Caveland

Caveland
Жанр: Strategy
Разработчик: CDV Software
Издатель: CDV Software
Год выхода: 1996
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.33 из 10
  • 2
  • 0
  • 20
Существует три мифа: первый - о том, что Diggles 2001 года выпуска была первой стратегией о гномах; второй – о том, что Tone Rebellion была первой RTS с «сайд-скроллерной» перспективой обзора (по-русски – вид сбоку); третий – что только после создания Knights and Merchants в RTS появились по-настоящему продуманные производственные цепи. Сегодня все эти три мифа рушатся, и рушит их одна-единственная игра – Caveland. Вы почти не найдёте упоминаний о ней на просторах всемирной паутины. Долгие годы она считалась безвозвратно утерянной и сама превратилась почти что в миф. Но сегодня наш сайт возвращает вам возможность познакомиться с одним из настоящих бриллиантов игростроения середины 1990-х.

Легенда гласит, что когда-то, много сотен лет тому назад, все гномы жили на поверхности земли, работали на наружных месторождениях и пировали под сводами просторных дворцов. Но однажды два гномьих волшебника, поссорившись между собой, дали волю своей магической ярости, и в результате их поединка вся Страна Гномов ушла под землю. С тех пор гномы живут в пещерах и пытаются отыскать среди завалов камней древние храмы своего народа, стоявшие когда-то на поверхности, чтобы вернуть себе утраченные знания для возвращения на солнечный свет. Возглавить же эти поиски и вообще гномью жизнь предстоит вам.

Первоначально у вас в вашей маленькой колонии есть только одно здание и пара гномов. Ваша задача – начать раскопки. Но для этого предстоит пройти производственную цепь. Сначала нужно изготовить лестницу, сырьём для которой послужит бамбук, который тоже не возьмётся из ниоткуда. Мостки для шахт производятся из дерева, которое, в свою очередь, обрабатывается на лесопилке. Основа промышленности – железная руда, но построить даже одну шахту не так-то просто. Производственные циклы здесь весьма и весьма сложны, но вместе с тем – донельзя продуманы и взаимосвязаны.

Гномов бывает два типа: если угодно – рабочие и крестьяне. Первые выполняют разнообразные промышленные работы, вторые – сельскохозяйственные. При появлении гнома на свет у него нет никакого занятия, и нам дают возможность выбрать, каким из двух направлений он будет заниматься. В дальнейшем локальные переназначения (в рамках отрасли) возможны, но вот глобальные – нет (рабочий не может стать крестьянином, и наоборот).

Другими важнейшими моментами являются мотивация гномов, освоение технологий и их получение. Мотивация фактически отражает степень подконтрольных нам бородачей к исполнению работ (в первую очередь мотивированными должны быть, конечно, рудокопы). В течение какого-то времени с начала игры основой для мотивации являются сама жажда открывать неизведанное и ожидание в перспективе лучшей жизни: эта мотивация сохраняется и в дальнейшем и при нахождении очередного храма резко возрастает. Но, так или иначе, через какое-то время одними ожиданиями гномы уже не удовлетворяются, и им начинает требоваться… пиво. Да, гномы обожают напиваться до беспамятства, ничего с этим не поделаешь. Правда, для удовлетворения этой низменной потребности необходимо ещё построить бар, выделить часть выращиваемого хлеба на производство хмельного зелья, а также – внимание!!! – наладить производство грибов. Гномам мало пива – им нужны грибы…

Упомянутому освоению технологий в игре уделено очень много внимания. В отличие от многих других стратегий, здесь у него есть чёткое обоснование: вы получаете какие-либо новые знания только после откапывания заваленных камнями храмов. Знания эти касаются как строительства зданий (в начале игры гномы умеют создавать не так много видов построек), так и овладения конкретными производственными технологиями.

В отличие от «освоения», «получение» технологий – это отдельный процесс, куда более сложный, на самом деле. И здесь игра в который раз демонстрирует нам свою адекватность: чтобы получить в своё владение бумаги (условно) с описанием технологии, нам нужно всего лишь… найти их в храме. Поэтому после откапывания и захода гномов в храм игра переходит в режим «полуаркады», где нам, управляя бородатыми археологами, предстоит решать всевозможные загадки для прохождения, избегать ловушек, искать разные кнопки и выключатели и так далее. Но имейте в виду: во-первых, гномы маленькие, а храмы большие, так что исследовать их придётся долго; во-вторых – технологии в храмах «разбросаны» случайным образом, и далеко не факт, что, изрядно помучившись с преодолением ловушек, вы найдёте именно то, что ожидали.

О графике отдельно говорить не стоит – её надо просто видеть. Скажу лишь, что графика здесь хоть и слегка (слегка!) минимизирована, но то, что на экране представлено, выглядит просто замечательно, гномы и здания цветные, прорисованы на редкость качественно. Правда, вот интерфейс лёгким назвать нельзя, как и саму игру вообще. Впрочем, никто ничего лёгкого и не обещал – это «хардкор» в чистом виде.

Вердикт – заслуженный высший балл, потому что эта игра действительно была первой по целому ряду нововведений в жанре, а по детализации отдельных элементов не имеет себе равных и по сей день. Да, она выходила крайне ограниченным и закрытым (только в пределах Германии) тиражом, поэтому ныне полностью забыта, но её ценности это ни в коей мере не умаляет. К ознакомлению рекомендуется всем олдгеймерам, а всем поклонникам «немецкой школы» стратегий, Diggles и гномов вообще – к серьёзнейшему изучению.

P.S. Изначально игра была выпущена только на немецком языке, однако чуть позднее появилось ещё более редкое издание – Caveland Pro, в котором содержалась и английская версия. На нашем сайте представлено именно оно. Мечты сбываются.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Мне кажется, что пройти её если и возможно - то очень сложно, так как на большие расстояния дворфы перемещаться (ну или во всяком случае таскать материалы) не хотят. Поэтому экспансия в дальние края - а следовательно и к другим храмам - блокируется элементарным нежеланием дворфов идти к дальним храмам, строить/чинить там здания и лестницы ну и так далее.
Тем не менее, игра очень понравилась, даже была попытка создать прохождения для храмов - впрочем заглохшая на особо заковыристом, который ну никак решаться не захотел.
А возможно пройти эту игру? Мне кажется - прохождение займёт полгода чистого времени.

Вот, кстати, читы, но от них ненамного легче:

I. Нужно открыть консоль, то есть поле для ввода читов, для этого надо кликнуть мышкой в верхнем левом углу окна. Сразу попасть в нужный пиксель сложно, рекомендую покликать по-пространству в углу, при попадании в нужный пиксель появится такое поле:



II. Сами читы:

1. Marco=x - где х - номер храма, отображает на карте указанный храм

2. Marco - показывает всю карту. Даже на уровне "easy" - она огромна. Именно полный вид карты рассеял все надежды на прохождение.

3. Disney=x - где х - число от 0 до 100 - меняет уровень мотивации выбранного гнома.

4. Schumi - ускорение времени.

5. Gonzalez - здания строятся моментально.

6. Spy - позволяет строить все здания (хотя они продолжают быть отмеченным серыми, если еще не открыты)

7. Scotty - в храме позволяет ходить сквозь стены гномам.

8. Sydney=x - где х - число от 0 до 10 - размножает выбранного гнома (в том же месте появляется указанное количество новых гномов)

9. Overlord - добавляет информацию в заголовок окна.