Отель "У погибшего альпиниста"

Отель "У погибшего альпиниста"
Жанр: Quest
Разработчик: Electronic Paradise
Издатель: Акелла
Год выхода: 2007
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.60 из 10
  • 2
  • 5
  • 18
Произведения братьев Стругацких долгое время обходились стороной разработчиками компьютерных игр, причём не только иностранными, но и российскими. Почему так - сказать трудно: то ли специфическую советскую фантастику не удавалось вписать в игровую концепцию, то ли просто не было людей, желавших это сделать. Ситуация в корне поменялась во второй половине 2000-х, когда игры по мотивам романов и повестей знаменитых писателей посыпались почти как из рога изобилия.

Первым делом, конечно же, нужно упомянуть легендарный S.T.A.L.K.E.R. Да, это никакая не игроизация, и даже о "мотивах" речь не идёт, - но, не напиши Стругацкие свой "Пикник на обочине", эта игра, одна из самых успешных в индустрии СНГ, никогда не появилась бы на свет. В том же 2007 году российская студия Burut выпустила RPG "Трудно быть богом", действие которой разворачивалось через два года после событий одноимённой книги. Спустя ещё год вышел неплохой рисованный квест "Понедельник начинается в субботу". По мотивам повести "Обитаемый остров" и вовсе были выпущены целых три игры - пошаговая стратегия, шутер от первого лица и квест, - и это не считая более поздней по фильму Фёдора Бондарчука.

Сегодня же всем поклонникам творчества Стругацких, а также любителям классических приключенческих и просто хороших игр предлагаем познакомиться с point'n'click-квестом по мотивам одного из самых оригинальных произведений братьев-фантастов - повести "Отель "У погибшего альпиниста"". Разработчик - киевская студия Electronic Paradise, в чьём послужном списке также имеется большая серия детских квестов и обучающих игр "Простоквашино" и ряд других проектов - преимущественно для той же аудитории.

Повесть "Отель "У погибшего альпиниста"" (далее - "Отель") была написана Стругацкими в самом конце 1960-х, в довольно сложный для авторов период, ознаменовавшийся творческим кризисом и конфронтацией с властями. Как следствие, их мало печатали, что привело к финансовым проблемам. Вот в такой трудной обстановке и был задуман и написан "Отель": с одной стороны, Стругацким нужно было произведение, которое можно было бы опубликовать без особых проблем с целью заработка, с другой - они пошли на весьма оригинальный эксперимент, выйдя за рамки своего прошлого творчества. Эта повесть с очаровывающим заглавием удивительным и очень изящным образом сочетает в себе жанры детектива и фантастики, но, несмотря на совершенно заслуженную читательскую любовь и очевидные достоинства, сами АБС считали её писательским провалом, причём, что немаловажно, провалом не "на выходе", а "на входе". "Эксперимент не удался, потому что не мог удаться", - писал Борис Стругацкий в своих воспоминаниях.

К "Отелю" читателю нужно подходить по-особенному. Если это детектив, то плохой и нечестный детектив; если это фантастика, то не более чем раздутый до размеров повести короткий рассказик. Но это не детектив и не фантастика, - это "Отель". Сюжет повести наполнен гротескными персонажами и событиями, балансирующими на грани мистики и абсурда, которые соседствуют с философскими монологами и серьёзным нравственным выбором, перед которым оказываются герои. Повесть была трижды экранизирована: вышли два польских фильма и один советский эстонскоязычный, - но ни один из них нельзя назвать удачной интерпретацией столь нетипичного и самобытного произведения. Получилось ли это у Electronic Paradise? Дать однозначный и при этом объективный ответ едва ли возможно, - но, во всяком случае, вышло намного лучше, чем у кинорежиссёров.

Действие как книги, так и игры по ней происходит в отдалённом отеле в горах в неназванной европейской стране. Это горнолыжный курорт, но очень небольшой, если не сказать крохотный, - персонал заведения составляют лишь два человека. Под управлением игрока оказывается главный герой повести - полицейский инспектор Петер Глебски, приехавший в эту глушь, чтобы провести долгожданный отпуск. Здесь мы пробудем несколько дней и познакомимся с удивительными людьми, каждый из которых запомнится надолго: "поэт, философ и механик", а по совместительству владелец отеля Алек Сневар и "поразительная дура" Кайса, служащая одновременно горничной и поварихой; "старший лейтенант от кибернетики" и "унылый шалун" Симон Симонэ, "великий престидижитатор" Дю Барнстокр и Брюн, "единственное дитя его дорогого покойного брата" или просто "чадо"; "Мозес, сударь! Альберт Мозес!" и его жена, очаровательная Ольга. И сенбернар Лель, конечно, - "Сапиенс. Всё понимает на трёх европейских языках. Блох нет, но линяет". Остальных персонажей перечислять не будем, потому что появятся они не с самого начала.

Сюжет повести передан в целом без особых вольностей, что положительно отличает игру от упоминавшихся выше экранизаций. А вот некоторые косвенные моменты, не влияющие или практически не влияющие на сюжет, разработчики переосмыслили для придания игре более красивого вида. Возраст Петера Глебски в произведении не сообщался, но по косвенным фактам можно судить, что ему 40-45 лет, - в игре же он кажется намного младше, если судить по внешности. Симон Симонэ - наоборот, оказался старше своего книжного прототипа. Двухэтажный жёлто-зелёный отель превратился в большое здание о четырёх этажах, старинное и в меру роскошное, с большой библиотекой, широкими коридорами и поистине огромными номерами. Во многом оно напоминает переделанное в отель поместье.

Развитие событий идёт соответственно сюжету книги, дополняя его второстепенными квестовыми моментами и головоломками, носящими сугубо эпизодический характер (например, почти в самом начале игры главный герой оказывается заперт в своём номере и для привлечения внимания соседа должен верно направить луч света, чего в книге не было). Глебски, а вместе с ним и игрок вливается в жизнь отеля, знакомится с постояльцами, катается на лыжах и достойно проводит свой отпуск всеми возможными способами, пока в отеле не происходит убийство. Это, если что, никакой не спойлер, ведь полное название произведения - "Дело об убийстве, или Отель "У погибшего альпиниста": ещё одна отходная детективному жанру" (подзаголовок отсылает к роману Фридриха Дюрренматта "Обещание"). Тем временем главный герой хоть и полицейский инспектор, но специализируется на экономических преступлениях и никогда дел с убийствами не имел. Жаль только, что в игре не отражены переживания Глебски и его душевное состояние по этому поводу, - в квесте он производит впечатление уверенного в себе и опытного сыщика, в то время как в книге расследование было для него бременем.

Некоторые эпизоды, которые, казалось бы, логичнее просто не включить в сценарий, органично и порой даже оригинально вплетены в геймплей. Так, изумительный эпизод с очередью в душ передан в виде квестовой задачки: необходимо обойти весь отель и найти всех персонажей, чтобы выяснить, кого нигде нет и кто же занял душ. Вообще, постояльцы и персонал отеля ведут довольно активную жизнь, не оставаясь на протяжении игры в одном и том же месте. Кое-какие диалоги из книги разработчики трансформировали в головоломки. Например, первая трапеза в столовой, где Глебски воодушевлённо советовали "набрать закуску поострее" и угощали фирменной настойкой на лепестках эдельвейса, а сам он "горько сожалел, что не бывает пикулей величиной с дыню", стала пазлом следующего содержания: нужно выбрать себе блюда, соблюдая баланс ингредиентов, дабы ни у кого из собравшихся не возникло желания прокомментировать предпочтения инспектора. Положили многовато курицы - услышите шутку, что скоро и сами кудахтать начнёте, и так далее. Дегустация той самой эдельвейсовой настойки тоже будет - в виде одной из двух аркадных вставок на удержание равновесия (вторая - езда на лыжах). К сожалению, успешное её прохождение не обязательно, и даже провал в самом начале просто продолжит квест дальше, - то ли так и было задумано, то ли довести этот момент до ума просто не успели.

Будут здесь и мини-игры: покер с Дю Барнстокром и другими, бильярд с Симоном Симонэ и дартс (последний в повести отсутствовал). Симонэ играет на редкость хорошо, но его, в отличие от более молодой книжной ипостаси, победить реально. Не забудьте перед этим полистать мемуары Кориолиса о бильярдной игре.

Разработчики, как уже говорилось выше, довольно достоверно перенесли сюжет первоисточника на экраны мониторов. Однако это не помешало им вдоволь пофантазировать и добавить в свою игру многое от себя. Как это совместимо? Очень просто - альтернативные концовки. Всего "Отель" можно закончить тремя финалами (в двух из них будет ещё по одному разветвлению, - то есть de facto даже пятью), один из которых каноничный, а остальные два - бонусные. Правда, третья концовка в оригинальной версии была недостижима из-за бага, но официальный патч устранил эту проблему. Так что если вы хотите получить самую необычную развязку из трёх, то не забудьте установить это обновление. Какая из концовок будет у вас, зависит от порядка действий во время устроенной хозяином вечеринки. Игра в этот момент не ставит никаких явных задач: можно танцевать, играть в карты, разговаривать с персонажами, подходить к бару или вообще идти заниматься чем-либо вне столовой, - никаких ограничений нет, но именно эти действия активируют соответствующие триггеры. В сети нетрудно найти подробные инструкции, как действовать, чтобы достичь того или иного варианта. Дабы можно было оценить вариативность, скажем, что вечеринка может закончиться восемью (!) различными способами.

Этот квест на редкость приятен, причём по многим причинам. Его интересно проходить, интересно просто блуждать по отелю, интересно наведываться к Кайсе на кухню и уходить оттуда с пополнившим инвентарь бутербродом с красной икрой, интересно выходить на улицу и любоваться снежными видами (но далеко уйти не дадут, что вполне соответствует повести), играть в бильярд и покер. Разработчики добавили в свой проект немало разных вещей, продлевающих общее время, проведённое за игрой, и способствующих её атмосферности, среди которых есть также пасхалки и секреты. Единственное, что можно поставить в упрёк товарищам из Electronic Paradise, - это очень ограниченное использование в игре всех стилистических достоинств текста. "Поразительная дура… В своём роде феномен!" - так говорит в повести о своей работнице Кайсе хозяин. "... эдакая кубышечка, пышечка этакая лет двадцати пяти, с румянцем во всю щеку, с широко расставленными и широко раскрытыми голубыми глазками", - а такой увидел её в первый раз главный герой. Увы, вместо всего этого в блокноте, который ведёт Глебски в игре, о "кубышечке" будет написана совершенно сухая фраза ни о чём: " Не похожа ни на кого из моих знакомых. Это хорошо". И так происходит постоянно - разработчики точны в передаче сюжета, но почему-то не используют эти мелочи, слова, характеристики и диалоги, которые не нужно даже создавать - они уже готовы, и именно они сделали книгу ярче. Впрочем, такая позиция объяснима - квест выдержан в более серьёзном и мрачном ключе, нежели повесть. Но всё же жалко, что услышать все эти великолепные вещи от персонажей не получится.

После выхода "Отель "У погибшего альпиниста"" получил смешанные отзывы, причём впечатление многих от игры было довольно сильно испорчено тем, что выпустили её в недоделанном виде. Неумолимая "Акелла" хотела поскорее положить диски на полки магазинов (естественно, предварительно снабдив их своим любимым "Старфорсом") и не дала разработчикам отшлифовать проект. Итог: баги, баги и баги. Игра вообще поступила в продажу в практически неработоспособном виде, потому что у абсолютного большинства пользователей не работал курсор мыши (!); помимо этого, имелись проблемы вроде отсутствия звука, вылетов и так далее. Да и некоторые игровые аспекты вроде тех же ни на что не влияющих аркадных вставок, как кажется, тоже являются следствием чрезвычайно сжатых сроков - будь у авторов больше времени, игрокам точно не удалось бы "отделаться" от лыж и распития настойки просто так. После того как все неприятные сюрпризы с техническими проблемами вскрылись, последовал выход официального патча.

Поговорим о графике. Фоны точно удались: в отеле красиво, уютно, умеренно роскошно и очень просторно. Есть и несколько снежных локаций вокруг здания и на крыше. Модели персонажей сделаны более-менее, но имеются проблемы с анимацией: в то время как одни ведут себя абсолютно нормально, движения, например, Олафа критически неестественны. Музыкальное сопровождение очень разноплановое, но во всех отношениях удачное: здесь есть и нагнетающие напряжение эмбиентные композиции, и просто красивая инструментальная музыка, и заводной рок-н-ролл.

Подходя к игре с позиций критика, нельзя не найти в ней различные недостатки, - но если набраться сил и простить их, то станет ясно, что перед нами отличный квест, созданный по гениальному литературному произведению. "Отель "У погибшего альпиниста"" - это must-play для всех любителей квестов и, конечно же, поклонников творчества Стругацких.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.