Casanova

Casanova: Le Duel de la Rose Noire
Casanova: The Duel of the Black Rose
Казанова. Все соблазны Венеции
Casanova
Жанр: Adventure
Разработчик: Arxel Tribe
Издатель: Arxel Tribe, Wanadoo Edition
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.00 из 10
  • 3
  • 2
  • 15
Имя венецианского авантюриста XVIII века Джакомо Казановы давно уже стало нарицательным. Знаменитый не только своими амурными приключениями, но и примечательными подробными мемуарами, он выступил героем немалого количества произведений литературы, затем кинематографа, а в последнее время даже и компьютерных игр. Последних, впрочем, было не так уж и много: платформер 1980-х (на РС, увы, не выходивший), стереотипный «поиск предметов» конца 2000-х да парочка ещё более поздних и странных браузерно-мобильных проектов с протагонистами-животными. Но, разумеется, наиболее примечательным изо всех является творение франко-словенской студии Arxel Tribe, позиционировавшееся в жанровом отношении как «Action-Adventure», – правда, при всём обилии и многообразии здешних ролевых, боевых и аркадных вставок «квестовая» составляющая скорее всё же немного преобладает.

Зная вкусы и размах фантазии Стефана Каррьера и его коллег, умудрившихся превратить древний германский эпос в космическую оперу в стиле «киберфутуризм» («Ring»), можно не сомневаться, что вышедшая из-под их пера «Casanova» никак не окажется документальным историческим приключением в духе работ незабвенной Cryo Interactive. Так оно и есть: к реальной жизни знаменитого обольстителя сюжет представленной на этой страничке игры имеет весьма отдалённое отношение, – спасибо, что хоть самый известный эпизод биографии исторического прототипа, побег из тюрьмы Пьомби, всё же получил здесь своё воплощение. Итак, наш герой – симпатичный молодой человек, который именует себя Джованни Джакомо Казанова де Сейнгальт – и не просто искренне считает себя дворянином, но и (в отличие от подлинного Джакомо Джироламо) на самом деле таковым является.

Формально события разворачиваются вроде бы в Венеции середины XVIII века, но более-менее аутентичный стиль одежды и узнаваемые архитектурные достопримечательности соседствуют с гондолами и прочими кораблями, запросто летающими по воздуху (как аналогичные транспортные средства в «Atlantis: Secrets d’un Monde Oublié»), а также, скажем, с граммофонами и фонографами образцов начала ХХ века – и с будто бы грозящим республике нападением грозного внешнего врага, Монгольской империи... Впрочем, хватает в городе и внутренних проблем, от интриг местных политических партий и хлопот, связанных с проведением очередных Венецианских игр, до слухов о появившихся в окрестностях призраках и прочих весьма мистических материй. Легко догадаться, что разбираться со всей этой бурной фантасмагорией предстоит именно нашему герою в ходе своих приключений. Зато чего здесь не будет, так это каких бы то ни было скабрезностей и непристойностей: несмотря на то что протагонист – как настоящий казанова (со строчной буквы) – не может пропустить ни одной юбки, делает он это на удивление галантно и куртуазно, так что даже лёгкой эротики в его похождениях не сыщет при всём желании самый суровый из цензоров.

Предыстория, с которой мы знакомимся во вступительном ролике, показывает нам нападение злобных монгольских пиратов на один из венецианских кораблей, на котором как раз и летят по направлении к городу юный Казанова (родившийся и проведший всю предшествующую жизнь где-то в провинции) и его мать. Последняя только-только собирается поведать сыну какую-то страшную-престрашную тайну, как – гибнет, пронзённая вражеской арбалетной стрелой! Герой обнажает шпагу и сражается как лев, – но силы всё же неравны, и вот уж и он, смертельно раненный, падает за борт... Чтобы неожиданно очнуться спустя целых четыре недели в постели в некоем респектабельном доме, оказавшись единственным чудом уцелевшим изо всех пассажиров (и преисполненным чувства мести за гибель родительницы). Впрочем, как только управление переходит в наши руки, мы узнаём, что выжили благодаря заботам местного аристократа и политика герцога Гримани – и что наш благодетель имеет для нас сразу несколько поручений, первым из которых оказывается намеченная на самое ближайшее время встреча с его дочерью в кафе Флориана где-то в центре города.

Впрочем, первым делом нам предстоит встретиться с главным меню: отсюда можно как начать новую игру (а впоследствии и сохранить или загрузить свой прогресс: эти пункты, как и кнопка «Продолжить», неактивны до собственно старта приключения), так и выйти в систему, повторно изучить только что просмотренный вступительный ролик («Пролог»), проверить свои ролевые показатели («Статус»: опять-таки исключительно после начала или загрузки игры) и изменить настройки. Последние включают в себя регулировку громкости звука или опциональное отключение субтитров, однако самое интересное, «Графика», требует выхода и использования отдельного файла, config.exe.

Всё дело в том, что «Casanova», как и почти все поздние творения Arxel Tribe, выполнена на движке Cinergy – в новомодном трёхмерном режиме, бывшем на рубеже второго и третьего тысячелетий ещё весьма далёким от идеала. Так что в художественном отношении на красочных и более-менее исторически аутентичных венецианских локациях нас ждут грубо срубленные и подозрительно похожие друг на друга модели персонажей – как ключевых, так и второстепенных, в том числе используемых исключительно в качестве анимированных декораций. В техническом же плане всё изначально было и того хуже: запуск игры требовал в своё время тонкой ручной настройки едва ли не для каждой модели видеокарт, представленной на рынке, и был сопряжён с немалыми неудобствами, не говоря уже о многочисленных багах, – к счастью, на сегодня многие эти проблемы отошли в прошлое (пусть и не все: на всякий случай сохраняйтесь почаще). Музыкальное оформление традиционно для Arxel Tribe выполнено на самом высоком уровне, хотя мелодий тут несколько меньше, чем хотелось бы.

Управление фигуркой Казановы, почти всегда присутствующей на экране с видом от третьего лица, реализовано при помощи как мыши, так и клавиатуры: стрелки «вверх» и «вниз» (либо же дополнительный набор клавиш – «W» и «S») служат для перемещения героя вперёд или назад; поворот осуществляется при помощи движений манипулятора, а также левой и правой стрелок или клавиш «Q» и «E»; нажатие «Shift» позволяет перейти на бег, «X» или правая кнопка – прыгнуть, а «K» и «L» (либо «A» и «D») – сделать шаг в одну из сторон. Взаимодействие с активным предметом или другим персонажем запускается нажатием «пробела» или «ввода», – на возможность совершить подобное намекает появляющийся в правом нижнем углу кружок с тем или иным символом: «лупа» намекает на доступность более подробного осмотра фрагмента экрана в увеличении и в перспективе «из глаз» (управление в таких случаях сменяет свой стиль на point-and-click, с видимым курсором), «пузырь» подсказывает о существовании повода начать беседу со встречным персонажем (как правило, слева при этом появляются текстовые реплики для выбора темы), «дверь» указывает на вход в какое-либо помещение или, напротив, выход из такового на улицу, – ну и так далее. Субтитры при разговорах, кстати сказать, всегда присутствуют, но выводятся белым шрифтом в нижнем левом углу (и на светлых фонах часто оказываются не очень-то хорошо различимыми).

При нажатии «F1» вверху появляется интерфейсная панель из двух кнопок и обширного пространства для пожитков протагониста; щелчок на левом из упомянутых элементов управления выводит в главное меню, тогда как правый открывает карту (это можно сделать и при помощи «F2»). Кроме этого, «F6» и «F9» предназначены для соответственно быстрого сохранения и загрузки игры. Инвентарь Казановы на удивление скромен: за исключением одного-единственного эпизода, предметов для сбора нам попадётся не так уж и много, а возможности комбинировать их почти не представится. В некоторых случаях содержимое карманов протагониста даже задействуется автоматически, – хотя временами, в тех самых «увеличенных» point-and-click сценах от первого лица, может потребоваться выбрать и использовать сразу несколько вещей подряд. В подобных случаях изображение «взятого» в данный момент в руку предмета появляется в левом нижнем углу.

А вот упомянутая карта Венеции куда более полезна: на экране отображается тот район, в котором мы на данный момент находимся, с обозначением как точного местоположения героя, так и всех окрестных достопримечательностей. Как уже было упомянуто, в историко-архитектурном плане всё оказывается вполне себе аутентично и узнаваемо, – ну, кроме, конечно же, воздушных гондол, при помощи которых путешествия из конца в конец далеко не маленького города, с самого начала открытого для нас практически полностью, можно значительно ускорить. «Остановок» по всей Венеции насчитывается аж десять; на локациях они выделяются квадратными помостами с вывеской и колокольчиком: для вызова «такси» достаточно позвонить в этот последний – ну и, конечно, иметь при себе три флорина на транспортные расходы.

Да-да: как ни странно, но в этом варианте Венеции в ходу почему-то именно флорины, а не цехины или дукаты. Имеющийся на данный момент в кошельке Казановы денежный запас отображается в верхней части экрана – левым из трёх наших «ролевых показателей» (в том случае, если таковые не перекрываются вызванной интерфейсной панелью, описанной выше). Пополнить свою нумизматическую коллекцию можно как следуя сюжету (например, обналичив в банке кредитное письмо, выданное нам в самом начале по поручению герцога Гримани), так и, например, просто гуляя по улицам и площадям: иногда прямо на земле могут блестеть монетки, подбираемые привычным нажатием «пробела» (в случае когда в правом нижнем углу появляется знакомый символ «лупы»). Правда, накопить таким образом целое состояние не удастся, – но нескольких флоринов явно хватит на азартные игры, способные принести куда больший доход (о чём будет рассказано ниже).

Второй из красующихся вверху индикаторов статуса Казановы – показатель репутации, он же «очки галантности» или «доблести», отображающийся в виде шкалы от 0 до 100 единиц включительно с цифровым обозначением и символом в виде двух контурных сердечек. На момент начала приключений таковой равен 50 – и уменьшается или увеличивается сообразно как нашим неизбежным поступкам по мере прохождения игры, так и различного рода необязательным действиям. К последним относится и участие в тех же карнавальных мини-играх, но в особенности – опциональные «соблазнения» встречающихся на улицах и в зданиях Венеции одиноких, слабых и беззащитных дам и девиц. Если подойти поближе к одной из таких потенциальных жертв, то в правом нижнем углу появится символ всё тех же двух сердечек, – при его активации начавшаяся беседа будет отличаться выбором не текстовых реплик, а одного из четырёх возможных подходов: «Нежность», «Страстность», «Ирония» или «Пошлость». Если выбор тона для общения с данной отдельно взятой барышней (о характере которой всегда можно судить по первым, приветственным её фразам) окажется более-менее верным, наша репутация возрастёт на несколько баллов, – в противном же случае она запросто может и понизиться! Как уже предупреждалось выше, опасаться при этом непристойностей не стоит: даже последний из перечисленных вариантов поведения в лучших традициях «галантного века» звучит примерно как «Синьора, я воспылал к вам страстью!» (впрочем, реальный Казанова так бы ни за что не выразился, предпочитая менее прямолинейный путь к сердцу своей очередной дамы).

Наконец, третьим и последним «ролевым показателем», отображающимся справа вверху, является запас жизненных сил: не два, а одно сердечко, и не контурное, а объёмное и полнокровное, но те же максимум 100 единиц. В самом начале истории мы здоровы на 75%, но если по ходу игры – в результате многочисленных дуэлей – этот индикатор упадёт до нуля, Казанова погибнет! Некоторые поединки на шпагах, к сожалению, неминуемы, то есть происходят автоматически по сюжету; другие представляют собой «случайные встречи» с разбойниками на улицах Венеции – или же опциональные битвы на специальной дуэльной площадке у моста Риальто. Бои эти, к сожалению, оставляют желать много лучшего в плане управления – и требуют задействования сразу нескольких пальцев обеих рук. Стрелки «влево» и «вправо» отвечают за движения ног протагониста по направлению к противнику или от него, а блок из шести клавиш от «Insert» до «Page Down» включительно (либо цифры 3, 6, 9 и 2, 5, 8 на малой цифровой клавиатуре) дают возможность сделать выпад в одном из трёх направлений (вверх, вперёд или вниз) – или же отбить аналогичный удар антагониста. В зависимости от нашего везения и мастерства оппонента удачное движение героя может нанести врагу от одной до десяти условных единиц урона (из общего запаса во всё те же сто), тогда как здоровье самого Казановы при получении укола шпагой всегда уменьшается ровно на одно очко.

Для разнообразия предусмотрен ещё и ряд особых приёмов, активируемых клавишами от «C» до «M» включительно: по идее, осваивать их мы должны вроде бы постепенно и по мере обучения в местной фехтовальной школе, куда нам тоже настоятельно советуют заглянуть в самом начале, – но то ли у разработчиков не дошли руки до реализации этого нюанса, то ли концепция изменилась в самой последний момент, то ли мы имеем дело с каким-то очередным багом, – в общем, в реальности все такие приёмы доступны Казанове по умолчанию и, говоря по правде, особой погоды в схватках не делают. Так что легче от их наличия не становится, и местные дуэли вряд ли доставят удовольствие, особенно любителям мирных адвенчур, – хорошо хоть значительная часть боёв остаётся опциональной, а некоторые добровольно-принудительные сюжетные поединки длятся «до первой крови» или до истечения положенного сценарием времени, а вовсе не до летального исхода кого-то из участников. Подлечиться же всегда можно у местного цирюльника, но – за редким исключением – не забесплатно: каждые десять единиц здоровья обойдутся в пять золотых монет.

Конечно же, ситуации «Game Over» вполне могут настать и просто от неверного действия или даже слова, а не только от удара вражеской шпаги, – автоматических сохранений в таких случаях не предусмотрено, так что не забывайте записывать свой прогресс вручную. В принципе, большая часть загадок всё же носит чисто «квестовый» характер: разговоры с персонажами да использование найденных ранее предметов, иногда даже небольшие головоломки (например, на открытие разнообразных хитроумных замков, а то и вовсе на воспроизведение мелодии на слух на арфе и клавесине). Находясь на экране карты, нажатием на восклицательный знак в правом верхнем углу можно вызвать список стоящих перед нами задач: уже выполненные удобнейшим образом помечаются «галочкой» (а вот для возвращения отсюда в игру нужно щёлкать курсором мыши на нижнюю часть экрана, – «F1», «F2» или «Esc» работать не будут, что не очень-то комфортно). Впрочем, встречаются в этом списке и необязательные вещи – например, участие в Венецианских играх или посещение карнавальных павильонов, предлагающих схожие развлечения.

Упомянутые заведения представляют собой несколько палаток, расположенных на площади Сан-Марко прямо перед Дворцом дожей. У немки-гадалки в глубине можно за три флорина справиться о своей дальнейшей судьбе; в крайнем павильоне справа дозволяется попытать счастья в кости. Правила тут весьма просты: ставим от одного до двадцати флоринов на чёт или нечёт – и получаем вдвое больше, если угадали. В качестве альтернативы можно поставить на семёрку – и, если таковая выпадет, взять «джек-пот» (или всю выручку данного аттракциона за сегодняшний день); кубиков здесь два, так что выпасть могут от 2 до 12 очков. В палатке рядом играют в покер на картах – но уже не на деньги, а на репутацию: одержав победу в трёх раундах из пяти, можно будет увеличить свою известность на пять баллов. А вот в случае проигрыша придётся ещё и драться с хозяином павильона на шпагах: если удастся взять реванш, то будет засчитана ничья, тогда как поражение грозит уменьшением наших «очков доблести» на целых десять единиц.

Следующие две забавы более просты: можно поставить пять флоринов – и попробовать с двух попыток угадать число от 0 до 10 включительно; победа приносит целых полсотни золотых. В местном же варианте тира нам потребуется – уплатив три монеты – стрелять из арбалета по фигуркам, призванным изображать кроликов; меткость вознаграждается двадцатью флоринами. Наконец, там же находится ещё и палатка портного, где деньги уже не зарабатывают, а только тратят: один золотой на починку своего (по умолчанию синего) костюма – или же целых двадцать на приобретение нового (другого цвета на выбор: да, такая вот опциональная возможность изменить внешний вид Казановы на свой вкус). Ещё несколько аркадных развлечений нам предлагает огромный павильон Венецианских игр ближе к собору Святого Марка: участие формально не обязательно, но выступает своего рода тренировкой для финального этапа, в котором нас вынудят принять участие незадолго до конца игры. Стоимость билетов варьируется от 3 до 7 золотых на одну из четырёх местных дисциплин: потребуется балансировать на канате, одновременно увиливая от «монгольских» снарядов, умело перепрыгивать катящиеся прямо на нас бочки – ну и справляться с другими подобного рода «аркадами».

Кстати, упомянутый выше тир тоже является таким себе упражнением перед боем: один из последних эпизодов мы проведём практически полностью за использованием арбалета. Для стрельбы используется левая кнопка мыши или левая же клавиша «Ctrl», а вот целиться посредством передвижения манипулятора категорически неудобно. К сожалению, то же самое приходится утверждать и в отношении «аркадных» и «боевых» (фехтовальных) вставок. Начиная со второй половины игры они становятся всё менее и менее опциональными, темп действия ускоряется (так что и забежать к цирюльнику за лечением банально не успеваешь), а прежняя нелинейность открытого мира с вольными путешествиями по каналам Венеции сменяется строгим следованием сюжетной линии – прямой, как траектория полёта арбалетной стрелы. Суть всего происходящего также раскрывается примерно на середине истории, да и некоторые неувязки в сценарии начинаются примерно с этого же момента. Так, одна вроде бы весьма аристократичная и утончённая барышня назначает нам свидание в стиле паркура – с беготнёй и смертельно опасными прыжками по крышам города; а, скажем, в эпизоде с тюрьмой и прочими «stealth»-элементами местные гондолы вдруг забывают о своём умении летать и начинают перемещаться исключительно по воде...

И всё же общие впечатления от «Casanova: Le Duel de la Rose Noire» – скорее положительные. На мелкие неувязки в сценарии и разнообразные баги того же калибра вполне можно закрыть глаза благодаря красочности и аутентичности виртуальной Венеции, буйной фантазии авторов и в меру захватывающей и динамичной сюжетной линии. А вот «кривизна» управления во время аркадных и боевых вставок вряд ли может быть оправдана и служит весьма жирным «минусом» в копилку Arxel Tribe. В качестве дополнения нельзя не упомянуть и наличие русской версии игры, выполненной силами тандема «Нивал – 1С», а потому отличающейся превосходным качеством как перевода (традиционно превосходящего англоязычную локализацию), так и озвучки в исполнении таких признанных мастеров игрового дубляжа, как Дмитрий Филимонов, Александр Быков, Андрей Ярославцев, Лариса Гребенщикова и др. Так что если вы не испытываете острой неприязни к квазиисторическим адвенчурам, насыщенным вставками из инородных жанров, обязательно испытайте себя в роли пусть и в основном выдуманного, но всё же отчасти настоящего Джакомо Казановы!
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.