Адепты приставок искренне раздражаются, когда слышат в свой адрес упреки в том, что именно тлетворное влияние игровых консолей сказывается на всеобщей деградации игровых жанров. В платформерах компьютер сам «тянет» руку к следующему уступу, в шутерах здоровье восстанавливается без каких-либо аптечек, а стратегиям в реальном времени в срочном порядке урезают функционал и оставляют три основных клавиши: выбрать одного, выбрать всех, атаковать. Сид Мейер очень боялся, что его главное творение окажется слишком сложным для приставочников и требующим много времени на прохождение. Из этого страха и появилась

Sid Meier’s Civilization Revolution

Медленнее, ниже, слабее

[​IMG]
Самые активные советники за всю историю серии.

Revolution – не первая попытка вывести на консольный рынок «Цивилизацию», но первый случай, когда очередная игра серии оказалась приставочным эксклюзивом. Миновав нинтендовскую Wii, которая когда-то носила имя Revolution, и портативную PSP, Firaxis набросали на коленке краткое содержание предыдущих частей сериала и издали под соответствующим названием на Xbox360, PS3 и почему-то NDS. Сказать, что игра упрощена и сокращена по максимуму, значило бы не сказать ничего. В этом плане весьма показательна система достижений в версии Xbox360: «ачива» «победа на среднем уровне сложности с одним-единственным городом» говорит о многом, не так ли?

Канули в Лету религиозные войны, дипломатические уловки и ветвистое дерево технологий: местный пенек изучается за час-полтора (примерно столько же длится и одна «партия»), одаривая первооткрывателей бонусами к культуре, производству или халявными линкорами. Заботиться о производстве рабочих не приходится: город сам снабжает окрестности дармовыми стройотрядами, а дороги между поселениями прокладываются моментально – покупаются в соответствующем меню на экране города. Отсутствие какого-либо ресурса не мешает народному хозяйству: сталь, видимо, можно выплавлять из дерева, а баллистические ракеты заряжать песком. Чтобы игрок, ожидающий постройки очередного чуда в своем (предположим) *единственном* городе, не устал жать на «конец хода», игра сама *пропускает* «лишние» ходы. Всё для фронта, всё для победы.

При этом условий победы – как ни странно – целых четыре. На мой взгляд – огромное достижение для игры, в которой под нож пустили всё-всё-всё, кроме названия. «Обратив» города соседних цивилизаций и произведя знаменитостей общим количеством в двадцать штук, можно начинать «строить» ООН – пусть вас все ненавидят (а ИИ сразу сообщит о том, что фиг ты у него победишь, и объявит войну), потому что никакие выборы для победы не нужны. Как ни странно, это победа *культурная*. Экономическая победа заключается в накоплении 20000 золотом и строительстве мирового банка. Технологическая – в отправке колонистов на Альфу Центавру (на сей раз нам наглядно демонстрируют процесс сбора звездолета на орбите Земли), а военная – в захвате всех дворцов соседних держав. Так как одновременно на карте находится не более четырех противников, последний вариант действительно интригует, особенно если учесть особенности местной геополитики.

«Если враг не сдается – его уничтожают»
М. Горький

[​IMG]
Большой (по местным меркам) материк.

Знаменитое высказывание, ошибочно приписываемое товарищу Сталину, на самом деле принадлежит человеку вроде бы мирной профессии. Горький – он из того мира, мира Civilization Revolution. Готовьтесь к тому, что с самого начала к вам начнут приставать все: тощий пацифист Ганди, пышногрудая Клеопатра, невнятно бормочущая что-то Екатерина и похожая на упырицу английская королева – все они будут предлагать отдать им технологию (или, в крайнем случае, деньги) в обмен на несколько ходов мира или какое-нибудь абсолютно ненужное изобретение. Не поддавайтесь на жалкие провокации – пара-тройка поражений на ранних этапах игры приведут в чувство обнаглевших вождей; во времена огнестрельного оружия и авиации так легко от навязчивых соседей избавиться не удастся - придется захватывать их города.

