С самого начала год абсолютно не задался. Вождь соседнего племени ирокезов потребовал две тысячи золотом за право постройки поселения на его земле, из Лондона пришло сообщение о увеличении налоговой ставки (с 5 процентов аж до 13), а мои рудокопы в голодное для Плимута время собрали пожитки и отправились искать лучшую долю в какой-нибудь другой колонии…

[​IMG]
(в России игра вышла под названием Sid Meier’s Civilization IV: Колонизация)​

Романтика покорения Нового Света достаточно быстро пала под слаженными ударами маркетингового отдела Firaxis. «Civilization IV» в названии ровным счетом ничего не значит: общего у новой «колонизации» и четвертой «цивилизации» всего-ничего – движок и… все. Данное название лично я списываю на желание Сида привлечь покупателей если не славным именем *той* Колонизации, то хотя бы раскрученным брендом Civ4. Не верит Мейер в силу собственного хита середины 90-х, ох не верит. Однако отчего-то он его всё-таки возродил, пусть и в виде независимого дополнения к не самой, на мой взгляд, удачной части куда более известной серии Microprose/Firaxis, но всё же. Вообще, последние события в виде римейков Pirates!, Railroads! и, собственно, Colonization возрождают уже почти погибшую мечту: а вдруг Альфа Центавра?.. До последней в «колонизации» добраться никак не удастся. Colonization – суть младший брат Civilization – лишь на первый взгляд напоминает своего старшего родственника. Размах не тот: вместо развития человечества на протяжении нескольких тысяч лет мы занимаемся обустройством жизни поселенцев в Америке, земной шар свернут до размеров одного материка и нескольких островов, а конечной целью игры является вовсе не полет к звезде, а *всего-навсего* объявление независимости молодого государства на далеком и негостеприимном континенте.

[​IMG]

Вместе с транспортным кораблем и двумя колонистами на нем мы получаем возможность ступить на неизведанные земли Нового Света и насадить там новый мировой порядок. Одновременно тем же самым будут заняты и наши конкуренты: колонисты из трех других европейских держав. Однако никто не заставляет нас воевать с поселенцами или выжигать многочисленные вигвамы коренных жителей: как и положено Стране Больших Возможностей, Америка предоставляет нам шанс обставить конкурентов, не произведя при этом ни единого выстрела. Для начала надо усвоить простую истину: для колонии важен каждый человек, самый последний каторжник, прибывший из Европы в поисках лучшей жизни, так как в Колонизации нет абстрактных горожан, а любой житель вашей колонии может взять в руки не только рыболовную сеть или кузнечный молот, но и винтовку ополченца (были бы выполнены соответствующие условия). Очевидно, что профессиональный рыбак намного полезнее для развития экономики, ибо вырабатывает в два раза больше конечной продукции, нежели бывший вор или священник, приплывший в город атеистов. Кадры, надо сказать, попадаются самые разнообразные: в случае тесных связей с местными жителями (читай: в связи с миссионерской деятельностью в соседней индейской деревне) колония будет пополняться «бесплатными» аборигенами, принявшими христианство; если в городе обнаружится значительный переизбыток продуктов, то он будет «выменян» на простого колониста; ну а если в колонии активно влияние церкви, то европейцы сами будут рваться в Новый Свет из негостеприимной Европы ввиду религиозных гонений на местах… впрочем, процесс можно ускорить банальной «покупкой» нового поселенца.

Чем же нам придется заниматься? В первую очередь – экономикой. Укрепить финансовую мощь колонии, представленной одним поселением, достаточно сложно, однако и крупные государства едва ли выживут в этом жестоком и сложном мире. Оптимальным количеством населенных пунктов является, на мой взгляд, два-три поселения, которые будут специализироваться на различной продукции и снабжать друг друга необходимыми товарами. Кроме всего прочего, излишки производства идут на экспорт, который также требует к себе особого внимания. Цены на сырье и товары постоянно меняются, поэтому иногда требуется принять стратегически верное решение: тратить ли время и ресурсы на строительство сигарной фабрики, или же будет горазно полезнее отправлять в Европу менее ценные, но «бесплатно» добываемые в поселении табачные листья? В Старом Свете товары продаются только лишь для того, чтобы полученные деньги потратить на новых поселенцев (мне как раз не хватает опытного плотника…) или продукцию, которая по какой-то причине не производится в колонии. С одной стороны, сам процесс торговли упрощен возможностью автоматизации грузооборота, с другой стороны, не самый удачный интерфейс чинит определенные препятствия на пути создания нового торгового маршрута.

[​IMG]

В конечном счете всё сводится к бесперебойному снабжению пролетариев едой, оружием и несколькими важными с производственной точки зрения типами сырья. Собрав определенное количество абстрактного «вооружения», можно снарядить отряд ополчения (если в наличии имеются лошадиные табуны – отряд драгунов), которое есть почему-то не просит, но очень пригодится на поздних этапах игры. Собрав побольше «инструментов», можно завершить строительство нового дока или склада, от размеров которого зависит количество товаров, хранящихся в городе. Вот тут, кстати, всплывает один неприятный момент: налаженное торговое сообщение обеспечивает поселок дефицитным сырьем даже в большей мере, нежели нужно на самом деле, а излишки ценнейшего товара со временем исчезают. Портятся, должно быть. Или разворовываются. Кроме всего прочего, можно добиться расположения коренных жителей Америки, которые периодически будут на безвозмездной основе одаривать поселенцев мерами зерна и килограммами серебра. Совсем другое дело, что с возрастанием уровня сложности гостеприимство индейцев откровенно тает, и они, в конечном счете, почти наверняка возмутятся присутствию бледнолицых вблизи их деревень…

Наладив экономику и подружившись со всеми, кто не претендует на ваши территорию, можно подумать и о победе в игре. Тут имеется два пути: скучный и сложный. В первом случае мы должны банально обогнать конкурентов по очкам – тут-то и пригодится большое количество колоний и дружба с индейцами, которых можно убедить за нитку бус стереть с лица земли обнаглевших испанских поселенцев (последние, кстати, неплохо воюют против коренных жителей: «врожденная» национальная особенность). Во втором же во всех городах придется открывать газеты, назначать политических деятелей и ждать, когда массы созреют для того, чтобы объявить свою независимость от короля. В этом отчасти помогают отцы-основатели (аналоги чудес света из Цивилизации), которые, будучи привлеченными в ту или иную колонию, одаривают ее особым бонусом (к производству, скорости передвижения каравелл…). Пропагандистская деятельность не только приводит к формированию национального самосознания колонистов, но и помогает расширить границы государства (подобные функции в Цивилизации выполняет культура) и… разозлить вашего короля. Если обычно он терроризирует колонию разовыми платежами и процентными ставками (которых можно избежать, отказавшись от импорта/экспорта соответствующего товара), то узнав от советников о том, что на далеком континенте зреет восстание, он будет все чаще бросать встревоженный взгляд в направлении Запада и пополнять экспедиционные войска свежими частями.

Достигнув 50% «революционного уровня», мы получаем возможность объявить независимость и издать целый ряд законов, регламентирующих образ жизни в новом государстве. В нагрузку молодым демократиям отправляется огромный экспедиционный флот, под завязку забитый пушками, конницей и солдатами. При этом надо отметить, что «профессиональный» королевский драгун и бывший кузнец, взявший в руки мушкет и усевшийся на коня, – это две совершенно разные единицы. Поначалу наши войска откровенно уступают интервентам, но со временем воины не только набираются опыта, но и укрепляются в своем мнении о том, что независимость жизненно необходима для них. А идейный ополченец, как показывает практика, гораздо больнее бьет безыдейного, нежели тот его. Особенно если первый укрепился на возвышенности и, получив опыт, израсходовал его на навык горного стрелка…

[​IMG]

Разгромив экспедиционный корпус короля, мы получим независимость, и… всё начнется заново. Colonization не дает тех возможностей, которые имеются в Civilization, партии в нее скоротечны и наполнены большим количеством предсказуемых событий. При этом игра достаточно сложна (без ставшей уже классической внутриигровой –педии и руководства пользователя в некоторых вещах разобраться достаточно проблематично) и требует от начинающего колониста полной концентрации внимания. Однако, несмотря ни на что, новая «Колонизация» безумно увлекательна и интересна, ибо бросает игроку вызов и заставляет его мыслить. Картину дополняет приятная графика, мелодичная музыка и несколько неприятных, но не смертельных дырок в балансе. Кстати, особо хочется отметить локализацию от "1С". В то время, как все прогрессивное человечество на вполне легальной основе обладает DVD-боксами, на которых написано «PC CD», на коробках и джевелах от отечественного издателя указан тип носителя… «PC DVD». А DVD – это, сами понимаете, в два-три раза больше денежек, чем CD… воистину, идиотизм и алчность отечественных издателей не знает границ…


Автор: katarn
Дата: 01.02.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей