Monster Carlo

Monster Carlo
Жанр: Other
Разработчик: Nikolay Soumarokov
Издатель: UFP Software
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 1
Оригинальная и весьма примечательная игра за авторством Николая Сумарокова – изначально бывшего нашим соотечественником, но как минимум с конца 1980-х по неизвестной причине вынужденного жить и трудиться в столице Австрии. Свои немногочисленные работы, написанные на Turbo Pascal, он издавал под вывеской некой UFP Software – скорее всего, собственной выдумки; если ранние его вещи, такие как «Troff II» и (предположительно) ненайденная пока «Troff», выпускались в статусе Shareware, то более поздние выходили уже как полностью бесплатные. Данный же проект при всех своих достоинствах является на удивление редким и малоизвестным.

«Monster Carlo» представляет собой значительно улучшенный и дополненный ремейк текстового развлечения под названием «Gambler» от Рэнди Хокинса (который написал для TRS-80 несколько такого рода вещей), изначально публиковавшегося ещё в 1982 году на страницах журнала SoftSide Magazine. В те славные времена набирать и отлаживать программы приходилось вручную, что делал и Николай Сумароков на своём Atari 800XL, – а спустя несколько лет воссоздал итоговый результат в модернизированном виде для IBM PC. Конечно, уже с графикой, которая тут EGA о 16 цветах и выглядит вполне прилично, – а вот музыка или звуковые эффекты отсутствуют начисто; управление реализовано исключительно с клавиатуры.

С точки зрения жанровой принадлежности перед нами оказывается многопользовательская игра, в которой от двух до пяти соперников (одного из них разрешается отдать под управление компьютера) состязаются в том, кто быстрее наберёт определённую сумму денег – посредством участия в различных азартных дисциплинах, коих тут насчитывается аж 17 наименований. Среди последних представлены как привычные, подобно «Покеру», «Скачкам» или «Однорукому бандиту», так и весьма оригинальные занятия (например, «Русская рулетка», – разработчик не зря подчёркивал, что создал первое и, возможно, единственное электронное воплощение этого древнего развлечения). Получается нечто среднее между симулятором казино и настольной игрой, но довольно-таки самобытное и увлекательное, – причём, в отличие от ряда других подобных забав, успех здесь зависит исключительно от везения и от всесильного случая.

Для начала следует воспользоваться файлом MC.BAT (или командой «Game N»), препровождающим нас на богатый возможностями экран настроек партии (в дальнейшем, если не возникнет желания сменить эти установки, можно запускать просто «Game»). Первым делом придётся определиться с «аватаром» своего персонажа или персонажей: стоит отметить, что для выбора представлены практически исключительно изображения самых разнообразных монстров (включая школьного учителя, некогда преподававшего юному Николаю Сумарокову английский язык). В принципе, намёк на подобную странную эстетическую особенность «Monster Carlo» заявлен уже в заголовке, – да и всю игру её создатель зачем-то посвятил известному своим экстравагантным внешним видом артисту Элису Куперу. Портретики общим количеством в девять штук взяты из графического редактора «GNOOM» того же авторства, – разработчик даже придумал для каждого из этих чудищ подробную биографию и описание места обитания, ибо планировал использовать их и в последующих своих играх (которые, вероятно, так и не состоялись).

Как бы то ни было, выбираем себе наименее (ну или наиболее) уродливого персонажа, затем прописываем его имя – и повторяем то же самое ещё от одного до четырёх раз, при необходимости задействовав десятый по счёту «портрет» – изображение ПК. Для перемещения между вариантами используются стрелки клавиатуры, для подтверждения выбора – «ввод», ну а клавиша «Tab» отвечает за переключение между различными секциями экрана. Ибо на данном этапе помимо указания изображения и псевдонима разрешается также при желании сменить валюту (в наличии, кроме выставленных по умолчанию «roubles», целых одиннадцать прочих вариантов, от франков и лир до ЭКЮ и просто «золотых»), – разумеется, ни на что существенное этот выбор влияния не оказывает. А вот к определению той суммы таких денежек, которую необходимо собрать, стоит подходить уже более осознанно: от данного показателя зависит продолжительность партии (к нашим услугам – десять вариантов, от 500 до 5000, а если по времени, то выходит где-то от минут сорока до многих и многих часов). Не менее значимо и ещё одно условие: выставленное по умолчанию «Play to Win» дозволяется сменить на «Play to Lose», при котором победа неожиданно присуждается наименее удачливому из соперников (после того как заявленного максимума достигнет кто-то другой).

Разобравшись с установками, активируем последнюю оставшуюся ячейку экрана настроек – просто «Play» – и наконец-то переходим к собственно игре. В самом начале и в промежутках между раундами нам демонстрируют «турнирную таблицу» с перечнем участников состязания и имеющихся у них на руках сумм. На старте у каждого в наличии по сотне предпочтённых в настройках денежных знаков, однако первым же делом нам предлагают потратиться на три лотерейных билета по 10 у. е. за штуку: можно согласиться (в том числе на один или два), можно отказаться. В первом случае в том самом списке в строке выбравшего этот вариант пользователя будут перечислены и его «выигрышные номера», по паре на купленный билет (и в промежутке от 1 до 6 включительно). Рядом с «дебетом» указан и «кредит»: если сумма на руках кого-либо из соперников достигнет нуля или даже отрицательной величины (что вполне возможно, особенно в самом начале), банк выдаст ему ссуду под определённый процент.

Ход любого игрока заключается в активации одного из тридцати вариантов действия, который выбирается случайным образом по нажатию одушевлённым соперником какой-нибудь столь же произвольной клавиши (и автоматически – для ИИ). Визуализируется такой ассортимент табличкой о двух столбцах по пятнадцать пунктов в каждом (точное их расположение меняется с каждой партией), – число это намного превышает заявленное количество дисциплин, ибо некоторые из них тут дублируются, а помимо собственно азартных развлечений в списке представлена ещё и парочка совсем иных вещей. Так, «Loose a turn» (две ячейки из тридцати) означает переход хода следующему по очереди сопернику, а «Radio Fortune» (три экземпляра на поле) является аналогом клетки «Шанс» из «Монополии» и подобных ей вещей: попавший туда игрок в случайном порядке что-либо получает или теряет. Зато совсем даже не редко в развлечении, выпавшем на текущем ходу одного из соперников, будут принимать активное участие и все остальные.

Собственно дисциплины вполне незамысловаты и почти все сопровождаются демонстрацией на экране правил, – однако опишем их и здесь, ибо игроку может просто не посчастливиться испытать на себе всё это разнообразие, особенно в ходе сравнительно короткой партии. «Roulette» представляет собой предельно упрощённый вариант одноимённой забавы из казино: здесь требуется сделать ставку (фиксированной величины в 20 у. е.) либо на определённое число (от 1 до 36 включительно), либо на сектор поля (шесть вариантов, обозначенных первыми буквами латинского алфавита), либо на цвет (в наличии – красный и белый). Никакой собственно рулетки с шариком тут почему-то нет: вместо неё мы видим анимацию движения линейной шкалы, – но стрелочка в таком же случайном порядке в итоге останавливается на одном из делений. Если мы угадали, то получаем в награду 500, 50 или 20 монет сообразно типу сделанной ставки, – в противном же случае просто лишаемся таковой.

Уже упоминавшаяся «Russian Roulette» предусматривает «игру» с револьвером (очевидно, шестизарядным), в барабан которого вставляется один-единственный патрон. После чего потенциально смертоносное огнестрельное оружие подносится ко лбу «аватара» каждого игрока (начиная с того, которому посчастливилось в свой ход вызвать именно в эту дисциплину) – и следует либо выстрел, либо безобидный щелчок. Первый же неудачник выбывает из игры, а его денежки делят между собой выжившие: таковы суровые реалии жизни. В «One-armed bandit» тоже участвуют сразу все соперники: картинки на здешнем барабане представляют собой полную галерею здешних монстров, – если кто-то из игроков (включая компьютер) увидит на экране себя любимого, то получит 100, 200 или 300 монет (в зависимости от того, в каком количестве будет представлена на слот-машине его физиономия).

Большинство дисциплин посвящено костям: в «Monster Carlo» таковые представляют собой квадратики с изображаемыми на них в случайном порядке арабскими цифрами (разумеется, от 1 до 6 включительно), а при броске (за который для одушевлённого пользователя отвечает нажатие любой клавиши) они просто падают по очереди в столбик-стакан. «The More – The Better» – одна из самых примитивных разновидностей такого развлечения: все участники делают ставки в 20 у. е. и по очереди кидают три кубика. Кто набрал бòльшую сумму, получает целую сотню; если результат одинаковый и победителя определить нельзя – придётся начинать сначала. Правила «Crazy Seven» столь же элементарны, но тут уже с фортуной состязаются в одиночку: бросив два кубика, игрок либо теряет, либо выигрывает те же 100 монет – в зависимости о того, равна или не равна выпавшая сумма семи. Привычный «Poker» не очень-то похож на реальный оригинал: здесь тоже скидываются по 20, бросают три кубика и получают сотню, но для победы следует получить (в порядке приоритетности) «три одинаковых», «Strit» (то бишь последовательность из трёх цифр подряд; на правописание внимания не обращаем, вспоминаем о местных монстрах!) или «пару». Если несколько игроков удостоились одной комбинации, выигрыш присуждается тому, у кого больше очков.

В забаве под названием «Even Wins» игрок бросает сначала один кубик, а затем то их количество, на которое указывает выпавшая цифра. Если получившаяся в итоге сумма чётная, счастливчик получает её в пятикратном размере, если нет – из его состояния та же умноженная на пять величина вычитается. «Win A Little» также построена на перебрасывании, но уже в беспроигрышном варианте: сначала кидаем одну костяшку, потом то их количество, которое выпало на первой, – ну и получаем на руки сумму второй попытки в десятикратном размере. Забава под названием «Lose A Little» полностью аналогична предыдущей, но с тем очевидным отличием, что деньги мы тут, наоборот, теряем. А в «Plus-Minus» уже все игроки по очереди кидают четыре кубика – и получают выплаты или штрафы согласно формуле: сумма очков первой и третьей костяшки, помноженная на десять, минус десятикратный сложенный результат второй и четвёртой.

В «Head Cutter» после первого броска одинокого кубика требуется его же и перебросить: если выпал тот же самый результат, пользователь получает сотню, в противном случае он теряет сразу две сотни. К счастью, на достижение этого результата нам даётся аж пять попыток, что для «Monster Carlo» смотрится аттракционом небывалой щедрости. «One-By-One» отличается использованием уже сразу шести костяшек: если на второй, на третьей и так далее вплоть до последней цифра оказывается выше, чем на предыдущей, это означает выигрыш в 50 монет, если меньше – проигрыш той же суммы; при повторе такой ситуации размеры выплат и штрафов удваиваются. Правила «Craps» ожидаемо более замысловаты. Кидают два кубика; если при первом броске выпало 7 или 11, игрок получает 50 у. е., если 2, 3 или 12 – ровно столько же теряет. А если вышло что-то иное (т. е. 4, 5, 6, 8, 9 или 10), то придётся перебрасывать костяшку столько раз, сколько потребуется для появления того же самого числа, – тогда опять-таки следует выигрыш в 50 монет, но при условии, что в процессе не выпало семёрки (которая теперь уже знаменует собой одни несчастья – и потерю этой вожделенной полусотни).

Мини-игра «Win 5000!» выделяется тем, что с её помощью можно при очень большом везении сразу же завершить даже самую масштабную из партий. Необходимо только угадать итоги бросков шести (или менее) кубиков: сообразно полученному результату полевых испытаний своих экстрасенсорных способностей можно выиграть от 25 до 5000 монет – или же проиграть от 10 до 100 (точные условия приводятся в табличке на экране). «Lottery» имеет смысл только для тех, кто перед запуском игры рискнул приобрести лотерейные билеты: после броска всё тех же шести костяшек отыскиваем среди выпавших цифр свои любимые. Если удалось встретить обе составляющие одной из прописанных в нашей турнирной табличке комбинаций, получаем на руки 50 монет (а если двух или трёх – то, понятное дело, 100 или 150). Разумеется, все билеты при первом визите кого-либо из соперников на данное поле «сгорают», – но нам сразу же предлагают приобрести новые по всё той же выгодной цене.

«Monster Races», заменяющая тут более традиционные скачки на лошадях, с костями никак не связана. Просто скидываемся по 20 монет – и если чудище, бегущее по дорожке одного с нами цвета, приходит к финишу первым, то получаем в карман сотню. Повлиять на результат гонок, естественно, никак нельзя, – но что печалит куда больше, так это невозможность поставить именно на конкретное существо (тут они все одинаковые и представляют собой каких-то жутковатых и появляющихся в случайном порядке четвероногих скелетов, динозавриков и т. д.). Дорожек всего шесть, а игроков может быть куда меньше, так что нередко скачки просто оказываются без победителей.

Наконец, «Speedy Skulls» (или «Speddy», с опечаткой) выделяется в общем ряду тем, что для её правил на экране места не нашлось, а сама эта игра представляет собой самую настоящую «ходилку»! Только с отображением поля посредством всё тех же прокручивающихся линейных шкал, как в описанной выше «Рулетке». Каждому из соперников отводится по одной такой строчке, а в качестве условных фишек выступают черепа, под которыми и перемещается бегущая линия сообразно выпавшим на кубике очкам. Пронумерованных клеток на любой из дорожек по тридцать штук; выделенные синей рамкой – «обычные», а вот прочие цвета окантовки символизируют различные приятные бонусы или, наоборот, пакости: «пропуск хода», «плюс 20 монет», «минус 20 монет», «возврат на самое начало»... Добравшийся до финиша (31-я ячейка или далее) ранее всех объявляется победителем и получает сто у. е. (с учётом всех упомянутых попутных модификаций).

Пожалуй, как и со всеми прочими многопользовательскими вещами такого рода, с «Monster Carlo» лучше знакомиться вместе с несколькими друзьями за тем же ПК. Но и при состязании в одиночку против компьютера творение Николая Сумарокова вполне способно доставить вам немало приятных (и, вероятно, нервных) минут. Наши самые лучшие рекомендации!
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.