Учитывая размеры местных «материков», уничтожить целую империю одним ударом – задача не самая сложная. Однако вроде бы теряющие свою эффективность в век пороха городские стены, тем не менее, помогают «современной пехоте» долгие годы отбивать нападения голодранцев с копьями, французских стрелков и немецких танков. Что приятно порадовало - так это полная предопределенность исхода почти любого боя: победа заведомо более слабого противника весьма маловероятна, да и копейщики на моей памяти ни разу не сбивали истребитель. Хотя уже лучники вполне могут попробовать провернуть сей фокус.

Одно из немногих «нововведений» по сравнению с Civilization IV – возвращение в строй генералов и армий. Генералы – особые великие личности, которые рождаются только на поле боя, и толку от них, может быть, не очень много. Армии доступны для создания с самого начала, и лучше пользоваться этой возможностью: прокачанные танковые кулаки незаменимы при вторжении на вражескую территорию, а эскадры крейсеров способны справиться с налетевшими из «тумана войны» вражескими бомбардировщиками. Простенькая система прокачки осталась на месте: победил трех юнитов – получай первый бонус, еще трех – второй, и так далее. Правда, авиация и флот улучшению почему-то не подлежат... Наличие огромной армии как будто бы и не сказывается на экономике, а состояние перманентной войны вроде бы не особо и волнует население в столице и провинциях.

Насаждая демократию

[​IMG]
Варвары сидят в деревнях и всячески пытаются не мешать нам играть.

Потому что истинный завоеватель проповедует идеалы демократии – возмущенный народ не даст ему объявить войну соседу, а парламент наложит вето на президентское предложение по запуску ядерной бомбы в направлении столицы разбушевавшихся американцев. И что с того?! Огромные бонусы к доходам государства и научным исследованиям с лихвой окупают эти сомнительные недостатки: к врагам даже провокаторов подсылать не надо – они сами дадут повод для отправки на их остров демократизаторов с авиацией и ракетными установками.

На легких уровнях сложности играть совершенно неинтересно: к какой бы победе вы ни стремились, вражеские копейщики и лучники наверняка уткнутся в броню ваших танков, если не чего-нибудь покрепче. Ближе к высшим уровням сложности ИИ будто бы распределяет обязанности: три государства постоянно дергают игрока, четвертое тихо и мирно (иногда даже не выходя на связь с игроком!) продвигается к Альфе Центавре или мировому банку! Но даже этих злодеев можно обыграть: экспедиционный корпус, захвативший столицу преуспевающего государства, отправит из «центра» приказ о самоликвидации звездолета, взорвет здание банка и разгонит ООН. И жить станет как будто легче.

«Жетзивнекьем адьо!»
вождь русских Екатерина на экране выбора Цивилизации

[​IMG]
Вырезать работников и улучшать территории автоматически...
Варварство!

У каждой цивилизации есть свои бонусы, открывающиеся по мере наступления новых эпох, но баланс, на мой взгляд, был зверски убит такими «плюшками», как -50% стоимости производства чудес света или обладания демократией на самых ранних этапах игры. Впрочем, вероятно, многие игроки выбирают не нации, а аватаров, потому как графика – пожалуй, важнейший элемент Revolution по мнению Firaxis. Мужественный Цезарь, смазливый (голубоватый?..) Александр, мудрый Саладин и добродушный Мао, вечно подглядывающий в собственный цитатник, - образы получились яркими и запоминающимися. Эти товарищи постоянно будут возникать в правом нижнем углу экрана, отталкивая ваших советников и рекомендуя поделиться десятью рублями, пока «не стало слишком поздно». Игра получилась в каком-то смысле красивее, чем Civilization IV, – выбранный курс на несерьезность и даже какую-то мультяшность, кажется, окончательно опошлил внешний облик древнего игрового сериала. При этом нельзя не радоваться тому факту, что свежая Civilization V не последовала по стопам своей предшественницы, причем не только в плане графики…

***


Нельзя сказать, что игра плохая, – она своеобразная. Ортодоксальным поклонникам любой *настоящей* Civilization в Revolution делать нечего: она для них слишком проста и пугающе мала. Всем остальным вполне можно ознакомиться с этой игрой и самостоятельно ответить на вопрос о степени вины консолей в упрощении современных компьютерных и видеоигр.


Автор: katarn
Дата: 23.09.2010

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей