У двух самых известных на просторах ПК и приставок японских видеоигр жанра survival horror никогда не было большого количества общих черт. Формально обе эти серии двигались параллельно в рамках жанра action/adventure. В одной из них традиционно преобладали элементы adventure. Последний же представитель другого знаменитого сериала, похоже, окончательно переместился в плоскость чистокровных action’ов.

Resident Evil 5.

Черная красота.

[​IMG]
Игровой процесс весьма динамичен и разнообразен.
Даже QTE-сценки не смогли его испортить. Правда-правда.

Задолго до релиза Resident Evil 5 была объявлена некими неизвестными, но страстно желавшими прославиться правозащитниками игрой с расистскими замашками. Наличие в игре целой толпы зомби с преобладающе черным цветом кожи называлось как угодно… в том числе попыткой представить Африку континентом, на котором живут одни уроды и мутанты. Всю нелепость данных обвинений легко опровергнуть самой историей серии Resident Evil, в которой львиную долю монстров представляли собой, собственно, люди со светлым цветом кожи. Бред, в общем-то.

Однако понять критиков несложно: такая красивая, зрелищная игра, как Resident Evil 5, просто не могла не привлечь толпу идиотов и бездарей, которые попытались бы погреться в лучах восходящего солнца, имя которому – графическое совершенство в исполнении кудесников из Capcom. Мир игры пугающе реалистичен: ничего подобного в серии до сих пор не было (красота отдельных игр вроде «первой трехмерной» - Code Veronica – или «последних плоских» - Zero и Remake – совсем другое дело). Модели персонажей зачастую выдерживают самую трудную проверку крупными планами, а все видеоролики - суть представление, разворачивающееся на экранах наших телевизоров (с недавнего времени – и мониторов) в реальном времени.

Ради великолепных панорам, потрясающих ракурсов, передающих весь тот жар, и пыль, и песок, и нищету, что должны, по идее, обитать по ту сторону экрана, стоило перейти с поколения Gamecube и PS2 на Xbox360 и PS3. Похоже, что времена, когда успех игре гарантировали отличный сюжет или оригинальный игровой процесс, прошли безвозвратно. Resident Evil 5 – продукт плодотворного труда талантливейших художников и аниматоров, всё остальное в этой игре – от лукавого. Простите за избитое сравнение, но относительно недавний анимационный фильм по Resident Evil действительно не идет ни в какое сравнение с RE5. И хотя за неподдельной красотой и потрясающей детализацией по-прежнему прячется тотальная неинтерактивность окружения и всеобъемлющая заскриптованность, Resident Evil 5 нельзя назвать «не резидентом». А всё потому, что если именно этот путь и выберет для себя Capcom в следующих частях сериала, то *настоящих* резидентов мы больше не увидим.

Черный вирус.

[​IMG]
Шева предпочитает что-нибудь попроще...

Для начала надо смириться с тем, что всюду, шаг в шаг, рука об руку с Крисом Редфилдом, участником событий, известных нам по классическим играм серии, шагает молодая африканка, новый эталон красоты в видеоиграх – Шева Аломар. Рутинное задание в обычном поселке превращается в кровавый кошмар, в котором наши напарники могут положиться только друг на друга. Продвигаясь по абсолютно линейному маршруту, Крис понимает, что цели в этой миссии с каждой минутой становятся всё крупнее и значимее, а на кон ставится судьба всего мира. Тут дело не обойдется без ну-очень-хорошо-известных-всем-резидентоведам-знакомых, неожиданных (нет, лучше «неожиданных») открытий и постоянных мутаций. Так и хочется раскрыть детали сюжета, вот только Capcom и без меня большой специалист по части раздачи спойлеров в трейлерах, так что лучше сами играйте в игру. Или смотрите трейлеры. Спасение мира никто не отменял.

Естественно, не без помощи Шевы. В серии Resident Evil и раньше нет-нет да попадались игры, в которых предлагалось действовать против зомби объединенным фронтом из двух персонажей, но еще никогда нам не вручали напарника сразу после вступительного ролика, дабы тот принципиально не покидал Криса. Вообще. Вопреки отдельным замечаниям игроков могу отметить, что Аломар действует вполне логично и успешно помогает бороться с неприятностями в том случае, если у вас нет второго джойстика или в комплекте с игрой вам не поставили второго игрока, с которым можно пройти игру по сплит-скрину (сети?). Шева, что логично, предпочитает не тратить патроны к мощному вооружению – у меня она так и проходила всю игру, пусть и с максимально улучшенным, но всё же самым первым, табельным пистолетом. При этом она не загоняет игрока в угол идиотскими выходками в боях с боссами, более того, успешно помогает Крису поджаривать незадачливых уродов. Кроме того, Шева без проблем лечит Редфилда, комбинирует предметы и копит патроны для своего напарника. Умничка.

Собрав тридцать бонусных эмблем, можно открыть для Шевы один из двух секретных костюмов. Охарактеризовать Аломар, одетую в столь скромный по объему материи наряд, можно разве что как «секс-бомба». Все давние и недавние эталоны красоты женских игровых моделей в сравнении с Шевой кажутся неуклюжими буратинами: Лара Крофт из Underworld дряхлеет на глазах, бойцы из Jericho стыдливо прячутся в том месте, куда была справедливо сослана сама игра, а девчонки из GTA4 ждут, когда им проведут целую серию пластических операций.

Впрочем, рассчитывать на сложные «парные» головоломки не приходится. Как таковых, загадок в игре фактически нет – не считать же за них задачки с лестницами или зеркалами? Все случаи, в которых требуется взаимодействие героев, можно пересчитать по пальцам одной руки: одновременное нажатие кнопок, подсаживание Шевы на крышу здания (лестницы нет, а ключик взять надо…) - да и всё, в общем-то. Разработчики не стали себя утруждать высасыванием из пальца логичных или нелогичных головоломок – они просто сделали прямую, по которой вполне весело и интересно топать от пяти до пятнадцати часов подряд. Естественно, не в гордом одиночестве.

Черная резня черной бензопилой.

[​IMG]
Текстов в игре уйма.
Фанаты, не проходите мимо!

Еще в Resident Evil 4 Capcom нам показала, *какими* могут быть зомби. Но всё равно как-то не по себе от того, что свежие монстры без проблем гоняют на мотоциклах, стреляют из автоматов и бросают гранаты. Особенно нехорошо становится, когда очередной зомби отказывается отбросить копыта, а вместо этого мутирует в какую-нибудь тварь, пристрелить которую удается зачастую никак не раньше того момента, когда она уже собирается захлопнуть свою пасть на шее Криса. Вот только наборчик рядовых монстров всё равно небогат: есть тут и старые знакомые, и те самые зомби с уймой разновидностей, огромные негры с большими пушками, но все эти ребята не представляют особых проблем. Даже потрошители и уроды с бензопилами – уж насколько мерзкие твари, а всё равно в качестве головной боли доставляют максимум один-два рестарта с последнего чекпоинта. Другое дело – боссы.

Похоже, что ориентируясь на массы (а это заметно по любому элементу игры), Capcom решила сделать боссов максимально проходимыми. Не называя имен, могу сказать, что проблем с этими во всех смыслах большими тварями фактически не предвидится: даже если вы в первый раз и не поняли, что под монстра надо ставить мину, а затем расстреливать какие-то уродские отростки у него на пузе, игра всё равно вежливо перебросит вас к самому началу потасовки. Чтобы, наконец, поняли.

Ну, и так во всём. Тратим на зомби дробь – из очередной твари вываливаются патроны для дробовика. Получили по лбу? Грохните обидчика - и из него выпадет травка в горшочке. Нежная забота и трогательное отношение к игроку делают честь Capcom. Зачем придумывать какого-то торговца оружием? А если фантазия не работает? Да пусть магазин будет прямо в главном меню игры, и ладно, главное - что всем удобно! Ценные предметы, собранные по ходу игры, продаются, дабы затем вырученные средства были потрачены на «аптечку», новый ствол или бронежилет. Хотя логичнее инвестировать в прокачку собственного оружия, что не только значительно повышает его капитализацию, но и опускает акции противников в красную зону.

Черная пятерка.

[​IMG]
Мерзких тварей в игре полно.
А вот страшных...

Жаль, но полное 3D и удивительная красота картинки по-прежнему предоставляют довольно малую свободу действий и передвижений. А жаль, ведь и интересных локаций (от классических лабораторий до томбрайдеровских гробниц), и примечательных ситуаций (погоня на внедорожнике, расстрел босса орбитальным спутником подобно Gears of War 2, и тому подобное) в игре великое множество. Приходится тратить время на поиск секретов и зарабатывание денег, дабы затем открыть новые режимы, костюмы и прочие интересные вещички, которые просто нельзя не открыть, учитывая стоимость приставочных версий Resident Evil 5.

Не знаю, что там учудила с локализацией игры 1С, но оригинальная версия звучит подстать тому, как она выглядит. Вообще, если бы не вторичность идеи (опробованной на игроках еще в Resident Evil 4 за вычетом Шевы) да отход от канонов серии, Resident Evil 5 можно было бы назвать отличной игрой. Она, вообще-то, таковой и является. Тут, правда, надо уточнить одну важную вещь: игра фактически перестала существовать как horror. Не слишком страшный Dead Space намного более впечатляет в плане уродцев из-за угла, нежели RE5, далекого предка которого фанаты-недотепы считают прародителем жанра. В новом Resident Evil нет места страху или сомнениям. Прямо как в одноименном фильме с Милой Йовович…

Не беда, что поиску ключей и подсказок авторы предпочли бескомпромиссные перестрелки (почему спецназ может стрелять только стоя?!), сглаженные прекрасным управлением (во всяком случае, с геймпада), а сюжетная линия, в общем-то, предсказуема и вроде бы даже знакома: Resident Evil 5 - продукт современный, продукт, которому не надо, чтобы игрок что-то себе домысливал. Всё, что надо, вам покажут во всей красе сами разработчики, а всё остальное – незначительная чепуха. Наверное.

P.S.:
На сложившуюся с сериалом ситуацию можно посмотреть под другим углом: как, по-вашему, надо было поступить Capcom? Заняться самокопированием образца 90-х, когда даже преданные фанаты-журналисты ставили Resident Evil 3 «троечку» (и «нолик» за оригинальность)? Быть может, отдать серию в чужие руки, как поступила Konami, ныне заживо погребающая сериал Silent Hill? Или всё-таки попробовать немного улучшить один из главных хитов для приставок предыдущего поколения? Как настоящий творец, который хочет продать свой товар всем вокруг, Capcom, по-моему, выбрала наиболее приемлемый вариант. А возвращение к истокам, похоже, откладывается на неопределенный срок.


Автор: katarn
Дата: 23.09.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей