Версия «Harrier Attack!» для компьютеров Commodore 64 имеет кардинальные отличия от релизов для ZX Spectrum и для Amstrad CPC, несмотря на сохранение общего нарратива в игровом процессе. Это по-прежнему shoot 'em up с видом сбоку, где в идеале нам нужно разбомбить вражескую базу и вернуться на авианосец.
Начнём с графики, которая похорошела и стала более детализированной: техника и стационарные объекты имеют более угадываемые контуры, а «Харриер» получил силуэт, схожий с реальным прототипом.
Звуковое сопровождение осталось столь же условным; отличие от версии для ZX Spectrum лишь в том, что трещотки сменились шипением.
А вот геймплей стал совершенно иным. Летать теперь можно в разных направлениях, что положили в основу новой механики: нужно менять курс не только для возвращения на авианосец, но и для совершения противоракетных манёвров.
Но сторонников нанесения максимального ущерба противнику здесь ждёт неприятный сюрприз: враги постоянно возрождаются при смене экранов. То есть если вы потеряли из поля зрения затонувший катер, а через пару секунд вернулись обратно, то снова увидите это судно на плаву. Раз и навсегда можно уничтожить только постройки вражеской базы, да и то за исключением систем ПВО.
Сами враги тоже изменились кардинально, и, хотя их разновидностей стало немного больше, в поведении они стали «скучнее». Самолёты и стационарные ЗРК (которые больше похожи на радиолокационную станцию) используют одинаковый шаблон атаки — пуск ракеты. Всевозможные ДОТы и ДЗОТы, а также патрульные катера ведут огонь снарядами, которые летят строго вверх и которые можно сбить бомбами. Зенитные орудия теперь не создают «огневых завес», и от их выстрелов бесполезно уворачиваться, ведь они способны поразить самолёт игрока напрямую, то бишь являются хитсканерами. К счастью, они больше служат для антуража, чем для геймплея, но увернуться от их атак невозможно – либо повезло, либо нет. Радует только то, что попадают они примерно один раз из ста.
Изменилось и вооружение нашего самолёта. Ракеты стали неуправляемыми, и теперь их удобнее применять против наземной и надводной техники, однако использовать это оружие против авиации в разы сложнее. Кстати, вражеские ракеты теперь невозможно сбить.
Бомбы так и остались неуправляемыми, но эффективно использовать их очень сложно. Дело в том, что для точного бомбометания упреждение нужно брать гораздо большее, чем позволяет обзор, либо сбрасывать скорость, что крайне нежелательно в рамках геймплея. А потому проще лететь по прямой, периодически сбрасывая свои взрывные «подарочки», — авось и попадёт куда-нибудь. Кстати, бомбы уничтожают вражеские снаряды, а потому данный вид вооружения можно использовать как своеобразный элемент активной защиты от обстрелов вражеской ПВО.
Существенно изменилась и концепция лимита на прохождение миссии в виде показателя Fuel. Если в версиях «Harrier Attack!» для ZX Spectrum и Amstrad CPC это был своего рода таймер на выполнение задачи, то данный порт предлагает более реалистичный вариант, где нужно выбирать оптимальный режим работы двигателя для минимизации расхода топлива. К слову, разработчики советуют использовать 3/4 от его общей мощности. И по ощущениям при слишком высокой или низкой скорости полёта топливные баки действительно опустошаются гораздо быстрее.
Если же говорить об игровом процессе комплексно, то увы — несмотря на интересные нововведения, данная версия стала менее увлекательной из-за её общей переусложнённости. Да, как и раньше, здесь можно выбрать один из пяти уровней сложности, вот только они несбалансированные. «Единичка» представляет собой обучающий режим, созданный лишь для освоения управления и изучения базовых механик. Но уже «Двойка» бросает серьёзный вызов, требуя чуть ли не кошачьей сноровки. Не только вражеские снаряды начинают лететь быстрее, но и компьютер стреляет с упреждением, учитывая скорость игрока, а потому умение маневрировать становится необходимостью. Только для этого нужна очень хорошая реакция, коей автор этих строк не обладает. Ничего не имею против такого темпа игры, но дело в том, что нет золотой середины. По сути, есть только два уровня сложности: «Обучение» и «Хардкор».
Тем не менее любителям жанра порт «Harrier Attack!» на Commodore 64 я всё-таки порекомендую — хотя бы для ознакомления. Возможно, настоящие гуру жанра получат от этой игры больше удовольствия, чем я.
Начнём с графики, которая похорошела и стала более детализированной: техника и стационарные объекты имеют более угадываемые контуры, а «Харриер» получил силуэт, схожий с реальным прототипом.
Звуковое сопровождение осталось столь же условным; отличие от версии для ZX Spectrum лишь в том, что трещотки сменились шипением.
А вот геймплей стал совершенно иным. Летать теперь можно в разных направлениях, что положили в основу новой механики: нужно менять курс не только для возвращения на авианосец, но и для совершения противоракетных манёвров.
Но сторонников нанесения максимального ущерба противнику здесь ждёт неприятный сюрприз: враги постоянно возрождаются при смене экранов. То есть если вы потеряли из поля зрения затонувший катер, а через пару секунд вернулись обратно, то снова увидите это судно на плаву. Раз и навсегда можно уничтожить только постройки вражеской базы, да и то за исключением систем ПВО.
Сами враги тоже изменились кардинально, и, хотя их разновидностей стало немного больше, в поведении они стали «скучнее». Самолёты и стационарные ЗРК (которые больше похожи на радиолокационную станцию) используют одинаковый шаблон атаки — пуск ракеты. Всевозможные ДОТы и ДЗОТы, а также патрульные катера ведут огонь снарядами, которые летят строго вверх и которые можно сбить бомбами. Зенитные орудия теперь не создают «огневых завес», и от их выстрелов бесполезно уворачиваться, ведь они способны поразить самолёт игрока напрямую, то бишь являются хитсканерами. К счастью, они больше служат для антуража, чем для геймплея, но увернуться от их атак невозможно – либо повезло, либо нет. Радует только то, что попадают они примерно один раз из ста.
Изменилось и вооружение нашего самолёта. Ракеты стали неуправляемыми, и теперь их удобнее применять против наземной и надводной техники, однако использовать это оружие против авиации в разы сложнее. Кстати, вражеские ракеты теперь невозможно сбить.
Бомбы так и остались неуправляемыми, но эффективно использовать их очень сложно. Дело в том, что для точного бомбометания упреждение нужно брать гораздо большее, чем позволяет обзор, либо сбрасывать скорость, что крайне нежелательно в рамках геймплея. А потому проще лететь по прямой, периодически сбрасывая свои взрывные «подарочки», — авось и попадёт куда-нибудь. Кстати, бомбы уничтожают вражеские снаряды, а потому данный вид вооружения можно использовать как своеобразный элемент активной защиты от обстрелов вражеской ПВО.
Существенно изменилась и концепция лимита на прохождение миссии в виде показателя Fuel. Если в версиях «Harrier Attack!» для ZX Spectrum и Amstrad CPC это был своего рода таймер на выполнение задачи, то данный порт предлагает более реалистичный вариант, где нужно выбирать оптимальный режим работы двигателя для минимизации расхода топлива. К слову, разработчики советуют использовать 3/4 от его общей мощности. И по ощущениям при слишком высокой или низкой скорости полёта топливные баки действительно опустошаются гораздо быстрее.
Если же говорить об игровом процессе комплексно, то увы — несмотря на интересные нововведения, данная версия стала менее увлекательной из-за её общей переусложнённости. Да, как и раньше, здесь можно выбрать один из пяти уровней сложности, вот только они несбалансированные. «Единичка» представляет собой обучающий режим, созданный лишь для освоения управления и изучения базовых механик. Но уже «Двойка» бросает серьёзный вызов, требуя чуть ли не кошачьей сноровки. Не только вражеские снаряды начинают лететь быстрее, но и компьютер стреляет с упреждением, учитывая скорость игрока, а потому умение маневрировать становится необходимостью. Только для этого нужна очень хорошая реакция, коей автор этих строк не обладает. Ничего не имею против такого темпа игры, но дело в том, что нет золотой середины. По сути, есть только два уровня сложности: «Обучение» и «Хардкор».
Тем не менее любителям жанра порт «Harrier Attack!» на Commodore 64 я всё-таки порекомендую — хотя бы для ознакомления. Возможно, настоящие гуру жанра получат от этой игры больше удовольствия, чем я.
- Перспектива:
Вид сбоку - Техника:
Самолёты - Элемент жанра:
Shoot 'em up - Язык:
English