Разработчик: Paradox Entertainment
Жанр: Глобальная стратегия
Дата выхода: 23 января 2007

Долго же "Парадоксы" решались на создание третьей части своего детища, выведшего их создателей в "мир больших игр". Вторая полноценная Europa Universalis осчастливила стратегов своим появлением в конце 2001 года, после чего разработчики сместили приоритеты, выпуская самостоятельные проекты вроде Hearts of Iron и Crusader Kings, а также относительно самостоятельные наподобие Crown of the North. И вот в 2006 году шведы анонсировали продолжение немного подзабытой Europa Universalis, увидевшее свет аккурат в начале 2007 года. В общем-то, основные изменения разработчики не скрывали, - и, каковой предстанет третья "Европа", с высокой степенью точности можно было угадать ещё до её релиза. Собственно, неожиданностей и не случилось, а получили мы ровно то, что разработчики обещали, - и далее по тексту я расскажу об этом поподробнее.


Глобально Europa Universalis 3 выглядит следующим образом.

Первое и, пожалуй, основное нововведение Europa Universalis 3 - это абсолютно новый трёхмерный графический движок. Чего уж говорить: графика первых двух "Европ" хотя и казалась "тёплой и ламповой", однако даже на момент их релиза выглядела далеко не самой передовой, - а потому, безусловно, изменения в сем направлении назрели сами собой. Вот только деятели из Paradox Entertainment как раз в этом элементе наваяли нечто совершенно невнятное, выкатив на суд общественности весьма неказистого с виду отпрыска. Беда начинается с экрана загрузки, который для не самого высокого уровня графических красот весьма затянут и заставит нетерпеливых игроков ещё до окончания оной откатиться до второй "Европы". Ну а самые усидчивые, в особенности любители предыдущих игр серии, дождавшись-таки вожделенного окна управления нашей державой, вряд ли обрадуются увиденному.


Ну что может быть проще и приятней завоевания небольших городов-государств?

Лично меня при первом запуске игры очень расстроил внешний вид карты, ставшей какой-то ядовито-зелёной. Вспоминая простенькую, но куда как более привычную и приятную картинку предыдущих игр, хочется очень сильно поругать разработчиков. Почему-то начинаешь теряться в ориентировании между странами, не можешь с ходу найти столицу, что ранее было делом секундным. Впрочем, со временем чувство дискомфорта улетучивается и ощущение беспомощности проходит, - но происходит это крайне медленно. Уж не знаю, как осваивались новички серии, - но лично мои впечатления оказались именно такие. И, хотя разработчики добавили несколько больше разновидностей отображения карты (можно просмотреть обычную, политическую, религиозную и торговую карты, а также выяснить, куда дотянулись щупальца Священной Римской империи), изначально преодолеть чувство дискомфорта они помогают несильно.


Колонизация нейтральных земель - одна из важнейших геймплейных механик.

Впрочем, не карта единая отталкивает своим внешним видом. Столь же плохо получились и модели наших армий на глобальной карте. Выглядят они наподобие казаков из одноимённой игры 2000 года (придираюсь, конечно, - но сходство есть). И в целом игровые модели смотрятся квадратно и топорно, явно не дотягивая до графического уровня игр 2007 года. Много говорилось слов о ненужности привнесения третьего измерения в схематичный мир "Европы", но лично моё мнение - трёхмерность игре всё-таки была нужна. Однако в том виде, в котором мы её получили в этот раз, право, лучше бы уж сделали современное в визуальном плане "2Д". Да, камеру теперь можно приблизить хоть в упор к нашему бравому солдатику, который символизирует собой 50-тысячное войско. Только, как уже упоминалось, игра стала куда требовательнее с целью отображения тех самых "квадратных воинов", разглядывать которых "в упор" более одного раза вряд ли захочется - ввиду, во-первых, бесполезности сего действия, а во-вторых - их невысокой с точки зрения графики привлекательности.

[​IMG]
"Крутость" государственных советников можно оценить по количеству "звёзд".

Что-то слишком много внимания я уделил визуальной составляющей, - однако хочется донести собственное отношение как к выбранной стилистике, так и к качеству картинки. Если же рассматривать геймплейные изменения, то в целом можно констатировать, что разработчики проделали неплохую работу над ошибками по сравнению со второй "Европой". Нововведений в этот раз предостаточно, причём некоторые из них косметические, другие, напротив, достаточно глобальны, - но в общем и целом их вполне хватает, чтобы называть третью "Европу" самостоятельной игрой, а не каким-нибудь аддоном. Важной, на мой взгляд, новацией стала возможность самостоятельного выбора даты начала игры в период с 30 мая 1453 года по 14 июля 1789 года. Выбор можно осуществить вплоть до конкретного дня, за любую из представленных в игре стран, существовавших на указанную дату. Таким образом, заготовленные изначально "сценарии" канули в лету за ненадобностью, однако разработчики оставили нам своеобразный набор "контрольных дат" вроде Войны за независимость США или Восьмидесятилетней войны, с предложением наиболее интересных для отыгрыша стран.


Политическая карта мира. Ну разве не прелесть?

Как и обещалось в превью, исторической достоверности в третьей "Европе" стало значительно меньше и игрокам полностью "развязали руки". Вся привязка к истории заключается только в стартовых границах государств на выбранную дату, их военном статусе, а также в какой-то степени взаимоотношений между государствами и их экономике. Всё остальное произойдёт или же, напротив, не случится по воле игроков. Хорошо это или плохо - вопрос, пожалуй, философский. С одной стороны, мы теперь воистину можем собственными руками "творить историю", развивая нашу державу в желаемом направлении, не дожидаясь условного появления Речи Посполитой, России или Испании. Теперь этих держав в принципе может не возникнуть, и именно мы сыграем в этом решающую роль. С другой стороны, ввиду практически полного отсутствия исторических событий (ну ладно, их минимального наличия) игра за различные государства стала в той или иной степени схожа. Но, опять-таки - если мы решим сыграть за одну определённую страну несколько раз, то, напротив, будет интереснее, нежели в предыдущих играх серии, поскольку окружающий мир развивается в самых неожиданных направлениях.


Окно национальных идей - одного из наиболее интересных новшеств.

Ещё одним негативным моментом от такой глобальной свободы стало фактически полное отсутствие конкретных задач. Если раньше основной целью становился набор максимального количества очков, то теперь такой параметр вовсе отсутствует. Появился, правда, так называемый "Престиж", рост которого обусловлен схожими с "очками" из первых двух игр серии причинами вроде побед в битвах и войнах, удачных дипломатических ходов и другого в том же духе. Вот только это уже параметр, прямо влияющий на игру, и высокое его значение даёт неплохие преференции успешной державе. Насколько правильно определять победителей исходя из "Престижа", игроку придётся определить самостоятельно, поскольку "Европа 3" нас ни к чему не побуждает и не принуждает, а потому мы сами себе ставим цели и задачи и сами же их достигаем - и аналогичным образом сами вольны определять победителей. Суть здесь в самом процессе.


Быть императором Священной Римской империи всегда приятно, поскольку все её страны вносят лепту в величии своего императора.

Безусловно, я далёк от мысли, что люди сядут играть в "Европу" для того, чтобы выбранная ими держава на протяжении 350 игровых лет осталась маленькой (или большой) счастливой страной в тех же границах. Нет, отсидеться не выйдет! Так уж устроен игровой мир, что, сколь бы бесконечно долго вы ни радели за мирное сосуществование с соседями, рано или поздно какое-нибудь воинствующее государство с имперскими амбициями объявит войну, и тут уж придётся давать отпор. При этом хороший отпор должен принести дивиденды - как минимум победу в войне и получение контрибуций. А ещё лучше - провинции противника! Вот только для победы нам понадобится армия, желательно большая и технологически развитая, а для её поддержания, соответственно, нужны ресурсы. Их-то, родные, нам и дадут провинции... Такой вот замкнутый круг получается, как нельзя лучше констатирующий старую мудрость: хочешь мира - готовься к войне.


В определённый момент даже самое крохотное государство вполне себе может дорасти до статуса какой-никакой империи.

Войны, как правило, ведутся между различными союзами, которые, к слову, изрядно переработали. Теперь лидер союза проявляется только в войне, и им является самая сильная держава - вне зависимости от того, кто союз создал. Кроме того, можно быть участником нескольких союзов и даже стать очевидцем такого явления, как одна наша держава-союзник объявит войну другому нашему союзнику - и оба попросят помощи в войне. Как в таком случае поступить - решать игроку, но стать "двойным агентом" не выйдет, хотя можно в принципе отказаться от участия в такой войне. Ряд новаций нагрянул в формирование армий и полков, принципы несения боевых потерь, а также многое другое. Простой пересказ всех нововведений займёт немалое количество времени (к примеру, мануал поместился на 140-150 листах), а потому ограничусь лишь наиболее, на мой взгляд, любопытными. Появилась возможность самоличного (!) создания генералов и исследователей, найма советников, использования шпионов и выбора национальных идей. От новых возможностей буквально голова идёт кругом, и это я ещё не упомянул возможность стать императором Священной Римской империи или главой папской курии.


Микроменджмент в торговле порою сильно раздражает.

Что касается национальных идей, то их называют едва ли не основным новшеством третьей "Европы". На мой взгляд, это слишком громкое заявление, - но суть такова, что теперь мы можем вкладывать добытые кровью и потом финансы в развитие совершенно нового показателя - управления. Повышение уровня сего хитрого параметра порой позволяет изменить общественный строй государства, а иногда (самое вкусное) даёт возможность выбрать новую национальную идею. Последние дают весьма приятные бонусы и, что самое главное, ничего не требуют за это взамен. Успешная держава может собрать пул из десятка национальных идей, - но, чтобы до этого дойти, в особенности раньше других, придётся хорошенько постараться.


Что может быть приятнее, нежели "халявные" провинции.

Абсолютное большинство новых возможностей вполне гармонично вписалось в игровой процесс, неплохо его разнообразив. Но есть небольшие капли дёгтя, и следует сказать несколько слов о них. К примеру, появилось достаточно большое количество новых построек, которые можно возводить в городах. Кажется, что это благо, - но когда количество провинций превышает штук 30, строить в каждой из них по сооружению раз в год-два становится делом утомительным, и тотальный микроменеджмент придётся по душе далеко не всем. Обновившийся интерфейс вместе с появившимся планировщиком задач вовсю стараются помочь, но выходит далеко не всегда. Такая же проблема с торговлей, особенно когда она достаточно развита и купцы текут рекой: становится весьма рутинно рассовывать их по торговым центрам. Стоимость миссионеров и шпионов вызывает определённые вопросы, и зачастую их использование попросту нецелесообразно... Но всё это лирика: по большей части все нововведения весьма удачны.

Хочется ещё отметить музыкальную составляющую. Пафосные героические и бойкие военные мелодии звучат вполне приятно для ушей и какого-то раздражения или желания их отключить не вызывают. Хотя отдельно от игры я бы такое слушать не стал, - но в процессе кажется, что музыка подобрана без малого идеально. Над локализацией традиционно работали кудесники из "1С" и "Snowball.ru", и так же традиционно перевод остался на высоком уровне.


Исторических событий стало меньше, зато в случайных недостатка не имеется.

Про Europa Universalis 3 можно говорить очень много, поскольку игра действительно огромная, а её масштабы если и не поражают, то как минимум вызывают уважение. Не самый удачный графический моторчик соседствует здесь с интересным и многогранным геймплеем, в котором мы сами себе ставим цели и их же достигаем. Минимизирование исторической достоверности, с одной стороны, является моментом положительным, а с другой - с точностью до наоборот. Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, игра достойна как минимум ознакомления, а возможно - и постоянного проживания на жёстком диске любого стратега.

Оценка игры: 8.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 27.06.2021

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей