницу... А если ранен, и бандиты встретятся? Нет чтобы возле городских ворот приюты устраивать!

В общем, тут очень, очень много к чему и очень долго можно придраться - и всё равно, ставлю высший балл. Ибо шедевр.

Evil Snake
Вы хотя бы косвенно знакомы с этой серией - независимо от того, любите Вы её или люто ненавидите
Непонятно. Её можно любить, можно не любить. Но за что можно именно что "люто ненавидеть" одну из самых лучших и популярных серий ролевых игр???

Evil Snake
А возможно это благодаря системе улучшения навыков, на мой взгляд, наиболее соответствующей действительности, - "что используешь, то и качается". Простейший пример: чтобы поднять навык боя на мечах, вам придётся.... Правильно, драться на мечах. Логично, не правда ли?
Нет, не логично! Как уже отмечали в комментариях ещё в 2012 году, это неверная информация!
В этой игре действует обычная система опыта, начисляемого за убийство монстров и за выполнение заданий, после чего мы распределяем в среднем 3-6 очков пополнения характеристик на уровень.
Странно, что этот момент так и не был исправлен, - в остальном же описание вполне адекватное и даже отличное.

Evil Snake
Маг, машущий двуручной секирой, - ваша мечта? Добро пожаловать.
Не очень понятно, что имеется в виду. Да, есть подклассы магов, которым доступно любое оружие. Но ведь всё равно - все свои характеристики не прокачаешь, так что будешь либо средним воином, либо никудышным чародеем? Ну разве что "Огму Инфинитум" отыщешь...

Evil Snake
Она является во сне к сыну Талина, брошенному в темницу глубоко под Имперским Городом, и рассказывает ему о сути всего происходящего...
На самом деле это героя зовут "Талином", а тот, другой Талин - ему не родной отец, а опекун. Хотя тут авторы немного темнят - в дальнейшем они уже никогда больше не станут пытаться называть героя по имени.

Evil Snake
Я не описал очень многих возможностей игры, делающих её гораздо более интересной (поразительное количество фракций, в которые можно вступить, алхимия и так далее... вплоть до возможности поплавать в некоторых подземельях на лодке...)
Лодка - это да! Но какие фракции, какая алхимия?! Ничего такого тут нет, - это автор описания опять спутал "Арену" с какой-то другой игрой...
Самые первая игра легендарной серии Elder Scrolls, которая знаменита своим наибогатейшим и интересным лором.
Снял звезду только за баги и устаревшие механики, из-за которых играть неподготовленному человеку очень тяжело. В остальном для 1994 года реально шикарная игра, которая в некоторых аспектах лучше не менее легендарной Ultima Underworld: например игра идёт не в окне а практически на полный экран.
Вообщем в ближайшее время я скачаю игру, патч, карту, мануал и русификатор и попытаюсь поиграть в эту игру. Желаю себе удачи)
Первая игра моей жизни.Помню те времена....Тормозила знатно
Классная игра. Прошёл всю с русификатором, т.к.английским не владею.
Правда долго возился с настройками досбокса, пока не нашёл нужное количество циклов, чтобы игра не тормозила. Насчёт графики, мне она показалась вполне хорошей для 94 года, в Даггерфоле чуть лучше. В общем игра подходит тем кто любит расслабиться, бегая по подземельям, собирая лут с монстров, попутно следя за интересным сюжетом.