Frank Herbert's Dune

Дюна
Frank Herbert's Dune
Жанр: Adventure
Разработчик: Widescreen Games
Издатель: Cryo Interactive Entertainment
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.00 из 10
  • 2
  • 2
  • 8
Французская фирма Cryo Interactive - изначально занимавшаяся только разработкой компьютерных игр, а позже и издательской деятельностью, - подарила миру немало замечательных проектов, в числе которых и самая первая компьютерная игра по мотивам культового фантастического романа американского писателя Фрэнка Герберта "Dune": ту самую "первую Дюну" 1992 года, которая заставила фанатов легендарной Dune II от Westwood Studios гадать о происхождении индекса "II" в её названии.

Судьба, однако, сыграла с французами злую шутку: игроизация романа по вселенной "Дюны" обеспечила им коммерческий успех и место под солнцем; одним из последних их проектов, доживших до релиза в череде убыточных издательских контрактов, стала также игра по роману о планете-пустыне - титульная Frank Herbert's Dune, разработанная другой французской фирмой - Widescreen Games.

Сюжет этого единственного в природе экшена по мотивам знаменитого романа тесно переплетён с ключевыми событиями книги: она повествует о борьбе двух аристократических династий в 10191 году за право добывать (для императора известной Вселенной) бесценный ресурс под названием Спайс (Spice), обладающий множеством уникальных свойств и являющийся основой существующей системы межгалактических перелётов. Пол Атрейдес (главное действующее лицо книги) - наследный сын убитого в вооружённом столкновении, окончившемся формальным разгромом одной из сторон, герцога Лито Атрейдеса - вместе с горсткой переживших битву соратников и членов семьи находит новых союзников в лице коренного населения планеты, тоже обозлённого на произвол "действующей власти": фременов (Fremen) - пустынных кочевников и одухотворённых воинов, хорошо адаптировавшихся к суровым условиям жизни на Дюне, - которые, в свою очередь, видят в Поле долгожданного мессию, приход которого обещан их пророчеством. Вместе с фременами Пол, претерпевающий под воздействием вездесущего Спайса изменения сознания мистического характера, ведёт партизанскую войну с Домом Харконненов, заклятым врагом Дома Атрейдесов и убийцами его семьи.

Действие игры - классического и несколько упрощённого стэлс-экшена от третьего лица - разбито на уровни-миссии и охватывает несколько хронологически разнесённых друг от друга глав книги. Стараясь не повторять основные её события (исключением является лишь самая первая миссия), она рассказывает историю о происходящем между ними - о том, чему на страницах первоисточника уделяется лишь несколько строк.

Каждая миссия в игре начинается в пещерном укрытии фременов - Ситче, где нам разрешают свободно перемещаться, разговаривать с местными и обсуждать детали предстоящей операции с ключевыми персонажами, а также производить запись игры (квиксейвы и вообще возможность произвольно сохраняться здесь отсутствует). Такое вкрапление "мирного времени" влияет на темп игры самым чудесным образом: вот мы под градом пуль бежим к точке выхода, а вот нам время для отдыха и расслабленной прогулки по симпатичной освещённой тёплым светом факелов пещере, где все "свои". Кроме того, здесь параллельно основному геймплею тоже проходит немалая часть игры: помимо сюжетной экспозиции, нас ненавязчиво будут знакомить с новым арсеналом, опишут его полезные (и вредные, как в случае с лазерным пистолетом!) свойства, сделают участником неожиданных ситуаций с именными NPC и даже позволят заглянуть в будущее (в Ситче существует специальное место - вероятно, по задумке разработчиков предназначенное для медитаций, - которое выводит на экран картинку с изображением гибели Пола в случае, если игрок упустит из вида коварную ловушку на следующей миссии)!

Кстати, об NPC. Несмотря на очевидные трудности с бюджетом, которые испытывали авторы, они всё же постарались украсить её знакомыми по книге лицами и именами, - что, согласитесь, приятно, раз уж мы здесь ради этого. Даже когда мы не разговариваем с вожаком фременов Стилгаром, дамой сердца по имени Чани или не выслушиваем колкие замечания младшей сестры Алии, диалоги тут и там изобилуют упоминанием не последних в судьбе Пола людей - вроде контрабандиста Стабана Туека, а также погибшего в том самом ножевом поединке Джамиса или отца Чани - Лиета Кайнса. Многие такие моменты опциональны, поэтому не режут глаз: хочешь - погружайся, проникайся атмосферой; нет - загляни сразу в оружейную, и вперёд, воевать. А самое главное: персонажи получились выдержанными, соответствующими первоисточнику, - по крайней мере, ни один из них не ведёт себя противоречиво и любого можно без труда узнать, не глядя на внешность и не зная имени - просто анализируя их роли и реплики.

Основной геймплей заключается в выполнении Полом различных боевых задач на враждебных локациях, каждая из которых отлично вписывается в сеттинг "Дюны" и, подобно персонажам, обладает хорошо узнаваемыми чертами, не требующими искусственного обоснования: например, уже во второй миссии нам предлагают взорвать вражеский харвестер (сборщик Спайса), кажущийся совершенно громадным с высоты человеческого роста; а в последней игрок посещает дворец Арракин, являвшийся новым домом впервые прилетевшему на планету протагонисту в начальных главах первоисточника. Типовые же локации так или иначе всё равно содержат что-то из книги: орнитоптер (характерный крылатый летательный аппарат) в состоящей из похожих друг на друга коридоров имперской научной станции или живой (хоть и совсем не каноничный внешне) Навигатор в традиционных научно-фантастических декорациях космопорта Харконненов. Кроме того, несмотря на скромный запас игровых механик, почти все из которых можно пробежать за три минуты туториала (опционального), миссии друг на друга не похожи и каждый раз всячески стараются удивить чем-нибудь новым и неожиданным.

Устранение врагов здесь возможно двумя способами: посредством четырёх видов огнестрельного оружия (порядок появления которого на миссиях строго предопределён авторами, как и боезапас, - из врагов патроны не выпадают), среди которого стоит отметить бесшумный одноручный арбалет, стреляющий всегда насмерть снарядами с ядовитым газом, - и бесшумный же крис-нож (ритуальное холодное оружие фременов, изготавливаемое из зуба гигантского песчаного червя). Оба способа сугубо летальны, а трупы исчезают сами собой. Для стрельбы нужно сперва зажать кнопку автоприцеливания (ПКМ), а перекрестье всегда захватывает ближайшего врага, - таким образом, чистым шутером от третьего лица данную игру считать ни в коем случае нельзя.

Стэлс-компонент же удостоился наибольшего числа игровых механик: обученный фременами, похоже, перемещаться по бескрайним пескам Арракиса особым образом, не привлекающим не только реагирующих на вибрацию червей Шай Гулудов, но и человеческие уши, Пол Атрейдес не издаёт совершенно никаких звуков даже при беге - поэтому основным способом убийства станет стремительное подбегание к неприятелю со стороны спины, вооружившись ножом. Для применения последнего в арсенале движений имеется как свободный взмах на месте, едва наносящий урон (такие ситуации происходят, например, когда встревоженный враг уже заметил и опознал вас), так и красиво анимированное (и гарантированное) убийство, которое в виде короткой кат-сцены запускается по щелчку левой кнопки мыши вплотную к жертве: передовой motion capture! Всего доступно восемь таких анимаций: для каждой из четырёх сторон положения игрока относительно противника (спереди, сзади, слева, справа) для обычных солдат - и ещё четыре специально для тяжелобронированных элитных бойцов императора, Сардукаров. Можно выбрать для себя самую красивую анимацию и специально подбираться к врагам с нужной стороны - небольшой челлендж и дополнительное развлечение обеспечены.

Из прочих умений игроку доступны возможность прижиматься к стенам, стрелять из-за угла в таком положении, совершать "перекаты" в разрывах между ними, а также восстанавливать здоровье. Последнее, кстати, реализовано очень затейливо: Пол для этого пьёт обыкновенную воду, запасы которой содержит его каноничный пустынный фильтр-комбинезон, а восполняет он эти запасы либо нахождением соответствующего предмета, либо успешно нейтрализуя противников ножом - ведь их дистикомбы тоже содержат воду! Помимо этого, доступен ещё один приём, когда здоровье почти на нуле: на время лишающий недругов душевного равновесия "голос" (особая техника, выводящая эффект командного тона на новый уровень). А ещё можно носить и применять вещи в инвентаре (например, ключ-карты) и вводить пароли для открытия дверей на специальных терминалах.

Не игравший до сих пор в игру, но вместо этого зачем-то дочитавший аж до этих строк олдгеймер, возможно, подумает: "Ба, да это же идеальная игра по "Дюне"! Как там классно всё, наверное!" Увы, у Frank Herbert's Dune есть два, даже на мой любящий взгляд, существенных недостатка: 1) она крайне коротка и проходится за один вечер - ведь здесь всего шесть полноценных миссий, а финальные титры воспринимаются как чья-то злая шутка (только сюжет раскачался, как вдруг финал!), и 2) буквально от каждого дверного проёма, каждой текстуры и каждого звука веет срезанием углов, халтурностью и стеснённым бюджетом на разработку - начиная немыслимо позорной опечаткой в слове "Frank" из главного меню игры, дёрганой анимацией, глухими и слепыми врагами, неплохой музыкой Грэма Ревэлла, перекочевавшей сюда путём бесстыдного Ctrl+C & Ctrl+V прямо с официального саундтрека к одноимённой экранизации 2000 года, - и заканчивая низким уровнем детализации графики даже по стандартам годов её выхода. Ко всему прочему, это ещё и весьма небрежный порт с приставки.

Главное же её достоинство неоспоримо: это ЕДИНСТВЕННАЯ игра по "Дюне" в полном трёхмерье, не являющаяся стратегией в реальном времени! Будем надеяться, что эти слова однажды утратят свою актуальность, а пока - честь ей и хвала: уж в этом качестве она, похоже, сделала что смогла, и на том - искреннее спасибо.
Автор обзора: Revolter
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.