Сталинградская кампания, пожалуй, является самым известным моментом в Великой Отечественной войне. Не только из-за того, что в ней была уничтожена 6 армия Паулюса, но и из-за операций различной сложности. Перед советскими и немецкими генералами стояли разные задачи, от захвата городов на реках до окружения огромных соединений, отрезая им пути снабжения.

Поэтому не удивительно, что в 2011 году хорватская студия 2x2 Games (да, они действительно так называются!) выпустила игру Unity of Command: Stalingrad Campaign.


На первый взгляд UoC кажется казуальной версией Panzer General. Или компьютерной адаптацией стратегии с механикой «Hex & Counter». Гексагональное поле, ряд различных войск, отличающихся внешним видом и значениями семи параметров: атака, защита, очки передвижения. Четвёртый параметр – это броня, используемая только моторизованными, механизированными и танковыми соединениями. Пятый – сила, знакомая всем по PG и другим популярным варгеймам. Шестым является опыт, и под конец у войск могут быть специальные части, называемые на английском «Specialist step». Они усиливают подразделение и дают ему особые свойства. Например, НКВД не позволяет войску отступать из-за полученных потерь.


Однако после пары сценариев или тренировочного сценария возникают нюансы. Причём они возникают чуть ли не плотной стеной, за которую легко перелезть. Это погода, снабжение, ландшафт, вышеупомянутые параметры войск и местная математика боёв (она расписана в руководстве к игре). Все эти вещи здесь настолько взаимосвязаны и так вплетены в геймплей, что из-за них можно легко проиграть в самой, казалось бы, выигрышной ситуации. Однако - благо это пошаговая стратегия - здесь ничто не мешает учесть детали и сделать нужный ход спустя какое-то время.

Как обзор важен во многих варгеймах (напр. Battle Academy), так снабжение важно здесь. Без снабжения войска не могут сражаться. Из-за этого в UoC наиболее популярна тактика окружения. Но мало просто окружить. Нужно, чтобы окружение продлилось хотя бы на два хода. Иначе окруженцы не ослабнут, а без снабжения могут остаться уже ваши войска. Механика снабжения войск тут проста и неказиста. У каждой стороны есть свои источники снабжения, которые обычно расположены на краю карты. От источника на несколько гексов протягивается снабжение. Реки, леса и болота ослабляют это снабжение. Если к источнику ведёт дорога, то снабжение ведётся уже по этой дороге и далее. Таким образом, захват дорог в некоторых сценариях - например, в операции «Эдельвейс» - является очень важной задачей. А перекрытие, даже пересечение врагом дорог может обескровить большую армию, засевшую в городе.


Потому что в игре есть такое понятие, как «линия фронта». Она меняется в зависимости от действий войск. Если войска вторгаются на территорию противника, то меняется и линия фронта. Таким образом, в некоторых операциях иногда достаточно даже не вступать в бой, а просто захватить часть территории, чтобы ухудшить снабжение у противника.

Город-герой

«Разгром фашистских войск под Сталинградом имел всемирно-историческое значение. Победа на Волге положила начало коренному перелому как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны. Советские войска прочно овладели стратегической инициативой в войне и не выпускали её из своих рук вплоть до победоносного завершения войны.»

- из книги «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы», год издания 1985.

UoC изначально охватывает Сталинградскую кампанию, потому что к игре ещё существуют два DLC. Кампании сторон начинаются в разное время. Немцы, а также румыны, венгры и даже итальянцы начинают своё продвижение в мае 1942-го под Харьковом для подготовки к операции «Блау». Советские войска начинают свою кампанию уже под Сталинградом в ноябре того же года (операция «Уран»).


Сценарии – это, пожалуй, главное достоинство игры. Потому что в сценариях чувствуется игровая механика. К тому же каждый сценарий представляет собой ту или иную операцию, и игрок может её легко решить, если он знаком с историей. Хотя в игре есть немало подсказок, вроде советов от командования и изначального местоположения войск. Пускай суть сценария обычно сводится к знакомой по Panzer General «захватить позиции в срок». Также от старой серии UoC получила и три типа победы: просто победа, полная победа и блестящая победа (Victory, Decisive Victory и Brilliant Victory).


Добавьте ещё ко всему этому две вещи. Первое – это редактор сценариев. Второе – это приличное количество дополнительных возможностей: можно распустить слабое подразделение, использовать бомбардировщики, партизанские движения, строить и взрывать мосты (мосты в UoC – это самая важная часть игры, ибо реки здесь дают большое оборонительное преимущество и затрудняют снабжение) и так далее.

Unity of Command получилась довольно интересной. А в плане подачи исторического материала и вовсе напомнила украинскую стратегию «Завоевание Америки», только без озвучки текста и без вступительных заставок. Впрочем, в игре сильно чувствуется, что разработчики знакомы с историей. Каждый гекс, который надо захватить в сценарии, имеет описание. Так что, в принципе, понимаешь, зачем, например, немцам во второй битве за Харьков были важны Купянск и Ольховатка.


Чёрные начинают, красные побеждают

Как выше упоминалось, к UoC было выпущено два DLC: Black Turn (издано в 2013) и Red Turn (2012). Из-за них игра охватывает не только Сталинградскую кампанию, а всю Великую Отечественную - от «Барбароссы» до капитуляции Германии. Основных изменений они не предполагают - только дают добрый десяток сценариев и иногда меняют внешний вид некоторых войск.

Black Turn охватывает периоды с 1941 по начало 1942 года. Во всех сценариях, кроме двух (оборона Москвы и январское наступление), игроку предлагается командовать войсками Оси. Причём здесь есть целая кампания с гипотетическими сценариями, в которых Германии всё же удаётся захватить Москву и даже Ленинград.


Red Turn не такой фривольный в плане сценариев, но построен так же, как и Black Turn. Здесь вся кампания посвящена наступлению РККА по всей Восточной Европе, от Харькова до Берлина. Немцами игроку можно управлять только в двух сценариях: операция «Цитадель» и бои за Житомир.


В итоге перед нами довольно необычная игра, которая, не являясь прямым наследником Panzer General, в то же время пыталась найти золотую середину между казуальной стратегией и хардкорным варгеймом. И ей это удалось. Поиграть в Unity of Command стоит хотя бы потому, что она освещает события Великой Отечественной. А также потому, что это просто хорошая игра.

Автор: Terronezov
Дата: 28.12.2015

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей