Disney's Aladdin in Nasira's Revenge

Аладдин
Disney's Aladdin in Nasira's Revenge
Жанр: Arcade
Разработчик: Argonaut Games
Издатель: Disney Interactive
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.67 из 10
  • 3
  • 6
  • 9
Трёхмерный платформер с видом от третьего лица, формально сделанный по мотивам диснеевских мультфильмов об Аладдине. Сюжет умещается в одно предложение: злая колдунья Назира, сестра убитого Аладдином волшебника Джафара, жаждет отомстить юному герою - и поэтому похищает султана Аграбы и его дочь принцессу Жасмин, возлюбленную бывшего воришки. Последнему - который и будет нашим протагонистом - необходимо, естественно, спасти обоих пленников, - но для этого ему сперва придётся добраться от своего родного города до крепости злодейки, что займёт довольно много времени, потребует участия в поединках с различными неприятелями и выполнения множества прочих действий, да и в целом окажется не самым простым делом.

В большинстве рецензий данная игра - и особенно её PC-версия - оценивается, мягко говоря, не очень высоко, - однако на деле её вряд ли правильно называть однозначно плохой. Это просто один из многих неудачных консольных портов, неказистый внешне и иногда сложный до раздражения, но всё равно довольно увлекательный и, главное, отнюдь не "банальный", а для жанра ещё и на удивление разнообразный. Прохождение разделено на несколько эпизодов: улицы Аграбы, дворец султана, ночные окраины упомянутого города, оазис и затем пустыня, пещеры, древнеегипетская гробница, затерянный древнеегипетский же город, местность перед замком Назиры и пещеры с обилием лавы под ним; некоторые из перечисленных этапов по факту разделяются на два, действие в которых происходит в одном и том же антураже. После каждого завершённого уровня по нашему желанию можно сохраниться.

Главный герой умеет прыгать (и выполнять данное действие ему придётся весьма часто), карабкаться по некоторым отвесным стенам, взбираться по верёвкам и, раскачавшись, "перелетать" с них в другие части пространства; его "базовым" оружием является сабля. Кроме того, в ряде локаций есть шанс обзавестись ограниченным количеством метательных снарядов, в роли которых могут выступать яблоки, кокосы, камни и факелы. Предметы первого, второго и четвёртого типов придётся в буквальном смысле слова воровать у соответственно торговцев, горилл и статуй кобр на тех этапах, где они встречаются, дожидаясь, когда эти типы созданий - нашими врагами, кстати, формально не являющиеся, а потому неубиваемые, но опасные, - на какое-то время "заснут на ходу" (статуи при этом перестают дёргаться, а живые существа начинают испускать буквы "Z"), после чего оперативно собирать данные боеприпасы. При этом кокосы и факелы порой попадаются "бесхозными", а камни и вовсе никто никогда не стережёт.

Имеется несколько "жизней" и определённый - сравнительно приличный - запас здоровья в пределах каждой из них, отображаемый в виде узорчатой голубой шкалы в правом нижнем углу экрана, убывающей по мере получения нами повреждений. Для восполнения соответствующего показателя используются зеленоватые коробочки (видимо, наполненные соком) - с соломинкой и портретом Джинна из мультфильма-первоисточника; однако встречаются такие объекты не очень часто, а самочувствие улучшают крайне незначительно. В случае гибели и при наличии "попыток" возрождение происходит в последней посещённой "контрольной точке": выглядят они как висящие в воздухе большие красные кольца, удерживаемые в лапах попугаем Яго, - дабы прогресс "записался", сквозь эти объекты нужно прыгать. По ходу игры можно обнаружить также большое количество всевозможных монеток, драгоценных камней и некоторые другие объекты; они попадаются на местности, а также порой скрываются в различных вазах и тому подобных предметах, в связи с чем последние обязательно стоит разрушать (ибо там можно обнаружить и те же коробочки с живительным соком). Правда, ценность всего этого добра не особенно велика и в первую очередь служит для увеличения счёта, - хотя на одном из уровней мы получим возможность купить за монеты мороженое, вроде бы сразу же способное восстановить здоровье до максимума.

Некоторые этапы включают в себя особые бонусные "подуровни", всегда ограниченные по времени и посвящённые сбору сотни монеток; достигать соответствующей цели, впрочем, не обязательно. Их бывает пять типов, четыре из которых на протяжении игры повторяются примерно дважды. В роли Аладдина нужно будет прыгать (с видом сбоку - как в старых классических платформерах) по пружинящим облакам, следуя по пути, отмеченному указующими стрелочками, и стремясь как не упасть в бездну, так и собрать как можно больше платёжных средств, летать на автоматически движущемся ковре-самолёте, хватая те же бонусы и пытаясь не сталкиваться с препятствиями, а также, стоя верхом на Джинне, принявшем форму доски для сёрфинга, с большой скоростью двигаться по каналу, опять-таки охотясь за монетками и иногда совершая "трюки". В четвёртой разновидности таких последовательностей играть придётся за пленённую Назирой принцессу Жасмин, перемещающуюся на скейтборде (!) по довольно длинным платформам, иногда разделяемым смертельными пропастями, целью которой является всё то же увеличение нашего виртуального капитала. Пятый бонусный "подуровень" встречается всего однажды: это виртуальный тир, где мы в роли Аладдина с видом из-за спины должны поражать движущиеся круглые портреты Назиры. Победа в подобных мини-играх позволяет получить бонус - жетон с буквой "G" (первая литера в слове "Genie" - "джинн"); непосредственно в ходе прохождения такие объекты тоже могут иногда обнаружиться. Их наличие даёт право играть между эпизодами на "слот-машине" в виде головы Джинна: если повезёт и на трёх кубиках выпадут картинки с портретами одних и тех же действующих лиц платформера, то мы получим дополнительную "жизнь". Испытывать удачу разрешается столько раз, сколько соответствующих бонусов у нас есть в данный момент.

Кроме того, три (а формально - даже четыре) раза встретятся "особые" отрезки, опять-таки представляющие собой не отдельные эпизоды, а части каких-то из вышеупомянутых, - и они уже обязательны для прохождения. Первый из них по механике аналогичен некоторым бонусным, однако намного сложнее: в нём мы, перемещаясь по лавовому участку пещер (но при этом "первых", то есть ещё не под жилищем Назиры, - в последних упомянутой субстанции будет гораздо больше) в роли Аладдина, оседлавшего автоматически движущийся на большой скорости ковёр-самолёт, должны оперативно изменять своё положение в пространстве, уклоняясь от падающих кусков магмы, огненных струй и так далее; в визуальном плане здесь творится истинная феерия, а темп просто зашкаливает. Дважды придётся оказаться в роли верного друга главного героя - маленькой юркой обезьянки Абу: она отлично прыгает и карабкается по стенам, но врагов убивать не способна, хотя и может сбить их с ног и на время сделать недееспособными; впрочем, иметь с ними дело ей почти что не представится. А один раз - именно в "основной" игре - дадут сыграть и за Жасмин, в отличие от своего отца самостоятельно (да-да) сбегающую из плена, спрятавшись в большом глиняном кувшине без дна. Соответствующий отрезок довольно короткий и формально напоминает собой "stealth", ибо принцесса хоть и великолепная прыгунья, но вот защищаться не умеет вообще; правда, и в случае с нею опасность столкнуться с противником окажется не очень большой (хотя кое-кого обойти всё же потребуется).

Aladdin in Nasira's Revenge - это в первую очередь платформер, поэтому враги здесь хоть и, разумеется, есть, но в относительно небольшом количестве, а бои с ними отнюдь не составляют основу игрового процесса: на всём уровне запросто может быть лишь пять-десять противников, - а, например, на протяжении огромного первого пещерного эпизода мы не встретим ни одного. Вместе с тем на определённых этапах, особенно в начале игры и ближе к её завершению, неприятели будут немало досаждать герою. На улицах Аграбы встречаются тощие и толстые стражники; дворец населён двумя видами враждебных джиннов (одни вооружены саблями, другие, более крупные, - молотками, а передвигаются посредством вращения вокруг своей оси, размахивая при этом оружием: они крайне быстры и опасны), разумными подушками и антропоморфными мётлами (оказывающимися на удивление грозными противниками); по тёмным закоулкам города бродят здоровые бандиты с палицами и скелеты с саблями; оазис и пустыня - место обитания больших пауков и пчёл, а также бандитов с саблями в остроконечных шапках и очень сильных усатых толстяков с палицами.

Далее с врагами мы вновь встретимся только в древнеегипетской гробнице и затем в древнем городе: там будут весьма выносливые мумии, два вида стражей - в масках Гора, вооружённые саблями, и в масках Аписа, орудующие кистенями, а также неубиваемые статуи арфистов, атакующие нас материализующимися нотами. В "предместьях" логова Назиры концентрация врагов резко увеличивается: нас ждут джинны-топорщики, скелеты с саблями (один из которых встречался и ранее - на ночных улицах), бирюзовые усатые зомби в тюрбанах, ожившие статуи богини Кали, лихо управляющиеся сразу с несколькими саблями (ибо количество рук позволяет), статичные разумные хищные растения (вероятно, росянки) и неуязвимые щупальца, высовывающиеся из стен. Ну а в лавовых пещерах под местом жительства главной злодейки придётся иметь дело с людьми-змеями (без ног и с соответствующими мордами, но при этом с человеческими руками), вооружёнными саблями и щитами, и огромными огненными големами, плюющимися в нас соответствующей субстанцией, которым мы, увы, сделать вообще ничего не можем (то есть их остаётся только как можно скорее пробегать). Из поверженных противников иногда выпадают бонусы, в том числе приносящие реальную пользу.

Следует отметить, что в большинстве своём все недруги являются довольно сильными и выносливыми бойцами: они, как правило, погибают отнюдь не с первого нашего удара, умеют уклоняться от атак, а некоторые и вовсе настолько сильны, что убивать их настоятельно рекомендуется на расстоянии, швыряясь метательными боеприпасами. Здесь же, увы, нужно коснуться одного неприятного момента: в гробнице из "зарядов" доступны лишь горящие факелы, - и сцена гибели попавших под действие определённого их количества мумий поистине чудовищна: они буквально сгорают по частям, корчась и падая на землю. В детской и тем более диснеевской игре подобное насилие выглядит, мягко говоря, не очень уместно.

На протяжении игры также придётся одолеть пятерых боссов: это здоровенный воин по имени Расул, вооружённый тесаком, гигантский огнедышащий паук, куда более огромный Анубис, испускающий из своего тела похожих на горгулий призраков (их тоже нужно убивать), некий подручный Назиры, летящий впереди нас на громадной птице и стреляющий огненными шарами (его предстоит преследовать на ковре-самолёте), а также Джафар, возрождаемый-таки своей сестрой к жизни. Да, с самой колдуньей хоть и доведётся свидеться и даже побыть какое-то время рядом, но непосредственно схлеснуться так и не удастся: видимо, в Disney считают, что бить женщин недопустимо. Касательно финального боя стоит сказать лишь то, что он проходит в два этапа, первый из которых предполагает не сопротивление, а уклонение от одних падающих предметов и сбор других - которыми потом и будем уничтожать главного злодея, уворачиваясь от испускаемых им кусков магмы.

Однако основу игрового процесса, как уже было отмечено выше, составляют прыжки, чередуемые с беготнёй и уходом от различных ловушек и опасностей, а также подчас довольно нетривиальным преодолением всевозможных "сложных" форм ландшафта. Дело существенно осложняется тем, что протагонист вообще не способен двигаться по диагонали: при развороте он начинает следовать в направлении, перпендикулярном предыдущему. Прыгают что Аладдин, что (тем более) Абу, что даже Жасмин отлично, но трудностей по этой части - в основном, конечно, при игре за главного героя - всё-таки объективно много. Так, здесь встречаются самые разные "неприятные" типы платформ, причём не только (условно) мелкие и исчезающие при нашем на них наступании, но и движущиеся, причём как по прямой, так и вокруг своей оси или из стороны в сторону; высчитывать стартовую точку для совершения прыжка иногда тоже потребуется. В целом ряде случаев предстоит взбираться по верёвкам и, раскачиваясь, перепрыгивать с них на другие такие же объекты, платформы или "нормальную "поверхность, - технически проделать подобное не всегда легко.

Ловушек в целом достаточно, но их количество сильно разнится в зависимости от эпизода. В первых пещерах есть риск угодить под опускающиеся каменные столбы, высовывающиеся из стен лезвия и скатывающиеся валуны; в древнеегипетской гробнице вообще уйма "сюрпризов" (периодически вылезающие из пола колья и так далее); в предзамковой местности опять-таки идёт обильный камнепад; а во вторых (лавовых) пещерах придётся не только увернуться от многочисленных огненных шаров различного происхождения, но и преодолеть смертельно опасный участок с испускающими пламя трубами, прекращающими свою работу лишь на очень непродолжительное время, а также выдержать лихой забег по сгораемым в лаве платформам, прыжки по которым требуется регулярно чередовать с быстрым цеплянием за верёвки.

Значительное внимание - особенно в условной "первой" части игры, хотя впоследствии подобное тоже встретится, - уделено также решению каких-никаких головоломок. Например, во дворце потребуется определённое число раз наступать на три напольных кнопки, каждая из которых активирует фонтан, в каждом случае "регулируя напор" таким образом, чтобы водяной столб достигал конкретной высоты, - а затем использовать получившиеся импровизированные "платформы" для перемещения в не доступную иным образом область посредством прыжков по ним, помня при этом, что через некоторое время работа устройства прекратится. В пещерах в роли Абу придётся поражать камнями летающие портреты Джафара, что будет приводить к активации платформ; в гробнице нужно кидаться факелами в специальные ниши, дабы тем самым открывать двери, а также передвигать предметы (обычно каменные глыбы) определённым образом с разными целями (чтобы что-нибудь отворить, задействовать и так далее), - причём минимум одна такая задачка может оказаться не совсем уж простой. А, скажем, для освобождения султана понадобится даже решить простейшую мнемоническую головоломку, сыграв собственными ногами короткую мелодию на гигантском органе.

Кроме того, несколько раз Аладдину представится возможность помочь встречным дружественным персонажам (обычно факирам, но один раз и городской жительнице): иногда это делать не обязательно, но в других случаях без выполнения соответствующего действия дальше по сюжету продвинуться не удастся. Причём сам такой "квест" может оказаться как относительным пустяком, к тому же мгновенно выполняемым (ударить по голове непослушную змею, высовывающуюся из разных ёмкостей), так и чем-то, что требует какого-никакого мышления (для того чтобы найти флейту, потерянную аскетом, придётся обнаружить дворик с сидящими на жёрдочках птицами и сбить каждую из них яблоками, - после этого мы получим искомый объект). Что касается отмеченных во многих рецензиях поездок на верблюде и гигантской черепахе, плавающей по ручью, то такие моменты здесь действительно есть, однако длятся они буквально считанные секунды и не представляют собой абсолютно ничего особенного. А вот "погоня" по ночной пустыне за светящимся жуком-скарабеем, результатом которой станет обнаружение входа в пещеры, и правда является отдельным "отрезком", причём не только колоритным, но и требующим хорошей реакции (бежать нужно будет быстро и вприпрыжку).

Графику данной игры можно разделить на две условных "составляющих": антураж уровней, включающий задние фоны и предметы окружающей обстановки, и модели персонажей (протагонистов и врагов). Первое, как ни странно, выполнено просто великолепно; особенно хорошо разработчикам удались атмосфернейшие лавовые пещеры (любоваться которыми, правда, особо некогда), но и всё остальное выглядит вполне достойно: дизайн локаций удачный, разнообразие порой приятно радует глаз даже в рамках одного эпизода, а прорисовка многих объектов, несмотря на трёхмерность, довольно качественная. Но вот действующие лица выглядят просто омерзительно: это какие-то угловатые и аляповатые болванчики с неестественными выражениями лиц, навеки застывших и словно бы "натянутых" на каркас; рассматривать вблизи гримасу того же Абу категорически не рекомендуется.

Вердикт, несмотря на последнее озвученное обстоятельство и на не слишком удобное управление, будет всё же на уровне "выше среднего": да, играть в это трудно и не всегда приятно, а разглядывать своё альтер эго совсем не хочется, - но в целом полюбоваться здесь есть на что, да и определённое удовольствие от этой игры поклонники платформенного (под)жанра наверняка смогут получить.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
kreol
протагонист вообще не способен двигаться по диагонали: при развороте он начинает следовать в направлении, перпендикулярном предыдущему.
Просьба: уточнить что конкретно имеется ввиду, а то у меня персонаж(и) двигае(ю)тся хоть по диагонали, хоть под другим углом.

kreol
особенно в начале игры и ближе к её завершению, неприятели будут немало досаждать герою
Да, есть такое. Учитывая далеко не самую лучшую боевую систему, частенько напоминающую другую игру в ближневосточном сказочном сеттинге - Arabian Nights