Yumb

Yumb
Жанр: Tabletop
Разработчик: Andrej Subotich
Издатель: Andrej Subotich
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 0
Ранний вариант «Ямба» – разновидности игры в «покер» на костях – от белградского автора Андрея Суботича. Который даже рассказывал в приложенном текстовом руководстве, что «запатентовал» данное своё творение в Генуе, однако всё же выпустил у себя на родине версию 2.2 в бесплатном виде для самой широкой публики, учитывая все особенности местной ситуации того времени. Весь текст в «Yumb» англоязычный, но упомянутое руководство – исключительно на сербохорватском (латиницей); излагаемые там подробные правила весьма познавательны и могут быть рекомендованы к прочтению, – хотя с основами игрового процесса можно познакомиться и на нашем сайте, в описании «Mega-Yamb». Кубиков у нас пять, а играть, увы, получится лишь в одиночку (ну, хоть таблица рекордов на месте).

Выглядит «Yumb» несколько кустарно: какие бы то ни было иллюстрации отсутствуют полностью, не считая псевдографических символов для обозначения точек на кубиках; весь текст, включая табличку и квадраты в левой части экрана, призванные изображать собой кости, даны серым цветом на синем фоне. Более того: для запуска программы требуется ещё и указывать в командной строке несколько «ключей», настраивая таким образом скорость игры и прочие показатели, – впрочем, ничто не мешает воспользоваться предложенным автором примерным вариантом, прописанным в ym.bat, – и регулировать быстродействие ЦПУ штатными средствами DOSBox или другого эмулятора.

Для управления в самой игре используются функциональные клавиши; их назначение приведено в строке помощи в самом низу экрана, причём без нумерации (то есть считать придётся «в уме»), но с «альтернативным» способом активации посредством сочетания клавиши «Alt» с выделенной заглавной буквой соответствующей команды. Так, «F1» или «Alt-H» отключает эту самую строчку с подсказками по интерфейсу; следующие три опции (от «F2» до «F4» или «Alt-M», «Alt-T» и «Alt-C») помогают скрыть (или вернуть обратно) отображение предварительного итога в набранных баллах (внизу: как по каждой колонке, так и в целом), счётчика ходов и бросков (вверху в центре) и системного времени (в правом верхнем углу) соответственно; «F5» или «Alt-S» включает и выключает звук (представленный эффектами и даже мелодиями от PC Speaker); «F6» / «Alt-L» при нажатии зачем-то показывает, в какую ячейку был занесён результат на прошлом ходу, ну а «Esc» выводит назад в систему.

Правила данного варианта «Ямба» не особо отличаются от обычных (и известных по той же «Mega-Yamb» или «Professional Yamb»). Перед нами всё те же четыре колонки; последняя обозначена буквой «А» вместо «N» (от глагола «Assign»: соответствующее «назначение» производится нажатием после первой попытки броска клавиши «F8» или сочетания «Alt-A»). «Школа» и оба «шанса», а также суммы этих двух разделов наглядно выделены в отдельные блоки, а вот «фигур» у нас теперь целых пять: между «кентой» (обратите внимание, что это поле здесь символизируется буквой «S», а не «K») и «фулом» был добавлен ещё и «трилинг» (условно обозначенный литерой «Т» и представляющий собой три одинаковых цифры, выпавших на брошенных нами костях). Причём вместо фиксированного значения за сбор «последовательности» типа «стрит» мы получаем простую прибавку к очкам, такую же, как и для остальных заполненных ячеек данной группы, но в минимальном количестве, возрастающем сверху вниз по «фигурам» (то есть размер «премии» составляет от 30 баллов у «кенты» до 70 у «ямба»).

Самое же неприятное в интерфейсе «Yumb» – отсутствие поддержки манипулятора типа «мышь»: иначе говоря, все действия, от выбора костей для переброски до занесения результата в табличку, требуется прописывать вручную с клавиатуры. Кубики с выпавшими на них очками отображаются в столбик в правой части экрана; чуть левее призывно мигает курсор, – здесь-то и нужно вводить цифры, которые хотелось бы изъять из второй и/или третьей попытки (именно цифры, выпавшие на костях – не важно, на каких по порядку). Нажатие «пробела» означает пропуск символа и постепенный переход к собственно броску; «зафиксированные» для дальнейшего использования данные отображаются в небольшом прямоугольнике чуть ниже. При желании можно воспользоваться также клавишей «F7» или сочетанием «Alt-F»: команда «Fetch» тождественна отказу от повторных попыток и выбору сразу пяти кубиков. В этом случае все выпавшие цифры появляются в упомянутом окне – а мы переходим к прописыванию желаемой ячейки. Состоит указание на таковую из двух знаков – символа колонки («d», «m» и «u» для «нижней», «свободной» и «верхней» соответственно, – сойдут как строчные, так и прописные буквы; четвёртая, «a», как уже замечалось, выбирается отдельно и исключительно после первой попытки броска) и кода ряда (цифры от «1» до «6», «+» и «-», а также литеры «s», «t», «f», «p» и «y»). Ошибку при наборе можно исправить посредством «Esc», – впрочем, программа всё равно не даст занести результат в неподходящую ячейку. Более того – и это, пожалуй, самое неудобное, – записать куда-нибудь «нолик» при отсутствии доступных для выпавшей комбинации полей таким образом тоже не получится: для этого требуется нажимать отдельную клавишу «F9» или сочетание «Alt-D». Причём с ячейками четвёртой колонки этот номер не пройдёт: они «вычёркиваются» исключительно автоматически, когда полученный после третьего броска результат не совпадает с высказанным после первой попытки намерением, а потому если такое «объявление» не было сделано в своё время, а единственные пустые поля имеются только в графе «Assign», то можно зайти в своего рода тупиковую или патовую ситуацию... И если прочие мелкие недостатки по части интерфейса можно списать на традиции и возможности эпохи, то этот момент – уже точно дизайнерская ошибка автора.

В целом, при всей необычности происхождения «Yumb» и её очевидной редкости, рекомендовать именно данное компьютерное воплощение югославского варианта «покера» на костях можно только завзятым коллекционерам. Всем остальным стоит взглянуть на более поздние, симпатичные и удобные в использовании вещи.
Автор обзора: Uka
Mega-Yamb, Professional Yamb
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Складывается ощущение, что ямб - это национальная сербская игра.