In memory of all monsters we
have murdered for their experience points
Надпись на могиле

В большинстве игр жанра РПГ, даже если они и ориентированы на партийную игру, главный герой всегда один. С одной стороны, это объяснимо – разработчикам важно, чтобы игрок ассоциировал себя с главным героем. Но с другой, это является некоторым ограничением, мешающим игроку взглянуть на ролевой геймплей под иным углом. Разработчики из Larian Studios решили пойти на эксперимент и вместо одного главного героя предлагают сыграть за двух, которые совершенно равнозначны по ценности. При этом, однако, оба персонажа полностью противоположны и, не раздумывая, убили бы друг друга при иных обстоятельствах. Заинтересованы? РПГ-эксперимент, о котором сегодня пойдет речь, получил название Beyond Divinity…


[​IMG]


Beyond Divinity является культурным наследником предыдущей РПГ от Larian Studios - Divine Divinity. Однако сюжетную завязку для новой игры разработчики писали практически с нуля. По сюжету обоим главным героям страшно не повезло. Один из них - преданный борец со злом и силами тьмы - был пленен во время штурма на замок некроманта. Второй – вечный слуга темных сил – чем-то не угодил своему начальству, за что был изгнан из рыцарского ордена тьмы. Чтобы убить двух зайцев одним выстрелом, на обоих героев было решено наложить проклятье: отныне доблестный борец за справедливость и правое дело оковами судьбы скован с рассадником зла и горя – рыцарем смерти. Но как бы ни ненавидели друг друга два этих персонажа, извечных врага, отныне у них одна судьба на двоих, и смерть одного их напарников моментально приведет к гибели другого.


Но это еще полбеды: оба главных героя были высланы в параллельный мир под названием Немезида, где попали в заточение к не очень радушному демону Самюэлю, который вовсе не прочь познакомить роковой дуэт с различными орудиями пыток или сжечь на каком-нибудь жертвенном костре. При таких раскладах рассиживаться с кислыми лицами и горевать о своей нелегкой доле, ясное дело, некогда. Герои принимают волевое решение покинуть гостеприимную резиденцию Самюэля в кратчайшие сроки и найти путь в Ривеллон, где они надеются найти мага, которой сможет разорвать узы, связывающие душу светлого воина с душой приспешника тьмы. А теперь, внимание: спасать мир НЕ придется. Честно. Ну, если только где-то подсобить чуть-чуть.


Вообще сюжет Beyond Divinity весьма загогулист: начать хотя бы с того, что на протяжении всей игры бравой команде предстоит удирать от Самюэля и его помощников (среди которых, кстати, немало рыцарей смерти). А ближе к середине игры в дело совершенно неожиданно вмешается некий таинственный некромант – большой любитель бесплатной рабочей силы, - преследующий свои крайне загадочные и туманные цели. Любезно откланяться, отказавшись от выполнения поручений темного колдуна, не получится – некромант грозит сиюминутной расправой и еще чем похуже. Иными словами, сюжетная составляющая скучать вам вряд ли позволит.


Если честно, то откровенно радует, что авторы решили отказаться от заезженных клише и предлагают игроку более или менее свежую сюжетную линию. Оригинален и сам сеттинг: здесь нет орков-эльфов-гномов, от которых рябит в глазах в каждой второй ролевой игре. Вместо всего этого Larian Studios предлагают окунуться в миры, которые создали они сами, познакомиться с уникальными расами, узнать историю игровых вселенных. И такой подход к творчеству кажется очень правильным: авторы создают с нуля, оставляя надоевшие трафареты за рамками своего проекта.


[​IMG]
Крылатый детина в центре экрана и есть тот самый Самюэль

Помимо основных сюжетных квестовых веток, в игре множество дополнительных заданий. Второстепенные квесты также составлены не без изюминки. Многие задания имеют несколько вариантов прохождения, что не может не радовать. К примеру, выбраться из темницы Самюэля можно по-тихому, аккуратно открыв ворота и быстро выскользнув наружу мимо стражников, а можно с воинственным улюлюканьем вынести ворота вместе со стражей вон, устроив диверсию с взрывчаткой.


Задания типа “отнесите предмет А в точку Б” авторы постарались тщательно замаскировать так, чтобы вы в процессе игры не встретили NPC, которые бы с нахальной дерзостью попросили вас перебить всех бандитов в пещере во второй же диалоговой реплике. Все квесты здесь несут в себе элемент социализации, заставляют игрока вжиться в игровой мир. Квесты преподносятся в виде историй, бытовых кат-сцен или вообще скрыты или требуют межстрочного чтения диалогов. Диалоги, кстати, мало того, что написаны красиво и развернуто, так еще и пронизаны юмором. И удивляться тут особо нечему, так как за их авторство ответственна Райяна Пратчетт – дочка небезызвестного в игровой индустрии писателя Терри Пратчетта (по мотивам его замечательных книг вышли игры известной квестовой серии Discworld).


Некоторые квесты завязаны на головоломках и потребуют от вас сообразительности и смекалки. Встречаются здесь и логические задачки а-ля “волк-коза-капуста”, и головоломки на внимательность, и старые как мир задания в стиле “подбери правильную комбинацию рычагов”. В целом подобные элементы вносят приятное разнообразие в геймплей, не позволяя игроку зацикливаться на одном лишь истреблении монстров.


Всего вам предстоит посетить пять актов – глобальных локаций, каждая которых сплошь уникальна и индивидуальна. Удастся погулять как по лесным опушкам, так и по лавовым полям, посетить достопримечательности вроде кристального леса и магической академии. От акта зависит не только природа окружающего мира, но также характеры и моральные устои живущих там обитателей. Обитатели мира Немезида колоритны и индивидуальны. Разработчики постарались очеловечить их, наделить личностными характеристиками. Этот – трус, а значит вполне может сбежать в трудную минуту, этот – пьяница, и не исключено, что как следует напоив его, можно выудить ценную информацию. Встречные персонажи отказываются играть роли статичных квестовых болванов “дай-принеси”, они преследуют свои цели и проявляют себя по-разному: шутят, хитрят, откровенничают.


[​IMG]
Грибная деревня - один из самых красивых актов игры

Но самым колоритным и харизматичным персонажем, безусловно, получился рыцарь смерти. Едва ли не каждая реплика этого главного героя пронизана сарказмом или цинизмом. Приспешник тьмы нескромно комментирует действия своего напарника, высмеивая его или порицая. При этом, однако, рыцарь смерти нередко дает действительно полезные советы. Он лучше любого из окружающих разбирается в демонах, знает их сильные и слабые стороны. Также он прекрасно ориентируется в темнице Самюэля, знает расположение тайных ходов и секретных комнат. Этот персонаж проработан с поразительным тщанием, он гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, и кто знает, быть может, к концу игры вы измените свое представление о нем.


Помимо основных локаций, в игре предусмотрены так называемые BattleFields – параллельные миры, играющие роль пунктов сбыта найденных в процессе прохождения вещей, во-первых, и территорий для ускоренного набора опыта, во-вторых. Связь между основным миром и BattleFields выглядит следующим образом: в любой момент времени во время игры на основной локации вы вольны перенестись в иное измерение (для начала, правда, нужно найти специальный ключ, способный открывать межпространственные коридоры).


В ином измерении вас всегда будут ждать торговцы, готовые не только купить/продать какие-то вещи, но и дать вам простые задания на поиск какой-нибудь уникальной экипировки, а также внушительная территория, находящаяся под контролем агрессивных монстров, которые эту самую уникальную экипировку как раз и охраняют. Неоспоримый плюс параллельных миров в том, что не готовая к важному сражению в основном мире партия может без особого труда набрать необходимый опыт, а также закупиться амуницией. BattleFields, впрочем, четко отделены от основной вселенной и не несут в себе никакой сюжетной нагрузки.


Теперь что касается игровой механики. Как и в игре-прародителе, геймплей Beyond Divinity полностью протекает в реальном времени, единственный нюанс – режим паузы, во время которого вы вольны напичкать команду питательными зельями, эликсирами, переобмундироваться, а также раздать приказы. Последние (если повезет – прим. ред.) будут исполнены по возвращению в режим реального времени. Однако никакого тактического симулятора здесь нет, вы вольны лишь указать партийцам, кого атаковать/защищать и какую позицию занять. Всего вам представится возможность покомандовать партией от двух до пяти человек, так что недостатка в подчиненных не будет. Управлять партией можно целиком, а можно раздельно. Последний вариант особенно полезен при тактических комбинациях, когда жизненно необходимо ухватить какого-нибудь особо прыткого демона за пятку.


[​IMG]
Уж что-что, а визуальные эффекты в игре сделаны на совесть!

За убийство демонов разной степени прыткости, как вы, наверное, уже догадались, всем членам партии начисляются очки опыта, определенное число которых со временем принесет вашим подопечным новый уровень опыта. По достижении каждого нового уровня вам представится возможность распределить некоторое лимитированное количество бонусных очков на различные характеристики и умения.


Базовых характеристик всего шесть (сила, ловкость, интеллект, телосложение, выживаемость и скорость), но на их основании рассчитываются еще семь показателей вроде удачи или наносимого урона. Что касается умений, то их количество просто шокирует – их целых 290 (!!!). Все навыки делятся на разделы, разделы – на подразделы, подразделы состоят из групп, а уже в состав групп входят определенные умения. Чувствуете, сколько времени предстоит провести за экраном распределения очков умений? А ведь у каждого персонажа может быть не более 20 навыков, так что к распределению стоит отнестись с повышенным вниманием.


Более того, с умениями существует еще один любопытный нюанс: для того, чтобы получить возможность инвестировать очки умений в определенный навык, необходимо для начала вообще о существовании этого навыка узнать. Дело в том, что изначально вам доступны лишь самые элементарные группы навыков, остальные ветки умений нужно открывать, обучаясь у какого-нибудь наставника или учителя. В качестве гуру может выступить кто угодно, поэтому не брезгуйте диалогами с бродягами, нищими и уборщиками. За определенную сумму наставник познакомит вас с азами скоростного отступления под прикрытием щита или научит носить в одной руке двуручное (а если повезет с учителем, то и трехручное) оружие. Лишь после знакомства с навыком он появится в списке доступных для прокачки умений.


При этом не стоит забывать, что активных персонажей у вас, как минимум, двое, поэтому со специализацией каждого из партийцев лучше определиться в самом начале. Вырастить из них жизнеспособных универсалов вряд ли получится (еще раз обратите внимание на количество умений!), так что настоятельно рекомендуется расставить акценты в самом начале. Благо, обильный список скиллов позволяет создавать вполне успешные комбо-партии, вроде маг + воин или вор + рейнджер. В общем, подумать действительно есть над чем.


[​IMG]
Ровно половину предметов на экране наша команда может засунуть себе в инвентарь

Но не опытом единым. Практически из каждого поверженного врага выпадывают какие-нибудь предметы разной степени нужности. Приготовьтесь набить карманы и вещмешки колчанами, шлемами, веревками, эликсирами и продуктами. Но погружаться в грустные думы по этому поводу не стоит – в Beyond Divinity извечная проблема собирателей трофеев – переполнение инвентаря - решена с коровьим изяществом: ваш инвентарь просто бездонен. Несмотря на то, что у каждого предмета существует показатель веса, единственным штрафом за перенос стеллажа башенных щитов является лишение возможности бегать. Согласитесь, не самое строгое наказание за заветную возможность пополнить, к примеру, свою коллекцию кирас еще десятком экземпляров. Помимо прочего в параллельном мире вас всегда с распростертыми объятьями ожидают торговцы, которые вовсе не против выкупить у вас бобину канатной веревки или охапку амулетов.


К середине игры, правда, возникает другая проблема – у торговцев не хватает золота, чтобы приобрести у вас очередные полфургона фруктов. Приходится импровизировать, вываливая содержимое инвентаря на траву подле лагеря торговцев, в надежде на то, что во время вашего следующего визита сюда денег у покупателей окажется побольше. Такие вот злободневные проблемы.


Бои за опыт и материальные ценности проходят весьма динамично. Основная особенность сражений в том, что разработчики натравляют на главных героев комбинированные группы врагов. При чем комбинирование произведено настолько удачно, что волей-неволей приходится постоянно переключаться с топора на арбалет, а посох менять на набор ловушек. Также к вашим услугам обширный магический арсенал (все заклинания, к слову, являются в игре разновидностью умений, поэтому и прокачиваются так же, как и остальные навыки), вы без труда сможете обучить ваших подопечных точечным магическим ударам, заклинаниям массового поражения, а также всевозможным чарам, повышающим боевые характеристики героев или ослабляющим врагов. Стоит, однако, помнить, что враги с магией тоже дружат, так что в случае чего могут запустить пару файерболов вдогонку.


Помимо верного меча-кладенца и магических свитков в битвах с различными противниками вам может помочь интерактивное окружение. Дело в том, что в Beyond Divinity наличествует некое подобие физической модели: вы, к примеру, можете с легкостью таскать стулья, бочки и сундуки по игровым уровням. Манипуляции с окружением осуществляются очень просто: достаточно подойти к предмету поближе, щелкнуть на нем и, удерживая клавишу мыши, перетащить предмет в нужное место. Поначалу может показаться, что на практике эта способность абсолютно бесполезна, но это не так. В многочисленных подземельях с множеством комнат и коридоров с помощью различного подручного материала можно сооружать баррикады и блокировать врагов. Швырнув пару бочек в дверной проем, можно уйти от погони или обезвредить дальнобойного противника. В общем, довольно оригинальная геймплейная находка (нечто подобное мы видели разве что в NoX), которая в состоянии существенно повлиять на игровой процесс.


[​IMG]
Благодаря наличию партийцев, можно придумывать различные тактические комбинации

Увы, не все так гладко в Beyond Divinity, как хотелось бы. Игра больна одним, но очень серьезным недугом – багами. То ли разработчики поспешили с выпуском, то ли за тестирование игры отвечали какие-то неадекватные личности, но факт остается фактом – по количеству программных ошибок игра силится обогнать самого The Elder Scrolls: Daggerfall. Здесь наличествуют как крупные фатальные баги, так и программные недочеты малых калибров. Причем наличествуют они везде и всюду. Так, некоторые квесты просто отказываются выполняться: вы можете до посинения пытаться отдать NPC квестовый предмет, а он с невинным видом будет просить вас продолжать поиски. А монстры, например, не прочь провалиться сквозь стену или горный массив и погулять по ту сторону игрового мира. Есть здесь и аномально тяжелые кольца, способные перевесить полный комплект тяжелой брони, а также предметы, которые вообще не берутся в инвентарь. Иногда доходит до смешного: чем выше ваша репутация в глазах окружающих, тем выше цены у торговцев. Нельзя не упомянуть и о хроническом непослушании подчиненных в режиме паузы: подопечные зачастую просто игнорируют ваши команды и продолжают гнуть свою линию. Еще будьте готовы и к регулярным вылетам из игры при попытке заглянуть в окно распределения навыков. Ошибок настолько много, что в рамках статьи даже обо всех самых значимых упомянуть не получится.


Графика со времен Divine Divinity претерпела некоторые изменения. Отныне все игровые персонажи представлены полноценными трехмерными моделями. Модели выполнены довольно сносно, но функцией приближения лучше не пользоваться – рискуете потерять аппетит до конца дня. Да и абсолютно непонятно, зачем старые добрые спрайты, которые смотрелись просто прекрасно, были отправлены в утиль.


Зато местные локации по-прежнему являют собой рукотворные шедевры! Каждый акт обладает своим графическим стилем, к каждому подобрана своя цветовая гамма. Никуда не делась и фирменная четкость прорисовки окружения. Все сколь-нибудь значимые сооружения, детали и элементы вырисованы с завидным тщанием, глаз не отвести. Порадовали и спецэффекты: разнообразные взрывы и эффекты от заклинаний выглядят, без дураков, завораживающе. Особенно радуют глаз заклинания массового поражения – такой красочной феерии в ролевых играх не было давненько. Чуть-чуть пожурить можно разве что текстуры: некоторые из них мутноваты и выполнены в не очень высоком разрешении.


[​IMG]
Этот развал предметов на траве - результат того, что у местных торговцев нет денег, чтобы все это у вас купить

Ни в коем случае нельзя упустить из виду и музыкальное сопровождение игры. Помните те восхитительные гитарные мотивы, которые мы слышали в Divine Divinity? Так вот, здесь они наличествуют в полном объеме. Во-первых, никуда не делся главный композитор предыдущей игры Кирилл Покровский, а, во-вторых, в музыкальное сопровождение были добавлены хоровые композиции. И, несмотря на то, что с последними разработчики немного перестарались, музыкальная начинка вышла приятная. К звукам нареканий нет: мечи звенят, веревки шуршат, а мыши пищат. Пищат, кстати, весьма и весьма правдоподобно.


Если говорить об интерфейсе, то здесь была бы уместна формулировка “здоровый минимализм”. Здесь нет загораживающих треть экрана шаров/цилиндров/конусов с жизнью и маной, вместо этого наличествуют иконки персонажей-партийцев в правом верхнем углу экрана, и есть несколько небольших панелей по центру в низу. В итоге получается, что все необходимые для РПГ меню и панели вроде бы на месте, но в процессе игры совершенно не отвлекают и не мешают. Оформление игрового экрана и инвентаря тоже вполне опрятное.


***

Beyond Divinity получилась весьма и весьма конкурентоспособной изометрической РПГ. Здесь есть все необходимые составляющие для получения удовольствия от ролевой игры: небанальный сюжет, самобытная и очень развитая ролевая система, работоспособная механика партийной ролевой игры. Возможно, некоторые графические решения не совсем удались и кое-где разработчик внесли спорные изменения, но это ни в коем случае не ставит под сомнение то, что игра у Larian получилась оригинальная и интересная.

По большому счету претензия к Beyond Divinity всего одна – из-за технических недоработок и багов играть в нее зачастую просто невозможно.

by Fabricator​


Автор: Fabricator
Дата: 11.01.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей