Многие годы ожидания иногда проходят зря. Некоторым фанатам мало подправленной графики да нового сюжета: таким подавай современный игровой процесс и удобство при игре на приставке. Зачем-то нужны многочисленные изменения, жанровые откровения и продвижение всего мира видеоигр на целый шаг вперед. Одной игрой. Другим ничего этого не надо, и любое осовремененное решение («Фу, да тут здоровье регенерируется!») принимается в штыки. Тяжела твоя доля,

Mafia 2

Направление главного удара

[​IMG]
Порой логика хромает на обе ноги.
Вместо того, чтобы пристрелить безоружного Вито, конкурирующая организация
дождется, пока тот убьет их человека, а затем расстреляет и их самих.

В отличие от других вышедших в этом году сиквелов к знаменитым играм прошлого, Mafia 2 оказалась на перепутье общественного мнения и, к сожалению, крайне далека от первоисточника. Starcraft 2 и God of War 3 оказались на удивление консервативными и, несмотря на вопли некоторых инвалидов, порадовали общественность самим фактом своего выхода. Kane & Lynch также обрел «достойного» преемника – остается только надеяться, что серия не перерастет в трилогию: смысла в этом не вижу. Но «Мафия»… «Мафия» - не Starcraft и не God of War, она никогда никого не клонировала и ей самой очень сложно подражать. «Мафия» - продукт ручной работы, штучная вещь, уникальная и игровым процессом, и атмосферой, и… всем. Всё это в полной мере относится к «Мафии», но едва ли применимо в отношении Mafia 2. Столько лет разработки, столько трудов художников, музыкантов, а в итоге - куцый десятичасовой сингл в качестве главного блюда и… всё. Ни «свободной езды», ни мультиплеера, – ничего этого в обновленную «Мафию» не завезли, зато в закромах разработчиков уже зреет первый DLC с ворохом увлекательных миссий. Или «увлекательных» надо взять в кавычки?

Взамен Томми «мафиози поневоле» Анжело нам предлагают нового главного героя: Вито «я не люблю работать» Скалетту. Если Анжело попал в оборот дона местной семьи потому, что оказался в ненужное время в ненужном месте, а потом не сумел самостоятельно справиться с обстоятельствами, то Вито с детства мечтал о красивой жизни, но решительно ничего не хотел предпринимать для того, чтобы заработать на нее честным трудом. Пример отца-алкоголика не вдохновлял молодого человека, потому он вместе со своим другом детства Джо встал на скользкий путь грабежа и насилия. Путь этот вывел Вито прямо в руки правосудия, но ему удалось избежать тюрьмы путем вступления в вооруженные силы США с последующей отправкой в Европу: ему «повезло» попасться на краже в самый разгар высадки союзников на Сицилии. Получив ранение, Вито возвращается домой и видит, что его давний друг Джо вовсе не бедствует, а живет на широкую ногу. В собственной квартире, с собственным автомобилем и миловидной дамочкой в ванной, из крана которой горячая вода течет не по праздникам и выходным, а круглый год. «Хочешь? – говорит ему Джо. – Посмотри на меня. Делай как я».

В итоге в роли главного героя выступает аморфная личность, которую душевные терзания мучают от силы пару раз за игру. Да, он очень внимательно относится к своей семье, всегда приходит на помощь к сестре, которую избивает муж-алкоголик, готов встать на защиту чести и достоинства отца – далеко не идеального мужа и семьянина, но смятение по поводу предложения по торговле наркотиками пропадает довольно быстро – 20 тысяч на брата, как-никак. Да и убить человека ему ничего не стоит: плюнуть, кажется, и то сложнее. Семья (в общечеловеческом смысле) ему, по большому счету, не нужна: вполне достаточно денег и девок, которые за эти деньги сделают что угодно и где угодно. Богатство для Вито – самоцель, никаких идей вроде того, что он будет делать, когда скопит прилично деньжат, у него нет. Живет сегодняшним днем и в каком-то смысле прав: быть может, завтра он словит пулю и будет корчиться в предсмертной агонии на столе в прихожей у доктора Эль Греко. Но главная отличительная черта Вито – его непроходимая, всепоглощающая житейская тупость. Жизнь его ничему не учит, и, ввязываясь в очередную аферу, он не понимает, что последствия будут серьезнее, чем кажется на первый взгляд, а завтра будет намного хуже, чем вчера.

Трагедия ошибок

[​IMG]
В игре огромное количество скриптовых роликов, но многим не хватает...
действия, что ли...

Неудивительно, что такой типаж не пришелся по вкусу многим рецензентам – кто же захочет играть за недалекого негодяя, который не умеет толком расставлять акценты в своей жалкой жизни. Недалеко от него ушел и другой главный герой (пусть и не игровой персонаж) – Джо Барбаро. Простой как две копейки, Джо ценит друзей, любит выпить, обожает женщин и приветствует дешевые эффекты. Хотя он кажется откровенным балбесом, именно Джо затягивает Вито на самое дно трясины, в которой сам бултыхается с тех пор, как Скалетта «ушел» в армию. Желание оказаться поближе к сильным мира мафиозных кланов ослепило простых «шестерок»: незамысловатые характеры двух закадычных друзей придают душераздирающей развязке игры еще более трагичный оттенок.

Потрясающих сюжетных фортелей, которыми в свое время покорила «Мафия», в сиквеле от силы 1-2 штуки. Самая главная беда игры – вовсе не отсутствие огромного количества побочных заданий или невозможности «чем-нибудь» заниматься в городе в свободное от разбоя время. Самая главная ошибка – характеры персонажей, которым при всем желании сопереживать не хочется. Если продолжать перечисление отличий от оригинала со знаком «минус», раз уж речь зашла о них, то вспомнить можно многое. Так, например, водитель автомобиля разучился вести огонь из окна: за всю игру нам ни разу (!) не дадут пострелять вдогонку удирающим конкурентам. Регенерация здоровья превратила перестрелки в продолжительные посиделки за укрытиями. Посидел, отдохнул, выждал момент – выстрелил. Так повторить 10-15 раз - и можно идти в следующую комнату. От «Gears of War»-подобной системы укрытий (пусть выдумала ее не Epic, но популяризировала – именно она) еще никто не умирал, но когда ее пихают во все игры почти всех жанров – Gears of War 2, Grand Theft Auto 4, Mass Effect 2 – поневоле ловишь себя на мысли, что, наверное, уже хватит с меня этого… При этом товарищи по оружию борозды не портят: видимо, не найдя решения для вопроса тысячелетия (как сделать умного напарника, да так, чтоб он не мешал игроку своими смертями), авторы банально решили сделать их бессмертными.

Вспоминая первую «Мафию», сам не желая того, сравниваю неудачные элементы игрового процесса: я не против регенерации и укрытий, но если можно отсидеться за клумбой и практически восстановить всю полоску «жизни» (сила целебного «эффекта» зависит от выбранного уровня сложности) – в чем интерес самих перестрелок (шальные выстрелы из дробовика с расстояния метров в 100 прямо в голову Вито, отсылающие игрока сразу на последний чекпоинт, в расчет не берем)? Конечно, неправы те, кто пытается сравнить новую «Мафию» с GTA, но раз уже чехи целенаправленно ограничили жанр банальным TPS’ом плюс скучнейшими разъездами по городу, то, может, стоило облагородить хотя бы то, что есть?

Красочные будни

[​IMG]
Хотя в игре есть элементы stealth, если не просят - лучше с ними не заморачиваться.

Задания в памяти не откладываются: разработчики почти в каждую главу вставили по паре-тройке драк, по несколько поездок из одного конца города в другой и обязательный ритуал одевания персонажа в начале каждого «рабочего» дня. Хотя я ничего не имею против «рукопашки», где две клавиши отвечают за удары, а пробел – за уворот от них, мне не совсем понятны причины, по которым эта «мини-игра» проникла в каждое второе задание Вито и Джо. Да и разъезды со скоростью 40 миль/час абсолютно не вдохновляют. Хотя…

Эмпайр-Бэй выглядит просто потрясающе. Разработчики провели грандиозную по объему работу и воссоздали настоящий Нью-Йорк из фильмов о гангстерах начала-середины прошлого века. Наверное, я не смогу назвать ни одного запомнившегося и понравившегося задания из игры, но этот город стоит того, чтобы его увидеть. Пусть на его улицах не кипит псевдореализм из GTA4, а банально бродят болванчики в костюмах да полиция наматывает круги по районам, поджидая невидимых нарушителей правил дорожного движения, – в городе, где их нарушает только Вито!, – Эмпайр-Бэй – это просто декорация, огромный и красивый задник, на фоне которого происходит не слишком увлекательное по меркам серии, но весьма интересное на фоне конкурентов по жанру или тематике (вроде Godfather 2) действо. Несомненным достоинством игры можно считать тот факт, что теперь полицию довольно легко сбросить с «хвоста» (что вполне логично – нельзя же преследовать авто, которое не видишь, а экстрасенсов в копы в Эмпайр-Бэй не берут), однако копы могут объявить авто в розыск либо разослать ориентировки на Вито по всем постам. Справиться с этой напастью довольно просто: достаточно перекрасить автомобиль, сменить номера и прикупить новый костюмчик, правда, разработчики не стали делать из магазина одежды супермаркет, и выбор, мягко говоря, невелик.

Графика Mafia 2 позволяет разработчикам создавать потрясающие ночные грозы, великолепные заснеженные дороги и практически гениальную сцену возвращения сына с войны (под мою любимую музыку, оттого она мне настолько и понравилась). При этом за время, что Вито проведет за решеткой, произойдет много нового, город изменится, по улицам начнут ездить новые модели автомобилей, а по тротуарам застучат каблуки модных босоножек 50-х годов. Уровню графики соответствуют и модели автомобилей, которые отлично деформируются, царапаются, разрушаются и взрываются. И, между прочим, весьма реалистично ведут себя на дороге. Всё это приправлено великолепным саундтреком, разбавленным известнейшими мелодиями 40-х и 50-х годов. При той любви, с какой прорисована каждая деталь в очередном помещении, каждая травинка на газоне под окнами Вито, каждая линия в этом удивительно красивом мире, очень странно и непонятно, как сюжет и игровой процесс докатились до самоцитирования и пребывания в оценочной зоне «посредственно – удовлетворительно».

За всё придется платить

[​IMG]
Виды живописного города не успевают надоесть - ими любуешься вплоть до финальных титров.
Конкретно на данном скриншоте - великолепный дождь, который в статике, правда,
смотрится не столь эффектно.

Увы, собирать развороты «плейбоев», разбросанных по всему городу, или искать плакаты иногда интереснее, чем бить морду зарвавшемуся ирландцу. Действительно классные эпизоды разбавляются серыми миссиями, которые, правда, в любом случае вносят свой вклад в развитие сюжета и поддержание атмосферы игры; ощущения подсказывают: хороших перестрелок маловато, возни с перегоном тачек из одного угла города в другой – слишком много. В чем-то они ошиблись, что-то пошло не так: великолепно воссозданная атмосфера 40-х - 50-х годов прошлого века пропадает впустую. Где-то в безликих перестрелках на стройке, или на складе очередного завода, или в китайском ресторане. Игру плохой не назовешь, но до статуса «отличной» ей крайне далеко. Если личность Вито стерпеть можно, то обыденность его бытия иногда надоедает. Что ж, разбиваем время прохождения на примерно равные части по 3-4 часа и получаем 2-3 вечера. Удовольствия или пыток – это уже зависит от вкуса. Но рискну предположить, что после «Мафии» именно Mafia 2 занимает второе место в топе лучших TPS, посвященных гангстерам первой половины - середины прошлого века. Остальные конкурсанты выбыли из борьбы ввиду еще более ужасных недостатков, нежели у долгожданной, красивейшей и отчасти разочаровывающей Mafia 2.

P.S.:

Вполне приличная отечественная локализация – не более чем приятный бонус для тех, кто приобретет официальную Steam’овскую версию, потому как оригинальные голоса ничем не хуже, да и актеры не столь узнаваемы, как в случае с русской версией.


Автор: katarn
Дата: 01.09.2010

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей