«ZORK» И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ,
ИЛИ
ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ СПОСОБОВ
ПОСЕТИТЬ ВЕЛИКУЮ ПОДЗЕМНУЮ ИМПЕРИЮ
(иллюстрированный обзор запуска «Zork I: The Great Underground Empire» на самых разных платформах)



Как известно, многие игры 1980-х годов выходили сразу на нескольких платформах – и, в силу особенностей далёких от какой бы то ни было унификации технических возможностей таковых, выглядели при этом зачастую совсем иначе на каждом из компьютеров. Лет десять назад автор этого обзора сравнивал знаменитую игру «Pirates!», запущенную на десятке разных домашних ПК, – естественно, в эмуляторах: уже чисто внешне всё выглядело местами не совсем одинаково в плане стилистики (и это ещё не говоря о звуке, об интерфейсе, о некоторых особенностях игрового процесса и др.).


Десять злобных пиратов

Однако сегодня хотелось бы поговорить вовсе не о графической, а о текстовой игре! Ибо в этом случае пусть и теряется наглядно-визуальная составляющая, зато «зоопарк» поддерживаемых устройств оказывается куда более обширным – и включает машинки не только 1980-х, но и 1970-х годов, к выводу на экран картинки вообще не приспособленных.

«Zork I» является, возможно, и не самой лучшей игрой от Infocom, но уж точно наиболее знаковой и популярной: общий её тираж достиг почти полумиллиона экземпляров, и это не считая ммногочисленных продолжений и переизданий эпохи 1990-х и 2000-х, а также выпусков в составе сборников и в качестве эталонного образца жанра Interactive Fiction, предлагаемого для бесплатного знакомства новому поколению пользователей на мобильных платформах. Ну и, соответственно, число официально поддерживаемых в исходном варианте разновидностей домашних ПК оказывается в этом случае едва ли не историческим максимумом.

Об истории создания этой игры уже рассказывалось в описании её PC-версии для сайта, а потому повторяться не стоит. Желающие познакомиться со всеми подробностями появления на свет легендарного «Zork» всегда могут обратиться к циклу статей за авторством Тима Андерсона (одного из четырёх создателей оригинальной игры) и Стю Галли, публиковавшемуся в газетках Infocom в 1985 г., а также и к весьма поучительной истории самой этой американской компании, изложенной в 2000 г. шестью студентами Массачусетского технологического института в ставшей уже классической курсовой работе.

Напомним только, что перенос оригинального «Zork» с мейнфрейма PDP-10 на «микрокомпьютеры» ознаменовался не только разбивкой исходной игры на три отдельные части (что выступило хорошим поводом чуть позднее основательно дополнить и доработать «Zork II» и «Zork III» и даже оставило задел на «Sorcerer»), но и оригинальным техническим решением этой самой задачи – реализацией программы в своего рода «виртуальной машине» (Z-Machine). Иначе говоря, для запуска любой игры на языке ZIP («Zork Implementation Language») необходимо просто использовать одинаковые во всех случаях ресурсы в созданном для каждой платформы в отдельности интерпретаторе. Что как раз и упрощало задачу по портированию – и до середины 1980-х, т. е. в эпоху, когда на рынке было представлено сразу целое множество архитектур, выглядело основательным преимуществом.

Так что рассмотрим разнообразные инкарнации «Zork в примерном хронологическом порядке появления таковых на свет.


1. PDP-11

Самой первой платформой, на которой вышел новенький «Zork I» (если, конечно, не считать DECsystem-20, выступавшей в роли собственного сервера Infocom и служившей для создания и отладки всех программ), оказался «младший брат» исходного мейнфрейма PDP-10. Называть выпущенный ещё в 1970 г. PDP-11 «персональным» будет некоторым преувеличением, – данная ЭВМ относилась к классу «мини-», а не «микрокомпьютеров», – хотя, скажем, президент Infocom Джоэль Берец мог позволить себе держать такую машинку дома в спальне.

PDP–11, с системными требованиями в лице операционной системы RT-11 и дисковода RX01, фигурировал в прайс-листах компании вплоть до ноября 1987 года, – однако, судя по всему, дискетки для этой платформы в розничную продажу не поступали и распространялись исключительно по почтовым заказам у самой Infocom. В результате тиражи исчислялись буквально несколькими десятками-сотнями экземпляров.

Зато именно один такой экземпляр и стал в ноябре 1980 г. самой первой в истории успешно купленной каким-то счастливчиком коммерческой копией знаменитой впоследствии игры. Достаточно сказать, что одно только руководство пользователя без комплектной восьмидюймовой дискеты (зато хотя бы с автографами авторов и визитной карточкой компании) было в 2008 году продано на аукционе eBay за рекордную для того времени сумму в 2348,31 долл.


То самое руководство пользователя

К счастью, покупатель поделился сканом этого самого руководства, – а вот данная версия игры 1980 года выпуска отсутствует даже в известных собраниях коллекционеров, не говоря уже о свободном доступе. И всё же – познакомиться с этой инкарнацией «Zork I» определённо можно!

Первый вариант запуска, который можно порекомендовать, – это эмулятор RT-11 для консоли Windows за авторством нашего, увы, покойного коллеги @hobot'а («Zork» формально уже входит в комплект поставки). Здесь всё относительно просто: скачиваем дистрибутив по ссылке – и запускаем rt11.exe с ключом в виде пути к файлу с игрой, взятому в кавычки (например: rt11 "D:\RT-11\ZORK_1980\dungeo.sav"). Проблема, однако, заключается в том, что в обеих папках, ZORK_1978 и ZORK_1980, находится не собственно «Zork , а вариант его прародителя под названием «Dungeon», дорабатывавшийся и распространявшийся сторонними авторами (и, соответственно, отличающийся куда большими размерами игрового мира, включавшего в себя и элементы «Zork II» и «Zork III»). Ну, зато здесь можно будет полюбоваться на текстовую псевдографику на монетах или почтовых марках – если, конечно, у вас получится до них добраться.


PDP-11 с несколькими дополнительными модулями занимала всего-то полкомнаты, а потому до статуса мейнфрейма не дотягивала. Разумеется, пользователь имел дело прежде всего с терминалом, который поставлялся и подключался отдельно (и на иллюстрации не показан)

Второй способ посложнее, зато и поаутентичнее: спасибо пользователю neozeed за соответствующую инструкцию. Для начала придётся скачать сразу несколько программ: эмулятор SIMH, образ дискетки с операционной системой RT-11 и выложенный Эндрю Плоткиным в 2023 году в свободный доступ – в составе набора изо всех прочих исходников – текстовый программный код интерпретатора языка ZIP для PDP-11.

Распаковав дистрибутив SIMH, запускаем pdp11.exe – и загружаем туда две последние программы, предварительно помещённые в ту же директорию, набирая в консоли эзотерические команды:
att rk0 rtv4_rk.dsk
att ptr pdp11.zip
boot rk


Последняя команда препровождает нас в собственно эмуляцию ОС RT-11, – далее набираем всё особо внимательно (ибо клавиша Backspace для исправления опечаток работать перестаёт)! Первым делом следует скомпилировать интерпретатор из кода:
COPY PC: ZIP.MAC
На экране появится:
Files copied:
PC: to DK:ZIP.MAC

Пишем:
COMPILE ZIP.MAC
А затем:
LINK ZIP.OBJ

Теперь нажимаем Ctrl-E для возврата из RT-11 в консоль эмулятора – и подключаем собственно игру. Интерпретатор датирован 1983 годом, так что поддерживается исключительно третье поколение ZIP! Впрочем, оно как раз и наиболее распространённое: можно как скачать из сети любую версию «Zork I» с расширением Z3 (например, с сайта того же Эндрю Плоткина), так и воспользоваться DAT-файлом из комплекта какого-нибудь DOS-издания (кроме варианта «Solid Gold» 1987 г.).
Осталось прописать в строке «sim>» название файла с игрой:
att ptr zork1.z3
c


Последняя команда возвращает нас в режим эмуляции, – теперь монтируем файл и запускаем интерпретатор:
COPY PC: ZORK1.IML
RUN ZIP


Потребуется ответить на вопросы о длине строки (выставленная по умолчанию величина в 80 символов нас вполне устраивает, жмём «ввод») и о названии файла с игрой (повторяем только что смонтированный вариант: zork1). Ну и наслаждаемся результатом!


«Zork I» в эмуляторе PDP-11 – пусть и в варианте 1982 года вместо 1980-го, но всё равно почти аутентично!

Который выглядит ожидаемо неказисто. В конце концов, это всего лишь консоль Windows, с простым серым текстом на чёрном фоне и в стандартном системном окне... Так что данный вариант запуска игры имеет на сегодня разве что историческое значение: всё-таки именно похожим образом работали на терминалах операторы ПК и пользователи эпохи 1970-х.


2. TRS-80 Model I

Вскоре после реализации первого, «самиздатовского» экземпляра «Zork I» для PDP-11 в полноценную коммерческую продажу поступила уже по-настоящему розничная версия игры – для домашнего ПК 1977 г. TRS-80 (к тому времени обзаведшегося потомками, а потому и подзаголовком «Model I») и от издателя Personal Software. Который, если говорить начистоту, подошёл к этому делу спустя рукава: развлекательный сектор на то время приносил мало дохода, а потому продвижению его на рынке практически не уделялось внимания. Обложка игры не слишком походила на её содержимое – и своей совсем неуместной агрессивностью напоминала скорее об аркадных боевиках.

В результате начиная с декабря 1980 г. и в течение последующих девяти месяцев Personal Software продала лишь около 1500 экземпляров игры для TRS-80. Впрочем, после расторжения контракта с этой компанией и превращения Infocom в полноценного самостоятельного издателя и распространителя собственной продукции данный домашний ПК никуда не делся из каталогов и прайс-листов, хотя именно «Zork I» ещё долго продавалась исключительно в магазинах сети «Radio Shack», т. е. эксклюзивная дистрибуция оставалась за создателем платформы.


«Варварский» «Zork I» 1980–81 гг. в исполнении для двух разных моделей TRS-80 – пусть и не самое редкое издание игры, но всё равно раритет и мечта коллекционера

Судя по всему, аутентичного образа дискетки с версией игры 1980 года выпуска для TRS-80 в свободном доступе тоже нет, так что снова придётся довольствоваться более поздним переизданием. Скачиваем эмулятор – например, TRS-32 за авторством Мэтью Рида. Он, правда, Shareware’ный, но бесплатной функциональности нам вполне хватит. Вот только потребуется ещё и файл ROM, и целых два образа дискет – с операционной системой и с игрой. Всё это можно взять со странички новозеландского энтузиаста Терри Стюарта – включая заодно и скан руководства пользователя к «Zork I».

Системные требования игры, кстати сказать, предельно скромны: 32 Кб ОЗУ да 5,25-дюймовый дисковод. Так что, как сказано на упомянутой выше страничке, переименовываем файл ПЗУ в model1.rom, помещаем его в папку с trs32.exe – и запускаем этот последний, смонтировав затем посредством меню образ системной дискетки в приводе №0 (не удивляйтесь, но математики и программисты почему-то начинают считать с нуля, а не с единицы, как все прочие люди), а образ с игрой – в приводе №1. Для запуска остаётся всего лишь прописать команду zork. В итоге перед нами появляется текст белым по чёрному достаточно крупным шрифтом – но зато уже со строкой статуса в верхней части экрана! При желании сохранять игру на отдельную дискету здесь и далее потребуются дополнительные манипуляции, – хотя в современных условиях вполне можно ограничиться встроенными функциями снятия «снэпшотов» в эмуляторе.


«Zork I» на самой первой модели одного из первых в мире домашних ПК – TRS-80


3. TRS-80 Model III

Третья модель всё того же TRS-80, появившаяся через три года после самой первой (в середине 1980 г.), была – в отличие от своей ориентированной на серьёзный деловой сектор рынка предшественницы Model II – более-менее совместимой с оригиналом: по официальным сведениям, на 80%. Так что совсем не удивительно, что в каталогах и Personal Software, и Infocom, и Tandy она всегда числилась отдельной платформой.

К сожалению, автору этого обзора так и не удалось найти рабочий эмулятор TRS-80 Model III, умеющий запускать оригинальные образы «Zork I» соответствующих версий, – пришлось обратиться к совсем свежему интерпретатору M4ZVM за авторством австралийского энтузиаста Шона Сейнстры. Вопреки названию, программа поддерживает не только Model 4 (для которой издания от Infocom официально не выходили), но и интересующую нас её предшественницу; доступна она бесплатно, в виде загрузочных дискет с некоторыми уже подготовленными играми. Скачиваем из них любую для нужной платформы (например, «M3ZVM 180 ztuu.dsk»), после чего при помощи утилиты TRSTools (от уже знакомого нам Мэтью Рида) заменяем исходный story.dat на файл ресурсов от «Zork I». Последний берём из какого угодно источника: к счастью, подойдут zork.dat или zork1.dat от буквально любой версии игры, включая присутствующие на дискетках для TRS-80 Release 25 1982 года выпуска или даже не совсем ясного (но вроде бы всё того же) происхождения Release 2 в формате самого первого поколения виртуальной машины, Z1. Переименовываем добытый файл в story.dat – ну и после редактирования образа запускаем его в любом эмуляторе. Правда, результат всех этих не самых простых манипуляций ожидаемо будет до боли похожим на предыдущий случай.


Древнейшая из доступных на сегодняшний день версия «Zork I» в эмуляторе TRS-80 Model III


4. Apple II

Как известно, Apple II появился в том же 1977 году, что и TRS-80, – но в силу куда большей стоимости обогнать этого конкурента (а заодно и всех прочих соперников) смог лишь спустя несколько лет, не в последнюю очередь благодаря своим многочисленным обновлённым и удешевлённым моделям, а заодно и клонам. Зато данная платформа продержалась на плаву едва ли не полтора десятилетия, – по меркам бурно развивающейся индустрии эпохи 1980-х годов это показатель уникальный.

Уже в 1981 году, когда вышла первая версия «Zork I» для Apple II, Personal Software смогла продать свыше 6000 экземпляров игры в данной её инкарнации – раза в четыре больше, чем для TRS-80. Да и после того, как спустя несколько месяцев, в конце осени Infocom сама взяла все издательские дела в собственные руки, именно эта же версия стала первой ласточкой, выпущенной в свет в новой упаковке и под новой стильной обложкой, созданной в сотрудничестве с рекламным агентством Giardini/Russel.


«Zork I» и её новорождённый наследник «Zork II» примеряют на себя новую одёжку типа «блистер»: помимо обложки и дискетки в комплекте идёт также руководство на 12 страничках

К счастью, Apple II до сих пор остаётся одной из наиболее популярных старых платформ (пусть и преимущественно в США), – так что на этот раз ни с добычей образов оригинальных носителей, ни с их запуском в эмуляторах никаких проблем не предвидится. Берём самую что ни на есть аутентичную и защищённую дискетку в формате WOZ, заглядываем при желании в руководство пользователя 1981 года выпуска (когда Infocom только для Apple II и издавала свои пока ещё немногочисленные игры) – и обращаемся к предельно простому и для разнообразия интуитивно понятному в использовании эмулятору AppleWin.


«Zork I» в одном из самых ранних своих изданий на экране Apple II

Выглядит всё крайне скромно – даже на фоне чуть более старшего варианта от TRS-80: с литерами в одном только верхнем регистре и с совмещением счётчика очков и ходов в строке статуса. Справедливости ради следует отметить, что Apple II не только удостоился наибольшего в истории числа версий «Zork I», но даже и умудрился – в лице моделей IIe (с дополнительной картой расширения) и IIc – благополучно дожить до появления на рубеже 1987–88 гг. самой последней официальной инкарнации игры – в бюджетном переиздании «Solid Gold», в маленькой папочке и с минимумом документации, зато со встроенными в игру подсказками и прочими мелкими новшествами. Системные требования за без малого восемь лет возросли только от 32 Кб ОЗУ до 128 Кб, – зато в этом случае любители «яблок» наконец-то получили в своё распоряжение полноценную строку статуса, буквы в разном регистре и 80 символов по горизонтали, пусть и в по-прежнему скромной и мрачной чёрно-белой палитре.


Основательно модернизированная версия 1987 г. для Apple II


5. Atari 400/800

Вернёмся всё же немного назад – в куда более примечательный 1982 год, который ознаменовался для Infocom переходом к «многоплатформенности» и появлением сразу нескольких новых интерпретаторов. Первым из таковых где-то в апреле стала инкарнация для домашних ПК от Atari, дебютировавших за два с лишним года до этого и уже успевших снискать немалую популярность среди пользователей. Правда, для запуска на них игр от Infocom требовался ещё и совсем не дешёвый привод для 5,25-дюймовых дискет. Позднее к 400 и 800 официально прибавились также 1200 и семейства XL и XE: разумеется, в плане запуска все эти модели ничем между собой не отличаются. Кстати сказать, для данной платформы игры от Infocom поставлялись на двух сторонах дискетки, которую требовалось переворачивать, причём «дырочка индекса» у носителей для Atari только одна, что сильно затрудняет снятие образов в современных условиях. Впрочем, неугомонные «пираты» часто не только взламывали дистрибутивы, но и совмещали обе половинки игры на одном виртуальном диске.


Комплект издания «Zork I» для Atari 400/800: помимо дискетки и уже ставшего мультиплатформенным руководства пользователя можно видеть также справочную карточку (общую для всех игр компании, но особую для каждого из поддерживаемых компьютеров), мини-каталог, регистрационную карточку – и рекламу с бланком заказов «книг подсказок»

Дискетку на этот раз можно взять не только с привычного Archive.org, но и с AtariMania, а в качестве эмулятора стоит порекомендовать проект Altirra. Картинка игры наконец-то радует нас цветами: текст отображается крупными серыми литерами на зеленоватом или синеватом фоне, что оказывается вполне себе приятно для глаз. Поддерживается даже реалистичная имитация звуковых эффектов – разумеется, не игры, а самого домашнего ПК: шум привода да щелчки нажатий клавиш. На фоне предыдущих четырёх вариантов – лепота, даже с учётом тесноватой и «совмещённой» строки статуса!


Цветной «Zork I» в эмуляторе восьмибитного семейства Atari


6. CP/M

Шестой по счёту в списке поддерживаемых появилась не аппаратная, а программная платформа: по состоянию на 1982 год знаменитая операционная система за авторством Гэри Килдалла уже не могла претендовать на монополию на рынке, но всё же оставалась де-факто стандартом для микрокомпьютеров на основе прежде всего Intel 8080/85 (и предметом зависти и подражания для всех прочих). Для запуска игр от Infocom годилась любая такая машина с не менее чем 48 Кб ОЗУ и CP/M версии 2.0 и выше, – а в качестве носителя выступила полноразмерная восьмидюймовая дискетка (т. е. диаметром более 20 см). В связи с чем издателю пришлось экстренно расширять свои узкие и элегантные «блистерные» упаковки!


Гигантская восьмидюймовая дискетка с игрой в исполнении для CP/M

Образ такой дискетки можно позаимствовать на Archive.org, – а вот в плане эмуляции, чтобы не мучиться с настройкой какой-нибудь всеми забытой экзотической аппаратной платформы и компиляцией интерпретатора из исходного кода, попробуем немного сжульничать – и воспользоваться давно представленным на нашем сайте Amstrad CPC! Даже если физические форматы носителя у него были совершенно иными, ничто не мешает смонтировать и запустить CP/M-программу, например, в эмуляторе WinCPC. Достаточно просто набрать на клавиатуре реального ПК команду |cpm – для ввода вертикальной чёрточки нажимаем сочетание Shift-[, – и игра запускается автоматически.


Строгая CP/M-версия «Zork I» отличается мелким, но чётким текстом – в кои-то веки чёрным, пусть и по серому, – а вот строки статуса на этот раз, к сожалению, не видно


7. IBM PC

В мае-июне 1982 года на свет наконец-то появился интерпретатор ZIP для нашего родного IBM PC, – правда, самые ранние известные науке экземпляры игр датированы концом июля – началом августа. Зато по состоянию на середину 2025 г. в свободном доступе представлены целых пять разновидностей «Zork I» для данного ПК, отличающиеся версиями не только «Release» (где, как правило, исправлялись замеченные «баги», а временами и добавлялись новые), но и интерпретаторов, также постепенно совершенствовавших свои навыки.


Переиздание для IBM PC 1983 года выпуска появилось уже в блистере увеличенного размера: поначалу такие использовались только для CP/M, но вскоре были унаследованы и всеми прочими платформами. Впрочем, уже в сентябре 1984 г. все игры от Infocom переехали в куда более просторные «серые коробочки»

Пожалуй, наиболее интересным вариантом для запуска оказывается самый первый, датированный августом 1982 г. и найденный практически случайно каких-то сорок два года спустя. Разумеется, из эмуляторов будем брать DOSBox в любой предпочитаемой обычно сборке, – обратите только внимание, что запуститься эта версия игры с интерпретатором, ещё не получившим никакого буквенного обозначения, сможет только на ПК с не более чем 512 Кб ОЗУ (впоследствии эти ранние экземпляры бесплатно заменялись издателем на более современные, что делает их ещё более раритетными).

В дальнейшем с PC-версиями «Zork I» использовались последовательно интерпретаторы A и B, поддерживающие уже любой объём базовой оперативной памяти, а также (в 1984 году) D, зачем-то утративший сплошное выделение строки статуса. Кстати сказать, все версии игры для IBM PC, выходившие на загрузочных дискетках, в современных условиях при запуске предлагают активировать цветной режим, в котором текст отображается светло-серым шрифтом по синему фону вместо чёрного: выходит очень даже приятно (и мельче, чем у Atari 400/800, т. е. не с сорока, а с восьмьюдесятью символами на строку).


Четыре разные PC-версии игры 1982–84 гг. с четырьмя разными интерпретаторами – и мелкими косметическими отличиями


8. NEC PC-8000

Трудно сказать, что побудило Infocom выпустить интерпретатор и линейку своих проектов именно для этого ПК родом из далёкой Японии, – однако компания наверняка успела пожалеть о таком решении: данная платформа оказалась наименее популярной из двадцати с лишним. К примеру, за весь 1984 год удалось продать только 54 экземпляра игр для NEC PC-8000, что в два раза меньше даже показателя для PDP-11 (для сравнения: у лидера в лице Apple II подобное число составило 122829), – и это считая все пятнадцать существовавших к тому времени проектов. Как минимум одной из этих самых проданных копий наверняка была и «Zork I», вот только отыскать соответствующий образ в настоящее время оказывается ожидаемо проблематично.

К счастью, в коллекции Neo Kobe обнаружился пусть и явно кастомный, со всеми частями трилогии на одной дискетке, но всё же рабочий вариант! С эмуляцией же проблем и вовсе не могло возникнуть, ибо данная платформа на нашем сайте давно присутствует, как и инструкция по использованию эмулятора М88. Кстати говоря, это тоже версия для уже знакомой нам CP/M, так что – монтируем образ, перезапускаем виртуальную машину и набираем команду zork1. Результат, впрочем, выглядит неказисто и белым по чёрному, – ну, хотя бы в разном регистре и с какой-никакой строкой статуса.


«Zork I» на NEC PC-8000 – по-прежнему на английском, а не на японском


9. NEC APC

В отличие от предыдущей платформы, NEC APC (последнее сокращение расшифровывается как «Advanced Personal Computer») выпускалась за пределами Японии, но коммерческого успеха не снискала и на сегодня остаётся, мягко говоря, малоизвестной, особенно в наших краях. Зато на этот раз Infocom действовала крайне оперативно, представив интерпретатор практически сразу после появления новых ПК – осенью 1982 г. Игры выходили на восьмидюймовых дискетках, но уже для CP/M-86 – особой разновидности ОС Гэри Килдалла, работавшей на процессорах Intel 8086.

Как можно догадаться, с эмуляцией на этот раз всё будет совсем даже непросто. А если точнее, то очень плохо: в сети удалось отыскать только дистрибутив операционной системы для NEC APC, но не образ восьмидюймовой дискеты с игрой, а что главное – никаких намёков на эмулятор или хотя бы на ROM для данного ПК также обнаружено не было. Довольствоваться той же ОС на, скажем, IBM PC было бы уже нечестно: в каталогах издателя не зря фигурировала именно аппаратная, а не программная платформа, – так что легко предположить, что 100% совместимости между различными устройствами под управлением CP/M-86 всё же не наблюдалось.


10. Osborne

И снова перед нами «обычная» CP/M, – хотя сам ПК под названием «Osborne 1» весьма примечателен уже своим, что называется, «форм-фактором»: это устройство 1981 года выпуска является, как известно, первым коммерчески успешным портативным микрокомпьютером.


«Osborne 1» в силу особенностей своей конструкции может похвастаться лишь очень маленьким экранчиком

Потратив зазря немало времени на безуспешные попытки эмуляции предыдущей платформы, нельзя не довести до победного конца хотя бы запуск «Zork I» на Osborne! Сделать это будет тоже не совсем просто. Во-первых, скачиваем эмулятор, – отдельной такой программы для данного ПК найти не удалось, так что пришлось обратиться к странному, неповоротливому и по-консольному уродливому комбайну по имени MESS. Во-вторых, создаём в папке ROMS поддиректорию OSBORNE1 – и копируем туда найденные в сети файлы ПЗУ. В-третьих, добываем образ дискетки с операционной системой, – рабочую версию именно для интересующей нас платформы пришлось отыскивать аж в Интернет-архиве. Выбираем файлик osb09_cpm_system.td0 и копируем его в какое-нибудь удобное место – например, в директорию DSK внутри всё того же MESS.


Загрузка операционной системы на «Osborne 1»

Теперь ищем собственно игру; версию для Osborne удалось обнаружить в сборном архиве на сайте британского энтузиаста Ричарда Локсли, – правда, в формате HFE. Наш MESS такое не понимает: берём HxC Floppy Emulator и конвертируем его в IMD (а затем добавляем в ту же папку DSK). Спасибо также украинскому знатоку данной платформы Александру Коваленко за подсказку по управлению MESS при помощи командной строки, – составляем себе BAT такого содержания:

mess64 osborne1 -flop1 dsk/osb09_cpm_system.td0 -flop2 dsk/zork1.imd

Помещаем его в папку MESS – и наконец-то запускаем! Результат на этот раз выглядит предельно аутентично, но всё же скромно: никакой вам строки статуса и монохромный текст – зато приятного для глаз цветного оттенка. Вот только – то ли из-за особенностей системы, то ли из-за настроек непонятного в плане использования эмулятора, но строки игры выходят за пределы видимого пространства. В качестве решения можно запустить предварительно с той же дискетки setup80 – и настроить желаемое количество символов в ряду.


«Zork I» на «Osborne 1» – с вынужденными переносами окончаний строк


11. DEC Rainbow

Название данной платформы, ставшей первой новинкой в обновлённом ассортименте Infocom 1983 года, вряд ли что-либо скажет сегодня широкому пользователю. Почему-то многим корпорациям казалось возможным и желаемым повторить успех IBM PC выпуском собственных несовместимых персональных ПК, – практически все такие модели в итоге благополучно провалились в продажах и канули в лету. Однако Rainbow 100 от опытнейшей Digital Equipment Corporation отличалась завидной всеядностью: в машине стучали аж два «сердца» одновременно, Zilog Z80 и Intel 8088, а в качестве ОС можно было использовать и особую разновидность CP/M (тоже «двухголовую» – CP/M-86/80), и MS-DOS, и различные версии Unix.

Впрочем, Infocom привычно ориентировалась на первую из этих систем. Подробную инструкцию на тему запуска интересующей нас игры на данной платформе составил знаток DEC Rainbow под псевдонимом Renaissance Dork. Потребуются прежде всего загрузочная дискета с ОС, доступная в сборном архиве, файлы ROM, а также громоздкий и тяжеловесный эмулятор по кличке MAME, причём желательно старой версии (например, 0.242). Следуем указанной инструкции, но жёсткий диск не подключаем и не форматируем: для наших целей достаточно двух виртуальных дисководов.

В первый кладём образ системной дискетки cpm86802.imd, а во втором прямо из эмулятора (меню которого совсем не очевидным образом вызывается после нажатия Scroll Lock и Tab), с последующим форматированием в CP/M-86/80, создаём пустой образ zork.rx50 (все соответствующие указания в инструкции присутствуют). А вот для манипуляций с новосозданной дискеткой потребуются сторонние утилиты: набор Cpmtools для просмотра и редактирования CP/M-дисков в среде Windows, файлик настроек для этих самых утилит с прописанными особенностями формата DEC Rainbow, ну и, разумеется, версия игры для CP/M-86/80 (к счастью, таковую удалось отыскать в виде набора файлов в недрах Archive.org). Извлекаем всё в одну папку – и копируем «Zork 1» на дискетку командами:
cpmcp -f dec_pro zork.rx50 zork1.cmd 0:zork1.cmd
cpmcp -f dec_pro zork.rx50 zork1.dat 0:zork1.dat


Возвращаем образ в MAME, запускаем эмулятор (mame rainbow -flop1 dsk/CPM86802.IMD -flop2 dsk/zork.rx50 -window) и систему, а затем zork1 с диска B:. Пожалуй, результат стоил таких усилий: текст чёткий, строка статуса – полноценная!


«Zork I» на DEC Rainbow – в экзотической операционной системе CP/M-86/80


12. Commodore 64

Что ни говори, а после зоопарка с редкими и исчезающими «животными», требующими за собой немалого ухода, приятно видеть нормальную домашнюю систему, никаких трудностей по части эмуляции не предполагающую. Поддержка Commodore 64 была анонсирована Infocom ещё в начале осени 1982 года, но после ряда откладываний появилась в итоге только в апреле 1983-го. Зато этот ПК быстро стал одним из наиболее популярных в линейке поддерживаемых устройств, причём компания Джека Трэмиела, подобно Tandy, предпочитала – в течение первых двух лет – распространять несколько наиболее знаковых игр, включая «Zork , собственными силами.


Разнообразные издания «Zork I» от Commodore отличались по своим обложкам и упаковкам от экземпляров для прочих платформ

За образом дискетки 1983 года в формате D64 далеко ходить не нужно, да и эмулятор WinVice также давно уже знаком посетителям нашего сайта. Программа умеет монтировать и запускать образы одним махом, – вот только внешний вид игры оказывается далеко не самым привлекательным. Трудно сказать, что побудило Commodore остановиться на таком варианте палитры, однако светло-бирюзовый шрифт на тёмно-бирюзовом же фоне смотрится не очень-то выразительно. Строка статуса имеется, но совмещённая (в качестве некоторого утешения уточним, что версии игр от Infocom для Commodore 64 и Atari 400/800 стоили на пять долларов меньше всех остальных).


«Zork I» 1983 года выпуска на оригинальном Commodore 64

Впрочем, как и в случае с Apple II, Commodore 64 – в отличие от многих своих соперников – успешно продержался в каталоге компании вплоть до самого её закрытия, а потому удостоился и улучшенного издания «Zork I – Solid Gold». Для запуска версии конца 1987 г., поставлявшейся уже на двух сторонах одной дискетки, обратимся для простоты и разнообразия к эмулятору CCS64. И без учёта встроенных подсказок и прочих улучшений белый шрифт на тёмно-коричневом фоне смотрится однозначно приятнее, – а вот ситуация со строкой статуса, похоже, даже ухудшилась.


Обновлённая версия «Zork I» 1987 года на чуть постаревшем, но всё ещё бодром и полном сил Commodore 64


13. TI Professional

По иронии судьбы практически сразу же после Commodore 64 собственным интерпретатором текстовых приключений от Infocom обзавелась платформа компании, которую Джек Трэмиел считал своим «личным врагом», – Texas Instruments. Правда, TI Professional, появившийся на свет в январе 1983 г., был призван конкурировать вовсе не с упомянутым домашним ПК, а с IBM PC: построенный на основе Intel 8088, он мог работать и с MS-DOS, и с разными версиями CP/M-86, но «100%-совместимым» с микрокомпьютером от «голубого гиганта» всё же не был. Так что результат предсказуем: и сама эта машина, и её переносная версия TI Portable Professional Computer продержались на рынке разве что около двух лет.

К сожалению, такая горестная судьба оборачивается ещё одним поражением и для данного обзора: ни эмулятора TI Professional, ни образов дискеты «Zork I» для этой платформы под несчастливым порядковым номером пока что отыскать не удаётся.


14. Tandy 2000

1983 год выдался для Infocom куда более скудным на новые интерпретаторы, нежели предыдущий. Правда, осенью было объявлено о поддержке ещё двух свежих платформ: DECmate II и IBM PCjr. Однако на деле первая оказалась полностью совместимой с DEC Rainbow, а вторая – с IBM PC, так что ничего обновлять и довыпускать не потребовалось (кроме документации и наклеек на обложки). Зато перед самым началом 1984 года в каталогах компании наконец-то появилась новинка: Tandy 2000 была ещё одним «не совсем совместимым» подобием уверенно завоёвывавшего рынок «взрослого» ПК от IBM. Подобные версии игр распространялись опять-таки непосредственно компанией – производителем оборудования, – увы, ни одного экземпляра «Zork I» с соответствующей маркировкой науке пока что неизвестно. Впрочем, на практике это не столь уж и печально, ибо в текстовом режиме Tandy 2000 ничем не отличалась от обычного IBM PC.


15. Kaypro II

Пожалуй, среди всех платформ на неотвратимо сдающей свои позиции CP/M Kaypro II оказалась для Infocom наиболее успешной: в течение года после появления на свет соответствующего интерпретатора удалось продать три с лишним тысячи экземпляров (считая все пятнадцать существовавших к тому времени игр). Данный ПК немного напоминал Osborne 1, представляя собой подобный же «чемоданчик» (весом, кстати сказать, 13 кг) – но с экраном уже чуть большего размера. По имеющимся сведениям, в середине 1983 г. такой компьютер стоил около полутора тысяч долларов – и расходился в количестве 10000 экземпляров в месяц.

Особого ZIP-интерпретатора для Kaypro II в репозитарии исходных кодов нет, – стало быть, её версия CP/M-80 вполне себе стандартна – и для запуска сгодится любое издание «Zork I» для данной операционной системы (например, из архива со всей трилогией с Retroarchive.org, где оно представлено в виде файлов, а не образа). Однако это вовсе не значит, что запустить всё будет проще простого! В эмуляторах типа MESS и MAME желаемого результата достичь не удалось, – поэтому пришлось обратиться к несколько кустарному Virtual Kaypro Computer за авторством Дугласа Миллера.


Издания в однотипных «серых коробочках», выходившие в 1984–1986 гг., стали наиболее привычными для многих пользователей версиями текстовых приключений от Infocom. По сравнению с более старыми «блистерами», в комплект «Zork I» добавились художественный раздел руководства пользователя и карта игрового мира: в процессе прохождения они никак задействованы не были, но всё же неплохо служили для введения в сюжет и создания нужной атмосферы

Скачиваем из файлохранилища создателя программы три файла: сам эмулятор (VirtualKaypro.jar – как можно догадаться, для запуска потребуется ещё и установленная Java!), образ системной дискетки для нужной нам модели ПК (kpii-149.logdisk в подпапке DISKS) и пустой образ для установки игры (blankddss.logdisk в той же директории – причём непременно вариант на 200 Кб, а не на 400 и др.).

Далее обращаемся к помощи уже знакомой нам утилиты Cpmtools – и копируем на добытую пустую дискетку (для наглядности переименованную в zork1.logdisk) файлы с игрой:
cpmcp -f kpii zork1.logdisk zork1.com 0:zork1.com
cpmcp -f kpii
zork1.logdisk zork1.dat 0:zork1.dat

При желании можно проверить, всё ли правильно записалось: команда cpmls -f kpii zork1.logdisk выводит на экран консоли текущее содержимое дискетки. Подкладываем получившийся образ поближе к эмулятору – и запускаем последний командой java -jar VirtualKaypro.jar 2. К счастью, в этом случае к нашим услугам – верхнее меню: монтируем в первый дисковод системную дискетку, во второй – свежесозданную игровую, перезагружаемся, переходим на B: – и запускаем игру. Текст отображается желтоватым по тёмно-зелёному: скромно и аутентично. А вот строки статуса, увы, нет. Впрочем, это дело как раз поправимое: при желании можно заменить оригинальный интерпретатор для CP/M-80 на новейший усовершенствованный вариант от Шона Сейнстры, создавшего целый парк таковых, в том числе и для CP/M 2.2@Kaypro II (файлик vezza-K2.com).


Оригинальная CP/M-версия «Zork I» 1984 года выпуска в эмуляторе Kaypro II


16. MS-DOS 2.0

Ветераны и знатоки старых игр вовсе не удивятся наличию в нашем перечне раздела «MS-DOS» наряду с «просто» IBM PC: как и в случае с CP/M, программная платформа вполне себе существовала отдельно от аппаратной. Даже странно, что появления данного интерпретатора пришлось дожидаться до марта 1984 года, хотя в дикой природе уже благополучно обитали практически аналогичные инкарнации для TI Professional и Tandy 2000. Официально Infocom советовала приобретать версию «IBM PC» для собственно одноимённого ПК и его клонов от Compaq, а версию «MS-DOS» – для всех остальных (Wang, Sanyo, Mindset, AT&T, Data General System 10 и т.д. и т.п., включая даже TI Professional, продолжавший зачем-то присутствовать в каталоге и в качестве отдельной сущности).

При этом, как ни странно, первые месяцы или даже год-полтора продажи на данной платформе были до обидного незначительными. Самые первые DOS-версии, исключительно чёрно-белые и с интерпретатором А, умевшим зато переключаться между режимами в 40 и 80 символов на строку, пока что найдены лишь для двух игр от Infocom из примерно пятнадцати (и «Zork I» в число доступных на сегодняшний день не входит).


«Zork I» в чёрно-белом исполнении для MS-DOS 2.0 в 1985 году, с интерпретатором L

В 1985 и 1986 гг. для MS-DOS появились два издания с интерпретаторами соответственно L и M2, умевшими переключаться и на цветной режим. По непонятной причине эта вполне приятная опция почти что не была задокументирована: для отображения текста на синем фоне вместо чёрного требовалось запустить игру с ключом /w, который, если верить комплектным справочным карточкам, отвечал за совсем иные функции. В любом случае уже в 1986–87 гг. «MS-DOS» благополучно вытеснил в продажах (а то и в каталогах) IBM PC и некоторые прочие чисто аппаратные платформы. А «золотое» переиздание «Zork I», отличающееся не только бюджетной упаковкой, но и встроенными подсказками, при запуске предлагало-таки активировать цветной режим (хотя строка статуса, в отличие от более ранних «загрузочных» PC-версий, при этом оставалась одноцветной).


Похорошевшее DOS-переиздание «Solid Gold» конца 1987 года


17. TI-99/4A

Домашний ПК от Texas Instruments оказался более успешным на рынке, нежели его «профессиональный» брат, – хотя первый представитель этого семейства, TI-99/4, появился на свет ещё за пять лет до того, как в начале весны 1984 г., почти сразу после MS-DOS 2.0, дебютировала линейка игр от Infocom для его наследника с индексом «A» в названии. Неудивительно, что для такого скромного компьютера, переживавшего уже далеко не первую свою молодость, системные требования были непривычно длинными и подробными: помимо базового устройства, необходимо было иметь в хозяйстве модуль расширения памяти на 32 Кб, дисковод и один из дополнительных ПЗУ-модулей – Extended Basic, Mini-Memory или Editor/Assembler.

Впрочем, на сей раз всё будет предельно просто: для TI-99/4A существуют сразу несколько вполне удобных эмуляторов, где всё это оснащение уже заранее подготовлено. Необходимо лишь обеспечить образ дискетки с игрой, – таковой, к счастью, доступен, пусть и не в оригинальном виде (в частности, обе стороны скомпонованы в один виртуальный диск и др.). Для разнообразия воспользуемся онлайн-эмулятором JS99’er: вставляем виртуальный образ и выбираем в симпатичном заглавном меню вариант «TI Extended Basic». Уж поверьте: таковой более прост в обращении, нежели Mini-Memory или Editor/Assembler, – игра загружается автоматически. Правда, и выглядит она при этом ожидаемо аскетично.


«Zork I» 1984 г. выпуска на виртуальной версии TI-99/4A


18. Commodore Plus/4

К середине 1980-х новости о добавляемых платформах постепенно исчезают со страничек «New Zork Times» (газетки Infocom, массово распространявшейся среди зарегистрированных покупателей). Лидеры индустрии определены, забытые древние системы доживают свои дни в каталогах в ожидании распродажи остатков со склада, а новинки пусть и продолжают появляться, но без особых фанфар. В том числе потому, что некоторые из них распространяются исключительно производителями компьютеров. Кстати говоря, по этой причине здесь и далее соблюсти точную хронологию уже вряд ли получится.


«Zork I» для Commodore Plus/4 выходил в стандартной «серой коробочке», но распространялся исключительно силами самой Commodore

Так, где-то в середине 1984 г. тихо и незаметно дебютировала версия интерпретатора для Commodore Plus/4 – нового ПК от CBM. Который в итоге так и не смог затмить своего предшественника Commodore 64, не будучи с ним полностью совместимым, – хотя собственным узким кругом поклонников он всё же обзавёлся. К счастью, раздобыть версию «Zork I» для данного устройства проблемы не составит, а эмулируется таковое силами всё тех же WinVice и CCS64, что и более популярная модель домашнего компьютера той же марки. Впрочем, и внешний вид игры тоже практически не изменился: вариант «светло-серый на тёмно-сером» не слишком-то предпочтительнее старого «светло-бирюзового на тёмно-бирюзовом».


На Commodore Plus/4 «Zork I» не слишком-то отличается от версии для Commodore 64


19. Macintosh

А вот появление новенького ПК от Apple уже произвело настоящий фурор! Версия для Macintosh, дебютировавшая в июне 1984-го, моментально выбилась у Infocom в лидеры продаж, – похоже, чёрно-белый домашний компьютер хорошо подходил для текстовых приключений, несмотря на полное несоответствие старомодного парсера идее графического интерфейса пользователя. В техническом плане компании тоже было чем гордиться: данный вариант ZIP отличался впервые добавленной поддержкой шрифтов, умеющих пропорционально изменять свой размер сообразно разрешению экрана.

В современных условиях версию «Zork I» для Macintosh проще найти в составе различного рода позднейших сборников, – зато запуск игры в подходящем по стилю эмуляторе Mini vMac никаких проблем не составит. В кои-то веки перед нами предстаёт вариант «белым по чёрному» – самый что ни на есть классический и удобный для чтения! Правда, строка статуса почему-то оказывается при этом не совсем полномерной.


На чёрно-белом Macintosh Plus «Zork I» смотрится на удивление элегантно и привлекательно


20. Royal Alphatronic

Если наименование данной платформы ничего вам не говорит – не волнуйтесь, вы не одиноки. Как правило, Infocom перечисляла в своём каталоге одни лишь североамериканские компьютеры, однако Royal Alphatronic PC выпускался в Западной Германии компанией Triumph-Adler (а также в Великобритании под именем Matmos). Возможно, производитель решил лицензировать у ведущего разработчика текстовых приключений как минимум несколько игр из его линейки, но вот распространял их исключительно собственными силами.

Как результат – к сожалению, в сети не удалось найти ни образов с интересующей нас игрой для данной системы, ни рабочих отдельных эмуляторов... Да и перенести файлы «Zork I» для обычной версии CP/M, которые Royal Alphatronic PC, по идее, должен воспринимать, на образ дискетки для запуска в MAME автору обзора пока что не удалось.


21. Hewlett-Packard 110/150

Ещё одна экзотическая платформа, дебютировавшая где-то в середине 1984-го. HP-150 представлял собой очередной «не 100%-совместимый» с IBM PC компьютер, работающий на основе модифицированной версии MS-DOS по имени HP-DOS 2.0, характерной «изюминкой» которого являлся сенсорный экран. Как ни странно, на этот раз в сети отыскался образ дискеты с «Zork I» в популярном некогда формате TD0, – однако никаких следов эмулятора обнаружено не было.


HP-110/150 – один из достаточно редких случаев выхода «Zork I» на 3,5-дюймовой дискетке

IBM PC того времени не умел читать и записывать носители формата на три с половиной дюйма, – да и комплектный EXE в любом случае запустится исключительно в родной среде HP-DOS. С другой стороны, файлы игры без труда извлекаются с образа, сконвертированного при помощи уже упоминавшегося выше HxC Floppy Emulator, – поэтому вполне можно пойти несколько окольным путём. А именно – запустить файл ресурсов zork.dat посредством интерпретатора для MS-DOS, позаимствованного у одной из двух игр, для которых таковой имеется в самой первой версии, примерно совпадающей по времени выхода с данным экземпляром для HP-150.


На «обычном» MS-DOS данная версия «Zork I» 1983 г. не выходила, – однако ничто не мешает запустить ресурсы игры с HP-110/150 путём подмены интерпретатора на родной DOS-овский, к тому же самой первой, исключительно чёрно-белой версии


22. TRS-80 Color Computer 2

Tandy также традиционно распространяла игры от Infocom своими силами, – однако TRS-80 Color Computer 2, она же Tandy CoCo, не имела ничего общего с однофамильцами в лице Model I или III. Основной идеей платформы было продвижение в широкие пользовательские массы дешёвого домашнего ПК, способного выводить на экран цветную графику, – понятно, что для игр от Infocom подобная постановка вопроса никаких особых преимуществ не сулила (так что соответствующий интерпретатор не зря несколько запоздал: самая первая модель такого ПК появилась на свет ещё в сентябре 1980 г.).

Зато и вторая, и третья разновидности «CoCo» остаются популярными и сегодня в более или менее узких кругах поклонников платформы, – для нас это означает отсутствие проблем с запуском «Zork I». Можно скачать последнюю версию эмулятора Vcc, а можно и просто воспользоваться встроенным в браузер эмулятором XRoar Online. В первом случае потребуется также раздобыть образ дискетки, смонтировать его в программе (предварительно загрузив модуль НГМД fd502.dll в меню картриджей) – и запустить игру командой DOS. Однако результат скорее разочаровывает: ярко-зелёный фон – это, конечно, хорошо, но даже описание первой локации умудряется здесь не влезать полностью на экран, да и регистр у литер один-единственный.


Триумф цвета, бессмысленный и беспощадный, или «Zork I» на TRS-80 Color Computer


23. Epson QX-10

Японская компания Epson, знаменитая своими матричными принтерами, в 1983 году решила попытать счастья и на рынке ПК – скорее профессиональных, нежели домашних, – с очередным по счёту устройством на основе Zilog Z80 и под управлением CP/M-80 (а точнее – совместимой с таковой собственной ОС по имени TPM II). Соответствующий интерпретатор от Infocom появился в марте 1985-го, когда было уже вроде бы ясно, что подобные затеи вряд ли способны себя окупить. Так, выйти на новой платформе успели лишь четыре игры изо всей линейки, – но, как ни странно, благодаря усилиям энтузиастов поиграть в «Zork I» на этом устройстве, в отличие от подавляющего большинства прочих CP/M-совместимых систем, проще простого. Достаточно открыть соответствующую страничку в браузере – игра запустится автоматически. Похоже, нечёткость шрифта следует относить на счёт эмулятора.


Очередная скучноватая CP/M-экзотика в лице Epson QX-10


24. Apricot

Британский компьютер ACT Apricot (он же Apricot PC) представлял собой ещё одну «не совсем совместимую» с IBM PC платформу на Intel 8086, способную работать и под MS-DOS 2.11, и под CP/M-86. Как и в ряде других подобных и достаточно поздних случаев, понять, для чего Infocom потрудилась выпустить для неё в апреле 1985 г. отдельный интерпретатор, несколько сложно: продажи если и последовали, то явно незначительные.

Как бы то ни было, «Zork I» доступна в «абрикосовом» исполнении в виде готовых файлов на одной из сборных дискет, – зато для их запуска не потребуется даже особый эмулятор! Ибо здешний интерпретатор – кстати сказать, с буквенным обозначением G: на «обычном» MS-DOS такого не было, – вполне себе работает и напрямую в DOSBox. Правда, в чёрно-белом виде: для появления цвета следует воспользоваться программным комплексом для DOS под названием APE, также представляющим собой настоящий интерпретатор, «на лету» транслирующий команды с Apricot в IBM PC.


«Zork I» на Apricot мало отличим от версий для IBM PC или MS-DOS, – разве что строка статуса выделяется здесь одним-единственным цветом, как позднее в переизданиях «Solid Gold»


25. Atari ST

Вот и пришло время не аутсайдеров, а уже настоящих героев дня – по состоянию на середину 1980-х. Atari ST присоединилась к каталогу Infocom в августе 1985 г. – и сразу продемонстрировала свои лидерские качества. Рассказывать более подробно об этой платформе не стоит, ибо совсем недавно она появилась на сайте Old-Games.ru. Так что и с эмуляцией дело обстоит совсем даже хорошо: мало какая программа для воплощения на Windows других платформ может похвастаться таким удобным и понятным интерфейсом, как Steem.

За образом дискетки заходим на AtariMania, а для запуска игры щёлкаем на виртуальном рабочем столе Atari ST по иконке zork.prg в недрах дискетки А:. Ну и – наслаждаемся вторым после Macintosh классическим вариантом чёрного текста на белом фоне!


На новом ПК марки Atari «Zork I» выглядит крайне приятно для глаз – за исключением разве что «совмещённой» строки статуса


26. Amiga

В декабре 1985 года Amiga стала одной из последних платформ с официальной поддержкой ZIP и Z-Machine. Что интересно – четвёртой по счёту с формальной привязкой к Commodore (после Commodore 64, Commodore Plus/4 и чисто маркетингового кентавра «Commodore 64 & Plus/4»; позднее, если что, появится ещё и пятая, Commodore 128, – однако только для новых игр, уже не способных запускаться на Commodore 64, так что в рассказе о «Zork I» она фигурировать не будет).

А вот в качестве эмулятора воспользуемся WinFellow – куда более простым и удобным в использовании, чем тяжёлый и неповоротливый WinUAE. С дискетки в формате ADF игра запускается автоматически – и радует нас приятным белым текстом на сизом фоне. Правда, почему-то опять-таки с сокращённой строкой статуса.


На Amiga «Zork I» смотрится вполне себе дружелюбно


Как известно, «настоящая» Infocom закрыла свои двери в мае 1989 года, просуществовав ещё несколько лет в качестве торговой марки Mediagenic/Activision. При этом её игры продолжали выходить как по отдельности, так и в сборниках. И даже – портироваться на новые платформы! Однако это уже немного другая история, не всегда официальная. Так что за бортом нашего обзора осталось целое множество систем, пусть и не фигурировавших в каталогах компании, но упоминавшихся в исходниках или обзаведшихся подходящими интерпретаторами силами энтузиастов либо позднейших обладателей авторских прав, – от BBC Acorn, Tatung Einstein и MSX до Unix, iOS и Android.

И всё же как минимум несколько таких случаев определённо заслуживают внимания!


27. Commodore 64 (tape)

Все игры от Infocom выходили на дискетах – за одним-единственным исключением. Ещё до своего закрытия компания работала над «сокращённой» версией «Zork I», дабы её можно было разместить на аудиокассете – к радости европейских пользователей, которым совсем не улыбалось тратиться на дорогущие дисководы. По слухам, выпуск был ориентирован скорее на Amstrad CPC, – однако в итоге непонятно какими путями в продаже в 1989 году появилась версия для одного только Commodore 64 – в Великобритании и в составе сборника «Zzap!64 Megatape» стоимостью в без малого десять фунтов. Правда, сегодня проще отыскать более удобный в использовании неофициальный вариант на кастомном образе дискетки, – зато «Mini-Zork» способен порадовать путешественников по Великой подземной империи белым шрифтом на сером фоне.


Формально это уже не «Zork I», но артефакт всё же интересный


28. NEC PC-9800

Средний брат упоминавшихся двадцатью так платформами выше NEC PC-8000 и NEC APC удостоился собственной версии «Zork I» только в 1991 году. Зато здесь текстовое приключение неожиданно обзавелось какой-никакой графикой – хотя бы чисто косметической, в плане декоративного оформления, – и некоторыми улучшениями по части интерфейса пользователя.

В комплекте с раздачей образа дискетки в формате HDM не зря поставляется эмулятор Anex86, – им и стоит воспользоваться. Чтобы полюбоваться хотя бы на экран заставки, – понятно, что сама игра и в переводе осталась текстовой, а потому пытаться проходить её без знания японского языка, мягко говоря, нецелесообразно. Кстати сказать, при жизни Infocom никакие её игры никуда с английского не переводились: немецкий вариант «Zork I» находился в работе в 1988–89 гг., но из стадии «беты» так и не вышел.


«Zork I» на японском языке – и с декоративно-графическими элементами оформления


29. Sega Saturn

Однако на этом японские издатели не остановились! В 1996 году одна приставка, также родом из Страны восходящего солнца, удостоилась CD-издания «Zork I», и на этот раз – полностью графического. Разумеется, формально это уже не совсем «Zork I: The Great Underground Empire», а скорее её «ремейк», – однако взглянуть на получившийся результат хотя бы одним глазком определённо стоит.

Образ CD-ROM имеется на MyAbandonware, а вот из нескольких доступных эмуляторов наилучших результатов в среде Windows 7 добиться удалось на Yabause 2016 года выпуска. После монтирования диска игра запускается автоматически, – однако перед нами снова оказывается перевод на не самый интуитивно понятный японский язык, так что нормально попутешествовать по Великой подземной империи опять-таки не получится.


Превращение «Zork I» из текстового приключения в куда более популярное в эпоху 1990-х графическое. Обильное музыкальное и звуковое оформление в формате CD Audio также прилагается, но на скриншоте незаметно


30. Windows

Ну а в завершение нельзя не упомянуть ту самую платформу, на которой мы устанавливали и запускали всё перечисленное выше множество эмуляторов! Тогда как можно ведь было просто воспользоваться особым интерпретатором – пусть и неофициальным. Например, свежей версией Windows Frotz за авторством Дэвида Киндера. Программа не только позволяет запускать любую сборку любой игры от Infocom «напрямую», но и обладает внушительным ассортиментом настроек по части стиля и величины отображаемого шрифта или оттенков текста и фона – вплоть до мимикрии под интерпретаторы для ряда других платформ и озвучивания выводимого на экран текста силами системного синтезатора речи.


Древняя версия «Zork I» на экране Windows в интерпретаторе – для тех, кто не ищет сложных и аутентичных путей в игру


Подведение каких-либо итогов наверняка будет делом исключительно субъективным. Как правило, наиболее привлекательными версиями игр и самыми любимыми и близкими из платформ навсегда остаются те, с которыми ты когда-то познакомился впервые, – и автор этого обзора, выросший, как и многие посетители нашего сайта, в эпоху IBM PC и MS-DOS, тут не исключение. Хотя, если не исходить из ностальгических соображений и судить не по «привычности», а по объективным качествам внешнего вида (и по удобству эмуляции), то, пожалуй, пальму первенства можно было бы отдать и обоим семействам ПК марки Atari, при всей несхожести 400/800 и ST. Ну а в плане чисто спортивного интереса запуска игры на экзотических платформах вне конкуренции оказываются уже DEC Rainbow и Kaypro II, с которыми пришлось разбираться не один долгий час.

Спасибо всем, кто оставался с нами до конца, – ну а если вы вдруг ещё не проходили «Zork I: The Great Underground Empire», то на самом деле путешествие в Великую подземную империю только начинается!

Автор: Uka
Дата: 22.06.2025

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей