«Через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти,
существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом,
превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим
вымерших животных».

Герберт Уэллс, «Война миров»

Хэ-файлы

Были времена, когда правительства многих стран рассматривали угрозу от инопланетного разума как вполне реальную. База Розуэлл, жалобы в суд на зеленых человечков от изнасилованных американок, кадры аутопсии несчастного гуманоида (искусственного, как оказалось). Даже отечественные журналисты после падения железного занавеса, уничтожив не один ящик портвейна, доказывали родство инопланетян и барабашки в газетах и по телевизору. Эта милая паранойя утихла как-то сама собой во второй половине девяностых, и все кинулись защищаться от террористов, а не от инопланетян. Тут либо всё наше правительство заменили инопланетные агенты, либо у журналистов закончился портвейн.

[​IMG]
Родина может спать спокойно. База Х-СОМ, затерянная в тайге, не пропустит ни одного супостата.

Икс-Команда

Но что, если бы угроза вторжения действительно существовала? Компетентные люди из Microprose уверены, что тогда была бы создана международная организация по борьбе с пришельцами — Х-СОМ. В этой игре вы должны занять пост руководителя сей организации и взять на себя тяжкое бремя освободителя Земли-матушки от агрессоров. Хотя если опустить вводный мультик, то получается, что агрессоры-то как раз земляне. Ну кто их просил летающие тарелки сбивать?

Х-СОМ уникальна тем, что в ней гармонично сочетаются два игровых режима. Условно назовем их «глобальный» и «тактический». «Глобальный режим» — это первое, что вы увидите, начав игру. Перед нашим взором весь земной шар, который можно вращать, так как он ТРЕХМЕРНЫЙ! Пусть и страшноват, условен, но для тех лет это было действительно графическое чудо. Надо выбрать место для первой базы Х-СОМ и дать ей название. В этом режиме игра протекает в реальном времени — игрок может лишь задавать скорость вращения шара.

Здесь мы будем получать сообщения о замеченных НЛО и управлять инфраструктурой базы. Разумеется, Х-СОМ создана не для того, чтобы любоваться полетами гуманоидов. Если заметите пролетающих над гнездом кукушки зеленых человечков, следует пустить по их следу истребитель. К сожалению, в воздушный бой игрок вмешивается по-минимуму. Можно лишь отдать один из приказов: преследовать, осторожно атаковать, атаковать агрессивно и т. д. Когда тарелочка ухнет на землю, объятая огнем, или сама приземлится, то здесь начнется самая интересная часть игры. На место аварии засылается самолет с десантом.

«Тактический» режим пошаговый. Игрок управляет каждым бойцом по отдельности. Когда все наши вояки потратили все свои очки действия, то ход передается пришельцам. В начале миссии расположение пришельцев нам неизвестно, так как мы видим только тот сектор, куда смотрит солдат. Стрельнуть-то можно хоть через всю карту, но есть ли там вообще хоть кто-то — это дело сперва надо разведать. Если один из наших бойцов заметит, как у него перед носом бегает пришелец, и у него не растрачены все очки хода, то он может выстрелить автоматически. То же самое справедливо и для инопланетян. Обычно задачей является полное истребление всей иноземной живности на карте.

Это всё вкратце. На самом деле игровой процесс куда глубже.

[​IMG]
Глупая тварь не знала, что воровство капусты на Земле карается смертью.


Марс атакует!

Со временем НЛО начинают и летать быстрее, и стрелять мощнее. Становится очевидно, что земляне ведут проигрышную войну. Но есть у нас одна хорошая поговорка: «Клин клином вышибают». Посещая места аварий и посадок НЛО, наши вояки тащат оттуда всё, что явно не земного происхождения. Куски летающей тарелки и даже трупы инопланетян. Ученые мужи в недрах базы Х-СОМ с энтузиазмом во всем этом копаются, и в итоге наше вооружение пополняется плазменными пушками, летающими бронекостюмами и самолетами, сделанными по принципу летающих тарелок. Процесс это долгий, и чем больше ученых мы завербуем, чем больше лабораторий построим и инопланетного добра наворуем, тем лучше.

Главное при этом не разориться. Программа Х-СОМ финансируется крупнейшими странами, и в конце каждого календарного месяца мы будем получать оценку. Если какая-то страна недовольна нами, то она снизит финансирование, а то и вовсе заключит перемирие с пришельцами и откажется вкладывать деньги в Х-СОМ. К сожалению, игра не предусматривает возможности линчевания предателей. Деньги — это один из главнейших ресурсов, так как всё наше оборудование требует трат на содержание, а персонал — жалования. Хотя позже, забив закрома трупами пришельцев и их погремушками, всё это дело можно продавать, зашибая большую прибыль. Еще один ценный ресурс — элириум-115. Это химический элемент внеземного происхождения, который служит топливом для летающих тарелок и необходим для реакций в энергетическом оружии. Единственный способ его достать — отнять у «братьев» по разуму.

Кроме периодических «случайных» аварий НЛО, нам придется участвовать в защите мирных граждан от нападений «зеленых человечков». На глобальной карте отмечены крупнейшие города мира. Присутствует на ней и Россия (по сюжету это 1999 год, так что было бы странно, если бы ее не было), которая представлена всего двумя городами — Москвой и Новосибирском. Чем авторам не угодил Питер, для меня осталось загадкой. В любой из городов может наведаться инопланетная террор-группа и начать громить дома и убивать граждан. Задача Х-СОМ: вовремя прислать десант и «замочить террористов в сортире». Бои в городах осложняются тем, что там снуют и мирные жители, которые очень любят перегородить узкий проход или детонировать мину-ловушку, предназначенную для инопланетного гада. Смерть гражданских идет в минус, но в целом она не так критична, чтобы бросать своих солдат грудью под плазму только лишь для спасения несчастного жителя Дели или Ванкувера.

Другой интересный момент — это попытки пришельцев устроить акт возмездия. Когда им надоест быть кормушкой для Х-СОМ, эти твари попробуют начать искать наши базы. В случае успеха они предпримут попытку штурма… И тогда придется кусать локти, если у базы кошмарная внутренняя планировка, а на защите почти никого нет. Бой на родной базе интересен тем, что там нежелательно усердствовать и вести себя, как слон в посудной лавке. Это, блин, не улицы Нью-Йорка, где во имя спасения его жителей можно разнести половину квартала. Если переборщить с тяжелым оружием при защите базы, то после атаки можно недосчитаться нескольких корпусов.

[​IMG]
Гордость отечественного автопрома — самолет Firestorm.

Украинец австралийцу брат и товарищ

Наши вояки, если так можно сказать, персонализированы. У каждого есть имя, фамилия (среди них часто бывают россияне и украинцы), звание и характеристики. Сила позволяет таскать тяжелое оружие без солидных штрафов к передвижению. Меткость стрельбы — и так понятно. Меткость броска — на шансы кинуть гранту ровно врагу под ноги или передать товарищу в пылу сражения обойму. Потом, когда вы поймаете живого пришельца-телепата, можно будет начать тренировать своих псиоников. Самое главное, что характеристики растут. Но не благодаря пошлым уровням и опыту, а практике. Чем больше солдат стрелял, да еще и результативно, тем метче он станет. И так далее по списку. Поэтому логично беречь ветеранов.

У игры есть и конечная цель. Оружие, оглушающее врага, изобретено вовсе не для пущей гуманности. Захват живых лидеров пришельцев даст вам исчерпывающую информацию об их цели и логове на Марсе. Последний бой состоится на красной планете, как в старом добром Doom’е.

Звук, да, немного подкачал. Музыка во время наземных операций просто-напросто раздражает. Единственная музыкальная тема, которая цепляет, так это во время воздушного боя. Зато во всех прочих отношениях звук прост и информативен. Солдаты и гражданские орут, когда умирают, пришельцы ревут или еще как-то вопят. Звук лазерного луча и выпущенной ракеты тоже никогда не перепутаешь. А в Х-СОМ порой очень важно слушать, что происходит вокруг, дабы наш солдат не получил лучом в затылок.

Графика на достойном уровне. Особенно это заметно при тактических операциях. НЛО — это не просто пустые коридоры; они набиты чужеземным, совсем не декоративным оборудованием. В магазинах городов лежат товары, в комнатах стоят кровати и шкафы. Всё детально прорисовано и узнаваемо. Даже оружие в руках солдат и инопланетян можно идентифицировать, бросив лишь один взгляд. Такая детальная прорисовка говорит о титанической работе, заслуживающей уважения. Во многих современных играх условностей куда больше.

[​IMG]
Сержант рядовому: «Товарищ Паттерсон! Почему не избавились от дешевых китайских гранат?
Рядовой: Так только что избавился, товарищ сержант!»


Чужие не пройдут!

Здесь есть атмосфера. Невозможно передать тот трепет, с которым изучается первый сбитый НЛО! А уж первый убитый пришелец! Всё покрыто мистической атмосферой, предвкушением встречи с неизведанным. Кто эти пришельцы? Что им нужно? А самое главное — где и когда они нанесут очередной удар? Даже есть возможность вскрытия тела инопланетянина вашими учеными. Практической пользы это не приносит, но добавляет игре реалистичности. Покажите мне сейчас хоть одного ученого, который бы отказался от возможности покопаться во внутренностях настоящего пришельца? Прилагается богатая база данных, именуемая UFOPEDIA, которая пополняется по мере достижений Х-СОМ в области изучения инопланетян и их кораблей.

Полная уникальность каждой игры. Да, в Х-СОМ нет четко запланированных событий. Каждый раз происходит всё по-разному. Можно даже один сейв переигрывать по несколько раз — события будут разниться. Ну а какой богатый выбор иноземной мрази на расправу, так это просто жуть! Некоторые, такие как Floater и Snakeman, будут часто попадаться в разбившихся летающих тарелках, а Ethereal'ы — наоборот, стараются не покидать Марс. Кроме того, у каждого супостата есть своя профессия — солдат, медик, навигатор, лидер и т. д.

Чуть портят впечатление различные баги. Пусть они не так часто бросаются в глаза, но атмосферу портят. Особенно есть такие, которые на корню запарывают игру и приходится возвращаться к старым сейвам. Издержки производства, блин. Ищите патчи. Нелогичность поведения противников в бою. То инопланетяне укладывают наших оперативников откуда-то из-за дальнего угла, то зачем-то подходят вплотную, потопчутся, да отходят. Ну и, если придираться к мелочам, так это танки X-COM. Они размером с горбатый «Запорожец» или «Оку». Можно только предположить, что эти танки автоматические, то есть в них никто не сидит.

В итоге я хочу сказать, что Х-СОМ — это великолепная игра! Один их немногих олдгеймов, к которому не хочется современных римейков, ибо всё, что нужно для счастья, уже есть! Если вы никогда раньше в нее не играли, но грезите ночью в лесу найти разбившийся НЛО, то должны немедленно скачать Х-СОМ и уйти в игру с головой на пару-тройку суток.

Помните — истина где-то рядом!


Автор: Мугайс
Дата: 12.03.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей