21

21 - Blackjack
21
Жанр: Tabletop
Разработчик: G. E. Arapoglou
Издатель: Cosmon Software
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 0
Несмотря на то что «Блэкджеком» – или американской разновидностью карточной игры «двадцать одно» – любителей компьютерных развлечений сегодня никак не удивишь, представленный на данной страничке экземпляр заслуживает особого внимания в силу своего отчасти экзотического происхождения и (куда же без этого) феноменальной редкости. Cosmon Software из Новой Филадельфии (которая находится в Аттике и является пригородом Афин, основанным беженцами из одноимённого древнего малоазийского города: не путать с Пенсильванией!) была одним из первых греческих издателей ПО, ещё в 1985 году начав выпускать игры и программы для домашних компьютеров Spectrum и Amstrad CPC, а к концу десятилетия добравшись и до Amstrad 1512/1640 с прочими IBM PC-совместимыми устройствами. Главным программистом компании, разработавшим большую часть её продукции, состоял некто Георгиос Арапоглу – и данное, второе по счёту издание Cosmon для PC, появившееся на свет в первые дни 1989 года (или в последние – 1988-го), судя по всему, также является именно его творением.

«21» – игра полностью на греческом; к счастью, для успешного освоения подобного жанра особого знания языка практически не требуется, а правила тут не такие сложные, как в некоторых иных карточных состязаниях. Полюбовавшись на целых две заставки с тёплыми, дружескими напоминаниями о всех тех штрафах и тюрьмах, которые скучают по распространителям и пользователям нелицензионного ПО, мы попадаем на главный экран игры. Здесь требуется нажать либо «N» (то бишь «да», Ναι) для демонстрации свода тех самых правил, либо «О» (Οχι, «нет») для запуска собственно партии (если вы уже и так всё откуда-то знаете – ну или просто не имеете желания читать подробную инструкцию на языке Кавафиса). Как бы то ни было, перед стартом понадобится ещё и указать один из двух уровней сложности – нормальный («KANONIKO», клавиша «1») или повышенный («ΔYΣΚΟΛΟ» – соответственно, «2»): во втором случае компьютер «запоминает» уже розданные карты, а потому является несколько более опасным соперником.

Визуальная часть «21» ограничена «псевдографикой», но в силу особенностей жанра смотрится в принципе вполне приемлемо; звуковое сопровождение представлено скромными «бипами» в исполнении PC Speaker. Большую часть экрана занимает зелёный фон, призванный символизировать стол: с левого края раскладываются раздаваемые карты, а в самом низу выводятся служебные сообщения и напоминания о клавишах, которые можно и нужно нажимать. Правая колонка отведена под финансовые материи: вверху здесь красуется общий размер нашего капитала («Eχεις»), а внизу – его распределение по фишкам. На момент старта у пользователя имеется всего 2000 у.е. (или 10 красных жетонов по сто единиц и один бирюзовый «весом» в целую тысячу). Именно их и придётся использовать для игры: каждый раунд начинается с вопроса о размере ставки, – ответ следует вводить вручную, указывая количество тех сотен, которыми мы желаем рискнуть (например, в самом начале такое число может варьироваться от 1 до 20 включительно), сопровождая данное действие нажатием «ввода» для подтверждения своего решения (после этого размер поставленного на кон в данном раунде, «Ποντάρισμα», будет выведен в правой колонке прямо под показателем всего нашего состояния).

Играем мы против «дилера», представленного здесь искусственным интеллектом (и именующегося по местной не очень понятной традиции «Μάνα»); после указания пользователем размера ставки он раздаёт себе и нам по две карты из стандартной колоды: игрок получает их полностью открытыми (слева внизу на зелёном поле), а вот из пары компьютерного соперника (отображается она чуть выше, прямо над нашей) видна лишь половина – вторая лежит «рубашкой» вверх. Цель игры заключается в сборе оптимальной комбинации полученных карт, каждая из которых оценивается в определённое количество условных очков: от «двойки» до «десятки» – сообразно номиналу (заметим, что «масть» тут вообще никакого значения не имеет); так называемые «валеты» («J»), «дамы» («D») и «короли» («K») котируются в ту же десятку; ну а «тузы» («А») символизируют либо одиннадцать баллов (если общая «стоимость» наших карт при таком подсчёте равна двадцати одному или не дотягивает до этого числа), либо единичку (соответственно, если вынесенный в заголовок предел оказывается перевыполненным).

В идеале «рука» пользователя должна насчитывать ровно 21 очко – например, если сразу же повезло заполучить себе «туза» и «десятку» или, скажем, «даму»: в этом случае мы с ходу объявляемся победителем – и раунд заканчивается (правда, верно и обратное: если удача улыбнулась компьютеру, нам остаётся лишь стиснуть зубы и молча расстаться с кровными жетонами). Впрочем, чаще всего таких однозначных ситуаций не случается – и право хода передаётся игроку. В этот момент следует как можно более точно оценить ситуацию – и выбрать любое из трёх доступных действий: попросить ещё одну карту (чтобы тем самым увеличить счёт, если он далёк от идеального), остаться при уже имеющихся или же удвоить ставку, одновременно взяв карту (если, конечно, средства это позволяют), – чтобы выразить свою волю, необходимо нажать соответственно клавишу «F», «K» или «D». Если был выбран первый вариант поведения, а общий «счёт» комбинации у нас на руках по-прежнему не дотягивает до двадцати одного, ситуация выбора повторяется (но уже в составе только двух доступных возможностей, без удвоения ставки). «Дилер» делает примерно всё то же самое со своей стороны, после чего все карты переворачиваются – и объявляется победитель раунда: следите за сообщениями типа «Κάηκες» (наша рука «сгорела», т.е. превысила допустимый максимум баллов) или «Κέρδισες» (мы выиграли!). В случае одинакового количества очков у обеих сторон засчитывается ничья («Ισοπαλία») – и текущая ставка переходит на следующий раунд.

Обратите внимание и на ещё один интересный момент: если в самом начале одушевлённый участник получает две одинаковые карты (по «стоимости», не по названию), то может при желании сыграть этот раунд на «двойной доске», как бы в обе руки, – но для этого, конечно же, общая сумма доступных наличных должна по крайней мере в два раза превышать размер текущей ставки (вторая, «Δεύτερο», появляется при этом справа под основной). В любом случае вся игра заканчивается, как только кто-то из соперников лишается последней сотни, – вот только денежный запас «дилера» нам нигде не отображается, так что состязаться приходится в некотором роде «вслепую»... Впрочем, несмотря на такого рода мелкие недоработки и на скудный внешний вид, «21» вполне себе справляется с задачей по воплощению сравнительно несложной карточной игры против компьютерного оппонента. И может быть рекомендована как всем любителям такого рода развлечений, так и, разумеется, коллекционерам: вплоть до появления на нашем сайте осенью 2021 года это творение Cosmon Software вряд ли было вообще доступно кому бы то ни было, тем более за пределами своей исторической родины.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.