Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor

Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor
Жанр: RPG
Разработчик: Stormfront Studios
Издатель: Ubi Soft
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 12
  • 6
  • 57
Золотой век компьютерных ролевых игр по известной системе Dungeons & Dragons пришелся на конец 80-х – начало 90-х годов XX века, когда название движка GoldBox стало, по сути, именем нарицательным. Множество замечательных проектов, посетивших наши мониторы, хотя и не могло в полной мере удовлетворить изысканный вкус любителя настольных развлечений (бездушный расчет электроники вместо броска кубика на стол, - как так-то?), тем не менее довольно точно воспроизводило дух удивительных приключений в Забытых Королевствах. Поистине огромный потенциал, заложенный основателями Dungeons & Dragons – Гэри Гайгэксом и Дейвом Арнесоном, практически не терялся при переносе в новую среду. Однако, как и любая адаптация, игры жанра CRPG в своем развитии отходили всё дальше и дальше от первоисточника. Всё изменилось в 1998 году с рождением «новой волны» компьютерной интерпретации знаменитых правил. Конечно же, я говорю о Baldur’s Gate, чей выход ознаменовал перерождение ролевых игр на базе Dungeons & Dragons (уже с приставкой Advanced). Феноменальный успех проекта BioWare породил множество последователей, среди которых неожиданно оказалась и Strategic Simulations – легендарная фирма, издатель и разработчик огромного количества игр данного жанра, заложившая основы компьютерного воплощения настольных правил D&D. Владея лицензией и имея богатый опыт, SSI уже в роли догоняющего анонсировала вторую часть своего самого первого проекта на движке GoldBox – Pool of Radiance. Привлекая к производству разработчиков из Stormfront Studios, издатель рисовал перед любителями ролевых игр тех лет весьма заманчивую картину – новый трехмерный движок, изометрическая проекция «как в Baldur’s Gate», ну и, конечно, полное соответствие настольным канонам. Игра, по сути, позиционировалась как первый компьютерный проект, построенный на новейшей, третьей редакции Dungeons & Dragons, что вполне успешно использовалось маркетологами. На момент выхода Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor вторая часть Врат Балдура могла похвастаться лишь весьма ограниченными добавками к устаревшим правилам (версии 2.5), а ближайшие конкуренты в лице Neverwinter Nights и Icewind Dale 2 маячили где-то далеко на горизонте. Я думаю, не стоит говорить о том, что ожидание подобного проекта было равносильно ожиданию если не чуда, то как минимум нового витка развития жанра. Что же из этого получилось?

Начнем, пожалуй, с сюжета, - всё-таки в играх подобного рода он играет роль первой скрипки. Тем игрокам, кто когда-то проходил первую часть Pool of Radiance (подозреваю, что таких немного), нетрудно будет вспомнить место действия. Наше приключение - исходя из вступительного ролика - начинается в городе под названием Новый Флан, не так давно освобождённом от гнета темных сил отважными героями. Закрыв Сияющий Источник, разрушивший до основания соседний Флан (не путать с Новым Фланом), эти искатели приключений, возможно, отправились в дальнее путешествие или просто ушли на покой, - так или иначе судьба их неизвестна. А в это время новая напасть не заставила себя ждать. Разрушенный Источник пробудился от сна; порождения тьмы вновь хлынули из подземелий Флана. Совет городских властей при помощи мага Элминстера смог установить причину бедствия. Зло, что пробудило Сияющий Источник, находится в Мит Дранноре - легендарном городе, когда-то давно построенном эльфами и гномами. Разрушенный до основания многие столетия назад, он превратился в забытые руины, чьи подземные залы, однако, стали домом для множества различных существ. Чтобы выяснить причину пробуждения темных сил, в Мит Драннор был направлен отряд героев под предводительством доблестного Атана. Их целью стало уничтожение того зла, что позволяло Источнику распространять свою скверну. Наш отряд был отправлен следом за ними с целью поддержки, но по прибытии мы обнаруживаем лишь поле боя, усеянное трупами. По мере прохождения выясняется, что руины древнего города оккупировал Культ Дракона, солдаты которого охраняют покой своей госпожи…

С этого момента начинается наше приключение. Хотя нет, оно начинается с экрана создания партии. Как и в Icewind Dale, мы «рождаем» на свет не одного, а нескольких героев, коих на старте аж четыре штуки. Выбор классов и рас весьма обширен и позволяет создать довольно разношерстную компанию воителей. Не знакомый с оригинальными правилами игрок будет несказанно рад возможностям, что дает игровой редактор. К каждой расе можно подобрать класс, пол, комплекцию, мировоззрение и распределить начальные характеристики. Однако же искушенный любитель компьютерных ролевых игр обратит внимание на неприятные детали. Список рас и классов весьма ограничен. При появлении новых для второй редакции правил полуорков бесследно исчезли затронутые планами асасимары и тифлинги. Новички в лице чародея, варвара и монаха «отправили на пенсию» барда и друида, выбрать которых стало невозможно. Навыки и умения теперь не зависят от нас и произвольно распределяются самой игрой, - львиный тактический пласт просто исчез в никуда. Удивление и вопросы будут преследовать фанатов D&D буквально всюду. Почему после 15-го уровня персонажа обязательно надо «дуалить»? Где классы престижа, что были введены в новую редакцию? Зачем было исключать такое большое количество элементов, которые вполне органично уживались и в более старых компьютерных ролевых играх? Всё это игроку становится понятно уже по ходу основного прохождения.

Созданная команда воинов «десантируется» через портал в Мит Драннор, который встречает нас первым столкновением с двумя враждебными орками. Здесь можно сразу подметить то, что бой, в отличие от игр на движке Infinity, происходит пошагово, - это сближает Pool of Radiance с ее настольным прародителем. Путешествие же по игровому миру проходит в реальном времени. По мере продвижения по сюжету наша команда познакомится с несколькими персонажами, обитающими на руинах разрушенного города и сможет даже принять в свои ряды новых членов партии. Последних немного, но наличие определенного выбора не может не радовать. Чего не сказать об NPC, которых можно буквально пересчитать по пальцам. Хуже всего то, что о ветвистых диалогах какой-нибудь Planescape: Torment можно сразу забыть, - персонажи разговаривают односложно, а выбор варианта ответа ни на что не влияет. Все диалоги можно пропустить просто нажимая на любой вариант: всю необходимую информацию игрок всё равно получит. Да, вы не ослышались. Социального отыгрыша роли попросту нет, мировоззрение наших подопечных здесь только для галочки, как и харизма; соответствующие навыки и умения тоже отсутствуют. Долгие размышления в Baldur’s Gate о том, кем бы из персонажей поговорить с NPC, муки выбора правильного ответа или непростые взаимоотношения внутри партии можно смело отложить для другой игры.

По ходу повествования мы будем получать небольшие дополнительные квесты, которые очень желательно выполнять, - за них мы получаем драгоценный опыт; награда от таких заданий намного выше, чем от убийства монстров. Деньги же… просто есть. Избыток золота в этой игре – явление постоянное, поскольку тратить его некуда. Лучшую броню и оружие мы сможем найти в подземельях, поэтому покупка снаряжения у немногочисленных торговцев сводится обычно к различным зельям да стрелам. Иногда «в магазине» можно наткнуться на хороший амулет или кольцо, но это скорее исключение, чем правило.

Поговорим об оружии. Оно представлено действительно огромным списком самых изощренных средств уничтожения. Разнообразные мечи, копья, дубины, молоты, посохи, луки, – всё это в большом количестве ждет нас в тайных комнатах и сундуках. Повреждения, наносимые тем или иным оружием, отражены в классических для D&D цифрах - результатах бросков кубиков. Есть обычные, ничем не примечательные экземпляры, есть зачарованные различной магией. Есть даже предметы, влияющие непосредственно на характеристики персонажей, которые осмелились взять их в руки, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Многое из такого оружия обладает повышенным уроном к определенному типу противников, что непременно будет способствовать заполнению рюкзаков наших героев подобными вещицами, как говорится, на всякий случай. Не отстает и экипировка, в обилии которой можно с непривычки запутаться. Легкая, средняя и тяжелая броня имеют свой класс защиты, вес и свойства, - все это нужно непременно учитывать при одевании на нашего воина. Некоторые классы не могут носить определенную экипировку, что, в принципе, соответствует правилам. Расходится лишь то, что броню как таковую можно нацепить на любого персонажа, - прямого запрета, как в Baldur’s Gate, тут нет. Монах, который, по идее, не смог бы надеть что-либо тяжелее туники или плаща, с легкостью щеголяет в пластинчатой броне, правда получая при этом огромные штрафы к характеристикам. В больших количествах присутствуют разнообразные кольца и амулеты, что могут оказать очень хорошую помощь как в целом, так и в определенных игровых ситуациях. Любители дальнего боя тоже не останутся в накладе: пращи, луки и множество стрел помогут расправляться с врагами на любом расстоянии. Отдельного слова заслуживают и наши противники, хорошо знакомые любому игроку, кто хоть раз бывал в мирах Забытых Королевств. Орки и скелеты, что встречаются поначалу, очень быстро уступают место призракам, гулям и солдатам Культа, победить которых намного сложнее. Иногда можно повстречать големов, что безмолвно охраняют сокровища давно погибших воинов, или монструозных Оррмиров, волею случая забредших в эти проклятые края. На глубоких уровнях противниками станут дроу (темные эльфы) и личи – очень опасные враги, которых сложно победить без подготовки. На поверхности же с завидным постоянством нас будут атаковать каменные гаргульи и дракониты.

Что же касается непосредственно игрового процесса, то становится понятно, почему по третьей редакции D&D так грубо прошлись напильником. Разработчики из SSI, не мудрствуя лукаво, сделали типичный Dungeon Crawler в духе старой школы, лишь сменив вид от первого лица изометрией. Не дайте себя обмануть красивыми, вручную нарисованными пейзажами руин на поверхности, - как только мы заходим в катакомбы, Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor раскрывает себя во всей красе, ибо 80 процентов всей игры мы проведем на бесконечных, запутанных и поистине огромных подземных уровнях разрушенного города. Карта игрового мира позволяет нам ставить метки, и поверьте мне: они вам очень пригодятся, поскольку вспомнить, что было в той или иной комнате, по прошествии времени практически невозможно. Интерфейс довольно интуитивен и очень органично встроен в игру - в отличие от проектов на Infinity, где различные панели «съедали» до 20 процентов экрана. Практически все действия завязаны на контекстные меню, выпадающие по нажатию правой кнопки мыши. Как будто в противовес этому камера сделана максимально неудобно, следуя только за лидером партии. Более того, персонажи не могут далеко отходить друг от друга: команда либо движется вместе, либо все ждут одного-двух «заблудившихся». Почему так сделано – одному Dungeon Master’у известно...

Бои представлены, как было сказано выше, пошаговым обменом любезностями с противниками и являются основой всей игры. Избавившись от социальных элементов, разработчики вложили все силы в сражения, в чем несомненно преуспели. Из суматошных забегов с активной паузой в «сами знаете какой игре» боевые действия превратились в обдуманное планирование каждого хода. Любители настольных приключений наконец-то могут вздохнуть спокойно: времени подумать хватает с избытком. Вот только свой ход на последних стадиях игры придется ждать очень долго, – сражения с десятками противников будут практически рядовым явлением.

Техническую сторону также обойти невозможно. Причиной всему – баги. Воз и маленькая тележка программных ошибок будут преследовать нас на протяжении всей игры. Даже с установленным последним патчем, поправившим совсем уж критические огрехи, никуда не уйдут клоны персонажей там, где им быть не положено, «зависание» в предметах интерьера, вылеты на рабочий стол и много других мелких неприятностей, которые могут изрядно испортить впечатление.

Но даже в таком виде, с рудиментарными диалогами и урезанной ролевой системой, можно получить море удовольствия. Изумительная в художественном отношении графика с прекрасно нарисованными «задниками» и трехмерными анимированными моделями (монстры, персонажи, разрушаемое окружение и активные предметы) вызывает приятные ассоциации с Revenant, да и просто радует глаз. Сюжетная линия, хоть и линейна, отлично раскрывается благодаря шикарной литературной подаче рассказчика, а дополнительные квесты цепляют настолько, что невозможно обойти стороной ни один из них, несмотря на монотонный игровой процесс. Именно атмосфера вкупе с визуальной составляющей вытягивает Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor из пучины негатива, который обрушился на нее в момент выхода. Синдром завышенных ожиданий сыграл свою роль, но это отнюдь не повод ставить на игре крест. Напротив, в данном случае на каждый минус можно найти свой достаточно большой плюс. Если подойти ко второй части Pool of Radiance без скепсиса, то легко можно «утонуть» в этой увлекательной игре, которая не отпустит вас до самых финальных титров. Любителям же CRPG старой школы рекомендуется к ознакомлению в обязательном порядке.
Автор обзора: TekWar
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Масштабнейший изометрический партийный dungeon crawl!Просто обожаю эту игру за реалистичные подземелья эпических размеров, интересные пошаговые бои и орды нежити. Я для себя не нашел недостатков в Pool of Radiance, как купил игру в 2003, так с тех пор периодически и играю в нее. Но полностью, на 100%, прошел ее всего раз. Одна из самых моих любимых игр.
Game.exe об этой игре в 2001 году (оценка 2.8/5) " Смесь изматывающей беготни по тусклым подземельям с однообразными тактическими “боёвками” в равных долях. Депрессия во плоти, о которой вы не смели просить, а мы боялись даже подумать.Резня ради резни — не отягощенная ни философским смыслом, ни великой целью. Однако, тактическая часть PoR получилась удовлетворительной. Сносной. Ради нее, и только ради нее, можно проходить игру — если, конечно, вас не усыпят бесконечные, монотонные коридоры подземелий и орды одинаковых врагов. Зубрите хитроумные маневры, берегите магов и уповайте на Critical Hit.Вот и все веселье."

P.S Гигантский паровоз патчей длиной в целую милю уже покинул свое депо. Заплаток этих, скорее всего, будет уже не одна и не две. Да, разработчики исправят все глобальные “системные” ошибки, в том числе и те, что повреждают save’ы в случае невидимости одного из персонажей в момент сохранения. Вы в полном недоумении, почему важная дверь, открытая ранее уникальным ключиком и закрытая впоследствии по стратегическим соображениям, теперь никак не хочет отворяться? Ничего, это тоже будет исправлено… Но...
полностью прошел в свое время. На прохождение нужно в районе 100 часов, что очень много, и да, она действительно однообразна в визуальном плане. Но пошаговые бои играть очень интересно, такая пошаговая тактика, как шахматы. В игру надо играть не в запой стараясь пройти как можно быстрее, а часик-другой вечерком, чтобы насладиться действительно интересными пошаговыми боями, тогда она не будет надоедать
А из оффициальных файлов не хватает ещё "Pool of Radiance 1.1 Installer Patch", так как:
"1.4 patch does not include the 1.1 installer/uninstaller patch."
Несколько дней назад обратил внимание, что этой игры нет на сайте, и тут её добавили.
На мой взгляд, недостатков у игры всего три:
1) Встречаются серьёзные баги (но это бывает практически во всех CRPG).
2) Гигантских пауков заменили на каких-то непонятных "арраккатов".
3) Зомби и скелеты в бою ходят просто ужасно медленно, иногда можно успеть вздремнуть пока они закончат ходить, без преувеличений. К сожалению, эта медленная нежить составляет не менее 70% всех встречаемых монстров.
Я бы никогда не осилил эту игру, если бы добрые люди не сделали патч, позволяющий ускорять и замедлять игру по мере надобности, а с этим патчем - одна из моих любимейших CRPG.

Патч можно скачать на Sorcerer's Place - Sorcerer's Place - Pool of Radiance: RoMD Editors, Hacks, Trainers & Mods называется - "PoR Speed Control Utility 1.4" (там в архиве сразу патченный exe и инструкция), было бы очень неплохо выложить его здесь.