Разработчик: Piranha Bytes
Жанр: RPG
Год выхода: 15 августа 2014

После двух достаточно удачных игр в серии Risen Piranha Bytes решили завершить трилогию ещё одним проектом, наметив задуманное на третий квартал 2014 года. Нельзя не упомянуть, что этот год для жанра ролевых игр оказался достаточно выдающимся. Посудите сами: в апреле вышел отличный сиквел к Dark Souls, имеющий порядковый номер 2, в июне мир увидел великолепный Divinity: Original Sin, а на конец года намечался выход амбициозной Dragon Age: Inquisition. Конкурировать с такими мастодонтами многие бы не рискнули, однако "Пираньи" не побоялись, и в середине августа 2014 года третий Risen вышел. Стоит сказать, что ещё до релиза игроки и критики были настроены по отношению к игре достаточно скептично на фоне уже упомянутых проектов, - и многие относили творение "Пираний" к категории "Б". Причин для этого было предостаточно, и не последнюю роль сыграли сами разработчики, которые ещё до релиза ясно дали понять, что игра станет очередной попыткой реанимации идей, заложенных в классических Gothic 1/2, добавив, что мир будет самым большим в серии. К сожалению, помня печальный соответствующий опыт Gothic 3, я к проекту отнёсся с определённым недоверием. Впрочем, были и те, кто свято верил, что разработчики смогут повторить успех своих ранних классических игр. Что же получилось в итоге - попробуем разобраться дальше по тексту.


Трансформация в попугая помогает добраться в труднодоступные места.

Вступление Risen 3 напомнило мне оное из Prince of Persia: Warrior Within, поскольку мы находимся на корабле, который пытаются взять на абордаж страшномордые полузомби. Представленный нам новый главгерой снова является пиратом и впоследствии оказывается родным братцем Пэтти, небезызвестной дамочки из первых двух Risen. Впрочем, модель её вновь изменили, так что узнать сию госпожу можно только по имени. Едва мы освоимся с тонкостями местного управления нашим протеже, как вскоре, исследуя в поисках сокровищ загадочную пещеру в форме черепа, оный отдаёт богу душу. "Вот тебе и на", - подумали бы не знакомые с творчеством "Пираний" товарищи. Ветераны же первых двух Gothic знают, что физическая гибель героя - не есть смерть в прямом её понимании, поскольку на каждого погибшего спасителя мира обязательно найдётся свой Ксардас. На нашего безвременно почившего протеже таковой также нашёлся, и зовут его не иначе как Бонс, небезызвестный игрокам по Risen 2. Впрочем, и модель Бонса также подверглась серьёзной обработке, и даже родная мать смогла бы его признать лишь по имени. Сей чудаковатый персонаж при первом знакомстве с трупом нашего героя без промедления воскресит его (что тут скажешь, кто-то хорошо умеет болванки точить, кто-то - воскрешать), после чего сообщит, что зло ещё не побеждено, титаны бедокурят, а повсюду появляются странные пещеры в форме черепов, из которых толпами прут некие жуткие создания, именуемые тенями. Да и воскрешение нашего погибшего героя оставило свой след на его физиономии - как выясняется впоследствии, обусловленный потерей души. Как следует поразглагольствовав о трудностях бытия, Бонс обрисовывает перед нашим протеже задачу, в общих чертах заключающуюся в, ни много ни мало, восстановлении утраченной души и банальном спасении бренного мира. Очевидно, Бонс в Risen 3 отыгрывает роль Ксардаса из серии Gothic, фактически вакантную в первых двух Risen, - и это упущение разработчики решили поправить.


Остались в Risen 3 и мини-игры.

Безусловно, загадка, как персонаж, потерявший душу, а затем занятый поисками оной чуть не на протяжении всей Risen 2, производящий всё это время впечатление безумца, в Risen 3 стал едва ли ни всезнающим чародеем, этаким оракулом, на протяжении всего триквела информирующим героя обо всех опасностях, нависших над ним, и предлагая возможные пути их решения. Впрочем, оставим сюжетные неувязки на размышление сценаристам "Пираний", - тем более сюжет никогда не был сильной стороной их проектов, и Risen 3 не стал в этом плане исключением. Как и в Risen 2, по ходу игры наш герой будет разыскивать команду для своего корабля (который ему ещё предстоит добыть), параллельно разгадывая тайны местных теней (упомянутых выше полузомби) и пытаясь спасти свою душу, которая вследствие воскрешения застряла между мирами. В заключение, само собой, нам предстоит вести бой с самим предводителем вселенского зла. Чересчур банально? Попытаюсь успокоить, поскольку в процессе игры все события растянуты и воспринимаются не столь быстро и несколько завуалировано. Что касается команды, то с частью наших возможных сподвижников мы могли познакомиться ещё в Risen 1/2, другие же - абсолютные новички. Среди старых знакомых, помимо Пэтти и Бонса, наш экипаж могут пополнить инквизитор Мендоза и гном Джаффар. Персонажи проработаны несколько глубже, нежели в предыдущей игре серии, и разработчики даже попытались раскрыть их, рассказывая достаточно личные истории с помощью серии индивидуальных квестов (даже попугай на корабле посчитает своим долгом одарить нас поручением, кстати достаточно забавным). Идея, в общем-то, похвальная, и "квесты команды" достаточно интересны, но подобный подход совсем не нов (навскидку вспоминаются аналогичные квесты Mass Effect'a), и стоит добавить, что не все квесты команды действительно занятны.


Хорошенько спрятанные секреты и ценности заставляют прочёсывать буквально каждый метр игрового пространства, и делать это весьма увлекательно.

Помимо забот сопартийников, Risen 3 под завязку заполнена многими другими всевозможными заданиями и поручениями, которыми в несметных количествах могут нас одарить местные NPC. Сами квесты в большинстве своём не слишком-то разнообразны и интересны, но вот их количество внушает уважение. Среди огромного числа заданий порой попадаются настоящие жемчужины, проходя которые так и хочется крякнуть от удовольствия. Что-то конкретное рассказывать не буду, - при желании лучше ознакомиться самим. Жаль только, что процент таких заданий на общем фоне не слишком высок. А вот диалоги, на мой взгляд, нуждаются в некотором улучшении. Нет, хуже, чем в Risen 2, не получилось, и имеющийся результат по качеству примерно сопоставим с предыдущей игрой серии. Но в самом деле: сколько можно демонстрировать диалоги едва ли ни уровня "вопрос-ответ"? Да простят меня ненавистники Bioware, но "Пираньям" наконец стоило обратить внимание на творения коллег по цеху, тем более прочие наработки других компаний они использовать совершенно не стесняются. Впрочем, стоит в диалогах выделить и положительную сторону, которую представляет юмор, порой очень колкий, хотя и редкий, но весьма уместный.


Любимое занятие любого пирата - это, безусловно, поиск сокровищ.

Ещё одним новшеством является появление в игре шкалы "хороший-плохой герой". Работает сия система, как это принято у многих нововведений "Пираний", криво и горбато, поскольку достаточно серьёзная линейность не даёт нам сделать в чём-то слишком крутой выбор, и на выходе получается, что, играя хорошим персонажем, мы просто говорим всем "Спасибо" и "Здравствуйте", а плохим - "Пшёл вон!" и "Сейчас по зубам дам!". Как-то серьёзно повлиять на сюжетные или квестовые решения система репутации нам не позволит. Есть, правда, несколько моментов, на которые карма влияет. Если мы будем чересчур хорошим, то лишимся возможности завершить один из самых забавных квестов в игре, связанный с нашим старым знакомым по первой Risen - инквизитором Мендозой. Если же будем чересчур плохим, то можно доиграться до плохой концовки, которая отличается от хорошей целой десятисекундной вставкой. А вообще нововведений в Risen 3 много, но все они небольшие, достойные скорее аддона, нежели полноценного триквела. Появилась мини-карта с возможностью отметить на ней выполняемый квест и просто следовать к нему. Удобно? Безусловно! Диковато для серии? Безусловно! Напрямую из Assassin's Creed перекочевало "орлиное зрение", позволяющее быстрее находить предметы и противников. Также была переработана система порталов, и теперь нет банального клика по карте для быстрого перемещения, поскольку сперва нам придётся найти и активировать упомянутый портал, после чего уже можно беспрепятственно к нему перемещаться. В общем, по мелочам нововведений много, но они по большей части не слишком значительны.


Нет, это не Альтаир, это - новые способности Безымянного.

Впрочем, для многих это всё лирика, так что стоит рассказать о том, что вытягивало серию Risen на протяжении двух её частей, - геймплее. В этом аспекте третья Risen недалеко ушла от предшественника и гораздо меньше отличается от сиквела, чем сиквел от оригинала. Разработчики явно лукавили, сообщив, что намерены серьёзно изменить лор и атмосферу, намереваясь вернуться к истокам серии, сделав игру более мрачной. Пиратская тематика и ярко-солнечная стилистика, как и прежде, правят балом, разве что за исключением полутора локаций, теряющихся в обще массе. Интерфейс, ролевая и боевая системы на первый взгляд и вовсе кажутся теми же, что и в предыдущей части серии, - но, чутка присмотревшись, становится ясно, что новшества в той или иной степени затронули не только эти элементы, но и многие другие составляющие. Начну, пожалуй, с ролевой системы. Общий принцип изменений не претерпел: за выполнение квестов и убийство противников мы получаем очки славы, которые в любой момент можем потратить на повышение восьми основных навыков: ближний и дальний бой, проворность, ловкость, влияние, выносливость, магия и дух. Каждый из них влияет на возможность изучения соответствующего умения и непосредственно повышает уровень владения способностью (к примеру, изучение ближнего боя даёт возможность изучить критический удар и повышает уровень владения мечами). Умений в игре великое множество, и они распределены по соответствующим навыкам. Перечислять их все смысла нет, но есть среди них как полезные вроде регенерации здоровья или повышения урона всем членистоногим, так и достаточно спорные, к примеру позволяющие подлечить вдвое больше здоровья от поедания растений (что всё равно немного). Абсолютное большинство умений уже давно знакомы игрокам чуть ли ни с первой Gothic, - среди них вырывание шкур и клыков животных, кузнечное дело, зельеварение и множество прочих, без которых игры от Piranha Bytes уже не получается даже представить. Умения, как и прежде, можно освоить исключительно за золото и только найдя соответствующего учителя-NPC, имея при этом достаточный уровень профильного навыка. Повышать степень владения способностями также можно - традиционно - с помощью соответствующих зелий и предметов, коих в игре превеликое множество. В общем, ролевая система по сравнению с Risen 2 изменения если и претерпела, то сугубо косметические, дорабатывая лишь кое-какие неровности сиквела.


Внимательный игрок найдёт в Risen 3 целую кучу пасхалок.

Боёвка визуально как будто также не слишком-то отличается от предшественника, - но это только на первый взгляд. Копнув глубже, мы обнаружим чутка ослабленные мушкеты, немного изменившуюся механику ближнего боя и существенно доработанную магическую систему. В ближнем бою - в зависимости от изученных умений и навыков - наш герой вполне способен раздавать серии ударов, которые, впрочем, противник зачастую прерывает. Но у приверженцев разборок лицом к лицу есть очень важное преимущество перед прочими смертными и не очень супостатами - перекат. Дело в том, что наш протеже по нажатии клавиши прыжка, выбрав при этом соответствующее направление, делает чуть ли не молниеносный перекат, в процессе которого урона не получит, как бы противник ни старался. На деле это приводит к тому, что ближний бой превращается в серию из 2-3 ударов, после чего происходит несколько перекатов, в лучшем случае блок, опять перекаты и опять серия ударов. Звучит примитивненько, но играется достаточно бодро, так что за ближний бой ставим твёрдое "хорошо" и переходим к следующему вопросу. Дальний бой особых изменений не претерпел, разве что стал несколько менее смертоносным. Есть мушкеты, ружья и арбалеты, которые можно использовать как основное оружие, и пистолеты - как дополнительное. Несмотря на некоторое ослабление, дальнобойное оружие, на мой взгляд, всё равно осталось самым мощным средством истребления в игре. При этом нужно учитывать, что на использование этого добра тратятся пули, картечь и болты, так что любителям шмальнуть издалека придётся раскошелиться, а деньги у нас в дефиците, между прочим. Честно говоря, играть дальнобойным оружием мне показалось не таким интересным занятием, как сражаться в ближнем бою, - но тут дело вкуса. Магия, в свою очередь, теперь не ограничивается исключительно знанием вуду, хотя оное и осталось. Теперь мы вольны изучать также рунную и кристаллическую магию, хотя освоить их все за одно прохождение не получится, поскольку разработчики привязали каждый вид магии к одной из фракций, в которую нам придётся вступить по ходу игры. Тем не менее каким бы хорошим магом вы бы ни были, сложность будет выше, чем при игре за воина или стрелка. Спасает ситуацию в этом деле то, что прилежно выполняя все квесты и детально изучая локации, к концу игры наш протеже становится натуральным танком, специалистом во всех возможных областях, способным лихо комбинировать магию с мечом и мушкетом.


Чтобы было понятно: максимум можно прокачать - 100, до 105 только эликсирами, а более - невозможно.

Хотелось бы несколько слов сказать о нелинейности. В Gothic 1/2 и первой Risen она была важной геймплейной составляющей, позволяя зачастую делать выбор в вопросах прохождения квестов, а также выбирать фракцию, поручения которой в дальнейшем и выполнялись. В Gothic 3 и Risen 2 выбор как способа прохождения квестов, так и фракций был весьма формальным, практически ни на что не влияющим. В какой-то степени в Risen 3 хоть какая-то часть нелинейности вернулась, и теперь мы по крайней мере можем выбрать фракцию, в которую в дальнейшем нам придётся вступить. Фракций этих три: пираты-вудуисты, маги кристаллов и охотники на демонов. Все фракции по сути являются магами, только заклинания у каждой из них уникальны, как и некоторое количество квестов. То есть какая-то вариативность вернулась, - жаль только, что сами квесты фактически не имеют вариантов прохождения (ну ладно, очень малое их количество всё же может быть завершено чуть по-разному).


Так как игра пронизана пиратским духом, наконец-то нам позволили порулить кораблём.

Графически изменения у Titan Lords в сравнении с предшественницей имеются, причём достаточно существенные. Повысилась детализация текстур, увеличилась дальность прорисовки, и даже анимация стала лучше, - хотя по-прежнему мимика персонажей и многие их движения остались самой слабой стороной графической части. В целом же игра выглядит очень здорово, многие панорамы хочется заскриншотить и выставить на рабочий стол, а потому за графику - твёрдое "хорошо". Звуковое сопровождение, в свою очередь, вызывает бурю положительных эмоции. Музыкальные темы великолепно подходят игре и сами по себе прекрасны, особенно мелодия из меню. Звуки аналогично очень хороши: диалоги озвучены, NPC постоянно мирно болтают между собой, затрагивая весьма забавные темы; местная фауна тем временем в ходе поединков создаёт ор и крик, разнося предсмертную агонию, заставляющую поверить в их скорую кончину. А вот к локализации есть определённые вопросы. Издателем и локализатором игры в России является "Бука", которая заявила, что делать полный дубляж будет только в том случае, если число предзаказов достигнет 10000. Не знаю, что в итоге не срослось, но официального дубляжа на момент написания статьи в природе не существует, а локализация от "Буки" представляет собой только текстовый перевод игры, хотя и качественный, без особых вопросов, за исключением нескольких непереведённых фраз. Тем временем ситуацию с дубляжом спасла компания GameSVoice, со своим великолепным любительским переводом (вопрос только, любительским ли, ибо количество профессионалов в переводе зашкаливает), на который по качеству следует равняться многим "охфициальным лохализаторам". Голоса актёров подобраны прекрасно, в диалогах они не переигрывают и замечательно передают атмосферу происходящего. Данный перевод - однозначный must have для не слишком хорошо владеющих английским (кстати говоря, тоже ведь не оригинальным, поскольку оригинал - немецкий) языком.


Анимация добивания противников многим не понравилась, но лично мне показалась забавной.

Несколько слов расскажу о DLC, которых вышло ровно 3, и все они включены в Complete издание. Что же оные представляют собой? Во-первых, разработчики опять обманули нас, поскольку в превью обещали, что все DLC к Risen 3 будут крупные и подготовлены специально, а не путём нарезки на куски готовой игры. В результате же они чуть не один в один копируют таковые к предыдущей игре серии. Посудите сами: "Одежда путника" добавляет нам набор вещей, не очень-то полезных, кстати, поскольку среди них нет читерского колечка "+5% к экспе", как в Risen 2. Оставшиеся два DLC, "Остров туманов" и "Восстание коротышек", добавляют в игру несколько локаций, "остров Туманов" и "остров Воров" соответственно, каждый со своим набором квестов, предметов и персонажей. Игравшие в Risen 2 вспомнят, что остров Воров уже выступал в качестве DLC, что несколько нивелирует его ценность. И всё же стоит признать, что квесты в дополнениях, особенно на острове Воров, хороши, - и, играя без этих DLC, вы лишите себя весьма приятного времяпрепровождения, не говоря уже о наличии одного очень полезного предмета на одном из этих островов.


Напарники в бою бывают полезны, а бывают не очень.

Подводя итог, стоит отметить, что шероховатостей в Risen 3 хватает. Среди них не самый интересный сюжет, слабая анимация, несколько спорных нововведений и практически неизменная на протяжении многих лет игровая механика. Тем не менее все эти недостатки могут проявиться перед взором лишь после прохождения, в ходе анализа увиденного и услышанного. Пока же вы играете, то всего этого, скорее всего, не заметите, поскольку игра всё так же завлекает в свои загребущие объятия, хорошо знакомые многим ещё по первой Gothic. Так что если вы не имеете предубеждений к играм "Пираний", вполне себе обособившихся в отдельной категории игр, вполне можете попробовать Risen 3, - и, возможно, она приглянется вам так же, как и мне.

Оценка игры: 8.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 04.06.2019