Nemac IV: Director's Cut

Nemac IV: Director's Cut
Жанр: Action
Разработчик: ZenTek
Издатель: ZenTek
Год выхода: 1997
Платформа: Amiga
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.50 из 10
  • 3
  • 1
  • 12
Action от первого лица, вышедший эксклюзивно для платформы Amiga и - первоначально - только на территории Германии. Спустя год после выхода оригинала появилась "режиссёрская версия" на CD - с добавлением видеороликов и с переводом (но довольно странным и не слишком качественным) на английский язык; иные отличия отсутствуют.

Сюжет крайне труден для понимания, - но этого понимания для собственно игры, учитывая её жанр, и не требуется. По всей видимости, дело было так. К 2048 году власть над миром поделили три государства, у каждого из которых был управлявший войсками суперкомпьютер под названием Nemac и порядковым номером от 1 до 3. В 2057-2065 годах шла большая война, которую одна из сторон смогла выиграть захватом двух враждебных суперкомпьютеров. Их ресурсы были объединены в сверхсеть под названием Nemac IV, под контроль которой перешли все вооружённые силы на теперь единой планете. Но в один прекрасный день что-то пошло не так, и этот самый крутой суперкомпьютер, управлявший в том числе ядерным оружием, посчитал человечество своими врагами. Чтобы спасти цивилизацию, нужно уничтожить ядро Nemac'а, сокрытое в огромном подземном бункере, наводнённом верно служащими ему различными типами роботов. В этот бункер направляется мощный и хорошо вооружённый двуногий робот-шагоход, на которого контроль Nemac'а почему-то не распространяется. Его боевая задача - зачистить бункер и уничтожить взбесившийся искусственный интеллект. Иными словами, главный герой игры - робот, а процесс будет сводиться к последовательному прохождению уровней и уничтожению в данном конкретном случае "неживой" силы противника. Так? Так, но не совсем так. Потому что мы ни на секунду не должны забывать, что этот мир лежит вне PC. На Амиге всё и всегда по-другому - даже в стрелялке, - а потому для неподготовленного любителя action'ов многие вещи могут показаться совершенно неожиданными и даже невероятными.

Во-первых, оружие. Его тут всего лишь три вида: нечто среднее между пулемётом и бластером, плазмомёт и гранатомёт. Все три вида оружия вмонтированы прямо в верхние конечности робота, что означает следующее: а) в данной игре вы вообще не сможете подбирать оружие - всё оно сразу при вас; б) поскольку "руки" у робота две, огонь ведётся сразу с них обеих, даже если вы используете один вид оружия; в) в развитие предыдущего пункта: за каждый вид оружия отвечает отдельная кнопка, а потому вовсе не обязательно переключаться с одного на другое, как в PC-играх, - можно вести огонь хоть сразу из всего, хотя это не слишком удобно по целому ряду причин. Боеприпасы ко всем трём видам оружия конечны, поэтому их придётся периодически восполнять сбором соответствующих бонусов; первоначально плазменных зарядов и гранат у вас нет, посему придётся обходиться бластером. Следует отметить, что плазмомёт значительно превосходит бластер по мощи, но уступает по скорострельности, тогда как гранатомёт быстр и обладает огромной убойной силой и радиусом поражения, но при этом поранить взрывной волной может и вас, а запас гранат не так уж велик и восполнить его не всегда так уж легко. Запас брони (по сути - "здоровье") робота первоначально кажется приличным, но на деле - уже с середины первого уровня - таковым видеться перестаёт: этот мир жесток - и здесь убивают.

В роли убийц выступают роботы различных типов, форм и размеров: ползающие, ходячие, летающие и так далее. И вот здесь мы наконец-то доходим до "во-вторых": у подопечных Nemac'а есть мозги. Здесь никто не бежит радостно вам навстречу, чтобы погибнуть под шквальным огнём, - здесь "стрейфятся" и бегают зигзагами, а кое-кто умеет и отступать (тоже не по прямой траектории) и даже прятаться, ведя огонь из труднодоступных мест. Мы привыкли к сражениям с многократно превышающими протагониста по размерам, но неповоротливыми, глупыми и на деле не особенно "толстыми" монстрами, - роботы из этого мира в большинстве своём как раз меньше нашего, но проворны, умны и удивительно прочны, падая наземь вовсе не от одной очереди. Ещё один "забавный" момент - то, что некоторые типы врагов, погибнув, просто замирают и мало чем отличаются от живых, что слегка деозориентирует. И наконец, летающие пузыри - самый необычный враг из встречающихся в этих кошмарных катакомбах. Впервые появляясь на третьем уровне, эти создания вроде как не проявляют агрессии, но если вдруг вы остановитесь и останетесь неподвижными на какое-то время, то они подлетят к вам и окружат, лиша возможности двигаться. Поранить сами по себе они не могут, но, чтобы двигаться дальше, вам придётся их расстрелять, - а это приводит к серии взрывов, что чревато либо серьёзными повреждениями, либо гибелью. Так что данных существ необходимо расстреливать издали, причём сразу и обязательно.

В-третьих, наличие "паззлов" - разумеется, в кавычках, ибо это action, а не квест, но проще (по своей сути) они от этого не становятся. Пресловутый поиск "ключей", которые здесь заменены кодами доступа с терминалов, таким словом никто называть не будет - подобный элемент встречается почти в любой стрелялке, да и найти их не то чтобы сложно. Гораздо интереснее "задачи на время": мало того что требуется отыскать рычаг или кнопку, ответственную за открытие какой-нибудь двери, - путь к этой двери (расположенной обычно на порядочном расстоянии от задействованного механизма) приходится вычислять за ограниченное число секунд, ибо в противном случае она закроется. Из иных, но уже истинно приятных мелочей - удобная вызываемая автокарта уровня в перспективе "вид сверху" (снова: не вздумайте переключаться на неё, если поблизости есть летающие пузыри, - игра при просмотре карты не прекращается!) и большое количество перемещаемых взрывающихся объектов типа бочек. Вы прочитали верно: их можно не только взрывать выстрелами с расстояния, что особенно полезно делать, когда вокруг них толпятся враги (но самому рядом лучше не стоять, ибо ударная волна от бочек сделана максимально реалистично по своим параметрам и последствиям), но ещё и двигать в нужные места...

Вообще, Nemac IV похож на до предела "вылизанный" DOOM II: здесь очень красивое "почти 2,5D" с низкими и давящими (но такими родными!) потолками, но очень качественными спрайтами врагов и приятными глазу эффектами взрывов. В целом внешний вид уровней - а их тут несколько десятков - особым разнообразием не блещет, но в реальном бункере злобного суперкомпьютера, если бы такой существовал, вряд ли были бы какие-то изыски. Напротив, обшитые металлом серые стены и полы, по которым раздаются лязгающие шаги нашего железного воина, создают изумительную атмосферу боевого киберпанка. Игра действительно удалась на славу - даже на "лёгком" (а всего их тут три) уровне сложности способна потрепать нервы, при этом обладает множеством интереснейших для своего времени идей, трудно от себя отпускает и вообще должна проходиться на одном дыхании (хотя сохраняться всё же не забывайте). Если вы убеждены, что стрелялки бывают только на PC или что только там они бывают качественными, - Nemac IV однозначно сможет вас в этом разубедить. Один из лучших примеров "другой компьютерной игры" (ибо Amiga - это тоже компьютер) и один из лучших способов познакомиться с альтернативными мирами электронных развлечений и лично испытать всю их прелесть.
Автор обзора: kreol
Breathless
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.