The Elder Scrolls: Arena

The Elder Scrolls Chapter One: Arena
The Elder Scrolls: Arena (CD-ROM version)
The Elder Scrolls: Arena
Жанр: RPG
Разработчик: Bethesda Softworks
Издатель: Bethesda Softworks
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.05 из 10
  • 45
  • 26
  • 70
The Elder Scrolls... Почти наверняка Вы хотя бы косвенно знакомы с этой серией - независимо от того, любите Вы её или люто ненавидите. Практически каждый современный геймер, хотя бы немного интересующийся ролевой отраслью индустрии, знаком с TES IV - Oblivion. Но вряд ли кто-то из начинающих "ролевиков", прошедших по пустошам Забвения, хотя бы на минуту задумывался, почему любимая игра имеет цифру 4 в названии и с чего вообще началась эта серия...

В теперь уже далёком 94 году на свет появилась Arena. Игра, задумывавшаяся как Action о гладиаторских боях, в какой-то момент переросла в самую масштабную фэнтезийную RPG того времени. От первоначальной концепции осталось лишь название да пара отсылок к информации из ранних диздоков ("Go Blades!", например) в последующих играх. Но теперь всё это неважно - важно то, что мы получили "на выходе", уже после всех перипетий разработки.

А получили мы более чем просто неоднозначную игру. С одной стороны, мы видели огромный мир, один взгляд на карту которого вызывал уважение к нему, более чем четыре сотни различных городов и деревень, бесчисленных NPC, невероятное многообразие предметов, несколько непривычную, но интересную и проработанную ролевую систему... С другой стороны, при ближайшем рассмотрении почти всё это оказывалось штамповкой. Мир был составлен из кусочков, словно сошедших с конвейера, и после нескольких часов игры приедался до крайности, города оказывались однообразными, а их жители - будто клонированными, а всё разнообразие предметов достигалось вариациями на тему зачарования и материала, из которого предмет был изготовлен. Что же тогда могло быть привлекательно в этой игре?.. Вот тут-то и стоит обратить особое внимание на ролевую систему.

Она великолепна. Да не закидают меня камнями фанаты D&D - это система другого полёта. Конечно, 18 доступных игроку классов, по большому счёту, - также лишь вариации трёх архетипов - воин, вор и маг - с разницей в начальных значениях характеристик и навыков. Но это неважно - какой бы класс вы ни выбрали, персонаж будет именно таким, как вам хочется. А возможно это благодаря системе улучшения навыков, на мой взгляд, наиболее соответствующей действительности, - "что используешь, то и качается". Простейший пример: чтобы поднять навык боя на мечах, вам придётся.... Правильно, драться на мечах. Логично, не правда ли? А ведь кроме навыков есть и характеристики - сила, выносливость, скорость, ловкость, интеллект, сила воли (мудрость), удача, и все они тесно переплетены с навыками. Получив подобную систему в свои руки, Вы фактически постепенно "лепите" своего персонажа из пластилина опыта, придавая ему нужную форму. Маг, машущий двуручной секирой, - ваша мечта? Добро пожаловать.

Классы, навыки, характеристики... Картину дополняет и список рас - вы можете стать зеленокожим аргонианином или высокомерным данмером (тёмным эльфом). А ведь есть ещё бретоны, редгарды, норды, босмеры (лесные эльфы), альтмеры (высшие эльфы) и даже кошкоподобные хаджиты. Почти через десять лет этот список дополнят и орки - но здесь они лишь монстры, и ничего больше.

Кстати, о монстрах. Каждый из видов, представленных в довольно обширном бестиарии игры, имеет свои уникальные особенности. Кто-то иммунен к магии, кого-то можно изрубить лишь серебряным или эбеновым оружием... Зачастую знание слабых и сильных сторон противника позволяет завершить бой, толком не позволив ему начаться. А драться в Арене приходится много - агрессивно настроенные существа будут встречаться как в огромных подземельях, разбросанных по всему миру, так и на поверхности земли и даже в воде. Здесь нельзя не упомянуть ещё один недостаток игры - все подземелья в игре, кроме сюжетных, генерируются случайным образом. Казалось бы, это может устранить какую-то долю единообразия всего происходящего, но... Эффект достигается абсолютно противоположный.

И раз уж речь зашла о сюжетных подземельях, пора перейти к тому, что делает их таковыми. Сюжет, окинутый поверхностным взглядом, может показаться незатейливым и простым, однако...
В 389 году третьей эры Ягар Тарн, советник императора Уриэля Септима VII, боевой маг и дальний потомок первой правящей династии кимеров, предаёт своего владыку и отправляет того в другое измерение (вместе с предводителем имперской стражи, Талином), используя силу великого артефакта - Посоха Хаоса. Единственная свидетельница предательства - Рия Силман, ученица Тарна - была убита на месте. Предусмотрительный Тарн к тому же лишил посох его силы и разбил артефакт на восемь частей, спрятав их по всему Тамриэлю. Приняв с помощью магии облик императора, он правит Тамриэлем в течение десяти лет, постепенно сводя на нет все достижения истинного правителя. Беспорядки, мелкие восстания и даже гражданские войны вспыхивают по всей Империи. Мало кто обращает внимание на перемены в поведении и политике императора, ведь куда более насущные проблемы занимают умы жителей Тамриэля. Казалось бы, ничто не могло спасти Империю от анархии... Если бы не магия - Рия перед смертью успела сотворить заклинание, позволившее ей вернуться в мир живых в виде бестелесного духа. Она является во сне к сыну Талина, брошенному в темницу глубоко под Имперским Городом, и рассказывает ему о сути всего происходящего... Открыв дверь камеры и выпустив узника на свободу, Рия дарит Империи шанс... А вам - возможность этот шанс реализовать в полной мере. Собрать Посох Хаоса и вернуть трон законному владельцу не так-то просто - множество испытаний ждёт вас на пути к победе, и их сюжетная подоплёка наверняка не оставит вас равнодушным. Что-что, а литературная составляющая серии была на высоте с самого начала: диалоги, записки, книги, сюжетные вставки - всё это просто приятно и интересно читать, а я, например, многое готов за такое отдать.

Итак, каков же итог? Я не описал очень многих возможностей игры, делающих её гораздо более интересной (поразительное количество фракций, в которые можно вступить, алхимия и так далее... вплоть до возможности поплавать в некоторых подземельях на лодке...), - и сделал это осознанно. Те, кто уже решил попытать счастья в Арене, сами всё увидят и исследуют. Что касается сомневающихся... Если вас не отпугнёт страшноватая по нынешним меркам графика и некоторое однообразие игрового процесса, всё же стоит скачать и попробовать. Как минимум - для ознакомления с "корнями" современных free-play RPG.
Автор обзора: Evil Snake
The Elder Scrolls III: Morrowind, The Elder Scrolls: Daggerfall
WinArena
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Vasil_isk, не нужно пытаться оставлять к игре гневные комментарии (что здесь, что через форму опечаток) в приказном тоне. Мы не можем (не имеем права) исправлять фактическое содержание описаний (может исправлять только опечатки, солецизмы, иногда - заметные повторы). Если вас не устраивает текущее описание к игре, вы всегда можете сделать собственное, где этих ошибок не будет, и прислать его мне в ЛС. Если оно окажется лучше нынешнего, то будет с благодарностью размещено на замену.
Егда же узрел я графику сугубую (сиречь "трёхмерную", ибо слово сугубо означает троекратно), дивился я на красоту свитков сих, в монастыре сём обретаемых. Рукопись сия древнейшая еси и восходит к оригиналу, посему благоговейного трепета достойна и богодохновенного страха. Тако и есть: хоррор-РПГ со скелетами и душами грешников неупокоенными, бесами и сатаною мучимыми, вельми страшная! Сколько красна, столь и страшна! В подземелиях гнусь и демоны обретаются, а на земле — благодать! Земли здесь широки, города велики и обширны, храмов католических много весьма, трактиры страннолюбивы и кузнецы повсюду живут. Императора покушалися убити злые слуги диавола проклятые, пришлось крестным знамением и Скипетром Бездны изгонять из палат царских холуев бесовских! Яко блаженно и умиротворенно было ходити в тишине градов и весей, на фонтаны и избы украшенные любуяся! А отдыхнувши, полезать обратно в сатанинские логовища приходилося, псалмами Давидовыми отгонять духов злобы поднебесной, ибо верою и горы двигаются, а в свитках сих стены и полы верою двигать дозволяется! Недаром древнейшее оно же святейшее и мощнейшее! Велика игра сия, люто музыкою героическою в стиле фильма про Варвара-Конана вдохновляет побеждать в приключениях тяжких яростных врагов Бога нашаго!
Ох, эта игра... Это вторая (первой была TES II Daggerfall), которую я прошёл при помощи эмулятора DOSBох. К тому времени уже существовал русский перевод флоппи-версии игры, так что даже лингвистический барьер перестал существовать.
В целом, если вас весьма интересует, с чего началась серия игр The Elder Scrolls, то доберётесь и до этой игры. Я считаю, что больше одного раза её проходить смысла нет, потому что не так уж и много она может предложить. Но это прохождение я всё ещё хорошо помню.
В обширных (генерируемых по мере продвижения персонажа) местнстях за пределами городов можно легко найти приключений, обшаривая гробницы и подземелья. Можно отдохнуть в случайно попавшейся таверне, где можно уталить жажду вином и выспаться в безопасности. Через водоёмы можно переправиться на лодках которые можно найти у берега (позже похожая лодка была в Battlespire). Нет до гробницы на островке можно левитировать или доплыть своими силами но почему бы не воспользоваться лодкой, если разработчики это предусмотрели?
В игре есть смена погоды и времён года. Более всего мне запомнились грозы в Чернотопье. Но большая часть приключений вашего персонажа ожидает в подземельях, где вы и проведёте большую часть времени.
Можно найти сходства с TES II Daggerfall (что и не удивительно): при создании персонажа можно воспользоваться своеобразной анкетой, для нанесения удара нужно водить мышкой с зажатой кнопкой в нужном направлении; орки и имперцы игровыми расами пока не являются. В Arena орки вообще всего лишь одни из многих врагов (наряду с лизардменами или бандитами), с которыми можно столкнуться на городских улицах ночью. Это уже во второй игре серии орки обзавелись более сложной историей, чем просто очередные враги, спаунящиеся за спиной во время попытки поспать.
В целом, рекомендую игру пройти, хотя бы один раз.
Uka
Или, например, почти в самом конце почему-то вырезан важный ролик с Рией, которая давала подсказку насчёт финального боя... Печально.
Про этот глюк на вики написано так: "In the latest version of the game there is a bug that causes Ria's message to not appear however Jagar Tharn's taunt message will allow the quest to start."

Но кого ни спрошу, у всех, видимо, эта "лэйтест вёшн".

Это что, а у меня в одном из прохождений после выхода из Дагот Ура даже Тарн в видениях не явился! Испугался, видать:shok:
В чём заключаются особенности патча 1.07, не очень понятно: в его описании нет ничего такого, чего не было бы упомянуто в Readme к предыдущим заплаткам. При этом, увы, встречаются баги, характерные и только для 1.07, и только для 1.06...

В общем, играть в CD-версию - скорее дело вкуса. Всё, что тут добавлено, - это озвучка двух персонажей (Рии и Тарна), общающихся с нами в различных анимационных вставках по мере прохождения игроком сюжетной линии. Озвучено вполне неплохо, но и обойтись без этого вполне можно. Также полностью перерисован финальный ролик - но, честно говоря, дискетный его вариант мне даже больше нравится.