Жанр: RPG, Strategy
Издатель: MinMax Games
Разработчик: MinMax Games
Год выпуска: 2011 г.


«Космические пираты, зомби... Трэш какой-то», – наверняка подумаете вы, впервые увидев название этой игры. Вполне естественная реакция, учитывая то возмутительное количество поделок, которые очутились на полках цифровых магазинов на волне зомби-бума. Припомним-ка, что у нас уже было. Выживание в условиях зомби-апокалипсиса, отстрел зомби-нацистов из снайперской винтовки, переработка зомби в гумус плотоядными растениями, высаженными на заднем дворе... Так почему бы теперь не попробовать зомби в космосе, для пущего эпатажа добавив в стандартный рецепт щепотку космических же пиратов? Но не торопитесь закрывать страницу и возвращаться к полным драматизма Baldur’s Gate’ам и Arcanum’ам. Ведь случается и так, что «угарный трэш» на поверку оказывается чертовски самобытным экземпляром с отполированной до блеска механикой и оригинальной идеей. И если на первых порах мозг на автомате пытается отправить Space Pirates and Zombies в кладовку «проходных» проектов, то тем сильнее и приятнее оказывается впечатление, производимое игрой уже после первых минут знакомства. А всё потому, что SPAZ умудряется удачно совместить в себе напряжённые аркадные космические сражения, грамотную всестороннюю тактику, продуманную RPG-составляющую и даже элементы макроменеджмента, приправив всё это великолепной атмосферой космооперы и отборнейшим чёрным юмором. Не верите? Читайте дальше.

Перво-наперво разберёмся, кто мы, откуда и зачем. Текст вступительного ролика озвучивается сочным британским басом TotalBiscuit’а, поэтому заставку лучше слушать, чем читать, но о сюжете всё же упомянуть необходимо. Далёкое будущее в SPAZ являет печальную картину, объединяющую в себе типичную антиутопию и социальный коллапс. А началось всё с того, что в глубинах космоса был неожиданно обнаружен новый элемент, по-простецки прозванный добытчиками Rez. Рез обладал поистине чудодейственными свойствами, позволявшими ему трансформироваться почти в любую форму материи, так что технологический уровень нашей цивилизации разом получил мощный пинок и взлетел на рекордную высоту. Освоив дальние космические перелёты, человечество взялось закручивать гайки на местах и ввело на межсистемных порталах жесточайший таможенный контроль, наделив пограничников из UTA – United Terran Alliance – правом без суда и следствия расстреливать любую подозрительную личность, не соблюдающую хитрых правительственных регламентов. Само собой, особой любви между «силовиками» и простыми гражданами от этого не прибавилось, и под давлением постоянных внутренних трений, чрезмерной бюрократической волокиты и огромной массы мигрантов структура UTA вскоре с треском лопнула, а военные посты потеряли всякую связь как с ближайшими соседями, так и с высшим командованием. В результате галактика распалась на сотни и тысячи изолированных систем, в каждой из которых остатки вооружённых сил из кожи вон лезли, чтобы сохранить хотя бы видимость контроля над положением. Гражданские же, за неимением лучшей альтернативы, продолжали потихоньку добывать свой рез и приторговывать им на локальном уровне, время от времени заявляя о своих правах в яростных вооружённых стычках. Конечно, новый статус-кво оказался по душе далеко не всем, и вот на вольные хлеба выходит группа отъявленных пиратов, летающих на кое-как смонтированном корабле-корыте Clockwork под началом сурового капитана Дона Гибсона и его главных помощников: гения, мизантропа, массового убийцы и просто хорошего человека – доктора Мемфорда и молодой идеалистки Эльзы Янг, «совести команды». Взяв на вооружение слухи о поистине королевских запасах драгоценного реза, хранящихся где-то в центральных системах, гордые бандиты латают последние дыры в обшивке, меняют предохранители в барахлящем гиперпространственном фазотроне и пускаются в путь...

И вот на фоне насыщенных туманностей, ярких звёзд и далёких планет перед нашими глазами предстаёт сам Clockwork – полуразвалившаяся махина, только что пережившая взрыв от очередной неудачной попытки запуска. Добрый доктор Мемфорд, стряхивая с себя радиоактивные осадки, советует побыстрее залатать прохудившийся корпус, а первый помощник Эльза рекомендует обратиться за помощью на рез-о-добывающую станцию, по счастью расположенную неподалёку. С этого и начнём.


На первый взгляд геймплей SPAZ чем-то напоминает старенький топ-даун шутер Starscape. Корабль-матка, не подчиняющийся прямым приказам игрока, висит в центре системы и лениво сбивает пролетающие мимо астероиды. Воспользовавшись доступными производственными мощностями, можно построить в чудом уцелевших ангарах юркий истребитель (в самом начале имеется только одна модель, но новые появятся уже в обучающей миссии) и взять над ним непосредственное командование. Управление простое, но вместе с тем честное: разогнавшийся корабль не может мгновенно остановиться, корпуса большой массы ведут себя более неповоротливо, чем их мелкие собратья, а на любые действия расходуется энергия реактора, пополняющаяся далеко не мгновенно. Контроль движения при этом осуществляется с клавиатуры, но прицеливание ведётся мышью (в отличие, скажем, от Transcendence, где на клавиши повешены вообще все команды). Поскольку перемещаться куда-либо Clockwork отказывается, всю работу придётся брать на себя игроку и контролируемым ИИ союзникам, и добыча ценного реза происходит по рейсовой схеме «настрелял минералов – забил крошечный трюм – вернулся на базу». Локальные карты каждой звёздной системы буквально рябят от разноцветных индикаторов: вот база UTA, на другом конце – гражданская научная станция, рядом мерцает череп, символизирующий столкновение двух враждебных патрулей, а россыпь красных восклицательных знаков – не что иное, как дополнительные миссии – первоклассный источник дохода, который принесёт вам богатство значительно быстрее, нежели будничные горнодобывающие работы. Особняком стоит цветная рамка, за которой скрываются ворота в соседнюю систему – именно через такие порталы нам придётся добираться до центра галактики. Но, как было сказано ранее, у каждого портала есть свои сторожевые псы, и в начале игры доблестная команда пиратов ещё слишком слаба, чтобы сходу их одолеть. Значит, будем развиваться.

Развитие происходит примерно по той же схеме, что и добыча реза – летим в одну из доступных горячих точек сектора, настреливаем с десяток неудачников на жестяных вёдрах и собираем из оставшихся обломков некие «данные». Что это такое, сказать затрудняюсь, но уважаемый Мемфорд спешит заверить, что «данные» очень ценны и даже жизненно необходимы, дабы вновь наполнить серверы Clockwork’а полезной информацией и достичь мало-мальски приличного технического уровня. Сами данные, хвала беспроводным технологиям, передаются на корабль-матку мгновенно, так что их, в отличие от реза, никуда подвозить не надо. Собрав несколько десятков разноцветных кругляшей, вы услышите многообещающее «дзиньк», и в меню управления замигает кнопка «Research», позволяющая вложить полученные очки в одно из нескольких направлений. И здесь SPAZ не подкачал – глядя на всё многообразие доступных апгрейдов, игроки с фантазией моментально напридумывают дюжину разных билдов, ориентированных на тот или иной подход, и многие эти билды даже будут более-менее рабочими. И по сей день, зайдя на официальный форум игры или посетив страничку коммьюнити в Steam, первым делом вы наверняка нарвётесь на очередной горячий спор «Лазеры vs Пушки», «Стелс или щит?», «Партизанские ракетные вылазки», «Самый полезный/самый бесполезный навык» и прочее, и прочее. Здесь есть где разгуляться, и сложность игры настраивается достаточно гибко, чтобы дать ход самым разным экспериментам, не рискуя при этом намертво застрять в первой же системе. Надо сказать, очков данных для прокачки всех направлений не хватает, но для слабых духом (и играющих в первый раз) предусмотрена возможность сброса тех или иных веток, хоть и не бесплатная. Так что разнообразия здесь определённо хватает.

Ещё больше, пожалуй, радует безумное количество доступных для постройки кораблей. Да, гигантский Clockwork никогда не двигается с места. Да, поуправлять огромным крейсером с самого начала не выйдет. Но кто сказал, что так будет продолжаться всю игру? Уже совсем скоро, пропрыгав через несколько систем, вы обязательно набредёте на противников, гоняющих как на новеньких стремительных штурмовиках, так и на неповоротливых, но вооружённых до зубов громадинах, и здесь-то откроется настоящее поле для манёвра. Дело в том, что каждый из четырёх десятков доступных в игре корпусов имеет собственные уникальные слоты для оружия, а также неповторимую схему их расположения. Часть кораблей ориентирована на перенос торпед и минных установок, другие замечательно управляются с автономными турелями, некоторые заточены под бомбардировку тяжёлыми снарядами, способными с одного меткого попадания уничтожить почти любого противника. И, конечно, львиная доля внимания уделена классическим пушкам и лазерному оружию. Так что на очередную миссию можно будет взять как пару крепких летающих тарелок с тремя лазерами на каждую, так и летучий отряд скаутов с критической массой плутониевых зарядов на борту. И да, уже к середине игры вы обзаведётесь и такими громадинами, которые способны по размерам потягаться с полноценными космическими станциями. Вот тогда по-настоящему чувствуешь себя королём космоса, свысока смотрящим на пузатую мелочь, разрываемую одним хорошим залпом.


К слову о миссиях – их в игре много и они достаточно разнообразны, чтобы развлекать вас всю дорогу до очередного «сюжетного» задания. Побочные квесты генерируются случайным образом, но, как и почти всё остальное в SPAZ, они ориентированы на стремительные и яркие космические бои, а боевая механика является одной из сильнейших сторон этой игры. В ходе исследования галактики у вас будет возможность опробовать себя в самых разных ролях и, выступая на стороне то вояк, то свободных граждан, устраивать бойню вражеским патрулям, уничтожать стратегически важные станции и базы, красть ресурсы из-под носа у противника, расчищать космические свалки от гор радиоактивного мусора, похищать посетителей крупных межзвёздных отелей с целью их дальнейшей продажи в рабство в ближайшем шахтёрском комплексе, да и просто участвовать в бойнях без правил, ставя целью собрать как можно больше технологий и данных, открывающих доступ к новым уровням и кораблям. Идея автоматической генерации может показаться кому-то скучноватой, но поверьте – учитывая огромный парк доступных в игре кораблей, компонентов, приспособлений и прочих интересных фишек, бездельничать не придётся. Да и уникальных миссий, рассчитанных на то, чтобы развлечь игрока на пути к цели, здесь тоже попадается немало. Такие особые задания традиционно на порядок сложнее, нежели создаваемые игрой случайно, но и награду предлагают соответствующую, плюс пытливые игроки почерпнут кое-какие дополнительные факты, суть которых окончательно прояснится лишь к самому финалу... Но не будем о спойлерах. Чаще всего в награду за ратные успехи вам дарят ценных специалистов в той или иной области, например мастера ракетных дел, повышающего эффективность атак соответствующего класса оружия на столько-то процентов. У специалистов есть свой собственный уровень прокачки, наивысшее значение которого зависит от его «редкости». Естественно, «легендарный» ракетчик будет значительно полезней зелёного новичка, пусть даже раскачанного до максимального потенциала. Ну, а чтобы играть не было скучно, одновременно можно брать с собой лишь ограниченное количество технарей. Остальных, как уже должно быть понятно, сдаём в рабство на ближайшей добывающей станции за гору реза или просто выкидываем из шлюза, если возиться неохота.

Впрочем, хватит о мелочах, поговорим о самом главном – конечно же, о сражениях. Как уже было сказано, под вашим личным управлением может находиться только один корабль, хотя численность «флота» постепенно вырастает аж до пяти единиц, и остальные четверо бойцов, пока вы на них специально не переключитесь, остаются на откуп компьютеру. Чтобы подчинённые под руководством мудрого ИИ не нарубили дров, вам доступен специальный тактический экран, при переходе на который игра ставится на паузу, а вы можете спокойно осмотреть карту боя и отдать приказы на атаку, защиту или отступление индивидуально каждому кораблю. Здесь же есть и более продвинутые опции вроде сброса брони для повышения маневренности или перехода в режим «мула», полезный для перетаскивания тонн добытого реза к Clockwerk’у. Плюс тут же можно отослать повреждённые корабли на ремонт и даже прямо в разгар боя заменить часть вооружения и экипировки на нечто более подходящее. Например, для сражений с противниками, защищёнными толстыми броневыми пластинами, как нельзя лучше подойдут кинетические пушки, тогда как с энергощитами быстрее всего справляются лазеры. Заодно можно прихватить на борт побольше рабов с Clockwork’а, чтобы те побыстрее затыкали пробоины в корпусе. Кстати, противники обладают ровно тем же набором возможностей, что и вы, так что не удивляйтесь, когда при штурме очередной военной базы полторы тысячи сидящих на ней рабочих будут справляться с ремонтом повреждений быстрее, чем вы успеваете их наносить. Тут как нельзя лучше подойдёт абордажное орудие, а то и что-то химико-биологическое, ориентированное на поражение живой силы... Но оставлю тактические приёмы на ваше усмотрение, благо выдумывать их и испытывать новые смелые комбинации – одна из самых увлекательных возможностей игры.

Если один из ваших кораблей в процессе выполнения какого-нибудь задания собьют – а такое случается нередко, ведь враждебная сторона, явно проигрывая человеку в смекалке и разумности принятия решений, сполна компенсирует свои недостатки за счёт численности и технологического перевеса, – то его можно восстановить и вновь включить в бой, лишь бы хватило реза на постройку и доступного экипажа на комплектование. Проиграть, впрочем, всё равно очень легко, поскольку, один раз уступив инициативу противнику, её очень сложно заполучить обратно, и ваши корабли будут уничтожаться примерно с той же скоростью, с которой поступают на поле боя. Здесь удача сопутствует самым хитрым и терпеливым – тем, кто знает сильные стороны своего флота и умеет сочетать динамику аркадных битв с холодным расчётом на тактической карте. Уж чем-чем, а лёгкой ваша прогулка по галактике точно не будет.


Когда бои с привычными армадами UTA и гражданского флота приедаются, наступает момент первой встречи с охотниками за головами – вспыльчивыми ребятами, которые живут сплошь сражениями. Делая вылазки с суперзащищённых баз, они «крышуют» сразу несколько смежных систем, в которых лучше внимательно следить, куда летят ваши снаряды. Убивая слишком много «неправильных» целей (а «неправильными», в общем-то, признаются едва ли не все – нужно же и охотникам как-то на жизнь зарабатывать), вы рискуете попасть в чёрный список этих ребят. Если это произошло, готовьтесь к неминуемой атаке – обладая самыми мощными кораблями в галактике, охотники не боятся нападать даже на гигантский Clockwork, не говоря уже о спонтанных стычках с вашей крошечной флотилией в процессе длительных перелётов по системе. Лучший способ сбросить с себя преследование – это продемонстрировать собственную крутость, то есть пустить на слом как можно больше атакующих. В этом случае вас тут же зауважают, а атаки быстро сойдут на нет. Если же сил, чтобы отбиться, не хватает, всегда можно сгонять на охотничью базу и внести крупное пожертвование... Или же, если ощущаете себя достаточно опытным пилотом, поучаствовать в сражениях на титул чемпиона арены. Арена заслуживает особого упоминания, поскольку являет собой 150 миссий возрастающей сложности, где от вас неизменно требуется уничтожить всех противников, управляя кораблём со строго определённой конфигурацией оружия и систем. Лютый ад начинается ближе к серебряной лиге, где порой приходится в одиночку вылетать против крейсера на кораблике самого лёгкого класса. О том, что ждёт вас дальше, лучше даже не говорить. Ограничусь лишь тем, что, согласно статистике Steam, на момент написания этого текста полное прохождение арены осилили только 0,5% всех игроков (что, кстати, даже меньше доли прошедших игру на максимальном уровне сложности). Так что, любители зарядить по хардкору, здесь вас давно ждут. Дерзайте, ничего невозможного тут нет. Между прочим, любопытный факт: в первоначальной версии игры охотники за головами вообще отсутствовали. Весь связанный с ними контент разработчики добавили с очередным бесплатным патчем спустя год после релиза. Вот что значит забота об игроках!

«Ну, а что же всё-таки с зомби? Неужто про них забыли?», – спросите сейчас вы. Ну как же можно забыть про зомби! До сих пор речь о них не зашла разве что потому, что и в самой игре они встречаются лишь значительно позже по сюжету, а окончательно их роль проясняется только в развязке. Зато с ними связан ещё один, совершенно новый игровой режим, который подхватит ваш интерес в тот самый момент, когда остальные занятия начнут потихоньку надоедать. Помните, в самом начале я говорил про элементы макроменеджмента? Так вот, в определённый момент на вас, помимо Clockwork’а и его флота, свалится ещё и управление космическими базами со всеми вытекающими последствиями... Но не будем забегать вперёд и спойлерить предстоящее удовольствие. Ограничусь лишь прозрачным намёком – зомби являют собой четвёртую и последнюю действующую в игре фракцию (остальные три – это, конечно, охотники, гражданские и UTA) и наиболее сильно отличаются от всех остальных как по внешнему виду, так и по способам ведения боя. Можете быть уверены, к ним потребуется особое отношение и, опять-таки, своя собственная тактика. Пожалуй, именно этим так и хорош SPAZ – даже на финишной прямой, неоднократно продемонстрировав, казалось бы, уже все имеющиеся возможности, он прячет за спиной очередной подарок, который и преподносит утомившемуся было игроку. Много ли на свете игр, берегущих сюрпризы до самого последнего момента и делающих такой удачный вираж в финале? SPAZ – именно из их числа.

Говорить после всего этого о недостатках даже как-то и не хочется, но... не обошлось и без них. Главным образом игру критикуют за отсутствие баланса и перекос в сторону нескольких наиболее зарекомендовавших себя технологий. Это не значит, что прохождение при выборе собственного пути развития будет невозможным, однако промучаетесь вы, скорее всего, гораздо дольше, а про высший уровень сложности можно будет забыть. Но, если вы не из числа мазохистов, гоняющихся за бессмысленными достижениями, просто щёлкните «Difficulty: Normal» и наслаждайтесь процессом. А баланс, глядишь, поправят уже в готовящемся сиквеле (выход которого, кстати, запланирован на первый квартал 2015 г.).

Кроме того, механика научного развития SPAZ во многом завязана на генераторе случайных чисел. А это значит, что столь необходимые вам чертежи новой лазерной пушки могут терпеливо дожидаться где-нибудь в другом рукаве галактики. Тут уже просто становится жалко личного времени, и пушка благополучно продолжает пылиться в чулане соответствующей станции. Что ж, бывает и так. Справедливости ради отмечу, что, приложив должное старание, игру можно пройти даже при самом гнусном раскладе. Вопрос лишь в том, захочется ли вам тратить лишний свободный вечер на беспощадный «гринд».

Но никакие недостатки не сравнятся с тем незамутнённым удовольствием, которое получаешь при виде взрыва столь долго штурмовавшейся орбитальной крепости или получении чертежей новёхонького дредноута. Однажды уделив игре час для предварительного ознакомления, я уже не мог выбросить SPAZ из головы, пока не прошёл её целиком. Причём для полного удовлетворения прохождение пришлось повторить ещё дважды. И, в очередной раз глядя на финальную заставку и читая вслух послесловие, успеваешь подумать только об одном: «Побольше бы в игровой индустрии встречалось такого трэша!»


Автор: Dark Savant
Дата: 29.08.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей