Нет такой профессии – «хороший человек». Нет, и всё. В офисе его обожают, он готовит кофе на всех, приносит стулья, рассказывает уморительные анекдоты и делится житейским – чрезвычайно полезным, между прочим, – опытом. В общем, все его любят: суровые слесари, забегающие на огонек бурного обеденного застолья (сосиски с сыром и апельсиновый сок прилагаются), недалекие бухгалтеры, заигравшиеся в «зуму»… а потом приходит босс и спрашивает: «слушайте, а кто-нибудь знает, чем у нас Вася занимается?» И вот так одним хорошим человеком в конторе становится меньше. Кризис всё-таки.

Spore

Солнечное затмение

[​IMG]

Пора бы и разработчикам видеоигр смириться с тем фактом, что не бывает такого жанра – «хорошая игра». Иногда попадаются «стратегии», «шутеры», даже «РПГ» порой случаются, но никак не «хорошие игры». Попытка усидеть на двух – в данном конкретном случае на гораздо большем числе – стульев не приводит ни к чему хорошему. Для начала – восторг, затем – умиление, чуть-чуть веселья и в самом конце – разочарование. Собранные в одной игре (современной, надо отметить) подходы, отвергнутые, а то и превзойденные много (очень много) лет назад, могут развлечь малое дитя, непритязательного игрока и, в принципе, кого угодно из тех товарищей, кто готов забыть об обещаниях разработчиков и играть в то, что получилось в конечном счете.

Симулятор эволюции – есть в этом что-то масштабно-эпическое, размаха то ли Мейера, то ли Мулине, вполне возможно – что обоих разом в квадрате. Тут вам и немного Populous, щепотка Command & Conquer, кусочек от чего-то вроде Elite, Civilization, Age of Empires. Всё это дико намешано, запихано на один DVD и сложено в аккуратную коробочку. Если повезет – читай: денег не жалко, – потенциальные фанаты приобретают «Галактическое издание» и получают одно из лучших коллекционных изданий современности (красочный артбук, мануал, фильм National Geographic), которое так и просится в ручки ребенка до семи лет: он наверняка оценит забавных существ в толстой, великолепно иллюстрированной книжечке, придет в восторг от ужимок своих подданных и порадуется бескровным, будто бы и ненастоящим схваткам. А нам-то с вами что делать?

Червяк червяка сожрет наверняка

[​IMG]

Начинается всё с зарождения жизни на какой-то весьма подходящей для этого знаменательного события планете. Управляя микроскопической малявкой, мы выбираем «путь» развития и стремительно наращиваем мышечную (и проч.) массу. Конечная цель этапа – отрастить ножки и выбежать на сушу. Варианта два: или вы едите других козявок, или они вас. В первом случае придется обзавестись массивными «челюстями» и гоняться за кем-нибудь поменьше, во втором – разыскать «апгрейд» ДНК, ядовитые выделения с поверхности тела. Так проще хищников отпугивать. В любом случае, всегда найдется «рыба» крупнее, которая наверняка решит вами закусить, а потому имеет смысл уделить внимание такому параметру, как «скорость». В общем, собирая различные ДНК-элементы и увеличиваясь в размерах, наш организм, в конечном счете, должен выбраться на сушу относительно жизнеспособным членом стаи.

Ведь шанс подправить свое творение пока еще есть. Этап «существо» представляет собой бесконечную беготню по суше в поисках новых видов и различных источников ДНК-элементов (последние отчего-то напоминают обглоданные скелеты крупного рогатого скота). Смысл в том, что для продвижения дальше придется взаимодействовать с другими видами. И снова нам дается два варианта: или мы их, или они нас. Первый вариант применим в том случае, если существа заранее доброжелательны по отношению к нам и не стремятся попробовать нас на зуб. В таком случае можно завести деловые знакомства – примитивнейшая, но, увы, весьма характерная для Spore мини-игра… у каждого вида имеется склонность к танцам, пению, позированию или кокетству (как вариант – разному их сочетанию), а потому для того, чтобы угодить им, придется вовремя повторять за ними их действия: заливаться приветливой трелью, отбивать чечетку или крутиться вокруг своей оси, помахивая бедрами. Всё действо – последовательное нажатие на четыре кнопки. Всё. Собрали побольше «друзей»? Ура, этап «племя».

Если «дружить» не получается или по натуре своей вы – ужасный монстр с большими зубами, то тогда вам сам бог велел: «пристройте» к морде своего существа огромную челюсть и отправляйтесь на охоту за кем угодно. Бой – увы и ах – не только не впечатляет, но скорее раздражает: лучше уж петь песни и плясать под дудку незнакомых доброжелательных гусениц, нежели усложнять свою и без того непростую жизнь таким страшным «мочиловом», которым наградили нас товарищи из Maxis.

Command & Conquer vs Age of Empires vs Elite

[​IMG]

После аркадной «клетки» и недоролевого «существа» Maxis разразилась неким тактическим подобием Age of Empires. Есть деревня, в ней имеются постройки. Доступна лишь малая их часть – новые технологии придется отбирать или выменивать у соседей. Большая часть племени бегает по округе и собирает пищу – единственный ресурс этапа, остальные хватают в руки дудочки, трещетки и трубы (каждый вид инструмента, оружия и т.п. производится в специальной уникальной хижине) и бегут ублажать соседей - очередная мини-игра: если сосед не собирается объявлять вам войну, то имеет смысл удовлетворить его… кхе-кхе… музыкальные потребности. Честно говоря, не так я себе представлял встречу двух племен каменного века.

Впрочем, даже если всё плохо, всегда можно попытаться подмаслить соседа щедрым подарком. Но в случае, когда гады без спросу тащат еду из хижины племени, приходится браться за факелы (топоры или копья) и отправляться в гости к нежеланным сожителям. Более примитивных боев нет ни в одной другой игре, хоть как-то относящейся к жанру RTS. Исход зависит, пожалуй, от выбранного оружия да амуниции – как, вы забыли? ДНК племени уже сформирована, так что отращивать клешни и большие клыки поздно, – теперь в конструкторе предлагают приодеть ваших питомцев. Выбор велик, но важнее всего характеристики предлагаемой одежды, так что по-настоящему ценных «шапок» и «штанишек» тут немного: имеет смысл запастись перед боем чем-нибудь с «+3 к здоровью» и «+2 к оружию». И дело в шляпе.

Поборов всех, переходим к «цивилизационному» этапу: по сути, то же племя, только масштаб побольше, да и взаимодействовать придется на гораздо более высоком уровне. Впрочем, примитивная дипломатия как-то совсем не впечатляет, а конечный успех зависит оттого, кто первым успеет построить десяток танков, кораблей или самолетов, – и всё. Описывать процесс захвата городов (стандартизация была известная еще в те времена, когда и стандартизировать-то было нечего: встречайте ограниченное число ячеек под различные виды зданий, типы которых можно пересчитать по пальцам) скучно, еще скучнее повторять действо десять раз подряд. Лишь подмяв под себя всю планету и став доминирующим видом, можно запустить своего соплеменника в космос и достигнуть финального этапа.

А по сути-то всё то же самое. Заменили планету на галактику, количество объектов увеличили в «разы»… ну и всё, собственно. Конца-то как такового в подобных играх и нет, слоняясь по необъятной, но, несмотря на все потуги дизайнеров – безжизненной галактике, отчего-то задумываешься о смысле жизни своего подопечного.

Сделать хотел козу…

[​IMG]

За скобками в кратком описании игровых этапов осталось множество моментов. Во-первых, Spore – это один большой редактор «всего-что-только-можно». В зависимости от стадии игры нам предстоит моделировать свое существо (отращивать перепонки между пальцами, добавлять лишнюю пару лап), конструировать постройки и всю технику (кто у нас в детстве в кубики не наигрался?) – вроде бы неплохо. Действительно, к забавному товарищу, весело отплясывающему на экране монитора, проникаешься каким-то удивительно теплым чувством – в конце концов, это ведь ты вывел его «в люди» и запустил в космос. Ты и никто другой. Но всё же очень обидно, что игра страдает синдромом «единички». Множество видов аксессуаров: один тип ресурсов (различный для разных этапов), уйма деталей для механизмов – всего один слот под данный механизм. То есть все корабли в нашем государстве бывают только такими, а танки – вот такими. И никак иначе. О какой тактике может идти речь, когда нас просто заставляют давить противника массой абсолютно одинаковых юнитов?

Приятные вещи всё же случаются. На этапе «существа» или «племени» можно увидеть летающую тарелку, внимательно изучающую окрестности, – позднее мы, возможно, найдем ее обломки на одной из планет соседней системы. Хищники охотятся на травоядных, последние бегают по поросшим некрасивой травой холмикам и кушают кусты. Идиллия! Нарушается она монструозными тварями – предками Годзиллы, – которые за один присест могут слопать половину свежеобнаруженного вида. Выбор травоядности, например, также влияет на дальнейшую судьбу вида, причем весьма радикальным образом: я и представить не мог, что из-за того, что мое племя обожает землянику, по умолчанию оно не сможет производить боевую технику. Первые города пришлось захватывать агитмашинами, которые всё же способны наносить повреждения танкам врага, но значительно меньшие, чем те им. Оно и понятно: добрым словом можно сделать гораздо меньше, чем танком и добрым словом.

И сбоку бант

[​IMG]

Но подается всё это удивительно здорово. Местами прекрасный юмор (племя «становится» цивилизацией: «Давайте придумаем «танк»! На нем можно будет ездить!» - «Ура!»; «Давайте придумаем «пирожное» - будем его кушать» - «Ууу…») приправлен симпатичной графикой. Вообще, от всего проекта веет какой-то детской простотой: сочные цвета, забавные, пусть даже и злые, монстрики на зеленой травке… Конструктор аж в двух вариантах: для девочек (украшение существ-кукол) и мальчиков (создание новой техники). Но лично я от «симулятора эволюции» ожидал чего-то большего, нежели банальный сборник мини-игр, пусть даже в великолепной обертке. В конце-то концов конструктор техники был, например, в Alpha Centauri – оцените его роль тут и там…

Лучшего подарка для ребенка, если он еще не разбирается в «дьяблах» и «дюнах», но игры уже почему-то любит, должно быть, не найти. Каждая новая партия будет радикальным образом отличаться от предыдущей, даром что «прохождение» занимает три-четыре дня – потом становится скучно и хочется начать всё заново. В лучшем случае. Самое страшное, что может случиться, – перезагрузка этапа, но это уж очень надо постараться, чтобы довести свое племя до такого упадка. А так, кажется, еще б чуть-чуть, и существо смогло бы и само жить, эволюционировать и размножаться. Без участия игрока. И зачем Maxis нужен этот самый игрок?

P.S.
Обратите внимание: скриншоты, взятые с официального сайта игры, не отражают реального положения дел, скажем, в плане интерфейсных панелей. Как это в духе современного игростроя!


Автор: katarn
Дата: 18.02.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей